Педагогическое мастерство Сухомлинского В.А.
Педагогическое мастерство Сухомлинского В.А.
Введение
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного
из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия
Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему,
что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики,
обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том,
что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы.» Воспитание точно отражает
жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно
имеет силу.
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное
внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей
стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им
педагогическая система не только обогатила педагогическую науку
новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в
практику образования и воспитания, но и составила значительный,
революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Внешне биография В.А.Сухомлинского мало чем отличается от биографий многих
его сверстников и современников. Родился Василий Александрович 28 сентября
1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область).
Здесь прошли его детство и юность.
Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо
молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все
преподавали родной украинский язык и литературу. Летом 1933 года мать
проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался
было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак,
досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном
отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он
стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в
Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так
получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в
котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Именно Полтавскому
педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической
науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному
научному поиску. В стенах этого института он останется навсегда. Одна из
самых светлых, уютных аудиторий в старом корпусе института, в том самом,
где когда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его
имя. Здесь же открыт небольшой мемориальный музей, освещающий его жизнь и
деятельность. В 1982 году на здании института им. В.Г.Короленко установлена
мемориальная доска памяти В.А,Сухомлинского.
Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает
преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.
В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое
ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук
Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив.
Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в
госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать
его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе.
Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал
заведующим райно.
Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году
В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и
бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году
это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы
войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.
Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его
мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы
ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время
расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и
В.А.Сухомлинского не стало.
За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими
медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии
педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году
ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он
был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
В.А.Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200
рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн.
Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970
года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности»
- доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Все труды
Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности
педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его
педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого
невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава.
Отношение к ребенку
В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В
Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим
принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в
отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов,
- отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и
наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в
педагогическом труде - это оценка».
Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым
инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель
должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера
школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта -
вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем
наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой
сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.
Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал
допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных
классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит,
оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в
самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял
веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные,
внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и
аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый
класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание -
хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей.
Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд,
а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у
ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться». Сознание
ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость.
Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей
обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя
счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство
неполноценности».
Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу
плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает
что-то хорошее. Пусть не- значительный на первый на первый взгляд, но
добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и
непременно написать в дневнике.
Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных
результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению
«трудных» подростков.
Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой
морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок
«ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее
страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании
было бы неверным делать вывод о том, что В.А.Сухомлинский вообще отрицал
воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой
лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной
творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем
духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности». И при этом
надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть
опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности
у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя
похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не
уронить в их глазах своего достоинства.
«Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил
В.А.Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства
общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания,
поведения, взаимоотношений». И еще один актуальный вывод должны мы усвоить,
рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А.Сухомлинского не
было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого
человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне
коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без
личностей.
Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на
наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной
работы...
Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только
добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех
школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний
невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без
наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... -
воспитывайте детей без наказаний».
Воспитание человеческих потребностей
Потребности - великий двигатель человеческой истории, человеческой
личности. О первичных, материальных потребностях Василий Александрович
помнил всегда. В письме к сыну, рассказывая о годах своей юности, вспоминая
тяжелые 30-е года, Сухомлинский замечал: «Трудно, очень трудно ...
овладевать знаниями, когда в желудке пусто».
Пока люди живут в обществе, где удовлетворение их первых жизненных
потребностей зависит только от заработка, материальный стимул не может
потерять для них значения, и поэтому строить расчет только на моральных
стимулах значило бы отрываться от жизни. В нашей литературе еще можно
встретить негативное отношение к той роли и значению материальных
потребностей, которую они играют в жизни людей. Стремление человека к
материальному благополучию, улучшению жилищных условий и т. д. Иногда
считается чем-то недостойным, постыдным, тем более если речь идет о
работнике науки, искусства или педагогики.
Для Василия Александровича это не было чем-то постыдным. Воспитание
культуры потребностей - очень важная проблема всестороннего развития
личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать
разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее
добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей, и
особенно того, чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на
становление и удовлетворение потребностей высшего порядка - потребностей
духовных. Многолетняя педагогическая деятельность приводит
В.А.Сухомлинского к оптимистическому убеждению, что материальные запросы
далеко не всегда ставятся молодежью на первый план.
Таким образом, В.А.Сухомлинский, не отрицая важности материальных
потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка,
понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая из таких потребностей -
потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если
бы у него не было неугасаемой жажды познания, желания сегодня знать больше,
чем знал вчера. В самой глубине человеческого существа есть неискоренимая
потребность чувствовать себя открывателем, исследователем природы и самого
себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна. В.А.Сухомлинский
видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать,
усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это
природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы
должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать
внутренние силы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, - очень
сильный стимул интереса к знанию. «Еще Аристотель, - писал Сухомлинский, -
отмечал, что мышление начинается с удивления, то есть побуждением к
познанию может быть само познание как открытие неизвестного, результат -
«естественным продуктом жизнедеятельности».
Направленность личности человека, его устремлений зависит во многом от
окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и
средств воспитания и образования. В.А.Сухомлинский хорошо это понимал. И он
не ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностей
познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в
человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой
потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию
духовными ценностями». Поэтому главная задача народного учителя, по мнению
Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого
воспитанника была его потребность в другом человеке.
Материальные потребности, потребность в познании, и, наконец, потребность в
другом человеке, в общении с другими людьми - такова иерархия потребностей.
Которая хорошо прослеживается в работах В.А.Сухомлинского по мере развития
его философско-педагогических взглядов. Главный смысл воспитания для
Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческое общение и духовное
обогащение были источниками полноты и многогранности.
В возвышении потребностей видел Сухомлинский путь к решению многих проблем,
в том числе и тех, что так остры сегодня. Культурный человек терпим к к
людям других национальностей, к инакомыслию, не агрессивен. И потому чем
богаче и полнее удовлетворяются материальные потребности, тем тоньше должна
быть человеческая натура, тем острее она должна воспринимать мир, душевное
состояние других людей. Без такого утонченного восприятия вряд ли достижима
главная цель воспитания и развития - человеческое счастье.
К прекрасному через прекрасное
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как
человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки
цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг
красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она
открывается человеком, им постигается, живет в его душе...». Мир,
окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник
прекрасного.
Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует
независимо от человека, Но отражается его познанием, В.А.Сухомлинский
строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна
быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания
талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев
прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей
жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием
обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь
мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-
эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве
прекрасного.
В.А.Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом
определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.
Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал
живописи и музыке. Искусство, открывая глаза на мир родной природы, как бы
настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты
мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном
слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается
красота окружающего мира. Но мелодия, - пишет В.А.Сухомлинский, - доносит
до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми
человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок
чувствует, что он настоящий человек».
Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд
психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего,
воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где
начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом
воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-
то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного,
которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может
восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к
этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.
Страницы: 1, 2
|