Применение компьютера в педагогических исследованиях
этом случае рациональнее производить на CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW с
помощью устройства CD- и DVD-Writer, либо хранить её на жёстком диске
компьютера. Хранение фотодокументов исследования в цифровом варианте
позволяет без особых трудностей использовать их в качестве иллюстраций к
статьям в периодических изданиях или к докладам на научных конференциях,
симпозиумах и т.д. Компьютер может хранить на жёстком диске несколько тысяч
фотографий и сотни минут звукозаписи.
Кроме фиксации текстовой, звуковой и графической информации сегодня
возможно применение компьютер в процессе сбора эмпирических данных. Чаще
всего его используют при проведении анкетирования и тестирования. Для
доказательности исследования часто бывает необходимым провести опрос
большого количества учащихся, учителей или родителей воспитанников одного
или нескольких, иногда расположенных далеко друг от друга, учебных
заведений. Традиционно анкетирование проводится с заполнением специально
предусмотренной формы на бумажном носителе. Проведение педагогического
исследования методом анкетирования требует материальных затрат на
изготовление анкет, а так же значительных ресурсов по обработке анкетных
данных.
Сегодня стала доступной технология компьютерного и Internet-
анкетирования. Она позволяет значительно повысить уровень педагогических
исследований, охватить большее число респондентов одного или нескольких
учреждения образования в одном или разных районах, а так же снизить
трудовые затраты по обработке данных. Один из возможных вариантов
оформления анкеты или теста это - формат HTML. Пользователь получает доступ
к информации, заложенной в форме анкеты, привычным для него способом,
используя знакомый браузер (например, Internet Explorer). Сама анкета или
тест может размещаться как в Интернете, так и на сервере в школьном
компьютерном классе или на отдельном компьютере. Что касается ввода и
обработки данных, тестовая форма может содержать встроенную систему ввода
данных, используя которую оператор вводит коды ответов на вопросы анкеты.
Система осуществляет контроль ввода данных (чтобы избежать ошибок). Ввод
первичных данных каждой анкеты завершается нажатием кнопки, после чего
данные добавляются в специальный файл и становятся доступными для
статистической обработки.
Затем для передачи результатов анкетирования или тестирования программа
производит активизацию почтовой программы, установленной на компьютере по
умолчанию. Автоматически формируется письмо, на электронный адрес лица,
заинтересованного в получении результатов анкеты. Программа автоматически
формирует текстовый файл, содержащий в специальном формате результат
заполнения анкеты, и в случае активного подключения к Internet происходит
соединение и немедленная отправка данных на электронный почтовый адрес.
Обработка полученных данных происходит в автоматическом режиме, для
определения значимости и надежности результатов анкетирования используются
стандартные статистические критерии, о которых будет сказано чуть позже.
Данную технологию можно активно использовать в проведении разнообразных
педагогических исследованиях, тестировании уровня знаний в учебных
заведениях, в целях психологического тестирования, а так же для организации
дистанционного обучения.
Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования,
тестирования, ранжирования, регистрации, социометрии, интервью, беседы,
наблюдений и педагогического эксперимента часто применяются математические
методы исследования с использованием компьютера.
В последнее время предпринимаются серьезные шаги, направленные на
внедрение в педагогику кибернетических и математических методов оценки и
измерения педагогических явлений и установления количественных зависимостей
между ними. Кибернетические и математические методы позволяют подойти к
решению одной из сложнейших задач педагогики - количественной оценки
педагогических явлений. Часто лишь обработка количественных данных и
полученные при этом выводы могут объективно доказать или опровергнуть
выдвинутую гипотезу.
Методами математической или статистической обработки результатов
педагогического эксперимента называются математические приемы, формулы,
способы количественных расчетов, с помощью которых количественные
показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в
систему, выявляя скрытые в них закономерности. Речь идет о таких
закономерностях статистического характера, которые существуют между
изучаемыми в педагогическом эксперименте переменными величинами.
