Педагогическое образование родителей. Работа с родителями ребёнка-инвалида
высшего образования. Он заявил о необходимости реформ университетского
образования. В число предложений Пирогова входила организация подготовки
профессуры и научных работников. По Пирогову, преподавание в университете
должно было носить прежде всего общечеловеческую направленность, т. е.
быть далеким от узкой специализации. Он настаивал на автономии
университетов.
Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в
своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о
судьбах школы и воспитания в политическую полемику. К ним прежде всего
относились Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Хотелось
бы привести ряд примеров педагогических взглядов на воспитание и обучение
детей того времени, идеи которых находят отражение и сегодня.
Дмитрий Иванович Писарев (1841-1868) в статьях "О Журнале для
воспитания", "О Русском педагогическом вестнике", "Наша университетская
наука", "Педагогические софизмы", "Школа и жизнь" и др. настаивал на
изучении ребенка и защите его прав: "Чтобы быть хорошим воспитателем и
наставником, нужно любить ребенка и уметь уважать в нем его человеческую
личность, его формирующийся характер, его стремление к самостоятельности и
к деятельной мысли".
Писарев отвергал профессионализацию, утилитаризм общеобразовательной школы:
"Призрак специального образования никак не решается исчезнуть и до сих пор
мешает нашему обществу разглядеть действительный смысл и задачу,
образования".
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) вскрывал
диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным
достатком и образованием.; "Кто находится в нищете, тот не может развить
своих умственных сил, кто пользуется политической властью, тот не может
спастись и от невежества".
Недостатки школы Чернышевский видел в низком научном уровне обучения,
схоластических методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и
подробностями, а также в неравенстве женского образования по сравнению с
мужским и в казарменном духе воспитания.
Чернышевский руководствовался антропологическим подходом к человеку и
воспитанию. "Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со
всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о
единстве человеческого организма",- писал он.
Чернышевский полагал, что нравственные свойства невозможно наследовать.
Каждому человеку природа дает особый темперамент, что сказывается на
особенностях его поведения, не обусловливая, однако, самый характер.
"Темпераментом определяется только степень быстроты движений, и, вероятно,
перемен душевного настроения. Должно думать, что человек, имеющий быструю
походку, расположен к более быстрой смене настроений, чем человек, движения
которого медленны. Но этой разницей не определяется то, который из них
более трудолюбив, и тем менее определяется степень честности или
доброжелательности того и другого".
Чернышевский считал одним из ведущих свойств человека активность, а
важными источниками активности - потребность в ней и осознание этой
потребности. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных
познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей.
Таким образом, развитие потребностей - важнейшее условие становления
личности.
Добролюбов критиковал ущемление права на образование в тогдашней России
из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное
образование, замечал он, остается в русском обществе "монополией" богатых.
Добролюбов стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в
удовлетворении "естественных стремлений" человека, которые "могут быть
выражены в двух словах: чтобы всем было хорошо". Исходя из принципа
антропологизма (человек - "целое, нераздельное существо").
Добролюбов указывал на необходимость воспитания активного общественного
человека, который осознает собственные разнообразные потребности в
деятельности. При, этом делились радикальные, далеко идущие выводы.
Поскольку общество и воспитание мешают естественным потребностям
деятельности личности, следует "предпринять коренное изменение для
общественных отношений, господствующих над нами и изменяющих нашу
деятельность".
Излагая свое педагогическое кредо, Добролюбов заявил, что современная
система воспитания и обучения убивает в детях и подростках "внутреннего
человека", лишает их сил.
Таким образом, Добролюбов помещал в центр воспитания" заботу о
личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовке юного человека
к активной и счастливой жизни. Цель образования не столько сообщение неких
знаний, сколько научение "думать самостоятельно, внушить... любовь к
знаниям, сообщить... ясные и полные понятия, дать материал для деятельности
всем способностям и полный простор для их развития".
