МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Народная педагогика

    Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как

    принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще

    применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий.

    Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и

    устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из

    воспитательных мер предупреждения.

    Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как «бесценное

    богатство » человека. Народ имеет определённое представление о целях,

    задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных

    и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в

    раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.

    Народ эмпирическим путём определял причины детской лени и капризов,

    с пониманием относился к трудностям воспитания в переходном возрасте,

    особое внимание придавал воспитанию девочки – подростка. Эмпирически

    определив, практически проверив, народ широко применял в условиях семейного

    воспитания самые разнообразные приёмы и методы воспитания : приучение,

    показ, поощрение, порицание, личный пример, благославление и другие, не

    противоречащие , а совпадающие с принципами научной педагогики.

    Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.

    Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе

    народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С

    древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей

    обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных

    институтов.

    Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан прежде всего с

    животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами.

    Известный хлебороб, почётный академик ВАСХНИЛ Т. С. Мальцев справедливо

    заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены

    тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны,

    моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены

    отношением человека к матери – сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и

    животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у

    детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд

    как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его

    вдохновенный характер : «Труд – всему отец».

    Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало

    рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов

    существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому

    мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт

    вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.

    Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует

    времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не

    выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать

    что - бы выучиться ».

    Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит : «

    В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное

    отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд.

    Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда

    или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят :

    «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

    Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в

    современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое

    воспитание , за добросовестный, систематический и разумный общественно

    полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных

    народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются

    лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно идеализируют силу и

    возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум,

    готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

    Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания

    А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью

    ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование

    чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что

    правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое.

    Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь

    в виду ряд обстоятельств.

    Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду,

    не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в

    общественном коллективе.

    Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был

    принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом,

    любовью, без боязни «трудового пота».

    В – третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке

    определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому

    человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть

    от труда.

    В – четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только

    «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития

    человека.

    В – пятых, важно учитывать , что трудовая подготовка в семье имеет

    большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей

    профессии и квалификации.

    Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о том, что

    родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья»

    исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в

    дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу :

    «чистая – грязная; интересная – неинтересная; тяжёлая – лёгкая; выгодная -

    невыгодная » и. т. д.

    Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования

    проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно

    опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к

    народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе

    любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В

    современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором

    их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства,

    уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому

    воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии

    личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования

    необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой

    деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи,

    охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть

    подготовлены не только учителя, но и родители.

    В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся

    трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки.

    При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим

    педагогическим требованиям : систематический и коллективный характер

    труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных

    трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами

    игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм

    труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее

    для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически

    учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным

    примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

    Умственное и физическое воспитание

    Происходящая сегодня перестройка содержания образования

    преследует цель создать условия для достижения личностью высокого уровня

    интеллектуального, нравственного, эстетического и физического. Именно это

    сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние

    гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В

    содержании образования важно отразить традиции и социально - культурные

    ценности народа. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия

    различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко

    проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, истории,

    образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций.

    Умственное воспитание новых поколений всегда было предметом первой заботы

    народа. Народ, хотя и был в прошлом лишен знаний, но в глубине сознания

    народных масс всегда таилось огромное стремление к образованию и науке.

    «Знание – светоч ума» - народный афоризм.

    В представлении народа только умный человек может овладеть глубокими

    знаниями.

    «Дороже ума богатства нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум – одежда, которая

    никогда не сносится, знания – родник, который никогда не исчерпаешь» -

    такова народная оценка значения знаний. Но особенно по современному звучит

    пословица : « Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями». Это как бы народный

    отклик на стремление части молодёжи выделиться не знаниями и трудолюбием, а

    дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей. Народ выработал свои

    собственные дидактические принципы обучения и приобретения знаний, которые

    близки принципам научной педагогики . Связь знаний с жизнью – важнейшее

    дидактическое требование народа. Народ интуитивно пошёл к осознанию того,

    что необходима систематичность в получении знаний и непрерывность

    образования. Это ещё одно дидактическое требование, выработанное

    столетиями. Эта мысль очень образно характеризует такая пословица :

    «Учиться – всё равно что плыть против течения : остановился на минуту – и

    тебя отнесло назад».

