МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России

    Тем же целям распространения наук в России служила и борьба

    Ломоносова за демократизацию образования. Он всячески противился

    раздельному обучению «благородных» [19, c. 77] и разночинцев. В

    подготовленном им в начале 1758 г. «Регламенте Академической гимназии»

    Ломоносов записал: «... все принятые и не принадлежащие к дворянству должны

    в отношении обращения с ними, как и в смысле одежды, быть на том же

    положении, какое подобает принадлежащим к дворянству. На военной службе

    числятся и дворяне и не дворяне, так нечего стыдиться этого и при обучении

    наукам» [19, c.77]. Знаменательно предложенное в проектах регламентов обеих

    гимназий ограничение числа обучающихся на казенный счет иностранцев — не

    более 20%. Так снова проявилась забота Ломоносова о просвещении русских

    людей.

    В просветительской программе Ломоносова важное место занимает

    подготовка учебников и учебных пособий для учащихся:

    1. «Вольфианская экспериментальная физика» (1746).

    2. «Краткое руководство к красноречию» (1748).

    3. «Российская грамматика» (1757).

    4. «Краткий российский летописец» (1760).

    5. «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763).

    6. «Древняя Российская история» (1766).

    В этот ряд может быть поставлено и неоконченное «Введение в истинную

    физическую химию», которое должно было стать первой частью учебника по

    курсу физической химии.

    Некоторые из этих учебников издавались неоднократно и служили

    нескольким поколениям русских людей. Так, «Российская грамматика» только в

    XVIII в. была издана пять раз, переведена на немецкий язык и стала одним из

    самых популярных учебных руководств. На ней воспитывались не только

    учащиеся, но и ученые-грамматисты, следовавшие в изучении грамматического

    строя русского языка по пути, намеченному Ломоносовым.

    В своем стремлении «распространять науки в России» [5, c.12]

    Ломоносов не ограничивался только учебной и учебно-организационной

    деятельностью. Он был, если сказать современным языком, первым

    популяризатором науки в России. Прекрасным образцом такого рода

    деятельности являются его «Слова»: «Слово о пользе химии» (1751), «Слово о

    происхождении света...» (1756), «Слово о рождении металлов от трясения

    земли» (1757), «Слово о явлениях воздушных...» (1753).

    В «Слове о пользе химии» Ломоносов увлеченно рассказывает слушателям

    о всех тех явлениях природы, изучение которых требует знания химии.

    Определив химию как науку, развивающуюся в тесной связи с физикой и

    математикой, Ломоносов показывает, как с ее помощью можно познать свойства

    «первоначальных частиц, тела составляющих» [3, c.12]. Предельно просто

    говорится о необходимости химических знаний при изучении цветов, вкусов и

    запахов, в медицине («медик без довольного знания химии совершен быть не

    может») [3, c.12] и фармакопее, при изучении физических свойств веществ и

    т. п. Разделив «приобретенные познания» на «науки и художества» [3, c.13],

    Ломоносов показывает применение химии в различных «художествах» — ремеслах,

    технике, изобразительном искусстве.

    Столь же наглядно и просто знакомит Ломоносов в других «Словах»

    слушателей со своими научными идеями и с достижениями науки того времени.

    Все эти «Слова» были прочитаны на публичных заседаниях Академии наук.

    Страстные, образные, проникнутые любовью к наукам выступления Ломоносова

    приобщали к знаниям людей, далеких от науки, или, по крайней мере, внушали

    им уважение к научным занятиям, ибо занимающийся ими «не токмо себе, но и

    целому обществу, а иногда и всему роду человеческому пользою служит» [4,

    c.9].

    Изданные отдельными книгами «Слова» Ломоносова служили

    распространению научных знаний в России того времени. Хотя просветительская

    патриотическая программа при жизни Ломоносова не была осуществлена, она

    имеет непреходящее культурное значение, как отправная точка, как начало

    русского просвещения.

    Глава II. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА.

    ПЕЧАТНОЕ СЛОВО.

