МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Отечественная педагогика до 18 в

    прибывший в Москву из Белоруссии известный писатель и педагог Симеон

    Полоцкий. Он в 1682 году составил «Привилею» (учредительную грамоту)

    академии, но она сначала не была утверждена царем.

    По этому проекту в академию должны были приниматься только

    православные люди. Академия имела целью подготовку образованных людей,

    необходимых государству и церкви. Проектом намечалось преподавание «семи

    свободных наук» (т. е. грамматики, риторики, диалектики, арифметики,

    геометрии, астрономии, музыки), богословия и «науки правосудия». Расширяя

    образовательные задачи академии, проект в то же время возлагал на нее

    задачи блюстительницы православных канонов и оплота борьбы с ересями и

    отступничеством от православия.

    Патриарх и окружавшее его консервативное духовенство долго тормозили

    открытие академии, которое состоялось лишь в 1687 году. Основными

    преподавателями академии были два ученых греческих монаха—братья Ионикий и

    Софроний Лихуды, докторa наук Падуанского университета. Они подбирали

    учителей, вели сами в старших классах академии риторику и философию,

    составляли на греческом и латинском языках учебники грамматики, пиитики и

    риторики православного содержания. Старорусское духовенство, недовольное их

    новшествами, добилось устранения Лихудов из академии и заточения их в один

    из провинциальных монастырей. Лишь через пять лет им позволено было

    переселиться в Новгород, где они открыли славяно-греко-латинское училище по

    образцу Московской академии и стали преподавать в нем. Это училище

    послужило в начале XVIII века рассадником грамматических школ в различных

    городах Новгородской епархии.

    Славяно-греко-латинская академия подготовляла не только духовенство,

    но и учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали

    студентами университета, открытого в 1725 году при Академии наук. В Славяно-

    греко-латинской академии обучались М. В. Ломоносов, известный писатель А.

    Д. Кантемир, архитектор В. И. Баженов и другие известные деятели культуры,

    науки и просвещения XVIII века.

    С открытием в 1755 году Московского университета академия потеряла

    свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского

    характера и превратилась в духовную академию. В начале XIX века она была

    переведена в Троице-Сергиевскую лавру.

    6. Преобразования Петра I в области педагогики

    К XVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональное

    феодально-абсолютистское государство. В интересах роста производительных

    сил и укрепления обороноспособности страны дворянское правительство Петра I

    осуществило различные реформы в области культуры, науки и техники. Для

    развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные

    реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической

    прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской

    оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшим

    событием культурной жизни России было открытие первых светских

    государственных школ.

    Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701

    году. Это было первое реальное училище в Европе. Другое, открытое в 1708

    году в Галле (Германия) реальное учебное заведение, называвшееся

    «Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было

    частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало всего несколько

    лет.

    Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII

    века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда

    до 500 учащихся.

    В учебный план школы входили математика (арифметика, алгебра,

    геометрия, тригонометрия), астрономия, географические сведения и

    специальные науки: геодезия, мореплавание и другие светские науки. Являясь

    профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля, школа

    выпускала специалистов разных профессий.

    Сюда принимали учащихся, «добровольно хотящих, других же паче, со

    принуждением». В принудительном порядке зачислялись дворянские дети, не

    желавшие учиться вследствие косности, привычки к праздности, порождаемой у

    правящего сословия крепостным строем. Большое количество учащихся

    принадлежало к «низшим» сословиям (дети дьяков, подьячих, посадских и

    солдат), заинтересованным в получении образования и технической

    специальности.

    Для работы в этой школе были приглашены из Англии профессор Форварсон

    и два преподавателя. Но в ней основным учителем был Леонтий Филиппович

    Магницкий (1669— 1739), образованный математик и прекрасный педагог,

    отдавший школе все свои силы и способности.

    Были созданы учебные пособия, среди которых особо важную роль играла

    книга Л. Ф. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703).

    В 1715 году морские классы школы математических и навигационных наук

    были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия.

    В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере

    усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к

    изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в разное время в

    зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.

    По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли

    хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые учителями открываемых

    училищ. Дворянские дети могли продолжать образование в Морской академии, в

    которую иногда попадали из «низшего чина» люди, отличившиеся в Московской

    школе своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое

    активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для изучения

    России.

    В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в

    Петербурге, Москве и других крупных городах, навигацкие школы — в портовых

    городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

    В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по

    разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного

    дела.

    В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под

    руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева,

    который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех

    уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на

    некоторых—горнозаводские школы, в Екатеринбурге—Центральная школа,

    руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти

    школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.

    В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные

    общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным

    епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и

    арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии л

    тригонометрии. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же

    как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только

    добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением

    крепостных крестьян.

    Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного

    образования.; созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии,

    имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались

    иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено

    возможности получать образование в государственных школах. Только редкие

    одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.

    При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое

    влияние на развитие просвещения и школы.

    В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта

    Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав

    Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано

    оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При

    Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые

    должны были готовить русских ученых и специалистов.

    В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа

    носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие

    иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские

    люди, получившие теперь возможность проявить себя в области научного

    исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев

    населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломоносову.

    7. Великий русский ученый – М.В. Ломоносов

    Деятельность М.В. Ломоносова в области отечественной педагогики

    грандиозна и разностороння.

