Отечественная педагогика до 18 в
прибывший в Москву из Белоруссии известный писатель и педагог Симеон
Полоцкий. Он в 1682 году составил «Привилею» (учредительную грамоту)
академии, но она сначала не была утверждена царем.
По этому проекту в академию должны были приниматься только
православные люди. Академия имела целью подготовку образованных людей,
необходимых государству и церкви. Проектом намечалось преподавание «семи
свободных наук» (т. е. грамматики, риторики, диалектики, арифметики,
геометрии, астрономии, музыки), богословия и «науки правосудия». Расширяя
образовательные задачи академии, проект в то же время возлагал на нее
задачи блюстительницы православных канонов и оплота борьбы с ересями и
отступничеством от православия.
Патриарх и окружавшее его консервативное духовенство долго тормозили
открытие академии, которое состоялось лишь в 1687 году. Основными
преподавателями академии были два ученых греческих монаха—братья Ионикий и
Софроний Лихуды, докторa наук Падуанского университета. Они подбирали
учителей, вели сами в старших классах академии риторику и философию,
составляли на греческом и латинском языках учебники грамматики, пиитики и
риторики православного содержания. Старорусское духовенство, недовольное их
новшествами, добилось устранения Лихудов из академии и заточения их в один
из провинциальных монастырей. Лишь через пять лет им позволено было
переселиться в Новгород, где они открыли славяно-греко-латинское училище по
образцу Московской академии и стали преподавать в нем. Это училище
послужило в начале XVIII века рассадником грамматических школ в различных
городах Новгородской епархии.
Славяно-греко-латинская академия подготовляла не только духовенство,
но и учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали
студентами университета, открытого в 1725 году при Академии наук. В Славяно-
греко-латинской академии обучались М. В. Ломоносов, известный писатель А.
Д. Кантемир, архитектор В. И. Баженов и другие известные деятели культуры,
науки и просвещения XVIII века.
С открытием в 1755 году Московского университета академия потеряла
свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского
характера и превратилась в духовную академию. В начале XIX века она была
переведена в Троице-Сергиевскую лавру.
6. Преобразования Петра I в области педагогики
К XVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональное
феодально-абсолютистское государство. В интересах роста производительных
сил и укрепления обороноспособности страны дворянское правительство Петра I
осуществило различные реформы в области культуры, науки и техники. Для
развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные
реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической
прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской
оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшим
событием культурной жизни России было открытие первых светских
государственных школ.
Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701
году. Это было первое реальное училище в Европе. Другое, открытое в 1708
году в Галле (Германия) реальное учебное заведение, называвшееся
«Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было
частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало всего несколько
лет.
Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII
века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда
до 500 учащихся.
В учебный план школы входили математика (арифметика, алгебра,
геометрия, тригонометрия), астрономия, географические сведения и
специальные науки: геодезия, мореплавание и другие светские науки. Являясь
профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля, школа
выпускала специалистов разных профессий.
Сюда принимали учащихся, «добровольно хотящих, других же паче, со
принуждением». В принудительном порядке зачислялись дворянские дети, не
желавшие учиться вследствие косности, привычки к праздности, порождаемой у
правящего сословия крепостным строем. Большое количество учащихся
принадлежало к «низшим» сословиям (дети дьяков, подьячих, посадских и
солдат), заинтересованным в получении образования и технической
специальности.
Для работы в этой школе были приглашены из Англии профессор Форварсон
и два преподавателя. Но в ней основным учителем был Леонтий Филиппович
Магницкий (1669— 1739), образованный математик и прекрасный педагог,
отдавший школе все свои силы и способности.
Были созданы учебные пособия, среди которых особо важную роль играла
книга Л. Ф. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703).
В 1715 году морские классы школы математических и навигационных наук
были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия.
В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере
усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к
изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в разное время в
зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.
По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли
хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые учителями открываемых
училищ. Дворянские дети могли продолжать образование в Морской академии, в
которую иногда попадали из «низшего чина» люди, отличившиеся в Московской
школе своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое
активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для изучения
России.
В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в
Петербурге, Москве и других крупных городах, навигацкие школы — в портовых
городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.
В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по
разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного
дела.
В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под
руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева,
который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех
уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на
некоторых—горнозаводские школы, в Екатеринбурге—Центральная школа,
руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти
школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.
В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные
общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным
епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и
арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии л
тригонометрии. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же
как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только
добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением
крепостных крестьян.
Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного
образования.; созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии,
имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались
иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено
возможности получать образование в государственных школах. Только редкие
одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.
При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое
влияние на развитие просвещения и школы.
В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта
Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав
Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано
оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При
Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые
должны были готовить русских ученых и специалистов.
В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа
носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие
иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские
люди, получившие теперь возможность проявить себя в области научного
исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев
населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломоносову.
7. Великий русский ученый – М.В. Ломоносов
Деятельность М.В. Ломоносова в области отечественной педагогики
грандиозна и разностороння.
