МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология суицида

    мужа на место, где был приготовлен костер. Лицо ее было открыто. Раньше она

    сочла бы смертельным стыдом показаться с открытым лицом перед посторонними

    мужчинами, но теперь она уже не принадлежала этому миру; мысли ее были с ее

    мужем, с которым она должна была соединиться через несколько минут вечного

    блаженства.

    По прибытии на место сожжения к жертве подошел полицейский-индус и,

    согласно своей обязанности, попытался отговорить ее от выполнения страшного

    намерения. Но она осталась непоколебимой и, ответив решительным отказом,

    стала глядеть на приготовляемый костер, сложенный из легко воспламеняющихся

    материалов. Когда тело мертвеца было положено на него, вдову пригласили

    обойти семь раз вокруг костра. Она сделала это, но тут ее энергия и

    присутствие духа как будто поколебались. Полицейский служитель тут же

    воспользовался этим, чтобы еще раз попытаться спасти женщину от ее страшной

    судьбы. Но вдова, ничего не отвечая ему, легла рядом с покойным и приказала

    поджечь.

    Следует сразу обратить внимание читателей, что по сути ритуальное

    самоубийство представляет собой разновидность сценического искусства,

    театрального действия, где имеются главный герой и актеры, действие и

    зрители, пристально следящие за ним. Роль главного персонажа исполняет

    жертва, и в ее обязанности входит достойно сыграть свою роль. В этом ей

    помогают многочисленные помощники, представленные браминами, которые следят

    за последовательностью развивающихся событий, управляют ходом действия,

    четко следя, чтобы каждый шаг, каждое слово вдовы соответствовало принятому

    ритуалу. Вдова следовала за трупом пешком или в носилках среди толпы

    благоговейно взиравшего на нее народа, и нередко под звуки музыки. Многие,

    вероятно, с целью одурманить себя, делали этот путь танцуя и по приходе на

    место очертя голову бросались на уже пылающий костер. Впрочем, это было

    исключение, обыкновенно жертвоприношение совершалось с достоинством и

    серьезностью. Этому придавалось огромное эстетическое значение. Вдова

    обходила надлежащее число раз вокруг костра, па котором уже лежало тело ее

    мужа, и сыпала из-под подола платья жареный рис и раковины каури, которые

    ревностно подбирались присутствовавшими, так как этим вещам, полученным от

    жертвы, приписывались целебные свойства. Народ верил, что сжигаемым вдовам

    дается в последние минуты способность ясновидения. Брамины старались

    внушить жертве ожидание, что в роковую минуту ей откроются удивительные

    вещи, и не подлежит сомнению, что им удавалось путем внушения убеждать в

    этом многих женщин, как видно из того факта, что одна вдова, лишившаяся

    чувств при виде костра, так что ее бросили в него в обморочном состоянии,

    дорогой туда спокойно разговаривала с сопровождавшими ее женщинами и делила

    между ними перечные листья, которые принимались как драгоценные реликвии.

    Приводится даже случай, как одна жертва, лежа на костре, вспомнила о

    предшествовавшем существовании своей души и сделала какое-то предсказание,

    которое будто бы сбылось.

    Взойдя» на костер, женщина или склонялась к телу мужа, или ложилась

    рядом с ним, а иногда, чтобы она не соскочила, ее даже связывали с ним. В

    некоторых частях Индии она ждала смерти, сидя на скамье, в других ее

    привязывали на костре к столбу. Если же муж умер на чужбине и тело его было

    сожжено в дальней стране, то вдову сжигали одну, причем она прижимала к

    груди его башмаки или какой-нибудь другой предмет из одежды.

    Одного из европейцев, присутствовавшего во время совершения ритуала

    сати, поразил пример молодой женщины, которая получила ложное известие о

    том, что муж ее умер вдали. Согласно обычаю, она взошла на костер с одеждой

    покойного. Европеец, тронутый этой трагический историей, выразил свое

    участие к отчаянию мужа, до которого дошло известие об этой ужасной ошибке.

    Однако каково было его удивление и даже негодование, когда один из

    рассказчиков заметил на это: «Да, точно, бедняку пришлось хлопотать, искать

    другую жену и тратиться».

    Некоторые очевидцы рассказывают, что женщины, лежа на костре, сами

    давали знак зажечь его или даже сами зажигали свой костер, но это могло

    быть только в исключительных случаях.

    Харакири

    Ритуал получил в свое время широкое распространение среди самураев и

    других высших слоев японского общества в период становления и развития

    феодализма в Японии.

    Обычай харакири неразрывно связан с кодексом чести японских воинов

    бусидо. Самураи совершали самоубийство с помощью харакири в случаях

    оскорбления их чести, совершения недостойного поступка или по приговору

    суда как наказание.

