МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе

    Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе

    ВВЕДЕНИЕ

    На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений,

    нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают

    социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и

    ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа,

    решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в

    человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы

    собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за

    сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание,

    органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его

    неотъемлемую часть.

    Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены

    обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена

    социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в

    общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Отдельные

    ребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительности

    положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном

    круге общения. Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является

    уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние

    «балдения» под влиянием, спиртного, наркотических средств. Наиболее опасной

    формой безнравственного состояния некоторых школьников является

    нравственное лицемерие, практическое использование двух-трехстепенной

    морали: одна внешняя, показная — для школы, общественных мероприятий;

    другая—для дома, для семьи, вводящая в заблуждение родителей; третья

    подлинная—для своего круга общения и для себя. На виду — общественная

    активность, в душе — убежденность, что жизнь строится по законам жестокого

    эгоизма. Проявляются результаты противоречия между нравственным воспитанием

    в школе и обыденной жизнью, стихийными влияниями реальной действительности.

    «Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критической

    оценки сложившихся подходов к организации и механизмам осуществления

    воспитательной работы. Один из них — вербально - мероприятийный, требующий

    в основном разработки некоторой суммы просветительных бесед, раскрывающих

    содержание моральных правил на положительных примерах. Однако нравственное

    воспитание состоит не в том, чтобы подносить молодежи усладительные речи о

    нравственности. Вербально - мероприятийное воспитание осуществляется, как

    правило, изолированно от богатой нравственными проблемами реальной жизни

    детей, не пересекаясь с нею и никак не влияя на нее. Поэтому в практической

    жизни и деятельности детей возникает нравственный вакуум, который

    заполняется стихийными, нередко негативными влияниями.» [9. c. 170]

    «Другой подход — деятельностно - мероприятийный. Он

    противопоставляется вербальному и заключается в вовлечении детей в

    специально разработанную систему деятельности и отработке поведенческих

    умений и навыков. Деятельностный подход в воспитании младших подростков,

    как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственного

    воспитания. Между деятельностью ребенка и его нравственным сознанием нет

    прямой связи. Ребенок часто не обнаруживает и не до конца осознает

    подлинные мотивы своей деятельности. Абсолютизация деятельностного подхода

    отодвигает на второй план усвоение политических, философских, нравственных

    идей. Узкодеятельностный подход по сути противостоит целостному подходу к

    формированию личности, в котором органично сочетаются и духовное влияние, и

    деятельность, и отношения, и общение, и проявление внутренних побуждений, и

    самостоятельное осмысление нравственных проблем.» [9. c. 171]

    Теоретически обоснованным и оправдавшим себя является подход

    целостности, органического единства нравственного воспитания и жизни.

    Целостность нравственного воспитания младших подростков достигается, когда

    основой, источником и материалом педагогического процесса является сама

    сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на

    словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и

    сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор,

    принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное

    сознание детей, укрепляются принципы поведения и, умение владеть собой.

    Целостный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания

    исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы,

    переживать трудности, негативные явления, для преодоления которых нужна

    недюжинная воля и самообладание. Подлинный, глубинный, действенный механизм

    нравственного воспитания заключается в разрешении противоречий между

    ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или

    дурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных

    ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо

    он приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и

    внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность

    и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В процессе

    преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных

    переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности - нравственное

    и эстетическое чувство, потребность в добром и нравственном удовлетворении.

    Нравственное воспитание младших подростков должно стать одним из

    обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та

    адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные

    ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система

    взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой,

    внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным

    содержанием.

    Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на

    разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить

    ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство

    ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет

    нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-

    воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. Этика как

    наука о нравственной жизни человека, о нравственном выборе и об

    осуществлении его в поведении человека только ей присущими методами и

    формами воздействия на растущего человека способна выйти на глубинный

    диалог со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла

    жизни.

    Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки

    ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее

    и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его

    людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных

    свойств личности школьника. Основной функцией является формирование

    интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей

    учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с

    природой, другими людьми, самими собой и др.)

    Задачей учителей современной школы является воспитание в детях

    самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и

    поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию

    отношений.

