МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • М.В. Ломоносов и русская педагогика

    М.В. Ломоносов и русская педагогика

    Содержание

    |Краткие биографические сведения……………………………………… |3 |

    |Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова………………. |6 |

    |Принципы демократизма, гуманизма и народности…………………… |11 |

    |Особенности методики…………………………………………………… |18 |

    |Заключение……………………………………………………………….. |23 |

    |Использованная литература……………………………………………… |24 |

    Краткие биографические сведения

    Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском (рядом с

    Денисовкой) Холмогорского уезда Архангельской губернии в ноябре 1711г. Отец

    Ломоносова – Василий Дорофеевич был крестьянином-рыбаком, мать — Елена

    Ивановна Сивкова — дочь дьякона из тамошних мест.

    Крестьяне, жившие на севере, не знали крепостной зависимости. Они

    считались подданными не помещиков, а государства. И это накладывало

    заметный отпечаток на весь край. Здесь жилось вольнее, богаче. Поморы

    отличались смелостью, любознательностью, предприимчивостью. Они занимались

    морским промыслом, торговлей. На высоком уровне у них были ремесла,

    прикладное искусство. Такая обстановка в известной степени способствовала

    развитию ценных задатков в характере мальчика.

    Грамоте Ломоносов обучился поздно – к двенадцати годам. Учился он

    сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова.

    Сохранились любопытные сведения о том, что Ломоносов очень скоро превзошел

    в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника дьяка. Он

    читал, как сообщается в академической биографии 1784г., «внятно… с

    особливой приятностью и ломкостью голоса».

    Но круг чтения ограничивался на первых порах церковными книгами –

    псалтырью и часословом. И только после настойчивых поисков Ломоносову

    удалось достать учебные книги – «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику»

    Магницкого. Позже Ломоносов называл эти книги «вратами своей учености».

    Ломоносов понимал, что для приобретения больших знаний необходимо

    выучить латинский, греческий и другие иностранные языки. Овладеть же этими

    языками можно было только в крупных городах. И вот зимою 1730г. Ломоносов

    отправился в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою

    «любезных» своих книг – грамматикой и арифметикой, составлявших тогда всю

    его библиотеку.

    В Москве сначала Ломоносов подался в Цифирную школу, но то, что

    изучалось там, юноша уже знал и поэтому стал добиваться зачисления в

    Славяно-греко-латинскую академию (иначе Спасские школы) – лучшее в то время

    учебное заведение страны. Однако сделать это было не так просто. Славяно-

    греко-латинская академия была рассчитана на детей привилегированных

    сословий: дворян и духовенства. Крестьянских детей туда не принимали.

    Ломоносов решил пойти на хитрость: он назвал себя сыном холмогорского

    дворянина и, успешно выдержав вступительные экзамены, был зачислен в

    младший класс академии. Начались долгожданные дни учения.

    В первых четырех классах академии изучали грамматику, в двух средних –

    риторику[1], в последних двух – философию и богословие. В академии

    Ломоносов за пять лет постиг то, что иным не удавалось и за восемь.

    Не довольствуясь поурочными заданиями, Ломоносов самостоятельно

    изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов,

    знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике,

    математике. К концу обучения в академии он становится человеком

    замечательной учености. В особенности значительными были его познания в

    области истории, поэтики, риторики. По словам Радищева, Ломоносов «пожирал

    красоты древних витий и стихотворцев; с ними научался он чувствовать

    изящности природы; с ними научался познавать все уловки искусства».

    Когда из Сената приходит распоряжение послать в Петербургскую Академию

    наук двенадцать самых лучших, «в науках достойных учеников», то в числе

    отобранных оказался и Ломоносов.

    1 января 1736г. вместе с другими одиннадцатью учениками Спасских школ

    Ломоносов прибыл в Петербург. Начался новый очень важный этап в его жизни.

    Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности.

    В сентябре 1736г. Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с

    двумя студентами направляют в Марбург (Германия) для изучения химии и

    горнорудного дела.

    В июне 1741г. Ломоносов, полный сил и энергии, возвращается в Россию и

    приступает к работе в Академии наук. Он проработал в ней свыше 20 лет,

    доказав, что «гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни

    противопоставляет ему враждебная судьба». Лишь в 1745г. после энергичных

    обращений к Елизавете Петровне Ломоносов был, наконец определен в звании

    профессора химии.

