МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке

    К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке

    К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке

    Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-

    педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский

    особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды

    по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.

    В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде

    статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского

    народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально

    подготовленных к исполнению своих обязанностей»

    Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало,

    поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного

    заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали

    дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного

    общего и тем более педагогического образования.

    В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский

    делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную

    общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и

    сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский

    утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом

    процессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту

    воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными

    сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

    В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного

    значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным

    ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было

    благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым,

    хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он

    чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем

    истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из

    величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые

    пополнения».

    Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского,

    серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен

    обладать учитель, является убеждение;_У_читель обязан воспитать у своих

    воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если

    он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания

    есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением».

    Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими

    программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений,

    превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.

    Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в

    том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только

    преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные

    воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются

    редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на

    умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям,

    и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о

    различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель

    должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по

    тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К.

    Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.

    Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в

    учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение

    специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель

    должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли

    ему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессом

    воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны

    учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их

    активного внимания.

    Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще

    овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в

    педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же

    это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.

    Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует

    сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так,

    учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить,

    читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.

    Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1)

    разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением

    к искусству воспитания»; 2) -подготовка широко образованных педагогов; 3)

    распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и

    убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны

    обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и

    семинарии.

    Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает

    роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-

    учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными

    учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в

    классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы,

    например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».

    Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными

    знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к

    постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель

    учит успешно до тех пор, пока учится сам.

    При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на

    учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и

    его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение

    учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки.

    Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его

    понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и

    теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою

    творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках

    нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей

    плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.