Владимир Яковлевич Стоюнин (1826-1888), исповедовал идеи
общечеловеческого, гуманного и народного воспитания. Он много размышлял о
сущности национального характера воспитания. Стоюнин писал: "Для того чтобы
перестроить наши школы на национальных началах, надо учесть народную
психологию и историю, согласовать школу с общественными потребностями,
принять во внимание строй семьи, экономические, климатические и прочие
условия народной жизни".
Стоюнин ратовал за развитие наряду с классическим современного
среднего образования, в котором, по его убеждению, общество испытывало все
большую потребность. Он всячески приветствовал частную инициативу в
создании гимназий и прогимназий и полагал возможным для школы
дистанцироваться от государства.
Василий Иванович Водовозов (1825-1886) особенно настаивал на
соблюдении в начальной школе наглядности и последовательности обучения. Он
писал в этой связи в своей книге "Предметы обучения в народной школе"
(1873): "Мы знаем, что ребенок приобретает представления и понятия лишь
после того, как предмет разносторонне действовал на его чувства.
Следовательно, при всяком объяснении предмета нужно обращаться к чувствам
ребенка; преподавание должно быть наглядным в обширном значении этого
слова, то есть следует не только показывать ребенку предмет, но и давать,
где нужно, осязать его, действовать и на слух, и на обоняние, и на вкус
учащихся. Ребенок имеет лишь понятие о том, что он видел и наблюдал, и
только постепенно, через скопление новых наблюдений, переходит к новым
понятиям. Следовательно, в преподавании нужно иметь в виду то, что ребенок
знает, что он твердо усвоил путем впечатлений, какие давала ему окружающая
жизнь. Иначе говоря, надо начинать с ближайшего, известного, вполне
доступного ребенку".
Виктор Петрович Острогорский (1840-1902) находился под сильным
влиянием идей "свободного воспитания". Известен как один из организаторов
частной Василеостровской школы в Петербурге, деятельность которой была
построена на таких идеях.
§3. Тотас Гордон о педагогическом образовании родителей
По общему мнению, именно на родителях лежит вина за все проблемы,
связанные с молодежью. Психиатры их обвиняют в том, что растет число детей
и подростков с неустойчивой или разрушенной психикой, а также с тягой к
наркотикам и склонностью к суициду. Политики и служители закона, — что они
воспитывают поколение бунтарей, нарушителей общественного порядка,
педагоги,— в плохой успеваемости детей.
Но кто при этом помогает родителям? Прилагаются ли какие-нибудь
усилия к тому, чтобы научить родителей правильно воспитывать детей? Где
родители могут узнать, в чём состоят их ошибки и как их можно исправить?
Ежегодно миллионы матерей и отцов добровольно возлагают на себя заботу
о физическом и душевном здоровье маленького, абсолютно беспомощного
существа и стремятся воспитать его полноценным членом общества. Существует
ли еще более сложная и ответственная обязанность? Но многие ли родители
способны эффективно ее исполнять, и если нет (а ответ будет именно таким),
то где они могут этому научиться?
В 1962 году, в калифорнийском городе Пасадена, я разработал и
приступил к реализации программы обучения родителей. В моей первой группе
было всего семнадцать человек; большинство из них не могли справиться со
своими детьми. Сегодня, по прошествии многих лет, в течение которых мы
обучили около четверти миллиона родителей; есть основания утверждать, что
разработанная программа Повышения Родительской Эффективное Р.Е.Т. (Parent
Effectiveness Training) поможет большинству родителей более эффективно
исполнять их обязанность — воспитывать детей.
Результаты реализации программы убедительно доказывают, что с помощью
специального, обучения многие родители могут существенно повысить свою
эффективность как воспитателей. Они также могут овладеть новой методикой
разрешения конфликтов между родителями и детьми, которая будет
способствовать не ослаблению, а укреплению контактов между теми и другими.
Мы убедились в том, что между родителями и их детьми могут развиться
теплые, задушевные взаимоотношения, основанные на любви и уважении.
