МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи учеников 7-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи учеников 7-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Министерство образования Республики Беларусь

    Учреждение образования

    «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима

    Танка»

    Факультет специального образования

    Кафедра логопедии

    Допущено к защите

    Зав. кафедрой____________ Н. Н. Баль

    писок использованных источниковКУРСОВАЯ РАБОТА

    Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи

    учеников 7-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Студентка___________Ю. Г. Макович

    V курс, 502 гр.

    Научный руководитель___ С. Е. Перкова

    преподаватель кафедры логопедии

    Минск 2005

    Оглавление

    Введение…………………………………………...…………………………..3

    Глава I Современное состояние изучения особенностей совершенствования

    грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями

    речи............................................5

    1.1. Грамматические умения детей с задержкой психического

    развития........................................................

    ...............5

    1.2.Грамматический строй речи детей с общим недоразвитием

    речи............................................................

    .............7

    1.3.Грамматический строй речи детей с моторной

    алалией.........................................................

    ....................................8

    Глава II Особенности грамматических умений старших школьников с

    ТНР.............................................................

    ................10

    2.1. Методика и организация экспериментального

    изучения........................................................

    ..................................10

    2.2. Результаты изучения особенностей грамматических

    умений..........................................................

    ............................12

    Глава III Методические рекомендации по коррекции грамматических

    нарушений у детей с тяжелыми нарушениями

    речи............................................................

    ...............................14

    Список использованных источников……………………….........……20

    Примечание..............................................................

    ............................23

    Введение

    Актуальность темы. В настоящее время в работах учёных достигнуты

    определённые успехи в определении нарушений грамматического строя

    речи младших школьников или старших дошкольников и разработаны

    методы их преодоления. Что же касается старших школьников, в

    литературе есть только упоминания о состоянии и коррекции

    грамматического строя речи старших школьников, поэтому наша работа

    поможет выявить динамику развития определённых, выделенных нами,

    грамматических умений детей с тяжёлыми нарушениями речи и указать

    основные направления их коррекции.

    Цель исследования: изучить особенности совершенствования

    грамматических умений старших школьников школы для детей с тяжелыми

    нарушениями речи.

    Задачи исследования:

    . провести теоретический анализ методической

    литературы по совершенствованию грамматического

    строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи;

    . провести теоретический и экспериментальный анализ

    особенностей грамматических умений детей с тяжелыми

    нарушениями речи;

    . определить пути и способы совершенствования

    грамматических умений у старших школьников с

    тяжелыми нарушениями речи.

    Объект исследования – грамматические умения старших школьников с

    тяжелыми нарушениями речи.

    Предмет исследования – особенности совершенствования

    грамматических умений старших школьников с тяжелыми нарушениями

    речи.

    Гипотезой исследования является: особенности развития

    грамматических умений у детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Методологическая основа исследования. В основу подхода к

    исследуемой проблеме положены следующие психологические и

    педагогические концепции: об общих закономерностях развития ребёнка

    в норме и при системных нарушениях речи (Л.С. Выготский, Р.Е.

    Левина).

    На теоретическом уровне применялись следующие методы

    исследования: анализ психологической и педагогической литературы,

    обобщение сведений; на эмпирическом – констатирующий эксперимент,

    статистическая обработка данных.

    Глава I

    Современное состояние изучения особенностей совершенствования

    грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

    1.1.Грамматический строй речи детей с задержкой психического

    развития.

    Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как

    парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе

    формирования грамматического строя речи осуществляется выделение

    (первоначально – на практическом, неосознанном уровне) морфем и

    соотнесение их с лексическим или грамматическим значением. На

    основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и

    синтаксические.

    Формирование языковых обобщений происходит на основе

    достаточного уровня развития аналитико-синтетической деятельности

    ребёнка: умения анализировать звуковую, морфологическую структуру

    слов, выделять общее и специфическое в различных формах одного и

    того же слова (дом-дома-домой), в различных словах с одним и тем же

    грамматическим значением (парты-столы), умение синтезировать

    различные морфемы в структуре слова на основе закономерностей языка.