    Начиная с эпохи Хэйан (IX–XII в.в.), сэппуку уже становится обычаем

    буси, при котором они кончали жизнь самоубийством, погибая от собственного

    меча. Тем не менее, ритуал не был тогда еще массовым явлением. Самоубийства

    путем харакири получили широкое распространение у самураев лишь в конце XII

    века, во время борьбы за власть двух могущественных родов – Тайра и

    Минамото. С этого времени число случаев харакири постоянно растет; самураи

    делали себе сэппуку, чаще всего не желая сдаваться в плен или в случае

    смерти своего господина.

    Харакири вслед за смертью господина («самоубийство вслед») получило

    название «оибара», или «цейфуку». В древности в Японии при смерти знатного

    человека вместе с ним погребали и его ближайших слуг, предметы роскоши и

    так далее, чтобы обеспечить его всем необходимым в загробном мире. Этот,

    обычай стал позднее называться «дзюнси». Впоследствии, чтобы избавить людей

    от мучительной смерти при захоронении заживо, им разрешалось самоубийство

    здесь же, на могиле их хозяина. Император Суйнин, правивший в начале нашей

    эры, согласно преданиям, вообще запретил дзюнси, а слуг, хоронимых вместе с

    господином вокруг его могилы («хитогаки» – «ограда из людей»), приказал

    впредь заменять антропоморфными фигурками из глины. Однако обычай смерти

    вслед за сюзереном, несколько трансформировавшись, сохранился в феодальное

    время и принял вид уже добровольного лишения себя жизни посредством

    харакири на могиле феодала. В соответствии с нормами бусидо самураи it u во

    что не ставили свою жизнь, отдавая себя всецело служению только одному

    своему господину, поэтому смерть сюзерена и влекла за собой многочисленные

    случаи оибара. Обязавшись «отдать свои тела господину по его смерти»,

    обычно десять – тридцать или более ближайших слуг феодала умерщвляли себя,

    сделав сэппуку после его кончины.

    Добровольно уходили из жизни не только вассалы феодалов, но и сами

    дайме. Так, например, в день кончины сегуна Иэмицу (1651 г.) самоубийством

    покончили пять знатных князей из его окружения, которые не пожелали

    «пережить своего господина».

    В период междоусобных войн харакири приобретает в сословии самураев

    массовый характер. Вскрытие живота начинает доминировать над другими

    способами самоубийства. Как сказано выше, в основном буси прибегали к

    харакири для того, чтобы не попасть в руки врагов при поражении войск

    своего дайме. Этим же самураи одновременно заглаживали свою вину перед

    господином за проигрыш в битве; они уходили таким образом от позора.

    Одним из наиболее известных примеров совершения харакири воином при

    поражении является сэппуку Масасигэ Кусуноки. Проиграв сражение, Масасигэ и

    шестьдесят его преданных друзей совершили харакири. Этот случай считался

    одним из самых благородных примеров преданности долгу в японской истории.

    Обыкновенно вслед за вскрытием живота японский воин этим же ножом

    перерезал себе и горло, чтобы прекратить мучения и быстрее умереть. Бывали

    случаи, когда самураи или военачальники обезображивали себе перед

    самоубийством лицо холодным оружием, с тем чтобы воины противника не смогли

    уже после их смерти использовать головы совершивших харакири в качестве

    доказательства своей храбрости и военного мастерства перед господином и

    снискать за эту ложь уважение и почет самураев собственного клана. Так

    поступил Нитта Есисада, воевавший против рода Асикага. Он, чтобы не быть

    узнанным врагом, перед харакири полностью изувечил себе лицо.

    Другим поводом для сэппуку служило стремление предупредить угрожающее

    со стороны феодала или правительства сегуна наказание за какой-либо

    недостойный чести самурая поступок, оплошность или невыполнение приказания.

    В этом случае харакири совершалось по собственному усмотрению или по

    решению родственников.

    Производилось харакири также в знак пассивного протеста против какой-

    либо вопиющей несправедливости для сохранения чести самурая (например, при

    невозможности совершения кровной мести), в виде жертвы во имя идеи или, при

    лишении возможности применения своих профессиональных навыков волна в

    составе дружины феодала (например, при утере вассалитета). Короче говоря,

    харакири было универсальным выходом из любого затруднительного положения, в

    котором оказывался самурай.

    Часто самураи совершали харакири по самым незначительным и

    несущественным поводам. М. Хан описал случай сэппуку двух самураев из

    окружения императорской семьи. Оба самурая сделали себе харакири после

    короткого спора из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда

    буси проходили по дворцовой лестнице.

