МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методика обучения письму

    этом и состоит аналитический подход. Он дает основу для конструктивного

    письма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания буквы,

    конструируют новую букву, пишут ее. Конечно, подлинного конструирования

    нет, учитель лишь создает такую иллюзию у детей, приучая их к

    самостоятельности, к поиску, к творчеству.

    Например, дети уже умеют писать букву а, и им нужно научиться писать

    букву д. Они сами подходят к способу письма буквы д: нужно у буквы а

    оставить полуовал, а палочку с загибом заменить на длинную палочку (черту)

    с петлей внизу. Движение руки при написании буквы д такое же, как и при

    письме буквы а.

    При обучении письму очень важна работа над формой букв, над

    расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает.

    Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графическим

    ошибкам, а в дальнейшем — к неправильному становлению почерка ученика. Что

    же здесь имеется в виду?

    Какое расстояние нужно оставлять между словами? (Примерно равное букве

    и строчной.) На каком месте должно быть пересечение петли у букв у, д? (На

    нижней строке.) На какой высоте следует начинать поперечное соединение у

    буквы м? (На середине строки, если пишут по двойной разлиновке.) На какой

    высоте следует соединять буквы мил? (Примерно треть высоты буквы.) Какой

    высоты должно быть нижнее закругление у буквы в? (Примерно две трети высоты

    буквы). Какой, высоты должна быть петля у буквы е? (Чуть больше половины

    высоты буквы.) И т. д.

    Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена как

    аналитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании с

    подражанием образцу: копированием прописей, многократным переписыванием

    буквы, слова.

    4. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников

    1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к

    непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто

    сопровождается искривлением элементов.

    [pic]

    Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко

    приводят к искажению других элементов, например петли у букв у и д. Эта

    группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку

    правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.

    2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных —

    неодинаковая высота букв или их частей;

    [pic]

    горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов:

    [pic]

    пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы

    букв).

    [pic]

    3. Искажение овалов, полуовалов и Других элементов, содержащих

    закругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения,

    связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит

    из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные

    с несоблюдением пропорций.

    [pic]

    4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо

    м — л, вместо д — а.

    Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их

    причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки

    соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта

    задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок

    первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном

    к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития

    глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок

    требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над

    плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с

    нарушениями внимания.

    Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов,

    например: недостаточная координированность движений руки пишущего,

    неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое

    зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее

    неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о

    таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические:

    несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально

    большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр.

    Часты ошибки в соединениях букв.

    Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать

    написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму

    предупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы

    П заглавной:

    [pic]

    а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента

    начато слишком высоко;

    б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов,

    «лежит» на них;

    в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном. Типичные

    ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:

    [pic]

    а) недостаточная округлость полуовалов;

    б) полуовалы закруглены чрезмерно;

    в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;

    г) между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты.

    5. Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству”

    Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются

    смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных

    движении руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.

    [pic]

    С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных

    работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения

    букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не

    только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются

    еще неокрепшие связи между звуком и буквой.

    Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных

    букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных

    представлении.

    Предлагаемые примерные виды тренировочных упражнений могут быть

    включены на уроке в «минутки чистописания». Они будут способствовать

    выработке контроля за ходом двигательного акта письма. Желательно начинать

    подобные упражнения не с письма отдельных букв и слогов, а с букв в составе

    слова или целого предложения, значимых в смысловом отношении единиц речи.

    Рассмотрим метод списывания слов и предложений с одновременной

    расшифровкой зашифрованных букв. Предлагаем следующие виды «шифровок»:

    [pic]

    Обратное задание — зашифровать записанные или продиктованные

    предложения.

    [pic]

    Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора

    последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

    Предлагаемые «шифровки»:

    [pic]

    [pic]

    Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися:

    [pic]

    Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв,

    различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести

    подобную дифференциацию и в этих парах.

    Рассмотрим «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз

    направленных оптически сходных букв:

    [pic]

    Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.

    Рассмотрим списывание слов и предложений с одновременным исправлением

    ошибок кинетических и оптических смешений.

    Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие

    функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет

    ошибку у другого, чем в своей собственной работе.

    Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:

    [pic]

    Как показала практика, подобная работа очень эффективна и

    результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной

    деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический

    контроль за ходом двигательного акта письма.

    Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не

    только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и

    целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие

    произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы

    учащихся.

    6. Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски

    В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают

    большое количество трудностей. Для усвоения новой буквы детям со средним и

    низким уровнем развития способностей прицелится прописывать по несколько

    строчек одинаковых букв и их элементов. Однообразной работе, как правило,

    сопутствует нарастание мышечной и эмоциональной усталости, ведущее к

    перегрузкам, возникновению дидактогенных неврозов и фобий, к негативному

    отношению к урокам письма.

    В результате невозможности постепенной качественной отработки

    написания сложных букв по степени нарастая их трудности, характерной для

    букварного периода, нередки случаи закрепления у учащихся неверного

    начертания буквенных знаков и порядка их написания Га-кие ошибки обычно

    исправляют в после букварный период, затрачивая на это больше усилий.

    Недостаточное развитие пространственного восприятия, аналитико-

    синтетических способностей, а также мелкой мускулатуры руки 6-7-летних

    детей часто превращает урок письма для среднего ученика в мучительный

    процесс. Именно эта проблема привела меня к мысли о создании собственной

    прописи.

    Проанализировав характер трудностей первоклассников, возникающих на

    первом этапе обучения письму, можно придти к выводу о необходимости

    организации работы, направленной на выработку автоматизированного навыка

    письма на основе поэлементной, четко алгоритмированной графики с

    использованием элементов занимательности, что, по-моему, должно было решить

    проблему перегрузки учащихся в процессе овладения навыком письма. С этой

    целью была использована пропись-раскраска, предназначенная для обучения

    письму детей 6-7-летнего возраста в школе, детском саду в домашних

    условиях. Пропись рекомендуется в качестве дополнительного учебного пособия

    перед работой в программных прописях для 1 класса или в тетрадях по письму

    с заданиями прописанными по усмотрению учителя.

    Целью данного пособия является выработка автоматизированного навыка

    письма и каллиграфического почерка в период первичного усвоения буквенных

    знаков на основе поэлементного восприятия букв и рационального порядка их

    написания в процессе многократного повторения с использованием элементов

    занимательности.

    Содержание прописи-раскраски дает возможность учителю проводить уроки

    письма более интересно и разнопланово, что в значительной степени снижает

    перегрузку учащихся на первом этапе обучения письму, способствует развитию

    графических навыков и интереса к урокам, а наличие большого количества

    заданий для самостоятельной работы позволяет осуществить качественный

    индивидуальный подход к учащимся в процессе отработки необходимых для

    первоклассников умений и навыков.

    Небольшой формат прописи удобен в работе и очень нравится детям,

    превращая пособие в книжку-игрушку. Для удобства ориентировки в прописи-

    раскраске предметные рисунки и изучаемые буквы расположены в алфавитном

    порядке, а не в порядке их изучения.

    В начале работы по прописи-раскраске, во время разгадывания загадки,

    проводится работа по развитию речи учащихся, а во время поиска нужной

    страницы дети учатся ориентироваться в прописи, а также повторяют цифры,

    изученные на уроках математики.

    Задания, во время которых ученики обводит рисунок по контуру,

    заполняют его плоскость элементами и буквами, а затем заштриховывают

    цветными карандашами, способствуют развитию мелкой мускулатуры руки

    первоклассника, умению правильно держать ручку в руке, развивают глазомер и

    композиционные навыки. В то время, как дети выполняют вышеуказанную

    самостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить особое внимание

    на правильную посадку учеников, положение прописи на парте и ручки

    (карандаша) в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и ее

    элементов.

    Параллельно с работой по практическому запоминанию новой буквы идет

    отработка умения выполнять слого-звуковой анализ слова. Дети записывают

    звуковую модель слова-картинки в отведенных для этой цели прямоугольниках,

    дают характеристику выделенному в схеме звуку и соотносят его с изучаемой

    буквой.

