МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Концепция дошкольного воспитания

    приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к

    тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором

    регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным

    (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и

    воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.

    Передача ценностей и средств активного отношения к миру может быть

    осуществлена только при учете возраста детей.

    Возрастной подход в воспитании и обучении детей.

    В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего

    развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу

    общечеловеческим ценностям и новым возможностям в познавать мир.

    Эти периоды жизни отграничены друг с от друга; каждый предшествующий

    создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть

    искусственно "переставлены" во времени.

    Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется

    возникновением следующих возрастных новообразований.

    Познавательное развитие. К концу первого года жизни ребенок

    ориентируется в элементарных свойствах окружающей среды; начинает

    улавливать значение отдельных обращенных к нему слов, выделяет наиболее

    близких людей; появляются элементы различения между ощущениями, исходящими

    от собственного тела и извне, складываются начальные формы предметного

    восприятия. К концу младенчества появляются первые признаки зарождения

    наглядно-действенного мышления.

    Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к достижению

    цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов.

    Эмоциональное развитие. В первой трети младенчества появляется

    "социальная" улыбка, призывающая взрослого к ответной улыбке. Формируется

    чувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения к людям,

    к деятельности, к самому себе в последующей жизни.

    Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для

    возникновения следующих возрастных новообразований.

    Познавательное развитие. Ребенку открывается возможность увидеть мир,

    где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Ребенок

    проводит различия между людьми, занимающими определенное место в его жизни

    ("свои" и "чужие"); осваивает собственное имя; формирует представление о

    "территории" собственного "я" (все то, что ребенок относит к себе, о чем

    сможет сказать "мое"). Развиваются предметное восприятие и наглядно-

    действенное мышление. Происходит переход к наглядно-образной форме

    мышления.

    Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает их

    физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве,

    начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются

    начала управления собственным поведением (в основном в ответ на указания

    взрослого).

    Развитие переживаний. Возникает чувство автономии и личной ценности

    (самоуважения), зарождается любовь к близким взрослым.

    В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для

    дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.

    Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии ребенка,

    но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в

    предшествующий период развития условный план действия воплощается в

    элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного

    воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются

    сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает

    ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций

    других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего

    результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста,

    который способен лишь к элементарному различению таких сфер

    действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам",

    к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах

    каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.

    Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более раннему этапу

    "глобальной подражательности" взрослому, может противостоять в известных

    пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в

    частности, воображаемое преобразование действительности), собственно

    волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и

    эмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается

    способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований)

    поведению.

    Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобождаются от

    импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства

    (ответственности, справедливости, привязанности и т. п.), формируется

    радость от инициативного действия; получают новый толчок развития

    социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает

    способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем

    способность к обособлению от других, обеспечивает развитие

    индивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний,

    эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоции

    становятся "умными".

    К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую

    ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии

    формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит

    основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со

    взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному

    сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать

    трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных

    языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой

    усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).

    Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей,

    мора осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития

    ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен

    ребенок, с кем он ее осуществляет.

    От особенностей стимулирования или организации деятельности детей

    взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и,

    таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть

    и иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные

    тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и

    закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать

    взрослые.

    Воспитание дошкольников.

    Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к

    исправлению поведения или предупреждению .возможных отклонений от правила

    посредством "внушений", то личностно ориентированная модель взаимодействия

    взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов

    воспитания: воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих

    ценностей.

    К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы

    ценностные основы отношения к действительности.

    Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный опыт

    приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них

    познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя

    первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами

    неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет

    простейшие закономерности, осознает их непреложный характер,

    Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к

    природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство

    природы.

    Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность

    явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому,

    чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и

    одушевляет их.

    Условие формирования этих ценностей - любознательность ребенка,

    которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более

    сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих

    переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений,

    создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает

    каждому ребенку почувствовать себя "ответственным лицом", причастным к

    происходящему.

    В результате формируются начала экологического сознания.

    Отношение к "рукотворному миру". Здесь формируются следующие ценности.

    Познавательные ценности: у ребенка пробуждается потребность в новых

    знаниях, его собственный опыт расширяется за счет • приобщения к тому, что

    известно другим;

    перед ним приоткрывается значимость учения.

    Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать то, что

    доступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить.

    Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты,

    совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, возникает

    чувство уважения к мастерству.

    Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра, общение

    с искусством.

    Формируются начала духовности как свойства сознания.

    Отношение к явлениям общественной жизни (отношение к другим людям).

    Представлено следующими ценностями.

    Познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация на

    точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к

    действию другого как поступку. Формируется интерес к событиям общественной

    жизни в стране, в родном городе. Складывается все более полное понимание

    коллективных взаимоотношений между сверстниками, развивается социальное

    мышление.

    Ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать на

    окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им;

    передавать свои знания, опыт другому.

    Ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с ним люди, такие

    же, как и он, и в то же время отличные от него; рождается чувство

    значимости другого; переживания приобретают личностную окрашенность; на

    основе сопереживания рождается сочувствие и сорадость.

