Контроль знаний и умений учащихся по физике
контроля: возможность проверить большой объем знаний за небольшой
промежуток времени. По-моему, решение этой проблемы может быть только одно:
сочетание тестовых заданий с другими формами контроля, которые смогут
проверить области, недоступные тестам, не дублируя их результаты.
3. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся также задается
некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои
обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические
вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения
решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или
показанные с целью проверить умение учащихся распознавать физические
явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций,
соответствующих научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут
быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это
требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся
обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и
решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует
гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество
вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и
из одного задания.
4. Письменная контрольная работа – наиболее распространенная форма в
школьной практике. Традиционно «контрольные работы по физике проводятся с
целью определения конечного результата в обучении умению применять знания
для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание
контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и
экспериментальные» /№6, с.63/. Таким образом составленная контрольная
работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся:
умение решать задачи по теме, а также различные умения по применению
физических знаний при решении экспериментальных задач. Я считаю, что
понятие «контрольная работа» следует расширить и включить в нее различные
типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и
умений учащихся в конце изучения темы.
Количество вариантов контрольной работы является спорным вопросом. В
школе применяется 2,4,6 и даже 8 вариантов, т.к. учителя стараются как
можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым
учеником. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени,
требуемого для проверки контрольной работы учителем, а также к появлению
трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой
сложности. С другой стороны, такое недоверие к ученикам мне кажется
необоснованным, т.к. списывать их заставляет отнюдь не лень или
нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать
самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не увеличением
числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней.
Из просмотренных мною дидактических разработок контрольных работ по
физике /№№ 1,16/ я хочу привести здесь несколько конкретных принципов их
составления, которые показались мне наиболее интересными:
-задачи, составляющие контрольные работы, могут быть разными по сложности:
это позволит учителю проверить, насколько полно учащиеся усвоили изучаемые
знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он
необходимым минимумом знаний по этой теме или на каком уровне он усвоил
материал темы;
-задачи также могут включать в себя вопросы повышенной сложности,
необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают
дополнительную хорошую отметку, а учитель - возможность выявить знания и
умения учеников, не входящие в обязательные требования программы;
-в состав контрольной работы входят не только расчетные задачи, но и
качественные, требующие, например, графического описания процессов или
анализа физических явлений в конкретной ситуации.
5. Контрольная лабораторная работа. Ею может стать лабораторная работа,
подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент,
связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным
фактам и физическим явлениям. Лабораторная работа – достаточно необычная
форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и
умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности.
Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к.
от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными
предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это
заметно в младших классах. Так как лабораторная работа может проверить
ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими
формами контроля, как физический диктант или тест. Такая комбинация может
достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных
затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных
высказываний.
6.Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших
классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную
проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом
делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с
учителем, позволяющая проконтролировать сформированность физического
мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе,
отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная
форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных
контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у
какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого
количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от
него часть успевающий учеников.
Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это
объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок
или два. Т.к. зачет является наиболее длительной формой контроля, то в
практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов,
наиболее успевающих учеников класса или выпускников, а также с помощью
магнитофона, когда часть учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Я
считаю, что зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где
происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем,
идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным
подходом к каждому ученику. Поэтому, по моему мнению, зачет надо проводить
в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря на
разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе
сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:
1.на зачет отводится не более 2 уроков;
2. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале
изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических
вопросов, которые войдут в билеты;
3. теоретических вопросов должно быть не более 20;
4. принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется
проведение зачетов только в старших, 10-11 классах./№№ 6,11,12,14/.
1.4. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения физике.
Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения,
определяется ее целями.
Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и для
учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по
данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая.
Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на
разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д.
Контроль, проводящийся после изучения небольших "подтем" или циклов
обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим.
Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов физики,
принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя
переводные и выпускные экзамены.
Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для
текущего контроля, а какая – для итогового. Это можно сделать, учитывая
время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала,
которое она позволяет проверить. Так, например, физический диктант и
кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены
к текущему контролю знаний и умений учащихся: они кратковременны и не могут
охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-
разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так
и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются
при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная контрольная работа
– формы итогового контроля, так как охватывают большое количество материала
и занимают много времени. Контрольная лабораторная работа может
использоваться на итоговом контроле, однако, учитывая то, что она может
проверить ограниченный круг умений учащихся, ее целесообразно
комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами проверки. На
основании всего сказанного можно составить такую наглядную таблицу:
|Виды контроля |Формы контроля |
|1.Текущий контроль |1)Физический диктант |
| |2)Тестовые задания |
| |3)Кратковременная |
| |самостоятельная работа |
|2.Итоговый контроль |Письменная контрольная работа |
| |Контрольная лабораторная работа |
| | |
| |Тестовые задания |
| |Устный зачет по теме |
Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2
вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в
процессе обучения физике и выполняет определенные задачи обучения.