    Только овладев определёнными языковыми закономерностями, ребёнок

    правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение же

    закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической

    структуры слова и синтаксической структуры предложения.

    Исследование грамматического строя речи у детей с задержкой

    психического развития (Н.Ю. Борякова, С.В. Зорина, Р.И. Лалаева,

    Г.Н. Рахмакова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, И.А. Симонова,

    А.А. Хохлова, Л.В. Яссман) выявило у большого количества старших

    дошкольников и школьников младших классов значительное недоразвитие

    словоизменения, словообразования, синтаксической структуры

    предложения.

    Исследования Боряковой Н.Ю., Зориной С.В., Мальцевой Е.В.,

    Рахмаковой Г.Н., Хохловой А.А. показали, что у детей с задержкой

    психического развития младшего школьного возраста отмечаются

    нарушения словоизменения как существительных, так и глаголов.

    Обнаруживаются трудности при усвоении предложно-падежных

    конструкций, категорий рода и числа существительных.

    Система словоизменения глагола, как указывают авторы,

    сформирована лучше, что связано с большим обьёмом и сложностью

    парадигмы существительных. Допущенные ошибки проявляются, главным

    образом в недостаточно точном употреблении глаголов /дети катаются –

    дети едут, мальчик собирает – мальчик убирает/, в нарушении

    дифференциации глаголов единственного и множественного числа, в

    нарушении чередования в основе глагола /мальчик бежит – дети бежат;

    дети бегут – мальчик бегит/.

    При согласовании прилагательного с существительным старшие

    дошкольники с задержкой психического развития пользуются формами как

    единственного так и множественного числа, однако часто допускают их

    смешение. Это обусловлено тем , что каждая из этих форм не

    связывается в достаточной степени с морфологическими признаками

    имени существительного.

    Лалаева Р.И. указывает, что в связи с недоразвитием

    познавательной деятельности в том числе и процессов анализа,

    синтеза, сравнения, обобщения, у детей с задержкой психического

    развития обнаруживаются и особенности процессов словообразования.

    Исследования словообразования (Зорина С.В, Мальцева Е.В., Слепович

    Е.С., Соботович Е.Ф. Хохлова А.А. и другие) показывают, что у этой

    категории детей процесс словообразования задерживается, затягивается

    во времени и имеет качественное своеобразие. Учёные выделяют

    следующие особенности словообразования частей речи:

    . существительных (уменьшительно-ласкательных, названий

    детёнышей животных и птиц, по аналогии /дождь – дождинка,

    снег - .../, со значением частички целого);

    . приставочных глаголов (замена глаголов с приставками

    бесприставочными глаголами диффузного значения, замена

    одной приставки другой, близкой по значению, употребление

    вместо глагола с приставкой основы глагола без приставки);

    . относительных прилагательных.

    Таким образом можно сделать вывод о несформированности функции

    словообразования у старших дошкольников с задержкой психического

    развития. Значительное количество неологизмов при словообразовании

    свидетельствует о том, что данный процесс находится у этих детей в

    стадии формирования. Кроме того, случайный и немотивированный

    характер словообразовательных неологизмов говорит о том, что у

    старших дошкольников с задержкой психического развития недостаточно

    усвоены даже продуктивные модели словообразования.

    1.2.Грамматический строй речи детей с общим недоразвитием речи.

    Ещё в прошлом столетии профессор Левина Р.Е., изучая наиболее

    тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую

    категорию детей, у которых наблюдается недостаточная

    сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в

    большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и

    различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение

    системой морфем, а следовательно плохо усваиваются навыки

    словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы,

    как по количественным, так и по качественным показателям; страдает

    связная речь.

    Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи, в зависимости

    от уровня речевого развития, учёные выделяют следующие нарушения

    грамматического строя речи.

    o Для первого уровня речевого развития характерно отсутствие

    или наличие зачаточного состояния понимания значений

    грамматических изменений слова. Как отмечает Волкова Л.С.,

    если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети

    оказываются не в состоянии различить формы единственного и

    множественного числа существительных, глагола прошедшего

    времени, формы мужского и женского рода, не понимают

    значения предлогов.

    o На втором уровне отмечаются грубые ошибки в употреблении

    грамматических конструкций: смешение падежных форм /"едет

    машину" вместо на машине/, нередко употребление

    существительных в именительном падеже, а глаголов в

    инфинитиве или форме третьего лица единственного и

    множественного числа настоящего времени, а употреблении

    числа и рода глаголов, при изменении существительных по

    числам /"два каси" – два карандаша, "де тун" – два стула/,

    отсутствие согласования прилагательных с существительными,

    числительных с существительными.

    o На третьем уровне речевого развития отмечается следующий

    аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с

    существительными, прилагательных с существительными в роде,

    числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в

    использовании как простых, так и сложных предлогов.

    Исходя из анализа литературных источников можно сделать

    следующие выводы: аграмматизм является чуть ли не самым устойчивым и

    одним из основных проявлений общего недоразвития речи /В.К.

    Воробьёва, 1967; Е.М. Мастюкова, 1981/. Кроме того, сформированность

    грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

    зависит от уровня их речевого развития /Р.Е. Левина, 1968; С.Н.

    Шаховская, 1969/.

    1.3.Грамматический строй речи детей с моторной алалией.

    При моторной алалии отмечается системность недоразвития всех

    сторон и функций речи при алалии. Выявляются трудности построения

    фразы и усвоения грамматического строя, недостаточность развития

    подражательной деятельности, неполноценность всех форм произвольной

    речи. Волкова Л.С. отмечает неоднородность проявлений моторной

    алалии: иногда отмечается преимущественная несформированность

    операций отбора языковых средств, т.е. фонематических, лексических и

    грамматических элементов, в других случаях преобладающее нарушение –

    несформированность операций комбинирования. Выявляется

    неравномерность нарушений языковой системы: алалии с

    преимущественной несформированностью фонематического или

    грамматического уровня языковой системы и алалии с относительно

    равномерной несформированностью всех языковых систем.

    Трауготт Н.Н. выделила следующие нарушения грамматического строя

    речи у детей с моторной алалией: отсутствие предлогов и союзов,

    употребление существительных преимущественно в именительном падеже,

    глаголов в неопределённом наклонении. Жаренкова Г.И. в своих

    работах отмечает недостаточное понимание грамматических форм

    моторными алаликами, как следствие недоразвития активной речи,

    речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке

    так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребёнок

    эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского

    языка.

    Л.В. Мелихова /1960/ указывает, что с накоплением словаря у

    учащихся с моторной алалией увеличивается и количество ошибок,

    связанных с грамматически правильным оформлением высказывания.

    Так, В.К. Орфинской /1959/ разработаны принципы логопедической

    работы с детьми с моторной алалией по формированию у них системы

    грамматического словообразования и словоизменения. Воспитанию

    грамматического строя речи у детей с моторной алалией посвящены

    работы Л.П. Голубевой /1952/, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б.

    Филичевой /1973, 1990/, Л.Ф. Спировой /1980/. Исследования С.Н.

    Шаховской /1969/, Л.В. Трофимовой /1992/ направлены на формирование

    у детей с моторной алалией морфологической системы словоизменения,

    поскольку упражнения в словоизменении и словообразовании являются,

    по мнению данных авторов, основными в развитии грамматического строя

    речи.

    Таким образом, на основании анализа специальной литературы по

    теме исследования можно сделать следующие выводы:

    1. Для учащихся с задержкой психического развития

    характерно недоразвитие грамматического строя речи.

    2. У учащихся с моторной алалией, общим недоразвитием

    речи, задержкой психического развития имеется много

    сходных проявлений в состоянии лексико-

    грамматической стороны речи.

    Глава II

    Особенности грамматического строя речи старших школьников с тяжелыми

    нарушениями речи.

    2.1.Методика и организация экспериментального изучения.

    Исследование грамматического строя речи включало изучение

    следующих умений: словообразование существительных, прилагательных

    и глаголов, употребление падежей, категории числа существительных,

    овладение согласованием разных частей речи, а также умения

    употреблять простые и сложные предлоги, конструировать предложения.

    Обьектом исследования являлись учащиеся 7 "А" и "Б" классов

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.