МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обучение менеджеров

    > Преподавать на семинарах или в аудиторной обстановке.

    > Обучать в процессе работы.

    > Уметь убеждать.

    > Работать в команде (группе).

    > Заниматься консалтингом.

    > Собирать необходимую информацию.

    > Быть другом.

    > Быть «отцом родным».

    Практика обучения

    КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ

    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

    Его основные разделы:

    1. Лекция.

    2. Обсуждение лекции и основные принципы поведения участников.

    3. Анализ конкретных ситуаций.

    4. Деловые игры.

    5. Эксперименты и моделирование. Упражнения для развития практических

    навыков.

    6. Типовые упражнения с карандашом в руке.

    7. Задания.

    8. Использование письменного материала.

    9. Резюме (подведение итогов).

    10. Наглядные пособия.

    11. Программное обучение и конспекты.

    12. Практическая работа в реальных условиях.

    13. Аудиторные занятия.

    14. Использование компьютеров.

    ЛЕКЦИЯ.

    Изложение информации в виде публичного выступления с последующими

    ответами на вопросы аудитории до сих пор остается необходимым и

    потенциально эффективным методом обучения.

    Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто

    бывает полезно подать ясным и четким образом.

    Однако совершенно не желательна такая ситуация, когда лектор излагает

    материал, не интересующий аудиторию, или в котором слушатели с большим

    успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой

    обучения – чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения

    взрослых.

    Следует подумать о лекционной форме…

    . если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;

    . если лектор пользуется доверием как источник информации;

    . если при таком способе подачи материала экономится время, которое

    слушатели могут потратить с большей пользой для себя;

    . если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем

    (существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает

    вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).

    Недостатки лекции:

    V может быть скучной

    V слабая обратная связь

    V пассивность слушателей

    V быстро забывается

    Характерной чертой многих программ обучения является то, что лекции

    используются чаще, чем это необходимо, и длятся дольше, чем это

    планируется. Из-за этого уменьшается активность слушателей и доля их

    непосредственного участия в учебном процессе.

    Существует целый ряд вспомогательных средств, подготовка которых не

    доставляет особых хлопот, эффективность же даже краткого выступления, а

    учебной лекции особенно, при их использовании может значительно возрасти.

    Среди них:

    . рисунки, плакаты, диаграммы

    . меловая доска

    . макеты и модели

    . тезисы выступления

    . наглядные примеры

    . краткие комментарии экспертов и оппонентов

    . использование графопроектора

    Обязательно нужно избегать применения таких вспомогательных средств,

    которые создают путаницу, не несут в себе никакой смысловой нагрузки,

    нельзя разглядеть или сделаны наспех и кое-как.

    Примеры, забавные истории, пояснения также важны, потому что они

    придают выступлению игровой характер и делают его интересным, помогают

    слушателям понять идею, помогают продемонстрировать ее состоятельность,

    помогают слушателям увидеть, каким образом эту идею можно применить в

    конкретной ситуации, способствуют запоминанию сути вопроса, так как примеры

    наглядны и легко запоминаются.

    Также очень важно чтобы приводимые примеры …

    . не казались ребяческими и незрелыми

    . не казались случайными воспоминаниями о том, что когда-то делал тот

    или иной менеджер

    . не казались не относящимися к сути излагаемого материала или

    конкретной управленческой ситуации

    . не были слишком длинными

    . не были слишком персонифицированными

    . не были устаревшими

    Без удачных примеров лекция превратится в нудное изложение теорий и

    перечисление неинтересных данных

    ОБСУЖДЕНИЕ (ДИСКУССИЯ).

    Подходы к обучению взрослых людей основаны на высоком уровне

    взаимодействия и активности учащихся. Опыт показывает, что менеджеры и

    руководители проявляют большее понимание и успешнее воспринимают новые идеи

    в процессе конструктивной дискуссии. Обсуждение может подтолкнуть

    слушателей к использованию общих идей применительно к собственной

    конкретной ситуации, к решению сделать что-то иначе в своей

    непосредственной работе.

