МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся

    Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся

    СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА НЕОРГАНИЧЕСКОЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля

    знаний учащихся.

    Студента 240 группы:…..

    Руководитель:…...

    Сыктывкар - 2001

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3

    1. Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля

    знаний учащихся 4

    2. Проверка и коррекция знаний в системе личностно ориентированной

    технологии образования с использованием тестирования 7

    3. Тестовые задания и индивидуализация обучения 8

    4. Метод тестового контроля с выборочными ответами 9

    5. Разработка контролирующих программ 10

    6. Примеры контрольных тестовых заданий 11

    Заключение 17

    Введение

    Самостоятельная работа является важным средством развития

    познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и

    практического применения знаний. Она является неотъемлемой частью урока,

    способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность

    каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом

    от одного уровня развития знаний к другому. Поэтому задания для

    самостоятельных работ составляются с учетом разного уровня подготовки

    учащихся. Задания содержат вопросы, ответы на которые требуют всестороннего

    использования приобретенных знаний, а также упражнения, которые подготовят

    к решению новой, более сложной задачи. Также иногда даются некоторые

    советы, примерный план действий, ведущий к достижению правильного

    результата наиболее рациональными приемами. Облегчает и ускоряет

    самостоятельную работу тестирование. Тестирование дает время на осознание

    того, насколько усвоен материал. То есть учащийся сам может корректировать

    систему своего обучения.

    Также большое значение в практике преподавания имеют обобщающие

    уроки, на которых систематизируется изучаемый материал. Основной чертой

    обобщающих уроков, отличающих их от обычных уроков повторения, является

    анализ включенного в тему материала на более высоком научном уровне (в

    свете изученных химических теорий, закономерностей, новых свойств).

    На таких обобщающих уроках целесообразно проводить самостоятельные

    работы учащихся, в которые включается повторение теоретического материала с

    учетом возросшего уровня знаний, практические занятия по решению

    экспериментальных задач решение расчетных задач. Задания по обобщению

    свойств определенных соединений, на основе которых они находят применение,

    а также обобщающих таблиц, суммирующих свойства простых и сложных веществ,

    строение вещества, отражение химических теорий на примере свойств

    конкретных веществ.

    Анализ результатов важен не только для того, чтобы учащиеся получили

    знания в соответствии с учебной программой, но и для выработки чувства

    ответственности за результаты своего труда.

    В данной работе предстоит рассмотрение методических аспектов

    использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся,

    обсуждение проблемы проверки и коррекции знаний в системе личностно

    ориентированной технологии образования с использованием тестирования. Также

    будет представлена методика тестового контроля с выборочными ответами и

    разработки контролирующих программ. В последней части работы приведем

    примеры контрольных тестовых заданий по теме: “Основные понятия химии ”.

    Методические аспекты использования тестирования для текущего

    контроля знаний учащихся

    К настоящему времени в школьной практике проверки знаний учащихся

    сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа.

    Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым

    рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной

    формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем

    драгоценного времени от урока. Письменная работа чрезвычайно трудоемка и не

    оперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с проверкой работ

    учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы

    предыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. К

    тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с

    необъективной оценкой знаний.

    Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде

    тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверки

    знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет

    своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив

    больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки

    письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные

    мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.

    Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет

    избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученика

    истинной или мнимой

    Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами

    проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным

    инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и

    повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Устные же формы контроля

    наиболее целесообразно применять при проведении зачетов, коллоквиумов и

    экзаменов. При этом важно отметить, что отсутствие оценки ответа ученика на

    вопрос, заданный во время урока, снимает психологическое давление боязни

    неверного ответа и позволяет проводить обсуждение вопроса в творческой

    атмосфере. Среди различных видов письменного контроля в старшей школе

    хорошо зарекомендовали себя такие формы, как большое домашнее задание по

    целому разделу (БДЗ), подготовка рефератов и докладов по отдельным темам.

    Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком

    зависит от двух основных факторов. Во-первых — это отсутствие доступа

    посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя

    забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу

    правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменяться

    полученными данными с учениками других классов. Поэтому не рекомендуется

    использовать одни и те же варианты тестов в различных классах.

    Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые

    преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то

    тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда

    особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом

    достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих

    тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с

    ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов

    и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные

    формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь

    явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ

    методом исключения неверных вариантов.

    При использовании в течение ряда лет программированного контроля для

    оперативной оценки знаний учащихся по химии были выработаны рекомендации,

    которые в совокупности могут служить методикой, используемой при

    составлении вопросов и ответов. Суть этих рекомендаций сводится к

    следующему:

    1. Все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно,

    заставляя учащегося анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нем

    неточность или ошибку

    2. Там, где это возможно, стоит привести несколько истинных ответов,

    каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет

    остальные правильные ответы. Подобный прием позволяет уяснить на практике

    возможность неоднозначности ответа, более широко подойти к решению

    предлагаемой задачи.

    3. Правильное утверждение не должно быть полностью созвано определению,

    данному в учебнике или на лекции, чтобы в нем не сразу угадывался

    правильный ответ. Это заставляет учащихся осмысливать определения, а не

    механически их заучивать. Для этого же допускается приводить заведомо

    неверные ответы, созвучные приведенным в учебниках (на лекциях)

    определениям.

    4. Желательно, чтобы варианты ответов расчетных задач содержали не

    чисто случайные значения, а лишь те, которые получены при решении с

    введением типичных ошибок. Это минимизирует случайность, возникающую при

    выборе учащимся любого из ответов, если его собственный не совпадает ни с

    одним из приведенных.

    5. Вопросы по каждой теме стоит подбирать таким образом, чтобы они

    наиболее полно охватывали все разделы и позволяли контролировать как

    усвоение учащимися теоретических знаний, так и их навыки в решении

    расчетных задач.

    6. Вопросы могут быть составлены с применением образной графической

    символики, или же информация может быть преимущественно представлена в

    виде текста. Выбор способа оформления заданий обусловлен как возможностями

    вычислительной техники и применяемых тестирующих программ (в случае

    применения для тестирования компьютерной техники), так и психологическими

    особенностями групп учащихся. При составлении тестов по курсу химии для

    учеников лицея часть символьной информации была представлена в текстовой

    форме, что обусловлено особенностями учащихся физико-математических

    специальностей. Вопросы и ответы, составленные в виде текстов, призваны

    способствовать тренировке образного мышления у групп учеников, отдающих

    предпочтение формулам, рисункам и символам.

    7. Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную

    стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки

    знаний учащихся всего класса, их необходимо предложить для решения

    небольшой группе ребят. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее

    эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов. Подобная

    мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого

    толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах,

    так как то, что для специалиста является очевидным, у учеников может

    вызывать вполне обоснованные вопросы.

    Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний

    учащихся по предмету с использованием тестовых заданий имеет свои

    положительные и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы

    проверки можно отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от

    заложенного программного обеспечения, а также от имеющейся компьютерной

    техники. Кроме этого, могут возникать трудности с согласованием расписания

    работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий. Следует

    помнить и о проблеме информационной безопасности, связанной с

    предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам

    данных. Однако, как показывает опыт, все эти трудности вполне преодолимы.

    Многолетний опыт использования программированного контроля знаний учащихся,

    особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний по химии в

    10-х и 11-х классах позволил выделить следующие положительные моменты:

    1. Устранена возможность подсказок и списывания.

    2. Повысилась объективность оценки знания.

    3. Резко возросла познавательная активность учащихся при изучении химии,

    что обусловлено стимулированием данной методикой самостоятельной работы.

    Так, по завершении контрольного мероприятия правильность ответа на заданные

    вопросы проверяется учеником с использованием первоисточника (учебник,

    конспект) или в общении между собой. В случае обычной письменной работы

    такого не происходит, так как в ней присутствует указание на ошибку.

    4. Отсутствие проверки на обычных уроках приводит к активизации

    учащихся, позволяет проводить обсуждение материала в режиме "мозгового

    штурма", когда разрешены и не наказываются самые неожиданные ответы и

    предположения.

    5. Изменилась роль преподавателя, который освободился от "карательных"

    функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок.

    6. Улучшилась психологическая атмосфера в группах учащихся. Возникла

    устойчивая обратная связь — преподаватель — учащийся — преподаватель.