    Подобная легкость лишения себя жизни объясняется полнейшим

    пренебрежением к ней, выработанным в русле дзэновского учения, а также

    наличием среди буси культа смерти, создававшего вокруг прибегнувшего к

    сэппуку ореол мужественности и делавшего его имя знаменитым не только среди

    оставшихся жить, но и у будущих поколений. К тому же в феодальное время

    самоубийство посредством вскрытия живота стало у воинов настолько

    распространенным, что превратилось по существу в настоящий культ харакири,

    почти манию, так что причиной для его совершения мог стать совершенно

    ничтожный по современным понятиям повод.

    Харакири выполнялось в различных видах и различными средствами, что

    зависело от методики, выработанной различными школами. Самурай, погружая

    оружие в брюшную полость, должен был разрезать ее так, чтобы окружающие

    могли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым «чистоту помыслов»

    воина. Живот разрезался дважды, сначала горизонтально от левого бока к

    правому, затем вертикально от диафрагмы до пупка. Таким образом, цель –

    самоубийство – вполне оправдывалось способом – харакири; после этого

    страшного ранения остаться в живых было уже невозможно.

    Существовал также способ вскрытия живота, при котором брюшная полость

    прорезалась в виде буквы «х». Первым движением был прорез от левого

    подреберья направо – вниз. Оно проводилось самураем в сознательном

    состоянии, тщательно и с вниманием, когда буси имел еще много сил для этой

    операции. Второй разрез делался уже при большой потере крови, при уходящем

    от сильной боли сознании. Он направлялся с нижней левой части живота вверх

    – направо, что было проще для правой руки.

    Кроме крестообразного вскрытия живота, применялись также и другие

    виды. Самым распространенным было вспарывание живота посредством косого

    разреза слева направо – вверх, или двумя прорезами, образующими прямой

    угол. В более позднее время операция харакири была упрощена: достаточно

    было сделать лишь небольшой разрез или просто ввести малый самурайский меч

    в живот, используя при этом вес собственного тела. Очевидно, под влиянием

    этого упрощенного способа вскрытия живота развился затем способ

    самоубийства посредством выстрела в живот (тэппобара).

    Вид вскрытия живота зависел в основном от самого самурая, от степени

    его самообладания, терпеливости и выносливости. Определенную роль здесь

    играла также договоренность с ассистентом самоубийцы, которого иногда

    выбирал себе самурай для оказания помощи при совершении харакири.

    В редких случаях харакири производилось не стальным, а бамбуковым

    мечом, которым было намного труднее перерезать внутренности. Это делалось

    для того, чтобы показать особую выдержку и мужество воина, для

    возвеличивания имени самурая, вследствие спора между буси или же по

    приказанию.

    Сэппуку совершалось, как правило, в положении сидя (имеется в виду

    японский способ сидения, когда человек касается коленями пола, а туловище

    покоится на пятках), причем одежда, спущенная с верхней части тела,

    затыкалась под колени, препятствуя тем самым падению тела навзничь после

    проведения харакири, так как упасть на спину при столь ответственном

    действии считалось позором для самурая.

    Иногда харакири делалось воинами стоя. Этот способ получил у японцев

    название «татибара» – сэппуку стоя (в естественном положении).

    Живот вскрывался специальным кинжалом для харакири – кусунгобу,

    имевшим длину двадцать пять сантиметров и считавшимся фамильной ценностью,

    которая хранилась в токонома на подставке для меча, или вакидзаси – малым

    самурайским мечом. В случае отсутствия особого орудия для совершения

    сэппуку, что бывало у самураев крайне редко, мог использоваться и большой

    меч, который брался рукой за лезвие, обмотанное материей для удобства

    производимой операции. Иногда оборачивалось материей или шелковой бумагой и

    лезвие малого меча с таким расчетом, чтобы десять – двенадцать сантиметров

    режущей поверхности оставались свободными. При этом кинжал брали уже не за

    рукоять, а за середину клинка.

    Подобная глубина прореза необходима была для того, чтобы; не задеть

    позвоночник, что могло явиться препятствием для дальнейшего проведения

    ритуала. В то же время, по правилам сэппуку, необходимо было следить за

    лезвием, которое могло пройти слишком поверхностно, разрезав только мышцы

    живота, что могло быть уже не смертельным.

    Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться уже с

    детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо

    начать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное

    достоинство и проявив умение владеть собой вплоть до последнего момента

    жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление

    харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев

    часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота. А. Бельсор описал

    случай харакири семилетнего сына самурая, совершившего самоубийство перед

    наемными убийцами, посланными к его отцу, но убившими по ошибке другого

    человека. При опознании трупа молодой самурай, желая использовать эту

    ошибку для спасения жизни родителя, как бы в отчаянии выхватил меч и

    безмолвно распорол себе живот. Преступники, поверившие в этот своеобразный

    обман, удалились, считая свое дело сделанным.

