Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты
Береза )
Еще одна хорошая пословица, которой можно окончить главу: « Кабы
не лыко да не береста, так бы мужик рассыпался».
3. Основные центры берестяных ремесел.
1. Холмогорский промысел.
На холмогорский берестяной промысел большое влияние оказало
искусство косторезов. Ажурные узоры, сказочные птицы и неведомые звери
легко перенеслись на берестяные шкатулки и портсигары. Кость стоила дорого,
а из бересты золотые руки резчиков делали дешевые, но не менее красивые и
изящные вещи.
На боковой части шкатулки /рис.1/ изображен грифон. Этих
сказочных животных любили изображать на Руси. Грифоны украшали шлем князя
Мстислава , сына Юрия Долгорукого. Они должны были охранять его от
враждебной силы так же, как по старинному преданию,
они охраняли Александра Македонского. Такого же грифона с огромными
крыльями и клювом мы видим на бересте. Его окружают плавные завитки побега,
и вид у него далеко не грозный. Со временем люди забыли о волшебных,
сверхъестественных способностях грифона, и он превратился в "мирного"
зверя, знаменитого только своим экзотическим видом.
По всему русскому Северу исстари была известно очень
простая , но выразительная техника украшения предметов берестяными
полосками с зубчатым краем, которые набивались маленькими деревянными
гвоздиками. Иногда для усиления декоративного эффекта их раскрашивали в
красный, синий или зеленый цвет.
Современные мастера тоже используют эту технику. На коробочке,
выполненной Ярославом Петуховым /рис.3/, полоски с зубчатым краем,
положенные одна на другую, делают ее более основательной и прочной,
напоминая о старой крестьянской традиции.
2. Олонецкий промысел.
Один из интересных берестяных промыслов Олонец находился
в западном районе русского Севера. В 17 веке на реках Выг и Лекса
поселились старообрядцы, скрывающиеся от царского преследования.
Эти туеса /рис.4/ из бересты с большими розетками из
ажурных лучиков, под котрые подложена слюда и цветная бумага, выделяются
изысканностью узора, превращающего изделия в легкие, сверкающие солнышками
шедевры. Их делали в 18 столетии мастера Выголексенского старообрядческого
монастыря.
Со временем здесь сложился уникальный центр культуры и
художественных ремесел - писали и украшали книги знаменитой поморской
вязью, расписывали деревянную мебель, рисовали лубки, процветало медное
литье.
О том, что здесь существовал и берестяной промысел, стало
известно из документа первой трети 18 века, в котором говорится о запрете
вольной продажи и выделки художественно оформленных туесов: "...делают же
сия не по чину пустынному, но с прикрасами мирскими слюду полагают, басмами
басмят. Еще же и делают, и раздают неведомо куда без благоволения настоящих
и поставленных над ними надзирателей".
В 19 веке в олонецкой бересте появляются ампирные мотивы:
пальмовые ветви, окружающие российский герб, сегменты розеток, размещенные
по углам крышки, композиции с четкими симметричными построениями.
В этой шкатулке /рис.5/ явно просматриваются ампирные мотивы:
композиции с четкими симметричными построениями, пальмовые ветви,
окружающие российский герб, сегменты розеток, размещенные по углам крышки.
2.3.3 Пермогорье.
Среди северных народных промыслов красочным многоцветием выделяются
росписи Северной Двины. Здесь на берегу великой реки в деревнях с центром в
селе Пермогорье крестьяне занимались тем, что расписывали изделия из
дерева, в основном - предметы быта и посуду. Среди этих изделий были и
берестяные туеса, или, как их здесь называли, бураки.
Бурак /рис.6/ выполнен мастером Яковом Васильевичем Ярыгиным,
основателем пермогорской живописной школы. На этом бураке изображены сценки
из повседневной жизни, в которых принимает участие вся семья. Хозяин и
хозяйка пьют чай девушка вышивает, а молодой человек играет на тальянке;
хозяйка доит корову, которая тянется к яслям, молодой человек гарцует на
лошади - все как в жизни. Яркие краски и нарядный декоративный орнамент
создают праздничное настроение. Надпись вокруг основания поясняет, что "сей
бурачек очень крепок и угож для содержания кваску сперышком .
