МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обучение информатике

    информатики не ограничиваются только задачами подготовки школьников к

    практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики, как

    общеобразовательным учебным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных

    задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной

    грамотности.

    На коллегии Министерства образования Российской Федерации, которая

    состоялась 22 февраля 1995 года, обсуждался ход реализации программы

    информатизации образования на 1994-1995 гг. Был рассмотрен вопрос о

    совершенствовании организации обучения информатике в общеобразовательной

    школе на современном этапе. Коллегия постановила признать целесообразной

    необходимость выделения нескольких этапов в овладении основами информатики

    и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе:

    - первый этап (1-6 классы) – пропедевтический;

    - второй этап (7-9 классы) – базовый курс;

    - третий этап (10-11 классы) – профильные курсы.

    На первом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с

    компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе

    использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров

    и т.д.

    Второй этап обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум

    подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися

    методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование

    навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей

    учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса

    формирует представления, передачи и хранения информации в живой природе,

    обществе, технике.

    Целесообразность переноса начала систематического изучения информатики в

    7-9 классы, помимо необходимости в условиях информатизации школьного

    образования широкого использования знаний и умений по информатике в других

    учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также двумя другими

    факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого

    возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной

    ролью изучения информатики для развития мышления, формирования научного

    мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

    Представляется, что содержание базового курса может сочетать в себе все

    3 существующих сейчас основных направления в обучении информатике в школе и

    отражающих важнейшие аспекты ее общеобразовательной значимости:

    - мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о

    системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли

    информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих

    закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

    - "пользовательский " аспект, связанный с формированием компьютерной

    грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях

    широкого использования информационных технологий;

    - алгоритмический (программистский) аспект, связанный в настоящее время

    уже в большей мере с развитием мышления школьников.

    Третий этап (10-11 классы) – продолжение образования в области

    информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и

    содержанию в зависимости от интересов и направленности до профессиональной

    подготовки школьников. В частности, для школ и классов математического

    профиля возможно углубленное изучение программирования и методов

    вычислительной математики, для школ естественнонаучного профиля – курс

    информатики, связанный с применением компьютера для моделирования,

    обработки данных эксперимента, для школ и гимназий гуманитарного профиля –

    представление о системном подходе в языкознании, литературоведении на

    формирование умений применять информационную технологию для решения задач

    организации и экономики сельскохозяйственного производства и т.д.

    Предложенная А.А.Кузнецовым структура обучения информатике в школе легла

    в основу ряда экспериментов по созданию системы непрерывного обучения

    информатике.

    Подводя итоги анализа системы обучения информатики в современной школе,

    следует подчеркнуть начавшийся переход от единого курса информатики в

    старших классах к многоэтапной структуре обучения этой дисциплине. Первый

    этап – пропедевтический, второй – базовый курс информатики, обеспечивающий

    обязательный общеобразовательный минимум по этому предмету, третий этап –

    дифференцированное изучение информатики в рамках одного из профильных

    курсов.

    §2. Профильная дифференциация

    В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе

    принято различать 2 основных типа дифференциации содержания обучения:

    профильную и уровневую.

    Коротко проанализируем сущность профильной дифференциации содержания

    обучения.

    Стремительный рост объема информации в современном мире делает

    невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком, приводя к

    необходимости его специализации в определенной сфере, а, следовательно, и

    специализации его подготовки на основе общего образования. Профильная

    дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.

    В литературе сущность профильной дифференциации содержания образования

    определяется в направленной специализации образования в области устойчивых

    интересов, склонностей и способностей, обучаемых с целью максимального их

    развития в избранном направлении.

    Профильная дифференциация предусматривает объединение учащихся в

    относительно стабильные группы, где идет обучению предмету пол особым

    программам, которые различаются содержанием, требованиями к знаниям и

    умениям школьников.

    Анализируя практическую реализацию профильной дифференциации

    содержания образования, большинство исследователей отмечает, что наиболее

    благоприятный возраст для профильного обучения, исходя из возрастных

    особенностей учащихся – 15 лет (10 класс), когда начинают формироваться

    устойчивые познавательные интересы, профессиональные намерения.

    Профильная дифференциация основана на добровольном выборе школьниками

    профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей,

    достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений. Она обращена

    на реализацию индивидуального подхода по отношению к отдельным группам

    учащихся. Процесс обучения в различных группах протекает по-разному:

    отличается содержание образования, изменяется доминирующая роль тех или

    иных методов обучения, их формы и пре мы, стиль взаимоотношений учащихся и

    учителя.

