МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогические идеи Яна Амоса Коменского

    догматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую

    творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

    Коменский считает главным условием успешного обучения постижение

    сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать

    юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов,

    фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать

    вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли

    ручейки (знания)».

    Коменский также считает основным свойством сознательного знания не

    только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь

    ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую

    это принести повседневную пользу в общежитии».

    Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное

    обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании

    юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только

    учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и

    что он делает».

    Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося,

    с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах

    вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения

    самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения

    Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об

    изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд

    указаний о том, как ее укоренить.

    Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении

    с леностью».

    Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают,

    как бы приобрести самим себе свет истинного и полного просвещения, и еще

    менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого

    просвещения». Изгонять лень, по мнению Коменского, нужно трудом.

    Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский

    считает важнейшей задачей: «Необходимо, чтобы все делалось посредством

    теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал

    сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал

    все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в

    наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для

    достижения прочного знания, добродетели, и, наконец, блаженства».

    2) Принцип наглядности

    Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение

    учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и

    явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает

    золотым правилом обучения.

    К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда,

    когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран

    она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху

    господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению,

    и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым

    ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

    В основе учения Коменского о наглядности лежит основное положение:

    «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

    Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

    1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание

    вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное

    доказательство».

    2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам

    учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали

    все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким

    образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

    3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством

    самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания,

    осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их

    изображения».

    4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела,

    тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие

    объяснения, не видав всего этого человеческими глазами».

    То есть, Коменский считал наглядность не только принципом обучающим,

    но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал

    необходимым использовать:

    1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

    2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

    3) картинки как изображение предмета или явления.

    Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель

    сумел внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько

    ему удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса

    обучения.

    3) Принцип постепенности и систематичности знаний

    Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний

    Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует

    овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и

    методической последовательности.

    Последовательность и систематичность в первую очередь касаются

    следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить

    логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности

    построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом;

    какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения

    и т.п.

    Итак, какое содержание вносит Коменский в свое положение – «Обучение

    должно вестись последовательно»?

    Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен

    точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».

    Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний

    учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно

    разделена на классы».

    Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно

    с начала и до завершения».

    Четвертое требование – «подкреплять все основания разума - это значит

    всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом

    что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.

    Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».

    Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил

    для реализации этих требований.

    1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый

    год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи,

    которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

    2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей,

    точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

    3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до

    конца не будет усвоен учащимися.

    4. «Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый

    материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

    5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более

    легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более

    близкого к более отдаленному» и т.д.

    «Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать

    всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к

    разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями

    просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением».

    4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

    Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически

    проводимые упражнения и повторения.

    Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали

    формализм и зубрежка. Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения

    новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение

    знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению,

    упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию

    предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в

    практической деятельности.

    Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти

    должны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает

    против механического запоминания в пользу логического и указывает:

    «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно

    закреплено памятью».

    Также большое внимание Коменский требует уделять физическому

    воспитанию учащихся.

    Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский

    выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в

    обучении:

    «Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых

    и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».

    В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод во

    всех упражнениях».

    «Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо

    понятно».

    На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить

    «встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить

    в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить

    правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять.

    Затем нужно предложить встать другому и сделать то же самое...»

    По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

    «I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны

    учеников»

    «II. Преподаватель определеннее убедится в том, что все изложенное им

    правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь

    возможность тотчас исправить ошибки».

    «III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее

    отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с остальными».

    «IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученики

    усвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над

    ним».

    «V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, так

    сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая

    бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением

    говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет

    особенно полезно в жизни».

    Коменский разработал такие требования для принципа обучения и

    повторения:

    1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»

    2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им

    предписывают законы и учителя».

    3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках,

    проводимых по нашему методу».

    4. «Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от

    учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в

    конце недели устраивать повторения».

    Из этих положений видно, что Коменский упражнение и повторение

    полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний

    учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила поныне

    сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

    Семейное воспитание в педагогике Коменского

    Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. “Показав, что

    райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие

    леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это

    попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы

    те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной

    нравственной и святой жизни”.

    “Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие

    родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей

    деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно

    уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для

    обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера.

    Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями

    ... ”.

    Коменский ставит учителей на второе место после родителей. Следуя

    Платону и Аристотелю, основными добродетелями Коменский считал мудрость,

    умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания

    был пример родителей. Семья, по мнению Коменского, является главным

    средством нравственного воспитания.

    Важной функцией семейного воспитания для Каменского является

    пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. “Стремление к учению

    пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими

    учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители

    в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или,

    побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или

    еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят

    поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к

    детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы

    вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к

    учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть

    того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя. ”

    Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания,

    Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как первой

    ступени образовании.

    О ступенях образования уже говорилось в первой главе данной работы,

    сейчас же мы более подробно рассмотрим сущность именно материнской школы.

    Цель школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно

    внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их

    предметами и распознавать их.

    Основные характерные черты этой школы Коменский описывает следующим

    образом:

    “В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все

    главные ветви, которые оно будет иметь и которым в последствии приходится

    только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели

    научить на его пользу в течение всей жизни, - все это должно быть преподано

    ему в этой первой школе”. Далее Коменский приводит список предметов (их

    зачатков), которые по его мнению необходимо изучать в материнской школе.

    “Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как

    дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что

    они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая,

    что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь.

    Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть,

    нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п., что в общем и

    является основой метафизики.

    В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того,

    чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень,

    железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.

    Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и

    называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного,

    красного и пр.

    Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и

    рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле

    действовал, - ничего, если это будет хотя бы только по-детски.

    Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает,

    когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать

    наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем,

    дает четыре и пр.

    А также начала геометрии, статики, грамматики, диалектического

    искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о нравственности

    и пр.

    Итак, на семью возлагается колоссальная ответственность за развитие

    ребенка. Коменский говорит: “Все всего легче образуется в нежном возрасте”.

    В соответствии с принципами природосообразности и возрастной периодизации

    Коменский считает, что семейное воспитание (материнская школа) является

    первым и одним из самых главных этапов детского воспитания и обучения.

    Использованная литература

    1. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз,

    1955.

    2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.:

    Педагогика, 1982.

    3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История

    педагогики . - М.: Просвещение, 1982.

    4. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. - изд 2-е,М.: Педагогика, 1970

    5. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня. - СПб.: Глаголь, 1995

    6. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:

    Просвещение, 1981.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.