    Для жен и дочерей воинов харакири также не являлось чем-то особенным,

    однако женщины, в отличие от мужчин, разрезали себе не живот, а только

    горло, или наносили смертельный удар кинжалом в сердце. Тем не менее, этот

    процесс также назывался харакири. Самоубийство посредством перерезания

    горла («jigai» – дзигай, что означает «уничтожение самой себя») исполнялось

    женами самураев специальным кинжалом кайкэн – свадебным подарком мужа, –

    или коротким мечом, вручаемым каждой дочери самурая во время обряда

    совершеннолетия, были известны случаи применения для этой цели и большого

    меча. Обычай предписывал хоронить совершивших харакири с оружием, которым

    оно было исполнено. Возможно, именно этим можно объяснить наличие в древних

    женских погребениях мечей и кинжалов.

    В соответствии с нормами кодекса бусидо для жены самурая считалось

    позором не суметь покончить с собой при необходимости, поэтому женщин также

    учили правильно ному исполнению самоубийства. Они должны были уметь

    перерезать артерии на шее, знать, как следует связывать себе колени перед

    смертью, чтобы тело было найдено затем в целомудренной позе.

    Важнейшими побуждениями к совершению самоубийства женами самураев были

    обычно смерть мужа, оскорбление самолюбия или нарушение данного мужем

    слова.

    Свод церемоний и правил для совершения харакири, вырабатывавшийся на

    протяжении длительного времени, в общих чертах был оформлен при сегунате

    Асикага (1333–1573 гг.), когда обычай сэппуку стал приобретать силу закона.

    Однако сложный ритуал, сопровождавший сэппуку, окончательно сформировался

    лишь в эпоху Эдо, когда сэппуку стало применяться официально, как наказание

    по приговору суда совершивших преступление буси. Обязательным лицом при

    исполнении официального сэппуку стал помощник делающего харакири самурая –

    «секундант» (кайсяку, или кайсякунин), отрубавший ему голову.

    История сэппуку имеет немало примеров, «когда после вскрытия живота

    герои находили в себе силы, чтобы писать духовное завещание своей

    собственной кровью». Однако, несмотря на воспитание в духе дзэн и умение

    владеть собой, самурай мог подсознательно потерять контроль над своими

    действиями вследствие ужасной боли и «умереть некрасиво».

    Японцы вообще изначально ориентированы не столько на этический,

    сколько на эстетический критерий при оценке человеческих поступков. Мир

    делится для них не на добро и зло, а на чистое и нечистое, красивое и

    безобразное. В человеке более всего ценили тонкий вкус и чувство красоты. В

    Японии красота, чувство красоты культивировалось веками. Тагор говорил про

    японцев, что «они видят Истину в Красоте, а Красоту в Истине».

    Согласно так называемому этикету и эстетике смерти (сипо сахо),

    принятому в среде сословия буси, самурай должен был умирать красивой,

    достойной смертью (сини-бана), приняв ее легко и спокойно. В

    противоположность этому в поведении умирающего (синиката или синидзама)

    различалась и постыдная, не достойная воина смерть (синихадзи), при которой

    нарушалась эстетика смерти и что считалось недопустимым для самурая. Здесь

    важно было не испортить некрасивой смертью родословную и честь дома.

    Литература

    1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – С.-П., 1994.

    2. Амбрумова А.Г. О самоубийцах//Аргументы и факты. – 1994 (март,

    №12).

    3. Арнольд О. Дар редчайший, дар бесценный//Vita. – 1999, №3 – с. 22-

    24.

    4. Волкова А.Н. Психолого-педгогическая поддержка детей

    суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-

    реабилитационной работы. – 1998, №2 – с. 36-43.

    5. Вроно Е. Что толкает в петлю//Деловой мир. – 1994 (30.05 – 06.06) –

    с. 30.

    6. Дарк О. Право на смерть//Независимая газета. – 1999 (3 сентября) –

    с. 16.

    7. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1987.

    8. Мелихова А. Мышь черная, белая… или профилактика

    суицида//Учительская газета. – 1999, №28/29 – с. 18.

    9. Научные и организационные проблемы в суицидологии. – М., 1983.

    10. Павлов И.П. Самоубийство – великая печаль русской

    жизни//Медицинская газета, 1999 (28 мая) – с. 15.

    11. Снайдер Р. Практическая психология для подростков. – М., 1995.

    12. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. – М., 1993.

    13. Фоминова Г. Я не хочу умереть за большую любовь!//Московский

    комсомолец? 1997 (4 февраля) – с. 6.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.