МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов

    Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов

    ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра истории и теории педагогики

    РЕФЕРАТ

    «Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения

    учащихся литературе в 5-7 классов»

    Выполнил: студент группы

    Л-3-3а Винькова В.К.

    Проверил: Гузенко И.Г.

    ЛИПЕЦК – 2002

    СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение………………………………………………………………..3

    1. Какие основные формы и виды обучения можно выделить в современной

    педагогической науке с целью обучения литературе учащихся 5-7

    классов………………….4

    2. По какой причине современные дидактические принципы позволяют

    значительно активизировать учебный процесс в 5-7 классах…………………………………..7

    3. Какие методологические условия влияют на выбор формы и организации

    обучения литературе в 5-7 классах?…………………………………………………………………9

    Заключение…………………………………………………………..10

    Список использованной литературы………………………….11

    Введение

    Любая деятельность состоит из трех частей:

    ориентировочно-мотивационной;

    операционально-исполнительной;

    рефлексивно-оценочной.

    Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление

    отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит

    личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как

    значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также

    приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована

    при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому

    результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего

    поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее

    корректировать, развитие своих творческих способностей и

    самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при

    отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

    Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно

    содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования -

    научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в

    которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и

    полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том

    числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.

    Какие основные формы и виды обучения можно выделить в современной

    педагогической науке с целью обучения литературе учащихся 5-7 классов?

    Формы обучения

    В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения.

    Дадим следующие определения:

    Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий

    метод.

    Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения

    задач.

    Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные

    занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и

    общими.

    Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

    Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав

    учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы

    над одним и тем же для всех учебным материалом.

    Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом

    зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а

    также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет

    говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть

    классифицированы по типам:

    1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя

    при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер

    беседы) ;

    2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно

    посвящены отработке умений и навыков);

    3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

    4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

    повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного

    материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

    освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается

    учителем, либо “добывается” в процессе самостоятельной работы учащихся с

    литературой.

    отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего -

    решение задач по новому материалу);

    выдача домашнего задания.

    Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х -

    начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать

    школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение

    предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для

    работы с отстающими обучаемыми.

    Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа

    характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

    Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать

    наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

    Виды обучения

    Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате

    будет рассмотрено одно из них: традиционное обучение.

    Традиционное обучение

    Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным

    (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям

    и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот

    вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены

    ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время

    традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к.

    определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

    Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении,

    что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас

    знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

    Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь

    на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на

    передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний,

    повышают требования к объему усвоенных учеником знаний. В-третьих, попытки

    учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников

    и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и

    усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников.

    Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе

    необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть

    большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах.

    Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.

    По какой причине современные дидактические принципы позволяют значительно

    активизировать учебный процесс в 5-7 классах?

    Дидактика – отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблему

    образования и обучения.

    Нужно вести образовательный процесс к тому, чтобы обучающиеся больше

    приобретали знания самостоятельно, формировали у себя в ходе обучения

    психологическую, теоретическую и практическую готовность к самообразованию.

    Впервые термин «дидактика» ввел а научный оборот В.Ратке.

    «Дидактика» - от греч. didaktikos – «поучающий» или didaktiko –

    «изучающий».

    Задачи дидактики:

    описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

    разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые

    обучающие системы, новые технологии обучения.

    Для реализации этих задач дидактика использует философию, психологию,

    возрастную психологию и кибернетику.

    Традиционную дидактическую систему связывают с именем немецкого

    ученого И.Ф.Гербарта. Целью обучения для нее является формирование

    интеллектуальных умений, представлений, понятий и теоретических знаний.

    Основополагающий принцип традиционной дидактической системы основывается на

    том, что организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны

    формировать морально-сильную личность.

    В педоцентрической концепции главная роль в обучении отводится учению

    – деятельности ребёнка. Педоцентрическая дидактика строит процессы

    обучения, исходя из потребности, интересов и способности ребёнка.

    Одной из острых проблем современной дидактики является проблема

    классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения

    по этому вопросу.

    Распространенной является классификация методов обучения по источнику

    получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

    а) словесные методы (источником знания является устное или печатное

    слово);

    б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы,

    явления, наглядные пособия);

    в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения,

    выполняя практические действия).

    Какие методологические условия влияют на выбор формы и организации обучения

    литературе в 5-7 классах?

    История развития и становления методов обучения весьма разнообразна.

    Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание

    на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке.

    Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Разные авторы

    выделяют разное количество методов обучения, дают им крайне разнообразные

    наименования. Но, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию

    отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство

    авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной

    деятельности.

    В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ

    деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.

    При этом способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы

    учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и

    находятся во взаимодействии.

    Заключение.

    Метод обучения – категория историческая. Так как ни один из методов не

    является универсальным, хороших результатов в дидактической работе можно

    достичь только при использовании многих методов. Но для того, чтобы учитель

    мог воспользоваться многообразием методов обучения, необходимо их

    упорядочить, привести в определенную систему.

    Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его

    отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.

    Список использованной литературы:

    Кан-Калик В. Л., Никандров П. Г «Педагогическое творчество»,

    М. 1990.

    Симонов В. П., «Диагностика личности и профессионального мастерства

    педагога», М., 1985.

    Демакова И. Д., «С верою в ученика», М., 1989.

    Мижериков В. А., Ермоленко М. Н., «Введение в педагогическую профессию.

    Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений», М., 1999.

    «Педагогика»/Под ред. профессора П. И. Пидкасистого, М., 1996.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.