    [pic]

    Работа по изучению начертательной техники буквы проводится в несколько

    этапов: анализ элементного состава и порядка написания буквы (над звуковой

    моделью слова), отработка графики ее элементов и написание буквы целиком (в

    плоскости рисунка). Выполнение данной работы облегчают образцы букв и их

    элементов, которые необходимо обвести, а также знаки, показывающие начало и

    направление письма (точки, черточки, стрелочки).

    Запись новой буквы и ее элементов в плоскости рисунка превращает

    монотонное повторение одинаковых элементов в увлекательное занятие —

    «раскрашивание картинки». Дети с увлечением прописывают несколько десятков

    одинаковых элементов и букв, практически усваивая не только силуэт, но и

    порядок написания изучаемой буквы, достигая определенной степени

    автоматизации письма уже в период ознакомления с новой буквой, после чего

    работа в программной прописи для I класса сводится к соотнесению размеров

    буквы с разлиновкой и написанию ее в соединении с другими буквами.

    Ученики, выполнившие работу раньше других, имеют возможность заняться

    штриховкой рисунка цветными карандашами, а учитель занимается

    индивидуальной работой с остальными учащимися. (Хотя работа по штриховке

    рисунка обычно планируется в качестве домашнего задания.)

    По окончании работы в прописи-раскраске учитель проводит обобщение,

    еще раз обращая внимание учащихся на силуэт изученной буквы (в большом

    овале) и ее звуковой состав, предлагая записать звуки, которые обозначает

    данная буква, в окружностях (гласные) или квадратах (согласные),

    расположенных рядом.

    Приведу фрагмент урока письма с использованием прописи-раскраски.

    Тема урока: Письмо строчной буквы б.

    1. Вводная чисть. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

    Инструктаж о различии правильной посадки при письме и во время выполнения

    устных заданий.

    2. Работа над новым материалам. Ознакомление со строчной буквой б с

    использованием прописи-раскраски.

    1) Актуализация знаний учащихся. — Давайте вспомним скороговорку,

    которую мы учили на уроке чтения. (Белые бараны били в барабаны.)

    Кто из вас сможет сказать эту скороговорку быстрее всех?

    А кто догадался, какую букву мы будем учиться писать на этом уроке?

    Как вы узнали, что сегодня мы научимся писать именно букву б?

    Найдите печатную букву б в разрезной азбуке и поставьте ее на наборное

    полотно. Какие звуки обозначает буква б?

    В каком слове из нашей скороговорки буква 6 встречается дважды?

    2) Поиск слова-картинки в прописи-раскраске.

    — На наборное полотно мы поставили печатную букву б, а какую букву мы

    будем искать в прописи-раскраске?

    Правильно. Но найдете письменную букву 6 вы только тогда, когда

    разгадаете мою загадку:

    Шевелились у цветка,

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел,

    Он вспорхнул и улетел.

    Найдите в прописи страничку с изображением бабочки. Назовите номер

    странички.

    3) Составление слого-звуковой модели слова бабочка и выделение звука

    |б|.

    — Произнесите звук, выделенный в нашей схеме.

    [pic]

    Б А Б О Ч К А

    Есть ли в слове бабочка еще такой же звук [б]? В каком слоге он

    находится? Какой по счету (в слоге и в слове)?

    Выделите второй звук [б] так же, как он выделен в начале схемы.

    4) Инструктаж о положении прописи на парте, ручки в руке и правильной

    посадке во время письма.

    5) Ознакомление со строчной буквой б и ее элементами.

    — А сейчас внимательно рассмотрите букву б и ее элементы над схемой

    слова бабочка. Потом я задам вопросы и проверю, все ли были внимательны.

    Какую букву мы будем изучать: строчную или заглавную? Почему вы так

    решили?

    Из каких элементов состоит строчная буква б и в каком порядке они

    пишутся? Как вы думаете, нужно ли делать отрыв при написании строчной буквы

    б? (Овал. переходящий в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону.)

    Напишем букву б (поэлементно и целиком) сначала в воздухе, а затем

    последовательно обведем элементы и букву целиком по образцу над звуковой

    схемой.

    6) Упражнение в написании буквы б и ее элементов в плоскости рисунка

    прописи-раскраски.

    — Теперь мы знаем, что строчная буква б состоит из овала, переходящего

    в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону, и можем поупражняться

    в написании новой буквы.