    В последние годы в российской школе наблюдается резкий рост интереса к

    проблеме профильной дифференциации. Во многих школах страны созданы классы

    с углубленным изучением отдельных предметов; организуются профильные

    классы: гуманитарные, технические, естественнонаучные, физико-

    математические и другие.

    Рассмотрим специфику профильной дифференциации обучения информатике.

    Рассмотренная выше структура обучения информатике, теоретически

    обоснованная в ряде работ и уже складывающая в настоящее время в практике

    школы, предусматривает продолжение образования в области информатики и

    информационных технологий в рамках дифференцированного обучения в старших

    классах.

    Рассмотрим особенности информатики как образовательной области и как

    учебного предмета общеобразовательной школы.

    Начнем с анализа общеобразовательной значимости изучения информатики,

    роли этого учебного предмета в решении основных задач школьного

    образования.

    В настоящее время под влиянием пресса информатизации складывается

    новая общественная структура – информационное общество. Его развитие

    существенным образом влияет на цели и содержание образования, стимулирует

    изменение методов и организационных форм обучения.

    Оценивая проникновение информатики и компьютеров в различные сферы

    деятельности человека, их влияние на развитие общества, многие

    исследователи характеризуют этот процесс как новую научно-техническую

    революцию. По их мнению, развитие компьютеров и информационных технологий

    приведет к тому, что к 2000 году большая часть (около 90%) населения

    развитых стран мира будет занято в сферах деятельности, связанных с

    информационной индустрией.

    Как известно, общеобразовательное значение учебного предмета,

    педагогические функции образовательной области определяется ее вкладом в

    решение основных задач общего образования человека:

    1) формирование современного научного мировоззрения школьников;

    2) развитие мышления учащихся;

    3) подготовка выпускников школы к практической деятельности,

    продолжению образования, труду в информационном обществе.

    Велика роль изучения информатики для развития мышления школьников,

    формирования черт личности, отвечающих требованиям современного

    производства.

    Изучение информатики связано также с формированием целого ряда

    важнейших обще учебных, интеллектуальных умений (например, формулирование

    цели, выделение и координация подцелей, анализ исходных условий и средств,

    формализация содержания задачи, построение модели и т.д.).

    Общеобразовательная функция информатики связана также с решением

    задачи подготовки школьников к труду, продолжению образования в условиях

    информатизации народного хозяйства, реализацией задач политехнического

    образования и профессионального самоопределения молодежи.

    Роль изучения информатики в этой области определяется тем, что методы,

    и средства информатики используются в настоящее время уже практически во

    всех областях человеческой деятельности.

    Учитывая, что одной из основных задач дифференциации содержания

    обучения в школе является предпрофессиональная подготовка школьников в

    области выбранной специализации, а также подготовке к продолжению

    образования в этой области, можно предположить, что информатика,

    информационные технологии должны стать одним из обязательных компонентов

    содержания профильного обучения в любом из направлений специализации школы.

    Таким образом, анализ значения информатики для решения основных задач

    школьного образования , формирования ряда важнейших компонентов личности

    учащихся, ее вклада в подготовку молодежи к труду, последующему

    профессиональному образованию убедительно показывает необходимость

    обязательного продолжения обучения этому предмету в рамках дифференциации

    образования на старшей ступени школы независимо от выбранного профиля

    специализации.

    Это обстоятельство ставит информатику в уникальное положение в учебном

    плане школы, определяет ее главную особенность с точки зрения

    дифференциации образования. Обоснование обязательности продолжения обучения

    информатике в старших классах в форме одного из профильных курсов в рамках

    дифференциации обучения становится одним из важнейших принципов построения

    многоэтапной структуры обучения информатике в школе.

    С учетом выделенных особенностей информатики, проанализируем подходы к

    дифференциации содержания обучения информатике, выдвинутые различными

    авторами.

    Н.В.Апатовой предлагается в 10-11 классах изучать объективно-

    ориентированное программирование на языке Паскаль; логическое

    программирование на Прологе или Лиспе; деревья, сети, фреймы; операционные

    системы, базы данных, информационные и экспертные системы.

    Однако при этом она отмечает, что содержание может быть заменено

    курсами, в которых изучается прикладная информатика, например:

    - "Информатика для математиков" – для учащихся, занимающихся в

    математических классах, – содержит вопросы разработки и реализации на

    компьютере различных численных методов; моделирование различных

    пространств и множеств; изображение геометрических тел, их сечений,

    движение тел и фигур и другое.

    - "Информатика для филологов" – анализ и генерация текстов, работа с

    различными словарями и другое.

    - "Информатика для биологов" – разработка и использование готовых

    классификаторов, моделирование поведения различных существ и их групп в

    различных условиях и т.д.