На туеске /рис.7/ изображена сладкоголосая птица-дева Сирин.
Она жила в мифической стране Эдеме. Спускаясь на землю, птицы пленяли людей
чудными голосами, райским пением. Этот сюжет пришел с древнего Востока. Еще
Гомер писал о морских девах-сиренах, завлекавших пением мореходов. Птицу
Сирин часто можно было видеть на предметах крестьянского обихода, в
деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в народной вышивке и
кружеве.
Роспись названа пермогорской, ее отличает тонкий графический
рисунок и красочная гамма узоров, сплошным ковром покрывающих предметы. Это
орнаментальное узорочье берет свое начало в живописной традиции древнего
Новгорода, в ярком искусстве 17 века.
2.3.4 Великий Устюг
Одним из богатейших городов в старину был Великий Устюг. Этот
древний русский город, основанный в 1192 году, стоит у подножия горы
Гледень. Здесь от слияния двух рек - Сухоны и Юга - рождается Северная
Двина. Одна из этих рек и дала имя городу: Устье Юга - Устюг. В 16-17 веках
через Великий Устюг проходит важнейший торговый путь, которым из
Архангельска в Москву шли заморские купцы. В 17 веке в Устюге был выстроен
большой гостиный двор, восемь торговых рядов, двести сорок лавок и амбаров.
Этот торговый центр был целым городом, в котором бурлила жизнь, сюда
приезжали купцы, торговые люди, мастера-ремесленники из разных мест. Время
экономического расцвета города было и временем расцвета его культуры.
Табакерка /рис.9/выполнена в 1809 году, но миниатюрность,
плавные изгибы узоров связаны еще с художественным видением 18 столетия.
Рядом с ними уживаются элементы народного орнамента: круги с крестами -
древнейшие символы солнца. Прорезные окошки затянуты темной бумагой и
покрыты слюдой. Матовое поблескивание слюды создает впечатлениетаинственной
глубины темного фона. Несмотря на простоту материала, тавлинка смотрится
как драгоценная вещь, не уступающая по художественному впечатлению изделиям
из золота и серебра.
Именно тогда и сложились традиции, на основе которых не один
век развивались здесь искусство и ремесла. В начале 18 века торговые пути
изменились. Появилась новая столица - Санкт-Петербург, сразу ставшая
крупнейшим портом Российской империи. Торговая жизнь на старых путях пошла
на спад, и Великий Устюг превратился в маленький уездный городок. Но в нем
продолжали сохраняться прекрасные традиции мастерства, которые передавались
из поколения в поколение.
Со всех сторон, на крышке и донышке, коробочка /рис.8/
покрыта забавными резными картинками: здесь и смешная птичка, и летящий
зефир, и маленькие фигурки человечков. А на дне коробочки - сюрприз для
того, кто догадается ее перевернуть, - портрет модной дамы на фоне шкафчика
со штофами и стаканами. У нее пышная, взбитая прическа, огромные серьги,
платье модного покроя. Сюжет этот мог быть взят с лубка, а возможно, это
портрет какой-нибудь местной модницы.
В эти годы и раньше Великий Устюг и его окрестности были
центром производства художественных изделий из бересты.
Когда устюжские резчики брали в руки бересту, они превращали ее в тончайшее
кружево, и получался дорогой на вид ларчик, совсем как из кости, с
блестящим фоном от подложенной фольги.
Другие мастера делали берестяные изделия, которые очень
напоминали узорное просечное железо. И это понятно. Испокон веков Устюг
славился на всю Россию, и даже за ее пределами, сундучками, окованными
полосами фигурно высеченного железа.
Иногда в одном изделии сочетались оба материала. Шкатулки
окантовывались полосами железа, между которыми помещались вырезанные
завитки из бересты, характер орнамента которых во всех деталях повторял
узор на железе.
Деревянная шкатулка /рис.10/, окованная железными полосками и
украшенная прорезными накладками из бересты. Шкатулка имеет форму ларца-
сундучка с выгорбленной крышкой и повторяет традиционную форму сундучков из
металла.
5. Шемогодье.
