МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методика преподавания написания сочинения в начальных классах

    каждую новую тему для чтения, или серии картинок о жизни детей, о труде

    людей в разные времена года. Все они красочно выполнены, многопредметны,

    доступны по содержанию. Чтобы использовать их как дидактический материал в

    целях обучения, необходимо помочь учащимся понять содержание каждой

    иллюстрации и составить по ней рассказ.[7].

    Устная подготовка сочинений во 2-ом классе несколько сокращается.

    Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить

    его в свете сочинения, систематизировать. Ведущая роль отводится

    подготовительной беседе. Вместо беседы иногда допускается свободное устное

    рассказывание по теме с последующим обсуждением. Всякому сочинению

    предшествует коллективное составление плана.

    Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно

    возрастает.[23.]. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два –

    три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их.

    Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец,

    коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.

    Большие трудности для учащихся представляют сочинения об индивидуальном

    жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей

    писать такие сочинения, следует поработать над готовыми рассказами, которые

    можно отобрать из художественных текстов, а иные учитель может составить

    сам.

    Работа над сочинением во 2-ом классе, как уже указывалось,

    предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с

    сочинениями может проводиться в такой системе:

    Введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что

    объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.)

    Подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее

    подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают,

    заливаются и др.)

    Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со

    свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов –

    разлилась; спит как убитый – крепко).

    Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова

    в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает

    словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по

    смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки

    включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами,

    показалась, пробивается и др.

    1.3. В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа,

    но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия

    учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

    писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об

    экскурсиях, работе, наблюдениях.

    Написать рассказы о случаях из своей жизни.

    Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.

    Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных,

    повествовательных и восклицательных предложений.

    Правильно строить простые предложения различных типов.

    Умению отбирать слова и употреблять их в речи. [ 10.]

    Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной

    системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением,

    приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного

    составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в

    сюжеты включаются элементы описания.

    В 3-ем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся

    описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в

    сочинении « Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении « За

    грибами». Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что

    и во 2-ом классе.

    Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы.

    Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается

    на понимании причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении

    делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими

    умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.

    С необходимостью рассуждать учащиеся сталкиваются нередко. Так,

    например, в ходе смыслового анализа рассказа А. Гайдара «Горячий камень»

    учащимся предлагается ответить на такие вопросы: « Чье счастье настоящее:

    Ивашки, старика или рассказчика?» Эти вопросы побуждают детей к выяснению

    причинно следственных зависимостей в поступках героев рассказа и требуют

    излагать мысли в форме элементарных рассуждений.

    К составлению сочинений с элементами рассуждений учащиеся

    приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы

    рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.

    Обучение элементарному рассуждению удобно связать с

    коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки

    сочинения на тему « Что я люблю рисовать». Выяснив в ходе подготовительной

    беседы, любят ли дети рисовать и что именно они любят, следует приступить к

    коллективному составлению плана сочинения. Вопросы учителя помогают

    учащимся определить сюжет рассказа, а по ходу развертывания сюжета

    вырисовывается план сочинения. План по мере его составления записывается на

    доске. В заключение учитель спрашивает учащихся: « О чем бы вы хотели

    написать в конце сочинения?» Ответы могут быть самые различные, но учитель

    направляет мысль детей. « Обычно, - говорит он, - когда человек

    рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена

    работа, интересная она или скучная, т.е. оценивает свои действия или

    действия других людей. Вы рассказали, как рисуете животных, людей,

    предметы. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки,

    избегая слов хорошо или плохо». Попытки детей дать оценки своему труду

    учитель корректирует и помогает включить в сюжет элемент рассуждения. Так

    как в сочинении на данную тему учащиеся пишут о разных предметах, то

    последний пункт плана может получиться в общем, виде (удачный рисунок) и

    заключительные предложения у каждого ученика будут различными по

    лексическому составу. Так под руководством учителя дети впервые вводят в

    сюжетный рассказ элемент рассуждения.[ 16.с.80].

    При подготовке последующих сочинений работа над рассуждениями

    продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему

    элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в

    сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст

    сочинения.

    Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в

    I-II классах, так и в III классе, отводится устным рассказам: по личным

    впечатлениям и наблюдениям; используя сюжетные картинки; диафильмы;

    демонстрационные картины. Но в отличие от II класса для этой цели

    рекомендуются художественные картины: « Чапаев в бою» П.В.Васильева, «

    Сосновый бор» И.И.Шишкина.

    Письменные сочинения в III классе разнообразны по тематике.

    Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с

    рассказами по сюжетным картинкам и диафильмам, проводятся и сочинения по

    одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов. При подборе

    тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по

    свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали

    жизненную правду.[22.с.53].