    Умер М.В. Ломоносов 15 апреля 1765г. на 54-м году жизни.

    Этапы педагогической деятельности

    М.В. Ломоносова.

    Первый этап (1742-1745). Народное просвещение. Разработка учебных пособий

    на русском языке.

    Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в университет!

    Работа над новым уставом.

    Третий этап (1750-1755). Программа организации просвещения в России.

    Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на пользу и

    славу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решение

    педагогических задач.

    Четвертый этап (1756-1765). Завершение работ над программой развития

    среднего и высшего образования в России.

    Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание

    на наследственные и индивидуальные способности каждого из них. Он также

    выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из

    важнейших заслуг Ломоносова – основание Московского университета, где

    высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших

    сословий.

    В век преклонения французской моде, Ломоносов ввел преподавание на

    родном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского «грамотея»

    Митрофанушки Простакова, как пример невежества и тунеядства). Ломоносов

    опубликовал в 1757 году «Российскую грамматику», которая стала на тот

    момент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшних

    дней остаются неизменными.

    В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд

    этапов.

    Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с преподава-тельской

    работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи

    неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение.

    Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны

    заниматься педагогической деятельностью.

    Ломоносов разработал программу публичных лекций, которые должен был

    читать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи не существовало

    учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться

    разработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовым

    уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная

    книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на

    пользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел

    с латинского учебник по физике.

    Второй этап (1745—1749) связан в основном с методической работой

    ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора).

    Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции

    на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печатании

    перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписывалось прочесть цикл

    лекций по физике с использованием необходимых физических приборов. Первая

    лекция ученого прошла, по отзывам современников, в торжественной обстановке

    20 июня 1746 г. На ней присутствовали «сверх многочисленного собрания

    воинских и гражданских разных чинов слушателей и сам господин президент

    академии с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными персонами».

    Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до

    Ломоносова все лекции читались на латинском языке.

    Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необходимости

    преобразования учебной части Академии наук.

    28 апреля 1746 года он подготовил документ в академическое собрание «О

    привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников

    гимназии». В документе Ломоносов предложил отобрать студентов из семинарий

    и обучать их академическим упражнениям. Этим, по его мнению, можно

    приобрести «для Академии наук звание подлинного Петербургского

    университета».

    Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можно

    больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные.

    Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоносова об отборе

    способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о

    широком распространении научных знаний на русском языке.

    Некогда данное предложение было опробовано Ломоносовым на практике.

    Так, еще в 1732 и 1735 годах ученики семинарий отбирались для учебы в

    академии. Из них вышли такие ученые, как С. П. Крашенинников, сам М. В.

    Ломоносов, академик-астроном Н. И. Попов, создатель русского фарфора Д. И.

    Виноградов, гравер А. Поляков, переводчики В. И. Лебедев, И. И. Голубцов,

    А. А. Барсов.

    В 1748 году Синод разрешил выбрать для университета по десять человек

    из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александро-

    Невской семинарий.

    Уже в этот период Ломоносов считал, что необходимо составить новый

    регламент (устав) Академического университета. По поручению канцелярии от

    13 июня 1748 года разработкой устава занимался академик Г.-Ф. Миллер.

    Ломоносов вспоминал позже: «В Университете неотменно должно быть место трем

    факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский

    оставляю синодальным училищам), в которых бы производились в магистры,

    лиценциаты и доктора. А ректору при нем не быть особливому, но все то знать

    эфору или надзирателю, что во внесенном в Историческое собрание регламенте

    на ректора положено, ибо ректор в университете бывает главный командир, а

    здесь он только будет иметь одно имя. Не худо, чтобы Университет и Академия

    имели по примеру иностранных какие-нибудь вольности, а особливо, чтобы они

    освобождены были от полицейских должностей».

    Спустя почти полгода, 7 декабря 1748 года, Ломоносов предложил всех

    студентов разделить на три класса: «... первого класса студенты ходят на

    все лекции, для того чтобы иметь понятие обо всех науках и чтобы всяк мог

    видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса

    студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука,

    третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и

    упражняются в одной науке. Сим последним должно, по моему мнению,

    определить ранг армейского прапорщика, а производить их во временные

    переводчики... а из них в адъюнкты». Это говорит о том, что Ломоносов

    стремился поднять уровень преподавания в университете. Однако устав

    утвержден не был.

    Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750— 1755) совпал

    с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем

    образовании. Позднее они были названы исследователями педагогического

    творчества ученого Ломоносовской программой организации просвещения в

    России. В это время Ломоносов находился в расцвете творческих сил, много

    времени отдавал непосредственной подготовке молодых специалистов, выступил

    с идеей открытия Московского университета. В «доношении» в Сенат он

    обосновал свое предложение тем, что в Москве живет много дворян и

    разночинцев; сравнительно меньше требуется денег для обучения, так как

    «дешевые средства к содержанию» и довольно большое количество домашних

    учителей. Поэтому он заботился о том, чтобы учебные заведения, в том числе

    и университет, были открыты и для детей простого народа.

    Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функционировало

    три факультета: философский, юридический, медицинский.

    Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была

    создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую

    науку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый

    состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен,

    освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.

    Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных

    идеей служения на «пользу и славу Отечества»:

    1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамма-

    тики, права, медицины);

    2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции,

    диспуты);

    3) решение педагогических задач (подготовка образованного молодого

    поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-

    воспитательным делом в учебных заведениях).

    При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в

    состав которой записалось несколько сотен человек. Это во много раз

    превышало первоначальные планы. Особенно быстро заполнили места гимназисты,

    находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболее

    целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что

    явилось важной предпосылкой для открытия провинциальных гимназий в России в

    конце XVIII в.

    Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756—1765

    годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и

    высшего образования в России.

    Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и

    народности.

    Принципы демократизма,

    гуманизма и народности.

    Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении

    распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал

    мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также

    выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он

    предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о

    создании материальных условий для получения образования всеми сословиями.

    Он подметил, что крестьянские дети отличаются практической сметкой, умом,

    трудолюбием: «... к наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще

    всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний».

    В «Проекте переустройства Академии наук» Ломоносов предлагал особо

    выделить тех, кому требуется «жалованье»: «Подражая, однако, похвальному

    примеру других университетов, где любознательные юноши питаются от щедрот

    государей, мы не можем не выделить некоего числа студентов, которые,

    получая содержание из академических средств, были бы заняты только

    слушанием профессорских лекций и научной работой. И хотя, ввиду обширности

    государства и малого числа университетов, следовало бы довести количество

    студентов, содержимых на казенный счет, до нескольких сотен, однако же,

    академическая казна не выдержит этого, а потому для начала достаточно

    будет, если установим число таких студентов в 40 человек». В гимназии, по

    его мнению, «число такого рода подростков должно быть, по крайней мере,

    вдвое больше, чем число студентов, т. е. будет 80 человек, воспитывающихся

    на академические средства. Будут, конечно, сверх того, как и ныне, такие,

    которых будут содержать сами родители».

    При составлении «Проекта регламента московских гимназий» была

    определена сумма содержания на каждого гимназиста — 15 рублей в год. Эти

    деньги предназначались для приобретения одежды, книг и письменных

    принадлежностей. Кроме того, учащиеся должны быть обеспечены пищей. Но эта

    статья расходов не входила в сумму содержания. Изменение рыночных цен

    затрудняло составление определенной сметы.

    На содержание студентов Ломоносов требовал 100 рублей на каждого в

    год. В 1763 году сумма на содержание учащегося составляла до 30 рублей в

    год. Ломоносов считал ее «весьма скудной» и просил добавить «по 12 рублев».

    Кроме того, он добился открытия общежития для гимназистов и студентов, что

    давало им возможность больше времени уделять учению.

    Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всех

    свободных искусств и наук... Молодые люди должны приучаться там к

    правильному образу мышления и добрым нравам». Но академическая гимназия не

    совсем соответствовала его требованиям. Главной причиной такого положения

    Ломоносов называл «недоброхотство к учащимся россиянам в наставлении, в

    содержании и в произведении». Оно выражалось в засилии учителей-

    иностранцев, в отсутствии обучения на русском языке.

    Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную форму средней

    общеобразовательной школы, обозначил ее структуру, выделил особые

    подразделения:

    - российская;

    - латинская;

    - «первых оснований в науках»;

    - «знатнейших европейских языков».

    Для каждой из них устанавливались три класса: нижний, средний,

    верхний, закреплялся трехгодичный срок обучения. Ломоносовская программа

    образования, предусматривавшая расширение сети гимназий и школ в России,

    отвечала общественным интересам. Она оказала положительное влияние на

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.