Одним из крупнейший берестяных промыслов на Севере было
Шемогодье. Здесь крестьяне деревень, раскинутых по берегам извилистой
Шемоксы, издавна занимались изготовлением изделий из бересты. Возник
промысел не без влияния Великого Устюга, который с 16 века был средоточием
культуры и художественных ремесел.
В Шемогодских изделиях /рис.11/, как правило, нет сюжетных
изображений, только цветочный и растительный орнамент. Основным его
мотивом является плавный побег со спиральными завитками и крупными
розетками с мелкой прорезью.
Очень важно и то, что более 200 лет деревня Куров Наволок, центр
берестяного производства, принадлежала Великоустюжскому Михайло-
Архангельскому монастырю. Богатейший монастырь привлекал к себе талантливых
архитекторов, резчиков, мастеров различных художественных профессий. Это не
могло не оказать определенного влияния на формирование художественных
вкусов крестьян деревень, принадлежавших монастырю и тесно с ним связанных.
Изделия резчиков с берегов Шемоксы и их назначение были
продиктованы спросом крестьянского быта: бураки, коробки, табакерки. Все
они отличаются большой устойчивостью и традиционностью формы.В конце 19
века, после того, как промысел приобрел известность, среди его изделий
появляются папиросницы, платочницы, шкатулки для перчаток, рамки для
портретов - все, что могло найти спрос в городе.
Папиросница /рис.12/ в виде домика с двускатной крышей. Она
устроена так, что если приподнять и опустить крышку, она услужливо
предложит владельцу папироску, если, конечно, он предварительно их туда
положит. Снаружи папиросница вся покрыта красивыми завитками шемгодского
орнамента, то крупными и сочными на боковых сторонах, то мелким дробным
побегом, непринужденно скользящим, как легкая змейка по поверхности
предмета.
Резьба шемогодских мастеров отличается неповторимым
своеобразием. В основе ее всегда лежит плавно вьющийся побег с множеством
завитков.Для шемогодской бересты характерен блестящий подцвеченный фон: под
ажурную прорезь подкладывается металлическая фольга разных цветов, цветная
бумага или же фон просто подкрашивается в другой, контрастный с берестой,
цвет.
6. Рязанский промысел.
Рязань расположена на правом живописном берегу Оки. Это
красивый старинный русский город. Он упоминается еще в летописи 1095 года
под именем Переславля Рязанского. В рязанских землях процветали различные
ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, резьба по кости. Но, конечно же,
в "стране березового ситца" особым уважением пользовалась береста.
Рязанскую бересту трудно спутать с северной. В ней уже не
встретишь ажурной прорези, ее заменяет тиснение и гравировка /рис.13/. Но
сюжеты настолько выразительны и многообразны, что невольно привлекают к
себе внимание. Здесь сцены охоты, фигуры зверей и птиц, множество жанровых
сцен, портреты исторических лиц. Источником этих многочисленных и
разнообразных изображений была книжная иллюстрация 18-19 веков. Большинство
рисунков заимствовано из азбук, учебников, энциклопедий, литературных
произведений, дешевых переводных романов.
Известны даже иконы на бересте. В первой половине 19 века их
изготавливали в Рязанской губернии. Центр берестяного промысла находился
недалеко от Николо-Радовицкого монастыря. Поэтому особенно почитаемыми были
иконы, посвященные Николе Радовицкому, любимому местному святому.
На этой уникальной берестяной иконе /рис.14/ изображен
Николай Угодник. Центр берестяного промысла находился недалеко от Николо-
Радовицкого монастыря.Монастырь был основан еще при Иване Грозном иноком
ИоноюРогожей в месте явления ему образа святого Николая. В 1825 году там
был построен новый Никольский собор, привлекавший многочисленных
богомольцев. Для них изготавливались иконы и образки, в том числе и
берестяные, с изображением святого Николая Радовицкого.
2.3.7 Берестяной промысел Нижнего Тагила.
На Урале сложилась особая художественная культура, в которой
сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского
Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в 17
веке, горнозаводских промыслов и декоративной росписи Среднего Урала и
Прикамья 18-19 столетия.Бурачное производство на Урале известно издавна.
Изготовлением бураков занимались целыми семьями. Мужчины заготавливали
сырье и делали сами бураки, а женщины их расписывали.
