МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Межличностные отношения в коллективе подростков

    Межличностные отношения в коллективе подростков

    План

    1.1 Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств

    подростков.

    1.2. Психологическая характеристика группы и коллектива.

    1.2.1. Социально-психологическая характеристика групп.

    1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

    1.2.3 Понятие “самооценка”.

    1.3 Психологическая характеристика и особенности межличностных

    взаимоотношений детей подросткового возраста.

    1. Описание практической части.

    Заключение

    Приложение

    Введение

    Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от

    общества, в котором он живет, от системы отношений в которые он включается.

    По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму

    тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".

    Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо

    индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства,

    интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности

    общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме,

    содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в

    классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных

    объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет

    возможность оценить себя в системе отношений с другими. Анализ социальной

    ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в

    детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены

    функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые

    отношения между сверстниками.

    В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое

    меняется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо

    находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам

    больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся

    ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более

    демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов

    окружающей нас действительности.

    В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных

    проблем и оказать реальную помощь в которой нуждается практика современной

    общеобразовательной школы.

    Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на

    формирование уровня его самооценки.

    В данной работе нами решались следующие задачи:

    1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

    2) Рассмотреть формы организации общения в подростковой среде.

    3) На основе анализа источников построить схему исследования межличностных

    отношений и самооценки детей подросткового возраста.

    4) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить

    или опровергнуть гипотезу.

    Гипотеза: чем выше статус ребёнка в группе, тем выше его самооценка

    Предмет исследования: межличностные отношения в коллективе подростков.

    Объект исследования:

    1.1 Роль семейных отношений в формировании

    коммуникативных качеств подростков.

    Мы хотим кратко рассмотреть влияние семейных отношений в

    формировании коммуникативных качеств подростка.

    Одной из самых главных особенностей подросткового возраста - смена

    авторитетов и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

    Ребенок принимает различие двух миров - детского и взрослого - и

    то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само

    собой разумеющееся. Подростки стоят где-то "посередине", и эта

    промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая

    и самосознание.

    Французскими психологами (Б. Заззо, 1969) был поведён опрос

    детей от 5 до 14 лет, на предмет того, считают ли они себя "маленькими",

    "большими" или "средними" (не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась

    эволюция самих эталонов "роста". Дошкольники часто сравнивают себя с

    младшими и потому утверждают, что они "большие".

    Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения

    - переход из класса в класс; большинство детей считают себя "средними", с

    отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12 лет точка

    отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" -

    значит становиться взрослым.

    Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, чувство взрослости

    считают главным новообразованием подросткового возраста, но попытка

    сравнения себя со взрослыми и ориентация на их ценности показывает ребенку

    его несамостоятельность. Однако он не считает такое положение нормальным,

    стремясь его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости -

    подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его

    притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

    В дальнейшем нами будет рассмотрены способы, которыми дети пытаются

    показать или доказать себе свою взрослость.

    Главной потребностью переходного возраста как раз и является это

    «достижение» взрослости и освобождение от опеки и правил родителей.

    Из всех факторов социализации самым важным и влиятельным была и

    остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние семьи

    ребёнок испытывает с самого раннего возраста, когда он наиболее

    восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий,

    материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере

    предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,

    целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка

    воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия

    накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

    По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у

    родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний

    балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже

    семи классов. Эта тенденция сохраняется и в старших классах, хотя дети уже

    имеют навык самостоятельной работы.

    Следующий важный фактор – это атмосфера семейных отношений.

    Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего

    большинства так называемых трудных подростков.

    Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его

    взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

    положением.

    Родители влияют на своих детей посредством нескольких механизмов. Во-

    первых, подкрепление: поощрение поступков ребёнка, которые родители читают

    правильными и наказание в противном случае. Родители внедряют в сознание

    ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно

    становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,

    идентификация: подражание своим родителям, стремясь стать такими как они. В-

    третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его

    проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные

    качества.

    Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»

    взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть

    нейтрализован встречной ролевой взаимопомощи: например, в семье, где оба

    родителя хорошо ведут своё хозяйство, ребёнок может и не выработать

    подобных навыков, хотя у него перед глазами хороший образец. Семья не

    нуждается в проявлении этих качеств и не требует от ребёнка этого;

    напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя

    старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия:

    юноша, чья свобода резко ограничена, как правило вырабатывает повышенную

    тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

    Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из

    свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно

    взятых методов воспитания (Д. Баумринд, 1975).

    Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и

    преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

    Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

    представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

    близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

    другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

    средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость

    и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого

    подхода. Ребёнок, который в детстве был лишён родительской любви и внимания

    вырастает с низкой самооценкой и недоверчивостью к людям. Изучение юношей и

    взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими

    нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении,

    умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления

    значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало

    родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со

    стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта

    враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,

    так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая

    некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не

    сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских

    переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает

    низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

    Таким образом, вырастает индивид, как правило потерянный для общества,

    его недоверчивость может подкрепляться фобиями, если же психика достаточно

    сильна, то в ответную реакцию на стрессы проявляется пограничная шизофрения

    (отсутствие основных или же всех чувств и эмоций) .

    Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в

    связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на

    формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского

    контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой

    высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -

    пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .

    За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и

    разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях

    коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к

    ребенку, в других - от ребенка к родителям.

    Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в

    зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти

    полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать

    остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и

    тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на

    самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что

    общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут

    взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

    Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

    обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

    воспитания.

    Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию

    самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

    Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с

    тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований

    и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру

    необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость;

    родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает

    себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит

    только из его желаний.

    1.2. Характеристика группы и коллектива.

    1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

    Коллектив – высшая форма развития малой группы. Существуют различные формы

    коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего

    развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов:

    номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

    От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для

    которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим

    качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены

    группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия

    может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в

    отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению

    замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией,

    межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

    Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей

    общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей

    целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена

    общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин “

    Социальная психология” так обозначен Л.С. Выготским: Психология,

    исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека”.

    “Коллективная” психология в его понятии, совпадает с традиционным “Все в

    нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного

    человека присуще всем другим членам данной группы” [1,128]. В результате

    развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче

    индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более

    дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив

    в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной

    деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить

    сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной

    коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное

    прониклось личным, индивидуальным интересом.

    Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве,

    начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование

    группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как

    человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В.

    Петровский [9,112] считает при классификации групп определять степень их

    развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в

    зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное

    совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

    Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим

    образом:

    Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием

    групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

    Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только

    личностно значимыми целями.

    Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но

    ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

    Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно

    ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

    В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные

    цели и ценности. До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит

    своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах,

    стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это

    предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных

    обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное:

    преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число

    социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким

    социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является

    простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными

    установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С

    другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение

    членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние

    внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки

    часто бывают связаны с нечленскими группами.

    Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые

    употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с

    которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая

    теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух

    видов отношений между индивидом и группой [14].

    Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа

    находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для

    проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть

    худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от

    коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет

    для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с

    одновременным торможением лучших устремлений.

    1.2.3 Понятие “самооценка”.

    Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей,

    способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.