Кроме элементарных операций регистрации, ранжирования и шкалирования,
методы статистического анализа позволяют вычислять так называемые
элементарные математические статистики, характеризующие выборочное
распределение данных, например, выборочное среднее, выборочная дисперсия,
мода, медиана и ряд других. Другие методы математической статистики,
например дисперсионный анализ, регрессионный анализ, позволяют судить о
динамике изменения отдельных статистик выборки. С помощью третьей группы
методов — корреляционного анализа, факторного анализа, методов сравнения
выборочных данных, можно достоверно судить о статистических связях,
существующих между переменными величинами, которые исследуют в данном
педагогическом эксперименте.
Методы статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.
Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели,
непосредственно отражающие результаты производимых в педагогическом
эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими
показателями имеются в виду те, которые применяются в самих
психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической
обработки результатов психодиагностики. Вторичными называются, методы
статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных
выявляют скрытые в них статистические закономерности.
Первичные методы статистической обработки: определение выборочной средней
величины, выборочной дисперсии, выборочной моды и выборочной медианы.
Вторичные методы обычно включают корреляционный анализ, регрессионный
анализ, кластерный анализ, методы сравнения первичных статистик у двух или
нескольких выборок.
Применение методов математической или статистической обработки информации
педагогических исследований требует проведения большого числа простых
арифметических операций над большим числом исходных данных. Практика
показывает, что ручные расчёты (с использованием только записей на бумаге)
занимают неимоверно много времени и неизбежно содержат множество ошибок.
Сократить трудоёмкость расчётов и уменьшить число ошибок помогает
использование микрокалькуляторов и персональных компьютеров.
Сейчас для проведения статистических расчётов обычно используют готовые
вычислительные программы, которые достаточно легко осваиваются
неспециалистами в области компьютерных технологий. Простейшая из таких
программ, которая называется «Калькулятор», создаёт на экране компьютера
изображение калькулятора. С помощью этой программы можно проводить простые
расчёты, как на обычном калькуляторе. В тоже время имеется возможность
проводить и некоторые статистические расчёты: нахождение среднего
арифметического и стандартного отклонения. Более подробную информацию о
работе «Калькулятора» можно найти меню «Справка»-«Вызов справки», а о
функциях отдельных клавиш – щёлкнув правой клавишей мыши на любой из кнопок
«Калькулятора».
Сложные статистические расчёты поводятся с помощью специальных программ
для статистических расчётов, например программа STADIA. [5] Для проведения
вычислений с помощью этой программы достаточно ввести исходные данные
(численные значения наблюдений) в блок редактора данных, имеющего вид
таблицы. Все сложные вычисления программа проводит по командам пользователя
автоматически. Другие программы с похожими функциями STATISTICA и SPSS. [2]
Необходимо также отметить возможность использования для статистической
обработки данных табличного редактора Microsoft Excel. Данный редактор
позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы, создавать
формулы, сортировать, фильтровать, группировать данные, проводить быстрые
вычисления на листе таблицы, используя «Мастер функций». С табличными
данными также можно проводить статистические операции, если к Microsoft
Excel подключён пакет анализа данных.
Табличный редактор Microsoft Excel с помощью встроенного мастера диаграмм
также даёт возможность построить на основании результатов статистической
обработки данных различные графики и гистограммы, которые можно
впоследствии использовать на других этапах исследования.
Необходимо отметить ещё одну важную функцию на этапе обработки данных
педагогического исследования – создание моделей.
Методы математического моделирования применяются для построения
математических моделей, описывающих какие-либо закономерности, а также для
планирования эксперимента и всего исследования в целом. Кроме того,
компьютер может использоваться для построения модели предметной области
исследования на основе гипертекста.
Модель может эффективно замещать предметную область в исследовании за
счёт большей формализации, абстрагирования от несущественных деталей.
Компьютерная техника позволяет зафиксировать большое количество информации
в разных формах. За счёт применения произвольных ссылок гипертекст может
создать структуры самого разного вида, в том числе и такие, связи, которых
первоначально не определены (в этом состоит его преимущество перед базами
данных, наполнение которых невозможно без предварительного определения их
структуры). Гипертекст допускает определённую гибкость и потому может быть
применён для построения моделей разных предметных областей. Поскольку объём
материала и его глубину трудно предугадать заранее, жёсткая структура базы
данных малоэффективна. Гипертекст с его произвольными связями может
оказаться наиболее удобным. Достаточно в этой связи упомянуть, что в
глобальной сети Internet он применяется для представления различной
информации.