    Формируются начала нравственного сознания.

    Отношение к самому себе. Представлено следующими ценностями.

    Познавательные ценности: открытие своего "Я"; ребенок выделяет себя из

    мира. Он начинает осознавать, что непохож на других. В то же время

    возникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких. Пробуждаются

    первые представления о Родине, о будущем, возникает отношение к жизни и

    смерти, к бессмертию.

    Ценности преобразования: на основе потребности в признании возникает

    стремление действовать "как все".

    Ценности переживания: чувство физической и психологической

    защищенности; полнота разнообразных чувств, раскованность, ощущение

    собственного тела и владения им;

    наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил.

    Формируются начала самосознания личности.

    Обучение дошкольников.

    В рамках личностно ориентированного подхода иначе должны быть

    осмыслены также содержание и принципы обучения. Обычно под обучением

    понимается передача знаний, умений и навыков, что подразумевает

    определенный уровень "зрелости" тех психических функций (внимание,

    восприятие, память, мышление, произвольность и др.), без которых невозможно

    освоение. Такая по существу "школьная" модель обучения представлена в

    дошкольном возрасте, что неправомерно. От обучения знаниям, умениям и

    навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и

    использовать в жизни. Взрослые передают ребенку выработанные человечеством

    и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его

    преобразования и переживания. Овладение ими и ведет к развитию специфически

    человеческих способностей.

    Формирование культуры познания. По мере расширения ориентировки

    ребенка в природных явлениях он овладевает представлениями о живом и

    неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени и др.

    Знакомясь с предметами, созданными руками человека, он начинает

    отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное от

    воображаемого и т.п.

    Мир человеческих отношений раскрывается ребенку в представлениях о

    добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, о справедливости и

    несправедливости и т.д.

    Свой внутренний мир, свои возрастающие возможности раскрываются для

    ребенка в представлениях о желаемом и возможном, о том, что значит думать,

    предполагать, знать, и др.

    Здесь - истоки рождения высших психических функций, зрелые формы

    которых появятся позже, в школьные годы.

    Рождаются новые формы мировосприятия, элементы произвольности в

    решении познавательных задач, интерес к познанию, что в целом и образует

    культуру познания.

    Формирование деятельно-практического отношения к миру (волевой

    культуры). Здесь ребенок приобщается к тем социально выработанным формам

    активности, которые образуют способы направленного преобразования мира -

    способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и определения

    очередности и последовательности их применения (планирование),

    прогнозирования возможных эффектов действий. Ребенок учится преодолевать

    трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.

    Конечно, все эти действия, характеризующие высокий уровень

    произвольности поведения, свойственные зрелой личности, только начинают

    формироваться в дошкольном возрасте. Они выступают в своих начальных формах

    и, главное, еще не представляют собой целостной системы, определяющей

    поведение ребенка.

    Обучение основам целеполагания, планирования, прогнозирования,

    контроля и оценки результатов и их последствий осуществляется через

    сочетание игровых и неигровых моментов; распределение функций между

    взрослыми и детьми.

    Одним из наиболее эффективных средств формирования произвольности в

    дошкольном возрасте являются игры с правилами, которые организуют,

    регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную, импульсивную

    активность. Правила игры становятся той "точкой опоры", с которой можно

    сопоставить свои действия, осознать и оценить их. Осознавая правила игры,

    дети начинают подчинять им свои собственные действия.

    В результате складываются предпосылки возникновения познавательной,

    волевой и эмоциональной саморегуляции.

    Формирование культуры чувств. Цель обучения в данном случае -

    согласование рождающихся у ребенка эмоций с социально заданными формами

    ^эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Приобщаясь к миру других

    людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает для себя

    гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к

    окружающему.

    Ребенок, таким образом, впервые начинает переживать радость познания,

    красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех.

    Осваивается язык эмоций.

    Обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и

    потребность в овладении собственными эмоциями, т. е. рождается культура

    чувств.

    Единство воспитания и обучения.

    Условием такого единства является общий подход к отбору материала и

    организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная

    реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в

    специфически "детских" видах деятельности. Такая реализация предполагает

    обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при

    помощи особых средств. Выработка подобных средств и широкая их апробация в

    реальной практике детского сада образуют актуальнейшую задачу современной

    дошкольной педагогики и психологии.

    В основе - идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения его жизни

    яркими, необычными, интересными событиями - делами, встречами, играми,

    приключениями.

    Большую роль в этом играет искусство. Жизнь ребенка должна протекать в

    мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может

    сравниваться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство

    является уникальным средством формирования важнейших сторон психической

    жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и

    творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы

    эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в

    художественной деятельности. В связи с этим необходимо насыщать жизнь

    ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно

    обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в

    повседневную жизнь, создавать условия для детского эстетического

    творчества.

    Обогащение духовного мира ребенка базируется на следующих положениях.

    Открывающаяся перспектива. Дошкольники приобретают новые знания,

    умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними

    горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.