    Исследуемая нами проблема нашла отражение в исследованиях таких

    философов античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель. Пифагор говорил,

    что главное для человека «наставить душу к добру и злу». [13. c. 134]

    Другой выдающийся философ античности – Демокрит писал следующее:

    «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье». [13. c. 134]

    Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал,

    что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию

    молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный

    строй терпит ущерб». [13. c. 134].

    Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко,

    В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же

    ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П.

    Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории

    нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

    Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех

    наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,

    делая как можно меньше зла и как можно больше добра».[14. c. 379]

    К.Д. Ушинский писал о нравственности следующее: «…Убежденные в том,

    что нравственность есть необходимое последствие учености и умственного

    развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет

    главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще,

    наполнение головы познаниями …»[14. c.380]

    А.С. Макаренко указывал на то, что, на нравственное развитие человека

    воздействует не только воспитание, но и другие системы влияний. Он писал:

    «… Нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного фактора в нашей

    истории, которые кроме своего прямого хозяйственного, или военного, или

    политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не

    были бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального

    опыта.» [8. c.42]

    ЦЕЛЬЮ нашего исследования является теоретическое обоснование

    способов нравственного воспитания младших подростков и их

    экспериментальная апробация.

    Объект исследования – процесс нравственного воспитание младших

    подростков.

    Предмет исследования – нравственное воспитание младших подростков во

    внеклассной работе.

    Задачи:

    а) проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

    б) рассмотреть сущность нравственного воспитания;

    в) раскрыть содержание нравственного воспитания;

    г) изучить методы нравственного воспитания;

    д) доказать экспериментальным путем.

    Гипотеза:

    Нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если:

    - В содержание внеклассной работы будут включены компоненты

    способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления.

    - Будут использоваться различные виды, формы и методы нравственного

    воспитания.

    - Учитель личным примером будет способствовать воспитанию

    нравственности.

    В работе использовались следующие педагогические методы исследования:

    а) Включенное педагогическое наблюдение;

    б) Этическая беседа;

    в) Теоретический анализ пед.литературы.

    Глава I

    СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

    1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

    Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы

    звучат как moralis – мораль. «Нравы – это те эталоны и нормы, которыми

    руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

    Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой

    привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не

    правовых положений.»[1. c.155]

    Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное

    обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя

    в обществе и т.д.

    Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет

    морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-

    экономических формаций менялись представления о нравственности,

    приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

    Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – это

    личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как

    доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[5. c.104]

    И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону

    личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм,

    правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине,

    обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[11.

    c.7]

    «Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как

    человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная

    норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может

    и запрещать или предостерегать от них.»[5. c.104]

    Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это

    специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие

    воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование

    личности, нужной и полезной обществу.

    Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская - «это

    двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и

    воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только

    объект воспитания. Он субъективно идет на встречу воспитательным влияниям

    педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает

    педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к

    этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой

    ситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшая

    педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно.»[25.

    c.25]

    Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все

    стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог

    современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о

    всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее

    системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина

    нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»[25. c.

    29]

    «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое

    воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью

    формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям

    общественной морали.»[12. c. 163]

    Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении,

    сотрудничестве, становится для младшего подростка значимым и

    привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о

    выполнении следующих условий:

    - «Опираться на положительные возрастные потребности и интересы,

    создающие эффект актуальности».

    - Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует

    совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее

    участников.

    - Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

    - Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и

    каждой личности.

    - Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно,

    важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

    - Заботиться о создании атмосферы доброжелательного

    взаимопонимания.»[25. c.29]

    Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный

    процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали,

    организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения

    с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом

    целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в

    единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли,

    навыков, привычек, общественно ценного поведения.

    Нравственное воспитание включает: формирование у младших подростков

    сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости

    согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с

    нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их

    правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные

    убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых

    нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных

    проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

    Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс,

    включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс

    нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в

    свое время указывал А.С. Макаренко.

    Основные задачи нравственного воспитания: «1. формирование

    нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3.

    выработка умений и привычек нравственного поведения.» [12. c. 163]

    «Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих

    нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития

    нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного

    накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их

    анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных

    выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством

    чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой,

    нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно

    освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.