    Учитель перестал быть источником отрицательных эмоций, связанных с

    оцениванием знаний.

    7. Преподаватель полностью освобождается от проверки контрольных работ и

    может, используя статистические данные, оперативно получить объективную

    картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже

    всего и своевременно скорректировать учебный процесс.

    8. Возросло количество контрольных мероприятий, что позволяет

    осуществлять своевременную проверку знаний у всей группы учащихся по

    большинству разделов изучаемого курса.

    Необходимость расширения интенсивных форм проверки подтверждается

    также многолетними наблюдениями и опросами учащихся, позволяющими сделать

    вывод о том, что регулярность и основательность их подготовки к каждому

    занятию находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимых

    контрольных мероприятий. Очевидно, что в подобных случаях интенсивный и

    всеохватывающий контроль является мощным инструментом, помогающим учащимся

    в освоении изучаемых дисциплин.

    1. Проверка и коррекция знаний в системе личностно ориентированной

    технологии образования с использованием тестирования

    Размышляя о целях и задачах общеобразовательной школы на современном

    этапе развития нашего общества, анализируя происходящие процессы, мы

    приходим к неизбежному выводу о необходимости понимания образования как

    целостной системы формирования социально адекватной личности. Под

    социальной адекватностью нами понимается такой перечень личностных

    параметров, который позволяет их обладателю активно и творчески

    преобразовывать свою жизнь, постоянно сохраняя позитивную позицию данных

    преобразований как для себя и своего непосредственного окружения, так и для

    общества в целом с учетом постоянных социальных изменений.

    Очевидно, что одним из наиболее важных параметров является

    способность самостоятельного и ответственного выбора из многих вариантов

    жизненных возможностей. (Вероятно, имеет смысл говорить о том, что одна из

    задач школы состоит и в воспитании грамотного электората.) Это

    подразумевает как минимум:

    • социально адекватную систему ценностей и потребностей:

    • наличие навыков рефлексии;

    • позитивную самооценку

    Нас заинтересовал вопрос, как на уроке химии в средней

    общеобразовательной школе, помимо решения традиционных задач, усвоения

    базисной суммы знаний, умений и навыков, формировать указанные личностные

    параметры. Мы предположили, что потребность в получении знаний, умение

    самостоятельно организовывать работу по их формированию, выбор наиболее

    оптимальных путей для этого, планирование своей образовательной

    деятельности являются социально адекватными ценностями. В построении схемы

    работы мы опирались на понятие субъектного опыта, введенного

    И.С.Якиманской, принципы личностно ориентированной технологии образования,

    основанные на мультисенсорном подходе, описанные А.А.Плигиным и авторские

    разработки уроков учителя нашей школы ИАКомаровой.

    Основной педагогический прием, использованный в разработанной схеме,

    состоит в том, что ученику предоставляется право самостоятельного выбора

    способа работы на уроке повторения пройденного материала с целью подготовки

    к контрольной работе в соответствии с личными стратегиями получения знаний,

    с учетом его предпочтений и осознания целей обучения.

    Особо важное значение имеют неявные цели, которые ставит перед

    учащимися преподаватель:

    1. Повторение структуры изучаемого материала и объема, необходимых к

    контрольной работе знаний, умений, навыков (ЗУН).

    2. План построения ответа на вопросы о химических свойствах веществ .

    3. Источники информации о материале.

    4. Тренинг навыков рефлексии собственных состояний, самоанализ.

    5. Выработка умения самостоятельного планирования собственной

    познавательной деятельности.

    Также особое значение уделялось созданию установки успешности

    учебной деятельности школьников, для чего использовались специально

    организованные языковые паттерны (единицы речи, содержащие конкретный

    позитивный смысл) — "знаю уверенно", "надо повторить" как движение в

    сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что

    ученик уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить; демонстрируется

    доверие к ученику: учитель уверен, что ученик работает над предметом. И для

    этого может быть использован такой вид контроля как тест. Его особенность в

    том, что он занимает меньше времени в отличие от других видов контроля. И

    уже в конце урока учитель может сообщить о том, как усвоен материал. После

    сообщается, что задания, которые каждый не успел выполнить из намеченных,

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.