Таким образом, на этапе сбора и обработки данных педагогического
исследования компьютер сегодня можно считать незаменимым. Он в значительной
мере облегчает работу исследователя по регистрации, сортировке, хранению и
переработке больших объёмов информации, полученных в ходе эксперимента,
наблюдения, бесед, интервью, анкетирования и других методов
исследовательской работы. Это позволяет исследователю сэкономить время,
избежать ошибок при расчётах и сделать объективные и достоверные выводы из
экспериментальной части работе.
На этапе оформления результатов педагогического исследования в виде
диссертации, для подготовки научных докладов, статей, учебно-методических
пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования компьютер также
практически незаменим. Он позволяет в кратчайшие сроки справиться с любым
из данных видов работы. При этом могут использоваться уже упоминавшиеся
ранее текстовый редактор Microsoft Word и табличный редактор Microsoft
Excel. Для обработки графических изображений и изготовления плакатов
подойдут программы типа Microsoft PhotoShop, Corel PHOTO-PAINT, Corel DRAW
и другие им подобные. Подготовка докладов, монографий, учебников и статей
упрощается ещё больше, если с самого начал исследования вся информация о
нём хранилась в цифровом формате. Это избавляет от необходимости вручную
набирать текст, рисовать графики и иллюстрации. Кроме того, сегодня
существует возможность публиковать статьи и монографии в Internet с помощью
пакета Font Page, используемой для создания Web-страниц. Публикация в
Internet является на сегодняшний день самым быстрым способом донести
новейшую информацию о ходе и результатах педагогического исследования
заинтересованным лицам.
Компьютер может также оказать помощь в создании по результатам
исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач,
роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных
программ, игр, интерактивных путешествий и т.д.
Для выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических
конференциях, симпозиумах компьютер можно применить в качестве средства
презентации графической и текстовой информации, иллюстрирующей доклад. В
этом случае может использоваться программа для создания презентаций и
деловой графики Microsoft Power Point и другие подобные программные
средства. Непосредственно демонстрация материала осуществляется с помощью
мультимедийного проектора или крупногабаритного ЖК- или ЭЛТ- монитора. С
помощью компьютера также возможно подготовить и напечатать раздаточный и
иллюстративный материал для участников конференции: брошюры, бюллетени,
информационные листки и т.д.
Подводя итог, можно сказать, что организация и проведение ни одного
современного педагогического исследования не может обойтись сегодня без
применения компьютера. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей
ЭВМ по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а
также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто
многофункциональным инструментом исследования, но и активным участником
теоретической и экспериментальной работы. Возможно, он будет способен
формализовать и описать явления, считавшиеся ранее недоступными для
математической обработки и анализа; будет самостоятельно высказывать
гипотезы, делать прогнозы и вносить предложения по ходу исследования.
Заключение
Социальные и экономические изменения, происходящие в нашей стране, влияют
на весь уклад жизни людей. Одним из следствий этих изменений является
информатизация нашего общества, переход его на новый технологический
уровень, использование новых средств коммуникации, хранения и обработки
информации.
Педагогика, как наука о воспитании подрастающего поколения, не может
оставаться в стороне от этих процессов, так как именно она ответственна за
подготовку молодых людей к жизни в быстроменяющемся мире. Двигателем и
источником развития педагогики, как и любой другой науки, является
исследовательская работа, для успешного осуществления которой в современных
условиях необходимо применение новейших информационных технологий. Ни одно
педагогическое исследование не может обойтись сегодня без использования
компьютера.
Подводя итог реферативного обзора имеющейся литературы, можно сказать,
что компьютер, как основное общедоступное средство применения
информационных технологий в разных сферах жизни, может быть эффективно
использован почти на всех стадиях педагогического исследований.
Использование компьютера на стадии накопления знаний и фактов связано,
во-первых, с поиском литературы:
Во-вторых, компьютер может использоваться в работе с литературой в ходе:
составления библиографии, реферирования, конспектирования, аннотирования,
цитирования, перевода иностранной литературы.
На этапе опытно-экспериментальной работе компьютер также играет важную
роль как средство подготовки и проведения эксперимента, а также для
обработки промежуточных и конечных результатов исследования.
