МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика

    Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие

    исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию,

    методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику

    процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического

    процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми

    руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

    Специфика принципов воспитания

    Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания:

    1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет не рекомендация;

    они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и

    систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто

    снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы.

    Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства

    этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как,

    например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен

    даже к судебному преследованию,

    2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности,

    предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение

    на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в

    цепочке, а фронтально и все сразу.

    3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные

    положения равнозначны» среди них нет главных и второстепенных, таких, что

    требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно

    отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает

    возможные нарушения течения воспитательного процесса.

    В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более

    не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы

    автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных

    знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов

    одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

    Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют

    систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно,

    характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут

    оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания

    руководствуется следующими принципами:

    . общественная направленность воспитания;

    . связь воспитания с жизнью, трудом

    . опора на положительное в воспитании;

    . гуманизация воспитания;

    . личностный подход;

    . единство воспитательных воздействий.

    Личность как объект и субъект воспитательного процесса

    Воспитание растущего человека как формирование развитой личности

    составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление

    отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно

    развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается

    автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия

    направляются как на создание материальных возможностей, объективных

    социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом

    историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного

    совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность

    развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью

    материальных и духовных ресурсов общества.

    Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу

    формирования развитой личности. Необходима организация систематического,

    базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития

    личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой

    этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том,

    чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что

    требует не только умственного развития детей, не только развития их

    творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять

    свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов,

    чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и

    политической жизни, личностно-общественного становления, развития

    многообразных способностей, центральное место в которых занимает

    способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность

    участвовать в социально необходимой деятельности.

    Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и

    если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие

    на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат

    действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

    Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение

    детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных

    ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно

    средства и способы организации становятся непродуктивными.

    И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга

    способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы

    воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых

    форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при

    этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и

    целенаправленной организации.

    Формирование человека как личности требует от общества постоянного и

    сознательно организуемого совершенствования системы общественного

    воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

    Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без

    опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей

    развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание

    существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного

    воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой

    природы, техницизм в подходе к человеку.

    Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена

    в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса

    воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие

    воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и,

    главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны

    быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся

    образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого

    использования.

    Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы

    воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное

    самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.

    Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот -

    всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и

    социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление

    детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не

    подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно

    выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие -

    формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в

    решении сложных нравственных проблем. “Условие эффективности воспитания -

    самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей

    деятельности”.

    Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего

    человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание

    роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека,

    через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у

    ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет

    возможность, превращается в действительность. “Воспитывать - это значит

    направлять развитие субъективного мира человека”, с одной стороны, действуя

    в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает

    требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя

    цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Как указывал Л.С.Выготский, “учитель с научной точки зрения- только

    организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее

    взаимодействия с каждым учеником”.

    Такой подход к построению процесса воспитания - как активного

    целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей

    методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа

    растущего человека в становлении его личности. Достижения современной

    науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и

    физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в

    социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит

    действенная выработка программ социального поведения человека, формируется

    человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности

    носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое

    формирование личности не представляет собой пассивного отражения

    общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных

    отношений, личность формируется через ее активные общественные действия,

    сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе

    целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно

    организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая

    его как развитую личность потребность в благе другого.

    Методы воспитания

    Взаимодействие коллектива и личности

    Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный

    педагогический инструмент.

    Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в

    коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших

    закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности,

    следует иметь в виду два следующих положения.

    Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является

    формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских

    черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии,

    что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в

    социальном и духовном отношениях коллективе.

    Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено

    лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно

    должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только

    обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель

    здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и

    художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической

    работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив

    и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого

    коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

    Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на

    русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Таким

    образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на

    существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом

    людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные.

    Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению

    социально- значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином

    объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же

    отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и

    охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

    Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями.

    Деловые отношения также не исключают личных симпатий.

    Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и

    действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между

    учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат

    личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива

    и коллективизма.

    Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. «Нельзя

    представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму

    отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и

    организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность,

    соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и

    коллектива, а есть просто толпа или сборище».

    Таким образом, воспитательный коллектив- это такое объединение

    учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными

    устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а

    межличностные отношения характеризуются высокой организованностью,

    ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством

    духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность

    каждой личности.

    Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется

    длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии

    коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к

    предъявляемым педагогическим требованиям.

    Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве

    сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся.

    «Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на

    первых порах в каждом коллективе.

    Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли

    первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется

    группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать

    дисциплину.

    И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует

    коллектив. Это- тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд

    первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в

    известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной,

    организованной работой».

    При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с

    коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной

    демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный

    стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства

    коллективизма у трудящихся. Наиболее существенными психологическими и

    нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость

    коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного

    достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы,

    ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении

    совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена

    коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере

    проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:

    . организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом

    воспитания и управления своей деятельностью,

    . нравственно- воспитательная и личностно- развивающая, когда

    коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений,

    гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся,

    . стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности

    и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и

    здоровой целенаправленности своей жизни.

    Особенности самовоспитания школьников

    Движущие силы и механизм самовоспитания личности.

    Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”,

    т.е. гово-рим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс

    биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких

    качеств и свойств, которые по сво-ему происхождению не связаны с

    биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки,

    поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформировать-ся лишь

    прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, об-

    щее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие -

    “личность”.

    О личности мы судим по следующим признакам:

    1. Определенные сформированные социальные качества. Например:

    ответственность, дос-тоинство, индивидуальность, общественная активность,

    твердость взглядов и убежде-ний.

    2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития,

    который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью.

    Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и

    главный признак личности.

    А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников”

    говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее

    внутреннем мире неиз-бежны столкновения, конфликты, периоды спада и

    усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих

    сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании

    личности являются определенные противоречия.

    В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал,

    позволяю-щий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм

    самовоспитания имеет сле-дующие особенности: воспитанник выбирает цели

    жизни, идеалы в соответствии с общест-венными критериями, готовит себя к

    жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению

    окружающего мира. Между указанными факторами самовос-питания существуют

    сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а

    увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием

    совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и

    т.д. и не всегда противоречия мо-гут быть разрешены усилиями самого

    воспитанника.

    В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:

    а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.

    б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое,

    эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

    в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

    г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и

    вспомогатель-ные).

    Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается

    в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит

    разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как:

    самосознание, увлеченность, на-правленность, умение управлять собой и т.д.

    Нравственный идеал и самовоспитание.

    В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль

    нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное

    мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для

    самовоспитания нужен эталон нравственно воспитан-ной личности школьника,

    который должен соответствовать следующим показателям:

    . трудолюбие;

    . творческое отношение к труду;

    . высокая культура поведения.

    В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко,

    А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:

    работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при

    системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование

    разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и

    внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с

    учетом имеющихся у него положительных ка-честв и способностей; формирование

    объективной самооценки; обучение методике само-стимуляции положительного

    поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

    Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию

    предполагает форми-рование социального эталона личности в учебно-

    воспитательной работе школы, организа-цию жизни коллектива на принципах

    гуманистической морали и включение каждого уче-ника в процесс своего

    нравственного самосовершенствования.

    От воспитания к самовоспитанию.

    В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится,

    что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются

    появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие

    волевых качеств, ответственно-сти, коллективизма и связано с приучением

    ребенка к регулярному и добросовестному вы-полнению учебных заданий.

    А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:

    Пять “надо”:

    1. Всегда помогать родителям.

    2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

    3. Быть честным.

    4. Подчинять личные интересы коллективным.

    5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

    Пять “можно”:

    1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

    2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

    3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !

    4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

    5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься

    сам.

    Это нужно тебе самому!

    1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

    2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот

    из неудач соз-даст успех, из поражений выкует победу.

    3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться,

    если ты к другим хорошо относишься.

    4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой,

    закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой

    рук, час в день выделяй на про-гулки и еще час отдай труду или спорту.

    5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает

    от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

    Этого делать нельзя!

    1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

    2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

    3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь

    сильней своих сла-бостей.

    4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над

    товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

    5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

    Пять “хорошо”:

    1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по

    пустякам)

    2. Планировать каждый свой день.

    3. Оценивать свои поступки.

    4. Сначала думать, а потом делать.

    5. Браться вначале за самые трудные дела.

    Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в

    соответствии с пя-тью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются

    повышенные требования при выпол-нении именно данных правил. Одновременно

    указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно

    подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания и

    приучения.

    Литература:

    1. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения -М.,1986.

    2. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, Мн., Нар.

    асвета, 1990

    3. Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и

    методики нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С. П. Баранова и

    др. - М.: Просвещение, 1976. – 352 с.

    4. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика. 1979.

    5. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика. 1980.

    6. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика. 1987.

    7. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика. 1989.

    8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы

    экспериментальных исследований. – Минск: Изд-во Университетское,

    1990

    9. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и

    пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. –

    576 с.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.