    - "Информатика для экономистов" – анализ деятельности предприятия,

    разработка и испытание модели, информационные системы и базы данных.

    Как видно, здесь предлагается некоторый "смешанный" подход: с одной

    стороны, углубленное изучение информатики, а с другой, - специализация

    содержания по предметным областям и задачам других школьных учебных

    дисциплин.

    В программе непрерывного курса информатики для средней школы (14),

    А.Л.Семенов и Н.Д.Угринович предлагают 7 профильных курсов для углубленного

    изучения информатики в старшем звене школы (10-11 классы):

    1) Архитектура компьютера и операционная система;

    2) Арифметические и логические основы компьютера;

    3) Алгоритмизация и языки программирования;

    4) Решение задач на компьютере;

    5) Обработка текстов и издательская деятельность на компьютере;

    6) Основы технологии мультимедиа;

    7) Компьютерные телекоммуникационные сети.

    Отметим положительный момент выделения широкого спектра профильных

    курсов. Подчеркнем также, что ориентация на углубленное изучение не всегда

    оправдана в определении содержания профильной дифференциации обучения.

    Кроме того, предложенные здесь критерии выделения профилей носят различный

    характер, недостаточно систематизированы.

    В.Г.Мануйлов (9) разработал программу курса "Основы информационных

    технологий", ориентированную на подготовку школьников, обучающихся в

    классах с экономической ориентацией. Курс разбит на 2 части: "Введение в

    информационные технологии" и "Информационные технологии для экономистов".

    И.Ю.Степанова (20) предлагает программу спецкурса "Элементы языка

    Пролог", для успешного изучения которого учащиеся должны обладать

    математическими навыками оперирования с алгебраическими объектами и знать

    аксиоматику школьного курса геометрии.

    В профильной дифференциации обучения информатике важнейшее значение

    имеют 2 принципа:

    -принцип "бинарного вхождения" образовательной области в содержание

    общего среднего образования, обоснованной В.С.Ледневым;

    -принцип дифференциации содержания образования по его ведущей

    педагогической функции.

    В соответствии с принципом "двойного вхождения" образовательной

    области в содержание общего среднего образования, образовательная область

    отражается в содержании образования, с одной стороны, как объект изучения,

    с другой стороны, как некоторый аспект изучения всей окружающей

    действительности. К примеру, информатика представлена в содержании

    школьного образования, как учебный предмет, и отражена, как принцип

    "информатизации образования".

    Следуя этой позиции, можно выделить принцип дифференциации по

    критерию "фундаментальных" и "прикладных" (для информатики –

    "пользовательских") профильных курсов.

    К такому же делению мы приходим, если попытаемся дифференцировать их

    по другому критерию – ведущей педагогической функции. Тогда для

    "фундаментальных" курсов в качестве ведущей функции следует назвать

    формирование научного мировоззрения или, как принято говорить, "научной

    картины мира", а для "прикладных" – подготовку к практической деятельности,

    труду.

    Как же "профилируются" (дифференцируются по содержанию) профильные

    курсы информатики "фундаментального" направления?

    Направления их профилизации определяются применительно к предметным

    областям, являющимися ведущими для каждого конкретного направления

    специализации обучения в школе (классе).

    Иначе говоря, если взять основные направления специализации школы по

    предметным областям: математика, информатика, естествознание, история и

    социальные науки, языки, то для каждого из них необходим свой профильный

    курс информатики. В каждом из таких курсов углубленно изучается тот раздел

    информатики, предмет которого пересекается с предметом науки, являющейся

    ведущей, определяющей направленность специализации образования в данной

    школе (классе).

    Например, в классах математической специализации может быть предложен

    курс "Вычислительная математика (численные методы) и программирование"

    (С.А.Жданов, Э.И.Кузнецов, М.П.Лапчик и др.). Для школ и классов

    естественнонаучной специализации – курс "Информационное моделирование"

    (В.К.Белошапка), "Компьютерные методы обработки данных научных

    экспериментов" и т.д. При гуманитарной специализации это может быть курс

    "Информатика и информационные технологии" (С.Л.Бешенков и др.).

    Основная задача курсов такого типа – развитие научных представлений,

    формирование научного мировоззрения, обогащение изучения основ других

    фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или

    развитыми информатикой.

    Профильные курсы информатики другого типа – прикладные (или

    "пользовательские") дифференцируются не по предметным областям, а по

    критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов

    – формирование (развитие) навыков использования методов и средств НИТ в

    разных областях.

    Глава II. Прикладной профильный курс «Новые информационные технологии»

    В предыдущей главе были рассмотрены принципы дифференциации

    содержания обучения информатике на старшей ступени школы. Были обоснованы

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.