Мы считаем, что компьютер применим на данном этапе исследовательской
работы:
во-первых, для фиксации информации о предмете.
- во-вторых, для обработки количественных данных полученных в ходе
использования эмпирических, социологических и математических методов
исследования, а также для построения диаграмм и виртуальных моделей.
Компьютер незаменим на этапе оформления результатов педагогического
исследования в виде диссертации, для подготовки научных докладов, статей,
учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме
исследования компьютер. Он предоставляется возможность публиковать
информацию о результатах исследования в Internet.
Для выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических
конференциях, симпозиумах компьютер можно применить в качестве средства
презентации графической и текстовой информации, иллюстрирующей доклад, а
также для создания печатных материалов информационного и иллюстративного
характера.
В завершение необходимо отметить, что на выше перечисленном возможности
применения компьютера в педагогическом исследовании не исчерпываются.
Использование компьютера в педагогических исследования является обширным
полем дальнейших поисков и экспериментов, которые должны происходить в
тесном сотрудничестве программистов и педагогов-исследователей. Будущее
безусловно принадлежит информационным технологиям.
Список использованной литературы
1. Алексеев А., Евсеев Г., Мураховский В., Симонович С. Новейший
самоучитель работы на компьютере. - М.: Десс, 1999. - 654 с.
2. Армянинова Н.А. История развития и опыт применения математических
методов в отечественной педагогики послевоенного времени. Автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Санкт-Петербургский Государственный Университет – С.-Пт.,1999. - 22 с.
3. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. - 2-е изд., доп.
и перераб. - Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. - 208 с.
4. Браун С. "Мозаика" и "Всемирная паутина" для доступа к Internet: Пер.
с англ. - М.: Малип, 1996. - 168 с.
5. Быкадоров Ю.А., Шалик Э.В. Компьютерные методы математической
обработки психологической информации: Методические рекомендации /
Белорусский государственный педагогический университет: Минск, 1999. –
34 с.
6. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и
перспективы.
7. Глазунов А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация и
обработка результатов. – М.: Издательский центр АПО, 2003. – 41 с.
8. Граничина О.А. Статистические методы психолого-педагогических
исследований (Учебное пособие) - Санкт- Петербург: Издательство РГПУ
им. А.И.Герцена, 2002.
9. Гурин Н.И. Работа на персональном компьютере: Справ. пособие. - Мн.:
Беларусь, 1995. - 224 с.
10. Дёмин И.С. Использование информационных технологий в учебно-
исследовательской деятельности/ И.С. Дёмин // Шк. Технологии. – 2001.
- №6. – С.174 –177
11. Загвязинский В.И. Методология и методы психологических исследований.
Учеб. пособие для пед. вузов. – М., Изд. Центр «Academia», 2001. –
206с.
12. Информатика. Базовый курс/Симонович С.В. и др. - СПб: Издательство
”Питер”, 2000.-640 с.
13. Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в
социалистических странах: Сб. науч. Трудов. – М., 1987.
14. Качалко В.В. Методы психолого-педагогических исследований с
применением математической статистики. – Мозырь: МГПИ им Н.К.
Крупской, 2002. – 107с.
15. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогических исследований: Учебно-
методическое пособие. – Могилёв: МГУ им А.А. Кулешова, 2001. – 112 с.
16. Применение технологии интернет-тестирования на примере изучения
готовности сельских школьников к продолжению образования
http://vio.fio.ru/vio_04/cd_site/Articles/art_2_5.htm
17. Саўчанка Я.А. Пытанні матадалогіі і методыкі педагагічных даследванняў
(Матэрыялы да спецкурса для аспірантаў)/ Беларускі дзяржаўны пед. ун-
т. – Мн., 1994. – 107с.
18. Сборник тезисов докладов 5 Российской конференции "Проблемы
методологии и методики внедрения компьютерной графики в учебные
дисциплины" http://www.tstu.ru/koi/tgtu/publ/96w564.htm.
19. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. – 6-е изд. – Мн.: Універсітэцкае,
2000. – 560с.
20. Элементы компьютерной графики Ю.Е. Пельцман
http://www.rsuh.ru/win/curr/331.html.
Страницы: 1, 2
|