Программа показала, что внутрисемейный конфликт “отцов и детей”, вовсе
является чем-то неизбежным.
Работая врачом-психиатром, я, как и большинство родителей, был
убежден в том, что так называемый “трудный возраст” — это совершенно
нормальный и неизбежный период в развитии любого человека, являющийся
следствием свойственной всем подросткам потребности утвердить свою
самостоятельность. Я был уверен, что отрочество неизбежно является периодом
внутрисемейных “штормов и бурь”. Однако опыт работы с программой Р.Е.Т.
доказал мою неправоту. Родители, прошедшие курс обучения по этой программе,
с удивлением констатировали отсутствие в семьях бунтов и скандалов.
Сегодня я убежден в том, что подростки не бунтуют против родителей.
Они бунтуют только против определенных разрушительных методов воспитания,
применяемых практически всеми родителями. Склоки и раздоры в семьях могут
стать исключением, а не правилом, если родители овладеют новыми методами
разрешения конфликтов.
Многие из окончивших курсы родителей на собственном опыте
убедились, что наказание может быть полностью исключено из системы
воспитания; причем это относится ко всем видам наказания, а не только
телесным. Воспитать ответственных, самодисциплинированных и общительных
детей можно и не пользуясь таким оружием, как страх; родители должны
научиться воздействовать на детей таким образом, чтобы те вели себя хорошо
не из страха перед наказанием или лишением каких-либо привилегий, а из
уважения к интересам родителей.
Вы скажете, что так не бывает? Мне самому так казалось, пока я лично не
занялся обучением родителей на курсах Р.Е.Т. Подобно большинству
профессионалов, я недооценивал родителей. Но родители с курсов Р.Е.Т., за
небольшим исключением, с энтузиазмом овладевали
новой методикой воспитания. Большинство из них уже
столкнулись с неэффективностью их прежних методов воспитания. Поэтому
внутренне они были готовы к изменениям.
Современные родители пользуются практически теми же методами
воспитания детей, которыми пользовались их родители, родители их родителей
и т.д. В отличие от большинства других общественных институтов, система
взаимоотношений родителей и детей по существу осталась прежней. Родители
пользуются методами, применявшимися еще две тысячи лет назад!
И дело здесь не в том, что человечество не приобрело новых знаний в
области человеческих взаимоотношений. Как раз наоборот. Психология,
возрастная психология и другие поведенческие науки накопили массу новых
сведений о детях, родителях, межличностных отношениях, о том, как
способствовать нормальному развитию личности, как создавать благоприятный
психологический климат. Мы знаем много нового об эффективных межличностных
контактах, о факторе силы в человеческих взаимоотношениях, о конструктивном
разрешении конфликтов и т.д.
К несчастью, те, кто открыл новые факты и разработал новые методы,
не удосужились сделать одно очень доброе дело — рассказать о своих находках
родителям. Мы общаемся с коллегами посредством книг и специальных журналов,
нередко забывая о родителях, для которых, собственно, и предназначены эти
новые методы.
Некоторые профессионалы, правда, пытались донести до родителей новые
идеи и методы, но даже те относительно немногие из родителей, которые
читают специальную литературу, практически не меняют своего поведения по
отношению к детям, продолжая исповедовать старые подходы к поддержанию
дисциплины и разрешению внутрисемейных конфликтов.
Надеюсь, что эту книгу не постигнет участь других книг по воспитанию
и она не будет воспринята как очередная теоретическая выкладка, мало
подходящая для реализации на практике, поскольку в ней содержится подробно
расписанная и исчерпывающая методика создания и поддержания эффективных
всеобъемлющих взаимоотношений с
ребенком при любых обстоятельствах.
Из этой книги родители узнают не только методы, приемы, но также и
то, когда, как и с какой целью пользоваться. Как и на курсах Р.Е.Т.,
предлагаемая программа включает как теоретические основы, так и
практические методы. Родителям будет дана возможность, став
подлинными специалистами в обращении с теми проблемами, которые неизбежно
возникают между родителями и детьми. Детальное описание модели
эффективных взаимоотношений между родителями и детьми проиллюстрировано
множеством примеров из реальной жизни.