    С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование

    в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего

    развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского

    языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и

    писал научные труды на русском языке.

    Ломоносов вел непримиримую борьбу с теми реакционными учеными, которые

    тормозили развитие русской науки и подготовку «ученых россиян», пользуясь

    поддержкой придворных невежд, действовавших в корыстных целях. Он с

    возмущением говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные

    заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы.

    В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое

    место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии

    при Академии наук.

    Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил

    общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план

    гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и

    методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году

    «Регламенте академической гимназии» Ломоносов отстаивал мысль об

    общеобразовательном и бессословном характере средней школы.

    Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им

    была написана «Риторика», в 1755 году—«Российская грамматика», которые в

    течение 50 лет были лучшими учебными руководствами русской

    общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое учение

    Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются

    реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории. В

    переведенном им учебнике «Экспериментальная физика» явления природы

    объяснялись в духе философского материализма. В этой книге впервые было

    дано не догматическое изложение физических законов, а описание физических

    опытов, подводящих учащихся к пониманию законов физики.

    В апреле 1755 года при самом ближайшем участии М. В. Ломоносова был

    открыт в Москве университет в составе трех факультетов: юридического,

    философского и медицинского. В отличие от западноевропейских университетов

    он не имел богословского факультета. Структура и направление работы каждого

    факультета обеспечивали интересы развития наук природоведческих (особенно

    физики) и общественных (словесности и истории). На медицинском факультете

    должны были изучаться естественные науки «во всем их пространстве», а в

    состав философского факультета входили историко-филологические кафедры.

    Московский университет стал центром светского образования.

    Заботясь о том, чтобы ученые могли заниматься научными исследованиями,

    М. В. Ломоносов предусмотрел создание при университете различных

    вспомогательных учреждений (физического кабинета, анатомического театра и

    т.д.).

    При университете были открыты две гимназии. В соответствии с устоями

    самодержавно-крепостнического строя и сословными воззрениями дворянства на

    задачи и формы образования одна гимназия предназначалась для дворян и

    вторая—для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Мечты гениального

    Ломоносова о разрешении крестьянам получать образование в университете не

    осуществились.

    В гимназии изучались языки российский, латинский и один из

    иностранных, словесность, математика и история. Важно отметить, что среднее

    образование начиналось в университетской гимназии с изучения отечественного

    языка.

    На основе опыта этой гимназии по инициативе профессоров Московского

    университета была открыта в 1758 году в Казани гимназия, готовившая к

    поступлению в университет. В течение 30 лет Московский университет

    обеспечивал эту гимназию преподавателями, учебниками, учебными пособиями и

    оборудованием. В 1804 году на базе этой гимназии был открыт Казанский

    университет.

    Профессора и преподаватели университета, ученики и последователи

    Ломоносова много занимались вопросами воспитания. В своих речах на

    университетских актах эти ученые освещали важнейшие педагогические вопросы.

    Они занимались разработкой методики обучения и создали очень ценное

    оригинальное пособие, которое содержало указания, как обучать отдельным

    предметам (истории, математике и т.д.). Это пособие было издано в 1771 году

    на русском, латинском, немецком и французском языках под названием «Способ

    учения подготовляющегося к университету».

    В 1779 году при университете была открыта первая учительская семинария

    в России, которая готовила учителей для Московской и Казанской гимназий, а

    также для пансионов.

    Труд – основа воспитания

    Трудовое воспитание, формирование необходимых для трудовой

    деятельности нравственных качеств человека с помощью труда;

    целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки

    детей и юношества к трудовой деятельности. Важнейшими путями и формами

    трудового воспитания являются: подготовка детей и юношества к труду в семье

    и школе, привлечение их к непосредственному и посильному участию в трудовой

    деятельности; использование всех средств морального поощрения и

    материальной заинтересованности в результатах труда; создание необходимых

    условий для роста квалификации и т.д.

    Педагогическая наука рассматривает трудовое воспитание как органичную

    часть общего процесса воспитания подрастающего поколения в семье и школе.

    Социалисты-утописты 16-18 вв. впервые высказали идею о нем как о средстве

    формирования свободного гармоничного человека, готового трудиться на благо

    всех членов общества. Ж. Ж. Руссо предлагал привлекать детей к

    сельскохозяйственному труду и различным ремёслам, утверждая, что овладение

    профессиями обеспечивает человеку материальную независимость. Социалисты-

    утописты 19 в. К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье утверждали, что основная задача

    воспитания - подготовить молодое поколение к успешной трудовой

    деятельности, обеспечить его всестороннее развитие.

    Значительный вклад в теорию трудового воспитания внесли отечественные

    педагоги.

    К. Д. Ушинский (работа "Труд в его психическом и воспитательном

    значении", 1860) раскрыл значение свободного физического труда для

    всестороннего развития человека и поддержания в нём чувства собственного

    достоинства.

    В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние

    физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек

    любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным

    условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и

    самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд, обязательный для

    всех.

    Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.

    Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно

    и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя

    готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он

    может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом

    ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы

    зажечь, необходима искра.

    Список литературы

    1. Константинов Н.А. и др. История педагогики. М.: Просвещение, 1982.

    2. История педагогики. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1984.

    3. Прудников В.Е. Русские педагоги математики XVIII-XIX веков. М.:

    Учпедгиз, 1956.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.