    Когда занятия проходят в форме дискуссии, преподаватель выступает в

    роли ведущего дискуссии. Эта роль состоит в том, чтобы помочь слушателям:

    > изучить вес аспекты вопроса, ситуации, проблемы, предлагаемых

    практических приемов или методов

    > изменить существующие мнения или представления

    > развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые

    > разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры,

    которые, по мнению слушателей, могут помочь им в работе

    Среди множества разновидностей общего обсуждения в курсах менеджмента

    наиболее часто используются следующие:

    V обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или

    слушателем

    V обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной

    преподавателем или слушателем

    V обсуждение деловых игр, демонстраций, моделирования управленческих

    ситуаций и других «экспериментальных мероприятий»

    V обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции

    V выполнение типового упражнения в процессе обсуждения

    Приведем некоторые распространенные формы дискуссии:

    o Собрание – группа сообщает о проделанной работе или предлагает свои

    идеи.

    o Жестко регламентированное обсуждение – все выступления проходят

    через ведущего дискуссии.

    o Свободный обмен мнениями – люди поочередно говорят друг с другом.

    Выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии.

    o Небольшие группы работают обособленно

    o Абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.

    Для того чтобы дискуссия прошла эффективно, необходимо тщательно ее

    распланировать. Кроме того, необходимо направлять обсуждение в нужное

    русло, подталкивать слушателей к творческой работе.

    МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ

    Метод конкретных ситуаций основан на следующем утверждении: понимания

    механизмов управления и профессионализма в менеджменте можно добиться путем

    рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций.

    Существует довольно много разновидностей данного метода. В общем случае

    учащийся получает текст с описанием конкретной организационной проблемы.

    Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное

    решение. Затем учащиеся объединяются в небольшие группы, обсуждают

    достоинства и недостатки предложенных решений и пытаются установить, каким

    законам управления подчиняется данная ситуация.

    Обычно учащемуся предлагается рассмотреть краткое описание, в том числе

    и количественные данные, реальной управленческой ситуации.

    Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы помочь учащемуся

    лучше разобраться в основных законах и принципах управления. В большинстве

    случаев не существует какого-то одного, единственно верного решения.

    Одновременное существование нескольких альтернативных решений и возможность

    выбора формируют у менеджера определенную гибкость подхода к рассмотрению

    организационных проблем. Перед учащимся возникает задача не столько найти

    единственный ответ, сколько поставить правильные и полезные вопросы,

    которые могут предполагать существование нескольких альтернативных решений.

    Едва ли найдутся такие учащиеся, взгляды которых на предложенную

    ситуацию будут в точности одинаковыми. В целом, они, конечно, сойдутся во

    мнениях и признают существование определенных проблем, однако их

    индивидуальные интерпретации скорее всего будут различными. Чтобы как

    следует разобраться в ситуации, рассмотреть ее со всех сторон, учащимся

    придется применить свои аналитические способности.

    Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы развить навыки

    менеджеров и руководителей, позволяющие им определять первостепенные

    проблемы в обучении и в управлении организации. Менеджеры и руководителя

    также учатся определять, с чего необходимо начинать поиск ответов, и

    составлять правильный план действий.

    Менеджеры и руководители изучают ситуацию, приходят к собственным

    выводам о том, что следует предпринять, а затем обсуждают ситуации в

    группах.

    В некоторых курсах обучения менеджменту используется исключительно

    метод конкретных ситуаций, но более распространен случай, когда данный

    метод используется наряду с другими методами обучения.

    Метод конкретных ситуаций – удобный способ раскрыть перед учащимся все

    многообразие как бизнеса вообще, так и организационных ситуаций и проблем в

    частности.

    V Он упорядочивает знания и факты

    V Он совершенствует умение учащихся анализировать проблемы, общаться и

    принимать решения

    V Он формирует собственное мнение, заставляет осознать, что в области

    человеческого поведения не бывает ничего безоговорочно верного или

    неправильного

    ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

    Деловые игры встречаются в различных вариациях, но все они по сути

    являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того, чтобы

    «обсуждать» возможное развитие ситуации, учащиеся получают определенные

    роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего

    лица – участника данной ситуации.

    Например: «Вы – директор, вы – заместитель. Вы встретились для того

    чтобы обсудить доводы в пользу изменения сроков предоставления отчета».