    Как вы думаете, какой элемент мы будем прописывать сначала? (Овал, так

    как он является первым элементом строчной буквы 6.)

    Сначала пропишите овал. переходящий в короткую прямую линию в верхнем

    крылышке бабочки. Начинайте с выделенной точки и ведите овал в левую

    сторону. После того, как вы обведете все овалы, напишите несколько таких же

    элементов самостоятельно, так, чтобы получился красивый узор.

    Теперь пропишите прямые линии с плавным поворотом вправо. Обязательно

    начинайте с выделенной точки и не забудьте, что этот элемент буквы б нужно

    писать снизу вверх!

    А теперь нам нужно нанести узор на нижнее крылышко нашей бабочки. Этот

    узор будет состоять из очень красивых (букв б). Давайте еще раз пропишем

    букву б в воздухе, чтобы у нашей бабочки получились красивые крылышки.

    А сейчас положите пропись наклонно и нанесите узор на второе крылышко

    бабочки. Сначала обведите образцы, а затем напишите несколько букв

    самостоятельно.

    Не забудьте, что первый элемент у буквы б— это овал! Начинайте писать

    с выделенной точки! Если вы забудете, как нужно правильно писать строчную

    букву б, еще раз рассмотрите порядок написания ее элементов над звуковой

    схемой.

    Кто закончит узор на крыльях бабочки, может обвести рисунок цветными

    ручками и «раскрасить» карандашами. Но не торопитесь: заштриховать рисунок

    вы сможете и дома, а вот исправить неаккуратный узор будет уже невозможно!

    7) Соотнесение буквы б со звуками |б| и |б'|.

    — Из элементов какой буквы мы составляли узор на крыльях бабочки?

    Какие звуки обозначает буква б?

    Запишите обозначения звуков [б] и [б'] в квадратиках, обведите

    строчную букву б в овале, закройте пропись и приготовьтесь к превращениям.

    3. Физкулыппауза.

    1) Разучивание новой физкультминутки «Бабочка».

    Спал цветок и вдруг проснулся.

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся.

    Взвился вверх и полетел.

    Утром солнышко проснётся

    Бабочка кружит и вьется

    Шевелятся у цветка

    Все четыре лепестка!

    — В кого мы с вами сейчас превратимся?

    Разучим слова и движения физкультминутки.

    2) Игра «Твердый-мягкий» (с приседаниями).

    3) Заключительное упражнение.

    4. Повторение и закрепление изученного.

    Письмо строчной буквы б, слогов и слов с буквой б в тетради или

    программной прописи.

    Заключение

    Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс,

    требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в

    школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во

    многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.

    Графические навыки относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в

    отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в

    трудовую, либо в спортивную деятельность, графические навыки письма связаны

    с учебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. В

    этом заключается специфика и сложность их формирования.

    Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов и

    физиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые

    вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в

    трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге

    прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку.

    Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования

    письма.

    У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки,

    не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается

    низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений

    является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения

    навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого

    нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований

    при обучении письму возрастным возможностям ребенка.

    Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения

    письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей,

    характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую

    правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии

    письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание

    детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности,

    длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического

    элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость

    графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы

    характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования

    навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать

    индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно

    важно и требует от учителя глубоких психологических знаний.

    Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшего

    школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей

    ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности

    разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способов

    обучения, облегчающих труд ученика.

    Список литературы

    1. Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.

    2. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. –М., 1973.

    3. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н.

    Русский язык 1,2,3 классы. –М., 1996.

    4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания

    русского языка в начальных классах. –М., 2000.

    5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М., 1988.

    6. Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. –М.,

    1990.

    7. Полякова А.В. Русский язык. 1 класс. Методические указания. –М., 1996.

    8. Полякова А.В. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации. –М.,

    1993.

    9. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных

    классах. –М., 1979.

    10. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред.

    М.С.Соловейчика. –М., 1993

    11. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма //

    Начальная школа, №5, 1999.

    12. Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших

    школьников // Начальная школа, №7, 2001.

    13. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного

    усвоения буквенных знаков // Начальная школа №7, 2001

    14. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников //

    Начальная школа, №1, 1999

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.