С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование
в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего
развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского
языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и
писал научные труды на русском языке.
Ломоносов вел непримиримую борьбу с теми реакционными учеными, которые
тормозили развитие русской науки и подготовку «ученых россиян», пользуясь
поддержкой придворных невежд, действовавших в корыстных целях. Он с
возмущением говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные
заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы.
В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое
место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии
при Академии наук.
Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил
общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план
гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и
методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году
«Регламенте академической гимназии» Ломоносов отстаивал мысль об
общеобразовательном и бессословном характере средней школы.
Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им
была написана «Риторика», в 1755 году—«Российская грамматика», которые в
течение 50 лет были лучшими учебными руководствами русской
общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое учение
Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются
реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории. В
переведенном им учебнике «Экспериментальная физика» явления природы
объяснялись в духе философского материализма. В этой книге впервые было
дано не догматическое изложение физических законов, а описание физических
опытов, подводящих учащихся к пониманию законов физики.
В апреле 1755 года при самом ближайшем участии М. В. Ломоносова был
открыт в Москве университет в составе трех факультетов: юридического,
философского и медицинского. В отличие от западноевропейских университетов
он не имел богословского факультета. Структура и направление работы каждого
факультета обеспечивали интересы развития наук природоведческих (особенно
физики) и общественных (словесности и истории). На медицинском факультете
должны были изучаться естественные науки «во всем их пространстве», а в
состав философского факультета входили историко-филологические кафедры.
Московский университет стал центром светского образования.
Заботясь о том, чтобы ученые могли заниматься научными исследованиями,
М. В. Ломоносов предусмотрел создание при университете различных
вспомогательных учреждений (физического кабинета, анатомического театра и
т.д.).
При университете были открыты две гимназии. В соответствии с устоями
самодержавно-крепостнического строя и сословными воззрениями дворянства на
задачи и формы образования одна гимназия предназначалась для дворян и
вторая—для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Мечты гениального
Ломоносова о разрешении крестьянам получать образование в университете не
осуществились.
В гимназии изучались языки российский, латинский и один из
иностранных, словесность, математика и история. Важно отметить, что среднее
образование начиналось в университетской гимназии с изучения отечественного
языка.
На основе опыта этой гимназии по инициативе профессоров Московского
университета была открыта в 1758 году в Казани гимназия, готовившая к
поступлению в университет. В течение 30 лет Московский университет
обеспечивал эту гимназию преподавателями, учебниками, учебными пособиями и
оборудованием. В 1804 году на базе этой гимназии был открыт Казанский
университет.
Профессора и преподаватели университета, ученики и последователи
Ломоносова много занимались вопросами воспитания. В своих речах на
университетских актах эти ученые освещали важнейшие педагогические вопросы.
Они занимались разработкой методики обучения и создали очень ценное
оригинальное пособие, которое содержало указания, как обучать отдельным
предметам (истории, математике и т.д.). Это пособие было издано в 1771 году
на русском, латинском, немецком и французском языках под названием «Способ
учения подготовляющегося к университету».
В 1779 году при университете была открыта первая учительская семинария
в России, которая готовила учителей для Московской и Казанской гимназий, а
также для пансионов.
Труд – основа воспитания
Трудовое воспитание, формирование необходимых для трудовой
деятельности нравственных качеств человека с помощью труда;
целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки
детей и юношества к трудовой деятельности. Важнейшими путями и формами
трудового воспитания являются: подготовка детей и юношества к труду в семье
и школе, привлечение их к непосредственному и посильному участию в трудовой
деятельности; использование всех средств морального поощрения и
материальной заинтересованности в результатах труда; создание необходимых
условий для роста квалификации и т.д.
Педагогическая наука рассматривает трудовое воспитание как органичную
часть общего процесса воспитания подрастающего поколения в семье и школе.
Социалисты-утописты 16-18 вв. впервые высказали идею о нем как о средстве
формирования свободного гармоничного человека, готового трудиться на благо
всех членов общества. Ж. Ж. Руссо предлагал привлекать детей к
сельскохозяйственному труду и различным ремёслам, утверждая, что овладение
профессиями обеспечивает человеку материальную независимость. Социалисты-
утописты 19 в. К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье утверждали, что основная задача
воспитания - подготовить молодое поколение к успешной трудовой
деятельности, обеспечить его всестороннее развитие.
Значительный вклад в теорию трудового воспитания внесли отечественные
педагоги.
К. Д. Ушинский (работа "Труд в его психическом и воспитательном
значении", 1860) раскрыл значение свободного физического труда для
всестороннего развития человека и поддержания в нём чувства собственного
достоинства.
В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние
физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек
любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным
условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и
самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд, обязательный для
всех.
Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.
Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно
и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя
готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он
может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом
ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы
зажечь, необходима искра.
Список литературы
1. Константинов Н.А. и др. История педагогики. М.: Просвещение, 1982.
2. История педагогики. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1984.
3. Прудников В.Е. Русские педагоги математики XVIII-XIX веков. М.:
Учпедгиз, 1956.
Страницы: 1, 2
|