МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика

    Педагогика

    Негосударственное образовательное учреждение

    Профессионального образования

    Тема: ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО.

    Преподаватель: Ст. преп. Бачманова Наталья Владимировна

    Экономический факультет заочное отделение II курс Законщикова О.С.

    Санкт-Петербург

    1999г.

    Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849

    г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную

    педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с

    перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл

    в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще

    нескольких крестьянских школ . >

    В 1860 году Толстой намеревался учредить

    просветительское общество. Его задача -- открытие школ для крестьян ,

    подбор учителей для них , составление курса преподавания и помощь учителям

    в их работе .

    Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой

    резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике Толстой

    подверг и современную ему школу , в которой учат тому что не нужно народу.

    Яснополянская школа, открытая в 1959 году была

    реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение

    Л.Н.Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи

    преподавателей. Несмотря на кратковременное существование , работа школы ,

    которую Л.Н.Толстой освещал в своем педагогическом журнале > , вызвала живой отклик в России и за рубежом , и была примером для

    подражания .

    Летом 1862 года в отсутствии Толстого, в школе был

    произведен обыск. Это событие задело и оскорбило писателя . В знак протеста

    он прекратил свою интересную педагогическую деятельность .

    В 1869 году Толстой, вновь с увлечением занимается

    педагогикой. В 1872 году , была издана составленная Толстым > , в

    1875 году , вышли в свет переработанная > и четыре > . В то же время он составляет учебник арифметики и занимается

    методикой первоначального обучения и другими вопросами средних школ .

    В своей статье 1874 года, > он

    резко критиковал земства за то, что они сдерживали активность крестьян,

    которые стремятся сами создавать сельские школы, предпочитая их тем,

    которые открывают земства на средства крестьян.

    В 70-х годах, Толстой снова стал учить детей в

    Яснополянской школе, разработал проект крестьянской учительской семинарии.

    В 1876 году , он получил разрешение открыть семинарию , но не встретив

    поддержку со стороны земства не смог осуществить свой проект .

    Последний период педагогической деятельности Толстого

    относится к 90-м и 900-м годам.

    Толстой в этот период в основу своей педагогической деятельности ставил

    свою > -- признание, что человек носит бога в >, всеобщую любовь к людям, всепрощение, резко отрицательное

    отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое

    отделение воспитания от образования и считает , что детей не только можно

    но и нужно воспитывать , и воспитывать именно в духе проповедуемого им

    >. Эти взгляды он высказывает в ряде писем и

    статей и в 1907-1908 годах ведет занятия с крестьянскими детьми в духе

    своего религиозно-нравственного учения.

    ТЕОРИЯ >. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ

    АКТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА. ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА.

    Дав острую критику современной школы, Толстой

    противопоставил ей свою систему воспитания которую, стремился построить на

    уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей.

    В своих педагогических исканиях в начале 60-х годов

    Толстой признавал, что воспитание является насилием над личностью ребенка и

    потому недопустимо, считал, что надо ограничится лишь образованием, то есть

    передачей взрослыми знаний детям. Но в Яснополянской школе он не только

    обучал детей чтению , письму , арифметике и т.п. . , но и проводил

    воспитательную работу. Таким образом, это одно из многих противоречий в

    педагогических воззрениях и деятельности Толстого. По существу он возражал

    не против воспитания вообще , но против воспитания , которое проводилось в

    школах того времени, --против муштры и угнетения , против формализма и

    зубрежки. В противовес этому он выдвигал лозунг: >.

    В статье>Толстой высказывает убеждение

    в совершенстве природы ребенка:>.

    В этих словах -- идеализация ребенка, преклонение перед

    его природой, характерные для теории>.

    Но в тоже время в них звучит горячий протест против угнетения детей,

    большая любовь Толстого к детям.

    Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком

    детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся

    его педагогическая деятельность.

    Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и

    развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко

    чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно

    искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической

    лабораторией.

    Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861-

    1862 годах Яснополянская школа, открытая Толстым. В этой школе занятия

    строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались

    чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской

    истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии,

    рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой

    сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.

    Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об

    Отечественной войне 1812 года в статье >. Из описания

    видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно

    они переживали его.

    Определенного учебного плана, программы обучения и

    твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, >. Домашних заданий не было . Хотя обязательного

    ежедневного посещения школы от детей не требовалось , они посещали ее и

    настолько заинтересовывались занятиями , что им приходилось напоминать о

    том , что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в

    Яснополянской школе отсутствовали.

    Яснополянская школа представляла собой, несомненно,

    ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана

    гениальности и педагогическому мастерству Толстого, но его опыт остался

    незавершенным.

    Крупными недостатками Яснополянской школы были:

    недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана,

    программ и расписания занятий, отсутствие правильного распорядка,

    приучающего детей к чувству долга, к организованности и дисциплине.