    Стремление Петра к просвещению России, к распространению наук было

    особенно дорого Ломоносову. Известно, как много труда вложил великий ученый

    в дело просвещения России. Он неустанно думал над способами популяризации

    научных знаний среди широких масс народа. Он предлагал, например, не

    ограничиваться книжными лавками только в Петербурге и Москве, а шире

    развернуть торговлю книгами, поручать купцам торговать ими в самых

    отдаленных концах России, куда они проникают со своими товарами. Надеясь

    извлечь прибыль из продажи книг, купцы будут стараться продавать их в

    возможно большем количестве народу.

    Ломоносов всегда высоко ценил печатное слово, в образовательной

    программе он отводил ему большое место. После открытия Московского

    университета Ломоносов добивается разрешения иметь при нем собственную

    типографию. В ней с апреля 1756 г. стала печататься первая в Москве газета

    «Московские Ведомости». В течение почти четырнадцати лет Академия наук

    выпускала первый в России научно-популярный журнал, который именовался по-

    разному, но во всех его названиях неизменными оставались слова «Примечания

    на Ведомости». Они выпускались в качестве приложения к газете «Санкт-

    Петербургские Ведомости» и выходили до 1742 г.

    С января 1755 г. Академия наук стала выпускать научно-литературный

    журнал, получивший название «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению

    служащие». Его редактором был назначен Г. Ф. Миллер, давний противник

    Ломоносова, что и предопределило отношение редактора к великому русскому

    ученому. Так, в журнале не нашлось места для оповещения об открытии

    Московского университета, созданного по идее Ломоносова. И только в августе

    по его настоянию удалось напечатать правленую рукой Ломоносова речь ректора

    гимназии, а позже профессора философии Московского университета Н. Н.

    Поповского, которую он произнес при открытии университета. Ученик

    Ломоносова, Поповский разделял и пропагандировал его взгляды на

    распространение наук в России. В своей речи он заявил, что намерен читать

    курс философии не на латинском, а на русском языке, чтобы сделать эту

    «высокую науку» [20, c.17] достоянием широких масс и облегчить существующий

    к ней «тяжелый доступ» [20, c.17].

    В 1765 г. этот журнал прекратил свое существование и уступил место

    теперь уже нескольким журналам, ознаменовавшим начало нового периода в

    развитии русской периодической печати. Говоря о просветительских идеях

    Ломоносова, нельзя обойти молчанием его статью «Рассуждение об обязанностях

    журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания

    свободы философии». Напечатанная в переводе на французский язык в

    амстердамском журнале, эта работа Ломоносова посвящена деятельности

    журналистов в распространении научных знаний и оценки деятельности ученых.

    Ломоносов выступает за право ученых высказывать свои взгляды и требует от

    журналистов быть распространителями научных знаний и просвещения. Для этого

    журналист должен обладать эрудицией, умением понимать и оценивать

    прочитанное и добросовестно относиться к своему делу.

    Работа Миллера по изданию «Ежемесячных сочинений...» не удовлетворяла

    Ломоносова и вызывала его порицания. В начале мая 1758 г. Ломоносов

    представил в канцелярию Академии наук свое мнение об учреждении журнала

    «Санкт-Петербургские ведомости о делах ученых людей», в котором предполагал

    знакомить читателей с новостями науки и новинками научной литературы,

    издаваемой не только в России, но и за рубежом.

    Другое предложение подобного рода касалось издания «Российских

    ведомостей», где Ломоносов предполагал давать сообщения «о внутреннем

    состоянии государства» [17, c.90], т. е. о всех новостях экономической

    жизни России. По оценке исследователей, замысел Ломоносова заключался в

    том, чтобы при помощи такого периодического издания облегчить торгово-

    промышленные связи в стране, помочь развитию внутреннего рынка. И хотя оба

    предложения Ломоносова привели лишь к тому, что, по образному выражению

    тогдашних чиновников, «дальнего ничего не происходило» [17, c.90], сам факт

    попыток Ломоносова свидетельствует о его сильнейшем стремлении использовать

    периодическую печать в патриотических просветительских целях.

    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ.

    Михаил Васильевич Ломоносов был не только выдающимся философом и

    ученым, но и крупным общественным деятелем, и просветителем, всегда полным

    замыслов и планов об улучшении жизни людей. Правда, эти замыслы и планы не

    предусматривали революционной ломки общественных порядков, однако в них

    содержалось немало идей, противоречащих феодально-крепостническому строю

    России.