    Деловые игры – очень эффективная форма проверки пройденного до того

    материала, к тому же данный метод дает учащимся хорошую возможность

    применить полученные знания в условиях близких к реальным.

    V Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, «что происходит,

    когда происходит вот это».

    V Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях,

    особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями.

    V Позволяют менеджеру или руководителю взглянуть на проблему с новой для

    себя точки зрения

    V Повышают интерес учащихся, придают занятиям определенную динамику,

    благодаря чему слушатели могут изменить свое отношение к тем или иным

    вопросам.

    Деловые игры наиболее эффективны в тех случаях, когда учащиеся

    чувствуют себя легко и свободно, когда они действительно «играют».

    Существует много разновидностей метода деловых игр:

    > Роли расписанные и не расписанные

    > Ролевые игры, в которых учащиеся волны принимать («разыгрывать»)

    собственные решения

    > Ролевые игры, в которых учащиеся копируют («заучивают») определенный

    стиль руководства или поведения.

    Деловые игры можно организовать по-разному: иногда проводится только

    одна деловая игра, и большинство слушателей просто наблюдают. Однако более

    приемлем такой вариант, когда учащиеся разбиваются на небольшие группы,

    которые одновременно и независимо друг от друга проводят игры по одному и

    тому же «сценарию».

    Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много

    общего. Но между ними существуют определенные различия:

    |Метод конкретных ситуаций |деловые игры |

    |1 |Проблема выносится на |1 |Проблема рассматривается |

    | |обсуждение | |в обстановке, |

    | | | |приближенной к реальной |

    |2 |Проблему определяют |2 |Проблема определяет |

    | |предшествующие события | |развитие событий |

    |3 |Проблема затрагивает других|3 |Проблема затрагивает |

    | |людей | |самих учащихся |

    |4 |Эмоциональный аспект и |4 |Эмоциональный аспект и |

    | |отношение к происходящему | |отношение к происходящему|

    | |рассматривается только | |оказывают существенное |

    | |гипотетически | |влияние на результат |

    |5 |Подчеркивается значение |5 |Подчеркивается значение |

    | |фактов | |субъективных впечатлений |

    |6 |С точки зрения психологии, |6 |Психологически учащиеся |

    | |дискуссия – это взгляд на | |видят проблемную ситуацию|

    | |проблемную ситуацию | |«изнутри» |

    | |«снаружи» | | |

    |7 |Предполагается мысленное |7 |Создаются условия для |

    | |участие | |эмоционального участия |

    |8 |Совершенствуется умение |8 |Совершенствуется умение |

    | |анализировать проблемы | |взаимодействовать с |

    | | | |другими людьми |

    |9 |Предназначается для |9 |Предназначается для |

    | |разработки гипотез и идей | |проверки гипотез и идей |

    |10 |Тренируется умение |10 |Тренируется эмоциональный|

    | |правильно разобраться в | |контроль |

    | |ситуации | | |

    |11 |Действия или решения только|11 |Действия или решения |

    | |обсуждаются | |приводятся в исполнение |

    |12 |Последствия предложенных |12 |Устанавливается |

    | |действий обычно не | |непрерывная обратная |

    | |определяются | |связь |

    Деловая игра позволяет учащимся почувствовать себя в реальной

    управленческой ситуации и перепробовать все, что угодно, без страха

    совершить ошибку.

    ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ДРУГИЕ «ЭМПИРИЧЕСКИЕ» УЧЕБНЫЕ МЕТОДЫ.

    Среди подобных методов встречаются:

    Упражнения по сравнительному использованию односторонней и двусторонней

    моделей общения, в процессе которых слушатели определяют для себя сильные и

    слабые стороны этих моделей

    Моделирование неких реальных явлений, при котором «команды» учащихся

    соревнуются в выполнении каких-либо «производственных» заданий. При этом

    слушатели «набираются опыта», выполняя различные управленческие и

    организационные функции при наличии обратной связи среди участников

    эксперимента

    Активное изучение или моделирование конкретных ситуаций. Команда учащихся

    изучает представленную информацию, принимает ряд решений, получает в ответ

    информацию и продолжает работу в новых условиях, проходя, таким образом,

    через последовательность различных ситуаций

    «Упражнение с корзиной» создает типичный дневной объем работы менеджера с

    помощью гипотетической «корзины», которая содержит документы и другие

    бумаги, имеющие отношение к самым разнообразным управленческим проблемам

    Типовые, но вполне реальные проблемные ситуации – например, самые

    разнообразные проблемы «выживания». Команда проверяет свое умение

    справляться с ними и принимать решения, способность использовать все

    коллективные ресурсы для нахождения верного ответа

    Ситуации, рассчитанные на интерактивное решение проблемы. Эти ситуации

    обычно предполагают проведение экспериментов «лабораторного» типа, в

    процессе которых команды работают над задачей, проблемой или упражнением,

    быть может, несколько искусственными, но зато с высоким соревновательным

    накалом.

    «Головоломки». В процессе многих экспериментов и занятий по моделированию

    учащимся приходится решать трудные, приводящие в замешательство задачи.

    Работа над ними, самостоятельная или в составе группы, должна помочь

    слушателям лучше понять методы решения проблем, их сильные и слабые

    стороны.

    Приведем некоторые особенности «эмпирического» обучения в сравнении с

    другими методами:

    | |Методы |

    |Параметры | |

    |сравнения | |

    | |Лекция |Обсуждение |Анализ |Эмпирические |

    | | |лекции |конкретной |методы |

    | | | |ситуации |обучения |

    Время

    | |Требуется |Больше |Требуется |Требуется |

    | |относительн| |много |много времени|

    | |о мало | |времени | |

    | |времени | | | |

    Степень участия |Как правило, низкая (за исключением лектора) |Выше

    |Высокая |Крайне высокая | |

    |Энтузиазм |Обычно |Переменный |Переменный |Высокий |

    | |низкая | | | |

    |Контроль |Контролируе|Распределен|Распределен|Распределенный:|

    | |т лектор |ный |ный |больше контроля|

    | | | | |со стороны |

    | | | | |слушателей |

    |Гибкость |Жесткие |Больше |По-разному |Высокая |

    | |рамки |гибкости | |гибкость; |

    | | | | |даются лишь |

    | | | | |общие указания |

    |Ответствен|Главным |Распределен|Больше |Ответственность|

    |ность |образом на |ная: в |ответственн|в основном на |

    | |лекторе |основном на|ости на |слушателях |

    | | |лекторе |слушателях | |

    |Уровень |Удовлетвори|Хороший для|Сконцентрир|Высокий уровень|

    |изучения |тельный для|понимания |ован на |изучения, но |

    | |приобретени|информации |аналитическ|трудно |

    | |я | |их навыках |сфокусироваться|

    | |информации | | |на предмете. |

    | | | | |Уровень |

    | | | | |изучения |

    | | | | |неоднороден и |

    | | | | |варьируется от |

    | | | | |индивидуума к |

    | | | | |индивидууму. |

    Успех этого метода, как и других, зависит от:

    ясности целей

    выбора рассматриваемых вопросов

    умения объяснить слушателям значимость данного метода обучения

    умения контролировать ход процесса

    умения создать благоприятные условия для успешного обучения и

    применения знаний в реальной ситуации

    ТИПОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

    Существует целый ряд методов обучения, которые включают в себя

    выполнение учащимися упражнений “с карандашом в руке”, за ними следует

    коллективная работа и (или) в результате выполнения этих заданий

    устанавливается обратная связь.

    Например:

    опросники или анкеты, заполняемые слушателями для повторения материала,

    пройденного самостоятельно или во время аудиторных занятий

    «Лабиринт» или ситуации «разветвленного» типа

    Выбор одного варианта из нескольких предложенных

    Образцовые модели типа «стиль менеджмента», которые показывают

    учащемуся отличие его работы от образца.

    ЗАДАНИЯ

    Здесь необходимо отметить следующие ключевые моменты:

    Задания должны соответствовать теме, не стоит использовать задания без

    необходимости

    Задания должны быть увлекательными и веселыми

    Задания можно давать как в индивидуальном порядке, так и для целой

    группы

    Необходимо приблизительно знать, сколько времени потребуется на

    выполнение задания. Если отведенного времени недостаточно, нужно разбить

    его на несколько частей.

    Чтение специальной литературы.