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ТОЛСТОГО.

    Вопрос о содержании обучения в народной школе

    Л.Н.Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности

    различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным >, имея в виду

    обычную программу школы того времени -- чтение, письмо, арифметика, закон

    божий.

    Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем

    учебных предметов, Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал 12

    учебных предметов в школе, но обьем их и время, которое отводилось на

    занятия каждым из них, зависели от желания детей.

    Когда Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием,

    определяющим содержание обучения, объясняется уже не детский интерес, а

    взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за

    потребности всего крестьянства. Как уже отмечалось, Толстой считал тогда,

    что народная школа должна давать только знания русской и славянской

    грамоты, учить счету, и закону божьему.

    Наконец, в последние годы педагогической деятельности

    установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в

    обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе

    >. Школу, в которой учитель >,

    Толстой называл пустячным делом.

    В воззрениях Толстого в этот период было верно его признание, что

    недопустимо разделять воспитание и образование. В письме 1909 года к

    Булгакову Толстой писал:>.

    Выдвинув в противоположность своим прежним взглядам

    совершенно правильное положение-- принцип воспитывающего обучения, Толстой,

    однако, наполнил его реакционным содержанием, требую, чтобы в основу

    воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение

    всепрощения, смирения, непротивление злу насилием, и т.п.

    Толстой высказал много ценных мыслей о методике

    обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к

    тому или другому методу.>, - писал Толстой.

    Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так

    как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо

    применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть

    педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе

    должен проявлять самостоятельное творчество.

    Среди различных методов обучения Л.Н.Толстой особое

    место отводил живому слову учителя, и сам владел этим методом в

    совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие

    переживания.

    Предавая большое значение развитию творчества детей,

    Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельные работы, например

    сочинения на различные темы. В полной педагогической поэзии статье > Толстой художественно описал процесс написания учениками

    коллективного класного сочинения.

    Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся

    успевали, говорил Толстой. В методическом приложении к > он

    перичисляет условия , при соблюдении которых будет достигнуто успешное

    обучение :если ученику не говорят о том , чего он не может знать и понять,

    а также о том, что он хорошо уже знает; если там где учится ребенок , нет

    привычных предметов и лиц ; если ученик не стыдиться учителя и товарищей, а

    между ними существуют простые и естественные отношения; если ученик не

    боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый

    урок посилен ученику.>.

    Ученики должны усваивать знания сознательно; правила,

    определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного

    ими фактического материала.

    Предавая большое значение жизненности преподавания,

    приучая учащихся к наблюдательности,

    Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты,

    пользовался таблицами и картинками, отдавая должное принципу наглядности.

    Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа

    наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так

    называемых >.

    Толстой относился критически к звуковым методам обучения

    грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 60-90-годов.

    Он отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена.

    По предложению Толстого Московским комитетом грамотности

    была даже организованна экспериментальная проверка результатов обучения

    грамоте звуковым методом и методом Толстого в двух школах с одинаковым

    возрастным составом учащихся. Обучение продолжалось семь недель, после чего

    была назначена экспертиза, не давшая, однако, определенного результата:

    степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой.

    > Л.Н.ТОЛСТОГО И КНИГИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ.

    В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими

    должны бать книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал

    должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги

    должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать

    материалы из жизни Родины, легко запоминающиеся и производящие на детей

    сильное впечатление.

    В соответствии со своими дидактическими взглядами и

    требованиями к учебной книге, Толстой составил >, изданную в 1872

    году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции

    переиздана в 1875 году под названием>. Им были составлены

    также четыре >. Как >, так и книги для

    чтения выдержали каждая свыше тридцати изданий, разошлись в миллионах

    экземпляров и были наряду с > Ушинского самыми

    распространенными учебными в земских учебных школах.

    Характерными чертами составленных Толстым книг для

    чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота,

    полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный

    русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из

    жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме

    художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих

    три-четыре строки.

    Педагогическая печать по справедливости высоко оценила

    эти учебные книги сразу же после их выхода в свет. Так, известный соратник

    Ушинского, крупный педагог Д.Д. Семенов писал, что эти книги -- >.

    Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и

    разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для

    детей. Многие из этих рассказов были помещены в советских книгах для чтения

    в начальной школе.

    Следует, однако, отметить, и серьезный недостаток этих

    книг: нек5оторые имеющиеся в них рассказы проникнуты религиозными взглядами

    Толстого.

    В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было

    много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль, было

    много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его

    педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к

    личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий

    психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося.

    Важно отметить постоянные педагогические искания

    Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный

    призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и

    составителя учебных книг.

    Л.Н.Толстой вошел в историю русской педагогики как

    крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История

    педагогики-М., Просвещение, 1982г.

    2. Бабский Ю. К. Педагогика-М., Просвещение, 1988г.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.