    Ломоносов развивал взгляды передовых представителей общественной и

    философской мысли России. Большое влияние оказали на него прогрессивные

    идеи его ближайших предшественников, известных под названием «ученой

    дружины» [3, c.53]. К ним относились: новгородский епископ Феофан

    Прокопович, государственный деятель и историк В. Н. Татищев и поэт-

    публицист Антиох Кантемир — широкообразованные люди, противники мракобесия

    и застоя. Прокопович, будучи преподавателем философии в Киевской Академии и

    в последующее время, занимался естественными науками, Кантемир перевел на

    русский язык книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», опровергающую

    библейские представления о вселенной. Прокопович, Татищев и Кантемир

    поддерживали реформы Петра I, стояли за развитие промышленности и морского

    флота, отстаивали необходимость распространения просвещения и научных

    знаний. Они всегда находились в центре политических событий и болели за

    судьбы родины.

    Как и его предшественники, Ломоносов безгранично любил свою родину и

    свой народ, неустанно боролся за их интересы. Всю свою жизнь он стремился

    быть полезным отечеству. Его слова: «На пользу общества коль радостно

    трудиться» [15, c.36] — являются подлинным девизом жизни. Он не занимался

    надуманными, оторванными от жизни проблемами, а стремился связать науку с

    нуждами развивающейся отечественной промышленности и всего хозяйства

    России.

    Находясь за границей, Ломоносов старался ко всему присмотреться,

    перенять полезное, чтобы применить все это на родине, научить русских людей

    опыту Европы в добыче полезных ископаемых, в строительстве шахт, заводов и

    т. п. Русский народ трудолюбив и понятлив. Отсталость России была связана с

    многочисленными войнами, нападениями извне, порабощением. Ломоносов много

    говорит о значении мира в жизни любой страны.

    В понимании общественных вопросов Ломоносов был идеалистом. В ряде

    своих работ, как и в трактате о народонаселении, он вскрывает лишь

    второстепенные причины бедственного положения народа, не касаясь основного

    и главного — характера экономических отношений в России. Ломоносов не

    восставал против самодержавного строя, а стоял только за более гуманное

    отношение к крепостным крестьянам, за улучшение их жизни в условиях

    крепостничества.

    Нападает Ломоносов и на духовенство, как рассадник всяких нелепых

    суеверий. Ведь это невежественные попы способствуют увеличению детской

    смертности, когда зимой крестят новорожденных в холодной воде и даже со

    льдом, считая, что подогретая вода нечиста, имея примесью теплоту. Это

    опять-таки попы устанавливают посты, в результате которых от резкой

    перемены в питании также умирает много людей. Говорит он и о вреде неравных

    в возрастном отношении браков, заключаемых по прямому приказу крепостников-

    помещиков. От таких браков часто страдает потомство.

    Предупреждая возражения церковников, Ломоносов ссылается на гибкость

    русского народа, легко воспринявшего нововведения Петра I. Он утверждает,

    что предлагаемые им меры «не больше опасны, как заставить брить бороды,

    носить немецкое платье, сообщаться обходительством с иноверными, заставить

    матрозов в летние посты есть мясо, уничтожить боярство, патриаршество и

    стрельцов и вместо них учредить правительствующий Сенат, святейший Синод,

    новое регулярное войско, перенести столицу на пустое место и новый год в

    другой месяц! Российский народ гибок!» [9, c.16].

    Интересна мысль Ломоносова о «живых покойниках» [5, c.74], т. е. о

    крепостных, которые бегут от помещичьих «отягощений» [5, c.74] и солдатских

    наборов за границу. Но, говоря о помещичьих «отягощениях», бывших одним из

    основных зол крепостнической России, он ограничивается простым советом

    облегчать подати и солдатские наборы, особенно в пограничных областях.

    Тогда, наоборот, в Россию будут прибывать иностранцы, так как она «в

    состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы» [5, c.75].

    Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с

    наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным

    развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова

    состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития

    образования в России, привлечения в науку способных людей из народа,

    показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины.