    Чтение специальной литературы может составлять значительную часть

    учебного процесса. К сожалению, большинство менеджеров и руководителей

    избегают чтения в процессе учебы. Да и многие преподаватели пренебрегают

    этим методом или используют его неправильно, либо, что еще хуже, загружают

    слушателей огромным количеством материала «на будущее».

    Однако в будущем, подобный материал используется редко, а «перегрузка»

    порой мешает учащимся усвоить несколько простых и полезных принципов,

    которые должны были бы стать частью их повседневного стиля работы.

    Несколько примеров использования специальной литературы:

    Предварительное чтение

    Чтение публикаций, относящихся к только что проделанной на занятии

    работе

    Ознакомление с более подробной специальной информацией

    Предоставление перечня материалов «для дополнительного чтения», или

    относящихся к той части вопроса, которая не была рассмотрена во время

    занятия.

    РЕЗЮМЕ (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ)

    Резюме (подведение итогов) –самая короткая и наиболее важная часть

    курса. Оно требует большой подготовки, чем можно себе представить.

    Необходимо:

    Кратко изложить ключевые моменты пройденной темы

    Разобраться в том, что усвоили учащиеся, и затем закрепить их знания

    Опираясь на отзывы группы, еще раз подчеркнуть необходимость и ценность

    изученного материала

    Сделать особое ударение на том, что дальнейшие учебные мероприятия или

    задания необходимы для того, чтобы извлечь максимум пользы из уже

    приложенных усилий

    Главное – четко объяснить, что нового менеджер может делать на работе

    при условии правильного применения изученного материала

    Связать все вышесказанное с данными проведенных исследований

    НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

    Общение с целью обучения – сложный процесс, требующий творческого

    подхода для преодоления множества проблем. С его помощью можно успешно

    решать учебные задачи, связанные с:

    Привлечением внимания

    Поддержанием интереса

    Созданием благоприятной атмосферы на занятиях

    Достижением понимания

    Восприятием предложенных идей

    Практическим применением знаний в работе

    Примеры наиболее распространенных наглядных пособий:

    Фильмы

    Графопроектор

    Слайды

    Диаграммы

    Плакаты, меловые доски или доски со сменными листами

    Аудиоаппаратура

    Видеоаппаратура для обеспечения обратной связи

    Самым интересным среди наглядных пособий, на мой взгляд, является

    видеоаппаратура. Она обладает просто фантастическим потенциалом и успешно

    применяется для индивидуального обучения и обучения в группе.

    Например, некоторые люди при виде объектива или микрофона тут же

    начинают нервничать. Можно, например, оставить камеру в аудитории во

    включенном состоянии, а затем показать отрывки из получившегося

    видеофильма. Можно также предупредить, что будет производиться запись всех

    кто входит в класс после перерыва и затем продемонстрировать результаты.

    Видеокамера «схватывает» даже самые незначительные детали. Это дает

    огромный толчок к тому, чтобы слушатели курса начали привыкать

    контролировать свое поведение, ведь у любого человека есть вредные

    привычки… а увидев себя на экране.. На многих этот факт очень влияет. И

    очень часто бывает так, что в процессе просмотра видеозаписи сам

    исполнитель роли относится к собственным действиям более критично, чем

    остальные зрители.

    ОЦЕНКА И «ШЛИФОВКА»

    ОЦЕНКА И «ШЛИФОВКА»

    Оценка результатов обучения и «шлифовка» - это переломный момент всего

    учебного цикла.

    Цель учебного курса – добиться таких изменений в работе менеджера,

    которые приведут в итоге улучшению работы его компании.

    Однако приобретения новых профессиональных навыков порой бывает трудно

    добиться. Почерпнутые из нового курса идеи должны быть усвоены, выдержать

    проверку на практике, они должны быть пересмотрены с учетом реальных

    условий деятельности менеджеров. На этом пути существует множество

    препятствий и ограничений. К тому же пройденный материал начинает

    забываться тотчас же после изучения.

    «Шлифовкой» является любое мероприятие, корректирующее знания и навыки

    окончивших курсы менеджмента в зависимости от конкретных обстоятельств их

    работы.