Бураки /рис.15/ украшены тисненым узором. Для этого
использовались штампики-чеканы. Самыми распространенными мотивами были
розетки, полоски, бусинки. Из них составлялись геометрические затейливые
композиции, которые затем раскрашивались в яркие цвета.
В Нижнем Тагиле сочетали тиснение с росписью. Существовал даже
особый тип бурака под названием "крестьянский". Он был расцвечен ярким
цветочным узором. Особенно любили букеты из больших цветов и роз. Они
повторяли многочисленных вариантах излюбленные мотивы прикладного искусства
18-19 веков. Такой нарядный букет на ярком зеленом фоне украшает даже
простую рыбацкую принадлежность - мормышницу для червей /рис.16/ .
Часто тисненая береста сочеталась с росписью.
Тиснение - наиболее старый тип украшения бураков на Урале. В его
геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической
символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали
суровой и могучей природе Урала.
Тиснение - это самый старый тип украшения бураков на Урале. В
его геометрических узорах сохранились древние мотивы с космогонической
символикой. Строгие монументальные формы больших бураков /рис.17/
соответствовали суровой и могучей природе Урала. В больших берестяных
туесах солили грибы, хранили мед.
8. Якутский берестяной промысел.
Береста широко использовалась в хозяйстве якутов. Из нее делали
посуду и утварь: ведра для воды и молока, плоские чашки для еды, туеса для
жира, ведра для сбора ягод.
Эти предметы /рис.18/ украшены ярким якутским
орнаментом. Коробочка имеет сложную форму, традиционную для якутской утвари
и посуды.Изготовлением посуды обычно занимались женщины.
Якутские мастера выполняли изделия из бересты также в комбинации с
тальником и конским волосом. При изготовлении туеса или короба /рис.19/ на
сколотень сначаланадевали свободно скользящие широкие берестяные кольца и
укрепляли их на нем с помощью обручей из прута тальника. Эти обручи искусно
оплетали черным или темно-коричневым конским волосом крест-накрест. Иногда
коробочки из бересты украшались ажурной резьбой с подкладкой из слюды.
Эта коробочка /рис.20/ интересна тем, что сочетает в себе
элементы якутского искусства и северного русского узорочья. Оплетка волосом
характерна для якутских изделий, а сочетание прорезной бересты со слюдой,
возможно, пришло с русского Севера вместе с переселенцами. В таких сосудах
хранили молоко, воду и рыбий жир.
Эти предметы /рис.21/ украшены традиционным якутским
орнаментом. Для него использовались различные приемы: аппликация из кожи,
раскрашивание в разные сажи. Черную краску получали из обычной сажи.
Плоскодонные коробки делались из простого куска бересты, белым слоем
наружу, углы складывались конвертом. Внутри их часто украшали легкой
гравировкой. Они служили тарелками, чашками, ковшиками для воды.
Изготовлением такой посуды обычно занимались женщины.
9. Сибирь. Прокопьевск (Кемеровская область ).
В последнее время возникают и новые промыслы художественной
обработки бересты. Творческий коллектив "Прокопьевская береста" был создан
в 1988 году художниками-профессионалами. Особый колорит прокопьевской
бересте придает ее обращение к национальным орнаментам и формам искусства
народов Сибири. Сочетание приемов древнего традиционного декора с
современным видением мастеров порождает новые, подчас неожиданные решения.
Свои характерные творческие черты имеет и каждый мастер /рис.22-2 Несмотря
на столь различные индивидуальные поиски каждого мастера, их работы
органично сливаются в один поток "Прокопьевская береста".И получают
высокую оценку в России и за рубежом.
2.4 Заготовка бересты.
Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне,
когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если
ее снимать умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не
вредит дереву, и через несколько лет на нем вырастет снова нарядная белая
одежда.
Береста для поделок должна быть гладкой, ровной, без
дефектов (заплывшихсучков, порезов, трещин); горизонтальные полоски,
характерные для березы, не должны быть круглыми.Для заготовки бересты
/рис.25/ нужны пила, топор, сочалка 1 или проволока 2 , нож 3. Сочалкой или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|