    В 1761 г. Ломоносов задумывает целую программу государственных

    мероприятий, «простирающихся к приращению общей пользы» [14, c.88]. Он

    намечает изложить в письмах свои соображения, служащие «к действительному

    поправлению российского света», в виде таких «глав» [14, c.88]:

    1. «О размножении и сохранении российского народа».

    2. «О истреблении праздности».

    3. «О исправлении нравов и о большем народа просвещении».

    4. «О исправлении земледелия».

    5. «О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств».

    6. «О лучших пользах купечества».

    7. «О лучшей государственной экономии».

    8. «О сохранении военного искусства во время долговременного мира».

    Круг вопросов, о которых намеревался написать Ломоносов,

    свидетельствует о его страстном желании способствовать росту

    производительных сил страны, добиться подъема благосостояния народа путем

    распространения культуры, научных и медицинских знаний и путем различных

    законодательных мер.

    По всей вероятности, Ломоносов успел написать только первую «главу»

    из этого списка (других до сих пор не обнаружено) в виде пространного

    письма. Ломоносов начинает его с утверждения, что величие, могущество и

    богатство всего государства (главная патриотическая тема всей деятельности

    ученого) состоит в его народонаселении, «а не в обширности, тщетной без

    обитателей» [14, c.90]. Человек — самое ценное из сокровищ, потому что без

    него все остальные сокровища мертвы и ненужны. Поэтому надо оберегать

    народ, искореняя все, что приносит вред его развитию.

    В письме Ломоносов и разбирает самые характерные обычаи, «узаконения»

    [5, c.30] и суеверия, которые необходимо устранить. Важнейшим упущением

    властей он считает почти полное отсутствие врачебного дела, и в частности

    акушерского, что влечет большую смертность среди населения и особенно среди

    детей. Он предлагает печатать и рассылать в разные районы страны

    медицинские книги, строить аптеки, распространять медицинские знания в

    народе. Этим будет искоренена вредная деятельность разных знахарей и

    ворожей, которые «только умножают болезнь своим шептанием» [5, c.30]. Для

    более радикальной борьбы с болезнями Ломоносов требует учредить в России

    «настоящую медицинскую науку» [6, c.91], содержать во всех городах

    достаточное количество лекарей, в иностранные университеты посылать больше

    русских студентов для изучения докторского искусства, так как «немецкими

    всего государства не наполнишь» [6, c.91].

    Лучшей формой власти он признавал власть просвещенного монарха как

    главы государства. Образом такого монарха был для него Петр I, к которому

    Ломоносов относился с большим уважением. Петр своими преобразованиями

    предпринял своеобразную попытку покончить с отсталостью старой России. Эта

    попытка определялась необходимостью установления новых путей для

    дальнейшего развития страны. Нарождающиеся капиталистические отношения

    вступали в противоречия с вековой отсталостью феодальной России, и потому

    деятельность Петра I, направленная на поддержку этих новых отношений, в тех

    условиях была прогрессивной. В своей общественной деятельности Ломоносов

    старался во всем подражать Петру, идти по его стопам. Он не видел

    недостатков в его реформах, не замечал, какой ценой они доставались

    простому народу. Он ценил, прежде всего, их прогрессивную направленность,

    полезность для России, как ценили это Прокопович, Татищев и Кантемир.

    Заключение.

    Михаилу Васильевичу Ломоносову по необъятности его интересов

    принадлежит одно из самых видных мест в истории культуры всего

    человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гёте — более

    специальны и узки. Замечательно при этом, что ни одно дело, начатое М. В.

    Ломоносовым, будь то физико-химические исследования, трагедии и оды,

    составление грамматики и русской истории, организация и управление,

    географические проекты, политико-экономические вопросы, не делалось им

    против воли или даже безразлично. М. В. Ломоносов был всегда увлечён своим

    делом до вдохновения и самозабвения, — об этом говорит каждая страница его

    литературного наследства.

    Пушкин в “Мыслях на дороге” замечает: “Ломоносов был великий человек.

    Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником

    просвещения. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был

    первым нашим университетом” [13, c.8]. При этом разнообразные интересы М.

    В. Ломоносова удивительным образом совмещались в нём вполне гармонично.