    Основным источником знаний всегда были книги и чтение. «Нет больше

    наслаждения, чем читать книги, нет дела важнее, чем учить сына» - говорится

    в народных афоризмах. О значении книги как друга, советчика человека, как

    источника знаний говорится и в таких афоризмах : «прочтёшь незнакомую

    книгу, словно обретёшь хорошего друга, перечитаешь книгу, словно встретишь

    старого знакомого », «Книга - ключ к знанию ».

    Знание языка народа рассматривает как важное средство расширения

    познания мира. Узбекский народ отмечает : «Знание языка открывает путь к

    сердцу», «Знание ста языков, что сто умов », - заключает пословица. И

    здесь родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания

    детей, как великий народный педагог. В духовном сокровище народа родной

    язык является самым близким и сокровенным. С первого родного слова матери,

    впервые услышав собственное имя, ребёнок начинает познание мира; из нежных

    колыбельных песен он впервые узнаёт родную мелодию и на всю жизнь её

    запоминает.

    Заслуживает внимания отношение народа к учителю – воспитателю. Народ,

    защищая честь учителя, без обиняков заявляет : «Ради учителя следует даже

    кинжал проглотить», «Кровь зальёт очи того, кто смеет покоситься на своего

    учителя». Он высоко ценил роль учителя в обучении и воспитании детей :

    «Свет лампы от масла, знания ученика от учителя». Обществу всегда

    импонирует справедливый и требовательный учитель. «Строгость учителя лучше

    ласки отца», - считает народ. Люди верно представляют себе взаимоотношения

    ученика и учителя. «Ученика хвалят в глаза, учителя за глаза, а

    подчинённого после работы», - говорится в афоризме. Народ готов простить

    учителю возможные ошибки в работе, ибо «самый хороший учитель не без

    ошибок», но репутация учителя должна быть безупречной, так как дети ему

    подражают, копируют его манеры, и, как верно подметил народ, «если учитель

    пьёт стоя, то ученики пьют на бегу».

    Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и

    средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной

    среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на

    детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня

    вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание,

    физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего,

    гармоничного развития личности.

    Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии,

    воспитание выносливости, ловкости, сноровки – всё это всегда было предметом

    неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило

    свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных

    соревнованиях. Народ имел определённое представление о функциях

    человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического

    развития. Было понимание того, что чистый воздух – важнейший элемент

    здоровья : «Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство». Народ

    понимал, что залог здоровья - физическое воспитание . Порою молодёжь

    беззаботно относится к своему здоровью.

    Многие народные афоризмы рассматривают здоровье, как величайшее богатство,

    как неповторимое благо для человека. Казахи поддерживают эту мысль в

    социальном аспекте : «Богатство бедняка – это его здоровье».

    Народ не только знал факторы физического воспитания, но и

    эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное

    изречение : «Держи голову в холоде, а ноги в тепле ». Простудившемуся

    человеку в народе говорят : « Пропотеешь – и жар пройдёт». Народ понимает

    силу внушения и разумно предупреждал : «От мнительности можно и заболеть».

    Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению. «Кто курит, у

    того горят нутро и деньги», - остроумно замечает народ.

    Центральное место в системе физического воспитания занимали детские

    игры. В народном представлении игры не только развлечение, но и средства

    физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется

    самодеятельность детей : детские тайные языки, считалки, жеребьёвки,

    декламации, хороводы и т. д.

    Особое значение народ придавал национальным играм – как важному

    фактору физического развития и воспитания. По поводу характера

    национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил : «все люди похожи друг на

    друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим

    сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать

    друг друга ».

    Таким образом идеалом физического воспитания, в представлении

    народа, было воспитание молодой смены – здоровой, жизнерадостной, сильной,

    отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное

    питание, использование природных факторов, игры, спортивные соревнования и

    праздники, обеспечивал нормальное физическое развитие детей.

    Заключение.

    Опираясь на народные методы воспитания педагоги – теоретики и

    практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой

    личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии

    с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в

    любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции

    развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление

    народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить

    молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность,

    коллективизм, чувства дружбы, товарищества.

    Исследования проблем народной педагогики позволяют утверждать что

    концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной

    педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные

    особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические

    воззрения народа как выражение практической народной философии, как

    сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по

    воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощённых в

    разнообразных памятниках устного народного творчества.

    Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только

    изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика

    до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических

    исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит,

    прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта

    данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа,

    представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает

    самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения,

    творческого использования.

    Народное воспитание – это общественное воспитание.