1.5. Отметки и оценки на контрольных этапах.
Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это слова,
с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит
или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его
знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка
– это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика,
соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако очень часто эти
понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути,
и есть оценка успеваемости ученика.
Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета
успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в
успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их
главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и
исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем
работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо,
наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то
неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это
главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно
рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего
учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать
отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.
При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-
первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения
темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается
полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых
учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах
необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений,
культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.
Существует множество методов проставления, исправления отметок:
каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки
отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть
доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся
к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их
улучшению. Окончательными же являются лишь итоговые отметки, т.е. отметки,
полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по
окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.
Выводы по главе 1.
В главе 1 я рассмотрела сложившееся на сегодняшний день понимание контроля,
а также сформулировала некоторые свои замечания по этой проблеме. Тем
самым, в этой главе я выполнила первые три цели, поставленные передо мной
при написании этой работы(.
Результаты моей работы в главе 1 можно кратко изложить в следующей таблице:
|Цели контроля |подготовить учащихся, убедившихся в том, что |
|знаний и умений |усвоенные ими новые физические знания и |
|учащихся |умения отвечают предъявляемым требованиям; |
| |получить информацию о том, усвоены или нет |
| |каждым учащимся физические знания, указанные |
| |в образовательной цели изучения темы (цикла |
| |знаний); научились ли учащиеся видам |
| |деятельности, указанным в цели по разлитию |
| |изучения темы (цикла знаний). |
|Формы контроля |физический диктант |
|знаний и умений |тестовое задание |
|учащихся |краткая самостоятельная работа |
| |письменная контрольная работа |
| |контрольная лабораторная работа |
| |устный зачет по изученной теме. |
|Место различных |Текущий контроль: |
|форм контроля в |Физический диктант |
|процессе обучения |Тестовые задания |
|физике |Кратковременная самостоятельная работа. |
| |Итоговый контроль: |
| |Письменная контрольная работа |
| |Контрольная лабораторная работа |
| |Тестовые задания |
| |Устный зачет по теме |
Естественно предположить, что глава 2 этой работы будет посвящена
достижению оставшихся целей, т.е. разработке контрольных мероприятий
непосредственно для темы "Первоначальные сведения о строении вещества".
Глава 2. Контрольные мероприятия при изучении темы «Первоначальные сведения
о строении вещества» на основе деятельностной теории обучения.
2.1. Содержание знаний и умений учащихся по теме "Первоначальные сведения о
строении вещества"
Прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель
должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся
целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять
только те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме
или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно,
были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому
выводу приходят все учителя и методисты, а, следовательно, есть
необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и
умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения.
Указанные в целях знания и умения учащихся должны, в свою очередь,
соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому
предмету.
Примером такого подхода к выяснению содержания контрольных
мероприятий могут служить разработки итоговых контрольных заданий для
выпускников начальной школы. /№ 5/. Авторы, опираясь на обязательный
минимум содержания обучения в начальной школе, установленнный
государственным образовательным стандартом, составили примеры заданий,
проверяющие конкретные знания и умения учащихся. Ниже приведен фрагмент
таблицы, в которой соотносятся требования государственного стандарта и
составленные по ним контрольные задания.
|Элеметы |Обязательный уровень |Примеры заданий |
|содержания|усвоения |обязательного уровня |
| |(выпускник должен) | |
|Гласные и |Различать на слух и при |Напишите под диктовку |
|согласные |произношении звуки |слова: клубок, липы, осы, |
|звуки и |гласные и согласные, |зорька. Назовите звуки в |
|буквы |правильно (без искажений|каждом слове по порядку. |
| |и пропусков букв) писать|Запишите цифрой, сколько |
| |слова, написание которых|звуков и сколько букв в |
| |не расходится с их |каждом слове. Подчеркните |
| |произношением. |гласные одной чертой, |
| | |согласные - двумя. |
| |Различать твердые и |Запишите пары слов: |
Страницы: 1, 2, 3
|