    М. В. Ломоносов был первым русским учёным не потому только, что он

    русский по национальности и с исключительным успехом развивал в России

    передовую науку, — он первый русский учёный ещё потому, что в нём впервые и

    с необычайной силой и выразительностью открылись те особенности русского

    научного гения, которые потом проявились в Лобачевском, Менделееве,

    Бутлерове, Лебедеве, Павлове и других главных представителях русской науки.

    История русской науки показывает, что её гениям свойственна особая широта

    задач и результатов, связанная, однако, с удивительной почвенностью и

    реальностью и, вместе с тем, простотой подхода к решениям. Эти черты, этот

    стиль работы, которые мы встречаем и у Менделеева, и у Павлова, особо

    выразительны у Ломоносова.

    Благодаря непреклонной воле, решительности и необычайной энергии

    из деревенского мальчика, крестьянина-рыболова, всего лишь в 19 лет

    начавшего школьную учёбу, выросла грандиозная фигура величайшего мыслителя,

    опередившего на целое столетие своих современников, прокладывавшего новые

    пути, открывавшего новые горизонты в различных областях точных наук,

    писателя, общественного деятеля, стойкого и открытого борца за высшие

    интересы науки и просвещения.

    Два века прошло с тех пор, как М. В. Ломоносов стал академиком.

    Влияние его гения, его труда неизмеримо. Наш язык, наша грамматика, поэзия,

    литература выросли из богатейшего творчества М. В. Ломоносова. Наша

    Академия наук получила своё бытие и смысл только через М. В. Ломоносова.

    История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с

    таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова.

    Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно

    достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил

    Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий

    интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как

    борец с тьмой и невежеством.

    Библиография.

    1. Барулина Е.Н. Великий философ-материалист. - М.: Издательство МГУ,

    1961.- 110 с.

    2. Белявский М.Т. Ломоносов и основание московского университета. - М.:

    Издательство МГУ, 1955. – 154 с.

    3. Белявский М.Т. Ломоносов – наш первый университет. - М.: Издательство

    МГУ, 1961.- 365 с.

    4. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1961. - М.: Издательство

    Академии наук СССР, 1961. – 120 с.

    5. Васецкий Г.С. Мировоззрение М.В. Ломоносова. - М.: Издательство МГУ,

    1961. – 100 с.

    6. Доватор Р.А. М.В. Ломоносов и российское просвещение. // Советская

    педагогика. - 1986.- №10.- с. 89-91.

    7. Ишлинский М.Л., Павлова А.Р. М.В. Ломоносов – великий русский ученый.

    - М.: Педагогика, 1986. – 298 с.

    8. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов. - М.: Просвещение, 1987.-

    157 с.

    9. Карпеев Э.П. М.В. Ломоносов – великий русский ученый–энциклопедист. -

    Л.: Знание, 1986. – 206 с.

    10. Коровин Г.М. Михаил Васильевич Ломоносов. - М.: Просвещение, 1950.-

    400 с.

    11. Кудрявцев А.Н. Михаил Васильевич Ломоносов. - М.: Физматгиз, 1961. -

    98 с.

    12. Кузнецов Б.Г. Творческий путь Ломоносова. - М.: Академия наук СССР,

    1961. – 152 с.

    13. Лебедев Е.Н. Ломоносов. - Молодая гвардия, 1990. – 114 с.

    14. Лебедев Е.Н. Огонь - его родители. - М.: Современник, 1976. – 290 с.

    15. Логунов А.К. Гениальный ученый, основатель первого университета в

    России. // Коммунист. – 1986.- №16.- с.82-91.

    16. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1991.-

    106 с.

    17. Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов и становление отечественной науки. //

    Вопросы истории. - 1986.- №10.- с.42-51.

    18. Попова Т.Е. Русский исполин. // Молодая гвардия. – 2002.- №1.- с.210-

    223.

    19. Уткина Н.Ф. Михаил Васильевич Ломоносов. - М.: Мысль, 1986. – 305 с.

    20. Шанский Д.Н. Западноевропейские просветители XVIII века о Ломоносове.

    // Вестник Московского университета. - Сер.8, История. - 1987. - №2.-

    с.61-66.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.