    На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом

    воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с

    эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро

    народной педагогики. Следует однако принять во внимание, что

    педагогическое воззрение народа, сложившиеся без профессиональной

    педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в

    известной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный

    педагогический контакт в детьми не всегда был осознанным. В этих условиях

    поражает умение народа по крупицам отобрать всё лучшее, разумное,

    отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих

    позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного

    педагогического эксперимента. Современная теория педагогики, обогащённая

    народным опытом воспитания, даёт возможность значительно повысить

    педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы

    играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части

    общечеловеческой культуры. Рассмотренные нами памятники народной

    педагогики позволяют сделать чисто педагогические выводы. Приводимые

    поговорки, пословицы и сказки пробуждают чувство оптимизма, они стремятся

    привить людям, и прежде всего молодому поколению, самые лучшие

    человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти

    благородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во

    внимание следующие обстоятельства.

    Житейские правила и приёмы воспитания – это первые законы, с

    которыми человек встречается в своей жизни. И они рождаются в семье.

    Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не

    писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В

    народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт

    воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию,

    краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и

    афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.

    Учителя, читающие в школе курс «Этика и психология семейной жизни», имеют

    возможность в пределах программных требований подобрать соответствующие

    примеры и приводить их на уроках, провести беседы и диспуты по тем или

    иным вопросам, практиковать домашние сочинения на основе наиболее

    выразительных народных изречений и афоризмов. В процессе внеклассной и

    внешкольной работы целесообразно привлечь самих учащихся собирать и

    записывать примеры устного народного творчества, создавать сборники и

    журналы пословиц и поговорок.

    Поговорки, пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие

    не сами по себе, а при условии, если родители личным примером соблюдают,

    поддерживают принципы выраженные в них. Каждая пословица и поговорка,

    каждое любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту звучат,

    соответствуют духу и традициям семьи, выражают её истинные стремления,

    если они понятны и близки к сердцу детей, становятся прекрасным,

    поучительным нравственным уроком в семье. Как примеры кратких и метких

    выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития

    речи детей, приучая их запомнить и использовать как эпиграфы в

    сочинениях, примеры в логических доказательствах.

    Ни одна из приведённых пословиц и поговорок и народных сказок о

    воспитании вообще, о трудовом, нравственном, умственном, эстетическом

    воспитании в частности по своей идее и содержанию не противоречит данным

    научной педагогики. Более того, будучи бесценным творением гения своего

    народа, они имеют весьма широкое распространение среди масс.

    Общедоступность - характерная черта поговорок и пословиц. Недаром в

    пословице говорится , что «без углов дом не строится, без пословиц речь

    не молвится».

    Важно, чтобы учителя и родители чаще стремились в общении с детьми

    использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки

    зрения современных задач. Устное народное творчество содержит различные

    явления языка, логические единицы, художественные миниатюры, поэтические

    образные обобщения социально – исторического опыта. Они выражают

    нравственные, этические и эстетические взгляды народа. В силу этого они

    представляют реальную основу для изучения народной психологии.

    Педагогические воззрения народа должны стать предметом дальнейшего

    изучения в школах и других учебных заведениях. В действующих учебных

    программах общеобразовательных школ подчёркивается воспитательное

    значение народного творчества. «Материалы устного творчества, -

    говорится в программе, - имеют большое воспитательное значение. Идеи

    народного творчества способствуют патриотическому, нравственному

    воспитанию, формированию этических понятий ».

    И действительно, в программах по родной литературе важное место

    занимает изучение устного народного творчества, как памятников народной

    педагогики. Например, загадки изучаются в IVи VII классах, сказки в V

    и VIII, пословицы и поговорки – в VI и VIII классах. Центральное место

    отводится изучению народных героических эпосов. Многие народные песни

    можно изучать в курсе музыки и пения. Национальные виды спорта и

    развлечения следует использовать во внеклассной работе по физическому

    воспитанию.

    Литература.

    1. А.Э Измайлов. Народная педагогика. Москва. «Педагогика» 1991г.

    2. Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание.

    3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск ,1926 г.

    4. Волков Г.Н. Этнопедагогика, Чебоксары, 1956 г.

    5. Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной

    поэзии // Русская литература, 1956 г. №3

    6. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа, Москва,

    1969 г.

    7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.41, с.337

    8. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва, 1955 г. с 124

    9. Толстой А.Н. Полное собрание сочинений. Т.41 М. 1928, с. 179

    10. Образцов С.В. «Золотое дерево» // Эстетическое воспитание в

    семье. Москва, 1966 г. с.18.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.