Большинство родителей относятся к Р.Е.Т. как к рeволюционной
методике, резко отличающейся от традиционной. Но это не мешает ей быть
поистине универсальной применимой как к совсем маленьким детям так и к
подросткам, как к детям с задержанным умственным развитием, так и к
“нормальным” детям.
В описании своей методики мы не пользуемся какими-
либо специальными терминами, которые могут быть понятны только
профессионалам. Некоторые из родителей, возможно, не согласятся с рядом
новых концепций, предлагаемых нами в этой книге, но причиной этого
внутреннего протеста вряд ли будет непонимание.
Поскольку читатели не могут обратиться непосредственно к
преподавателям Р.Е,Т., предлагаю список вопросов
и ответов, которыми полезно предварить ознакомление с
нашей методикой.
ВОПРОС: Речь идет об очередном либеральном подходе к воспитанию детей?
ОТВЕТ: Ничего подобного. Снисходительные родители имеют не меньше хлопот,
чем чрезмерно строгие, так как их дети нередко вырастают эгоистичными,
неуправляемыми, необщительными и безучастными к нуждам своих родителей.
ВОПРОС: Возможна ли такая ситуация, когда один из родителей эффективно
пользуется вашим подходом, в то время как другой придерживается старых
методов?
ОТВЕТ: И да, и нет. Если хотя бы один из родителей начнет следовать нашей
методике, результатом будет явное улучшение во взаимоотношениях между этим
родителем и ребенком. Однако взаимоотношения между другим родителем и
ребенком могут стать еще хуже, чем раньше; Поэтому желательно, чтобы новой
методикой овладевали оба родителя. Тем более что если они будут делать это
вместе, смогут друг другу помогать.
ВОПРОС: Не приведет ли ваша методика: к потере родителями влияния на
детей? Не получится ли так, что, прибегнув к ней, они как бы откажутся от
своей роли мудрых наставников, указывающих детям верное направление в жизни
и бережно ведущих их по ней?
ОТВЕТ: Такое впечатление, действительно, может создаться при чтении
первых глав. Но наберитесь терпения. Первые главы посвящены тому, как
помогать детям самостоятельно решать их собственные проблемы. В таких
ситуациях роль эффективного родителя весьма специфична, — она намного более
пассивна и “косвенна”, чем та, к которой мы привыкли. Зато в последующих
главах речь идет о том, как корректировать поведение детей и как
заставлять их уважать интересы родителей. Вы познакомитесь с конкретными
методами повышения своей ответственности как родителей, приобретете еще
больше влияния на детей.
В этой книге, как и в программе Р.Е.Т., содержится несложная методика
побуждения детей к самостоятельному решению их собственных проблем,
сопровождаемая конкретными рекомендациями по ее применению в домашней
практике. Родители, которые овладевают этой методикой (мы называем ее
“активным слушанием”), наверняка согласятся с нижеследующими утверждениями,
записанными со слов родителей, прошедших обучение на курсах Р.Е.Т.:
“Какое облегчение не думать о том, как найти все ответы на те проблемы, с
которыми сталкиваются мои дети”.
“Благодаря Р.Е.Т. я поверил в способность своих детей самостоятельно
решать их собственные проблемы”.
“Я поражен эффективностью метода активного слушания. Мои дети нередко
находят более разумные решения, чем те, которые мог бы предложить им я”.
“Я больше не хочу выступать в роли Господа Бога, не хочу выступать в роли
судьи, который всегда знает, что и как должны делать его дети, чтобы решить
свои проблемы”.
В наши дни тысячи подростков игнорируют своих родителей, и на то у них
есть вполне убедительные причины: “Мои родители не понимают детей моего
возраста”; “Терпеть не могу возвращаться домой, чтобы выслушать очередную
Страницы: 1, 2, 3
|