    Во многих случаях трудно рассчитывать на получение желаемых результатов

    обучения без такой дополнительной «шлифовки» под руководством

    непосредственного начальника, руководителей высшего звена фирмы или

    преподавателей, которые могут оказать помощь и поддержку в процессе работы,

    провести консультации, дать совет. Не исключено, что без этого все усилия,

    потраченные на обучение, окажутся напрасными.

    Во многих случаях учащиеся, не применяющие полученные знания на

    практике, говорят: «Обучение оказалось бесполезным».

    Неквалифицированная «шлифовка» (или ее отсутствие) – самая

    распространенная причина низкой эффективности курсов по менеджменту.

    «Шлифовка» требует применения определенных усилий. Преподаватель должен

    стимулировать эти усилия. Для этой цели он может использовать самые

    разнообразные методы.

    Важным методом является оценка результатов обучения заинтересованной

    стороной – менеджерами высшего звена фирмы, направившей слушателя на курсы.

    Наиболее важна оценка проведенного обучения, сделанная тем менеджером,

    который направлял своих подчиненных на курсы. Он вправе спросить : «Что

    достигнуто?»

    Существуют и другие формы оценок обучения, однако…

    новый стиль работы и

    результаты, достигнутые в работе,

    с точки зрения менеджеров, наиболее важны.

    Как же привлечь руководителей высшего звена к участию в учебных

    мероприятиях за пределами непосредственного курса обучения? Все начинается

    с анализа потребностей и постановки задач обучения еще до начала занятий.

    Качество оценки проведенного обучения, сделанной руководством фирмы-

    заказчика, зависит от качества поставленных задач. Если задачи были

    поставлены в общем и неопределенно, то соответственно общей и

    неопределенной будет и оценка, а дальнейшее обучение покажется вовсе не

    обязательным.

    ВАЖНЫ И ДРУГИЕ ОЦЕНКИ ОБУЧЕНИЯ

    Оценка в процессе обучения (промежуточная оценка) помогает

    преподавателю вносить в учебную программу необходимые изменения, которые

    делают курс более эффективным.

    Оценка обучения и планирование действий самими учащимися (когда они

    сами намечают свое дальнейшее обучение) так же могут оказаться весьма

    важными.

    Оценка по завершению программы (итоговая оценка) может помочь

    преподавателю…

    повысить качество своей дальнейшей работы,

    определить потребности учащихся в дальнейшем обучении.

    Оценка обучения по окончании учебного курса должна включать в себя...

    различные «формы» выяснения коллективного мнения учащихся по поводу

    учебной программы;

    обсуждение (критику) со стороны учащихся;

    различные способы «тестирования» или наблюдений.

    Обучение – циклический процесс. Оно никогда не бывает до конца

    завершенным. Как только заканчивается один цикл обучения, тут же начинается

    другой.

    КАК ОЦЕНИТЬ ОБУЧЕНИЕ?

    Обучение можно оценивать на четырех различных уровнях: мнение

    слушателей, объем полученных знаний, изменения стиля работы,

    результативность (реальные улучшения в работе компании).

    Мнение слушателей. Самым распространенным способом определения мнения

    слушателей о курсе обучения является анкетирование. Анкета, к примеру,

    может включать в себя следующие вопросы: «Что вам понравилось больше всего

    на занятиях?» «Что - меньше всего?» «Какова ваша общая оценка данного

    курса?»

    Объем полученных знаний. Последовательное анкетирование до начала и

    после окончания учебного курса позволит слушателям оценить, насколько

    возросли их значения. Иногда усвоенный материал можно оценить с помощью

    письменных заданий или с помощью определенным образом составленных

    вопросников (вопрос и ряд ответов, из которых нужно выбрать правильный).

    Изменение стиля работы. Здесь применимы самые разные способы оценки

    изменения стиля работы или управленческих навыков слушателей курсов,

    которые можно использовать как для самооценки, так и для взаимной оценки

    или оценки руководящим составом.

    Результативность. Исследуя использование временных и других ресурсов,

    можно оценить производительность труда менеджера (время простоя,

    численность привлеченного персонала и т.д.) до и после обучения. Эти данные

    можно переработать и представить в виде расчета повышения эффективности

    производства и снижения себестоимости.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.