    В III классе продолжается работа по обучению особому виду

    сочинений – составлению писем. Учитель должен помочь детям уяснить

    требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида:

    писать грамотно, ясно, конкретным лицам. Письмо особым образом оформляется:

    вначале пишется приветствие и называется человек, к которому письмо

    адресовано, а в конце ставится дата, подпись. Учитель помогает детям начать

    переписку с учащимися других школ и тактично руководит ею.

    2.Тема сочинения и ее раскрытие.

    Тема – это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она

    определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят

    отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как

    подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота

    сочинения.

    Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над

    сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период –

    определение тематики сочинений, рассказов.[12.]

    Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям

    предложена тема « Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так

    и озаглавлено. Но учитель ( в III классе сами дети) может и по другому

    сформулировать заглавие: « Добро пожаловать, весна!», « Первые вести о

    весне», « Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь

    понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или

    образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением

    школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более

    глубокими и серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем – то для

    них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их

    творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание,

    неразрывно связанное, слитое с темой.

    Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они

    теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко: пишут об

    отдельных деталях, слабо связывая их между собой.

    Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков

    детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют

    найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в

    их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой.

    В работе над рассказом или сочинением можно идти от

    накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к

    материалу для сочинения.[ 13.] Для гармонического развития учащихся оба

    способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда

    длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать,

    сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над

    сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.

    Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план

    подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее

    важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми

    темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего

    сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.

    3.Сочинение по картинам.

    Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина

    воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с

    которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина

    помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она

    облегчает ему познание жизни.

    В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся,

    удобны для использования на уроке, ноне всегда достаточно выразительны.

    Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (

    репродукции) [11.с.49]. Картины развивают наблюдательность, воображение

    учащихся, учат понимать искусство живописи.

    Сочинения по картинам делятся на три основных вида:

    повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

    повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок

    воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.

    Сочинения ( устные и письменные) по серии картин проводятся

    в I, II и реже в III классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление

    плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету

    сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые

    вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.

    Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего

    вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен

    создать в воображении сюжет, на метить действующих лиц, представить себе

    обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента,

    который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать

    себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

    Первые сочинения по одной картине должны быть устными и

    предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения.

    Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в III классе (

    элементы описания картины возможны в I – II классах).

    В начальных классах дети описывают картину по вопросам,

    выявляя, во-первых, тему картины ( что на ней изображено); во-вторых, ее

    композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих,

    действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «

    настроение» картины.

    Уже в I классе практикуется устное описание картины ( «

    Расскажи, что ты видишь на картине» ). От класса к классу требования к

    описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается

    наблюдательность детей.

    4. Сочинения по наблюдениям.

    Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа

    организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов.

    Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты

    наблюдений. Это сочинения_ описания. Работая над развернутым описанием,

    ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные

    признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в

    выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном

    оформлении своих знаний.[ 15.] Описания бывают « деловые» ( например,» Наш

    кабинет труда») и эмоционально – образные ( например, « Наша Мурка», « В

    саду осенью»). В начальных классах проводятся следующие виды описаний:

    описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ( « Яблоко»,

    «Часы», «Кукла») или по прошлым наблюдениям ( «Липа весной и осенью:

    здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения.

    Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: « Как сделать

    скворечник» ( на уроках труда), « Как посадить дерево».

    Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: « Наша улица

    утром», « В лесу», «В магазине игрушек».

    Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому

    что у детей много материала. А последовательность, полнота описания

    обеспечиваются подготовительной беседой.

    Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если

    не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с

    повествованием.[ 12.]

    Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во

    всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его

    расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая

    сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок,

    вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа «

    Наш поселок», « Лес осенью», «Закат солнца» не новость и не редкость в

    школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки

    логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по

    организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов –

    зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные

    описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю

    выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления

    всего текста. План может быть составлен как до, так и после зарисовок.

    Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять

    сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их,

    оказываются доступными.

    5. Сочинения на основе прочитанного

    Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных

    читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному

    фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, Чтобы глубже, отчетливее уяснить

    идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание

    отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках

    дети дают устные характеристики прочитанного.

    В I и во II классах дети, как правило, еще не пишут

    развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии

    их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода

    и указывают, понравилась им книга или нет.

    Так постепенно школьники подготавливаются к III классу, где

    впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный

    (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая

    прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой

    урок, но здесь каждый пишет о своем классе, т.е. сочинения оказываются

    самостоятельными; допускаются и домашние сочинения – отзывы, если проведена

    подготовительная работа на уроке. Кроме того, написание отзывов организует

    библиотека, где ведется журнал читательских мнений.[ 21.с.26]

    Обучение письму отзывов в III классе протекает так. Учитель

    прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной

    повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва

    выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное,

    художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять

    письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.

    На уроке по внеклассному чтению проводится подробная

    беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются главные действующие

    лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное

    содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в

    книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно подготавливается небольшая

    выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следует ознакомить с

    несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.