Изучение файловых систем в профильном курсе информатики
происходить на первом или втором уроке. Надо будет объяснить им, как
знания, которые им предлагаются, необходимы им в дальнейшем. Скорее всего,
нужно будет ориентировать на удачное поступление в ВУЗ.
На первом этапе надо будет провести инструктаж и рассказать о
устройстве программы эмулятор MS-DOS. Это хорошо реализовано на
лабораторной работе. Второй этап реализуется при помощи наглядности. Это
различные плакаты, на которых изображены: иерархия файловых систем, схема
устройства жесткого диска, физическая организация файла. А также надо будет
продемонстрировать работу программы эмулятор MS-DOS.
Следующий этап – внешняя речь. Для лучшего запоминания материала,
ученики должны проговаривать его. Это реализуется как на уроках-беседах,
так и на семинарском занятии.
На четвертом этапе – нужно чтобы изученный материал они также и
проговорили про себя. Это проконтролировать сложнее. Поэтому придется
мотивировать учеников.
И на последнем этапе им предстоит применить знания в контрольных
работах, лабораторной работе и подготовке к семинарскому занятию. Для
наибольшей эффективности им предложено творческое задание на лабораторной
работе.
Средство обучения
Средством обучения помимо наглядности (см. приложение 2) будет
являться специально разработанная программа эмулятор работы MS-DOS.
Рассмотрим команды, которые удалось реализовать.
Ввод команд.
Для ввода команды следует набрать эту команду на клавиатуре и нажать
(.
Работа с файлами в MS-DOS.
Команды MS-DOS состоят из имени команды и, возможно, параметров,
разделённых пробелами. Имя команды и параметры могут набираться как
прописными, так и строчными латинскими буквами. В дальнейшем,
необязательные элементы команд будут отмечаться скобками [и].
Создание текстовых файлов.
Небольшие текстовые файлы можно набрать непосредственно с клавиатуры,
хотя это и неудобно. Для этого следует ввести команду
Copy con имя файла
После ввода этой команды нужно будет поочерёдно вводить строки файла.
В конце каждой строки надо нажимать клавишу (, а после ввода последней –
набрать ^Z затем (. Команда copy выведет сообщение
1 file(s) copied
(Один файл скопирован)
и на диске появится файл с указанным именем.
Удаление файлов.
Для удаления файлов имеется команда del. Формат команды:
Del имя файла
В имени файла можно употреблять символы * и ?.
Переименование файлов.
Для переименования файлов имеется команда ren (Rename).
Формат команды:
Ren имя файла1 имя файла2
Пример:
Ren qw.doc er.txt
Параметры. Параметр имя файла1 задаёт имя (или шаблон имён с символами
* и ?) переименовываемых файлов, параметр имя файла2 – новое имя (имена)
файлов.
Выполнение команды. Переименовываются все файлы из заданного каталога,
подходящие под шаблон, заданный в первом имени файла в команде. Если
символы * и ? имеются во втором имени файла в команде, то символы имён
файлов на соответствующих позициях не изменяются.
Копирование файлов.
Для копирования файлов имеется команда Copy.
Формат команды:
Сору имя файла путь/
Пример:
Copy qw.doc c:\qw\er
В именах файлов можно употреблять символы * и ?, а также указывать имя
диска и каталога.
Выполнение команды. Если в параметре имя файла1 указано имя каталога,
то файлы копируются их этого каталога, иначе – из текущего каталога.
Каталог, в который копируются файлы, можно задать параметром имя каталога2
или указанием каталога в параметре имя файла2. Если этот каталог не задан,
то файлы копируются в текущий каталог.
Если во втором параметре команды задано имя файла, то оно указывает
новое имя копируемого файла. Символы * и ? в имени файла во втором
параметре команды указывают, что соответствующие символы в именах
копируемых файлов при копировании не меняются.
Команда смены текущего дисковода.
Формат команды. Для смены текущего дисковода надо набрать имя
дисковода, который должен стать текущим, и затем двоеточие, например:
A: - переход на дисковод А:
В: - переход на дисковод В:
С: - переход на дисковод С:
После ввода команды надо нажать клавишу (.
Изменение текущего каталога.
Для изменения текущего каталога имеется команда Cd (Change Directory).
Формат команды:
Cd [дисковод:] путь
Если задан дисковод, то текущий каталог изменяется на этом дисководе,
иначе – на текущем дисководе. Команда cd без параметров сообщает текущие
диск и каталог.
Примеры:
Cd\ - переход в корневой каталог текущего диска;
Cd.. - переход в вышестоящий каталог
Cd\exe\MS-DOS - переход в каталог \exe\MS-DOS.
Просмотр каталога.
Для вывода оглавления каталога имеется команда Dir.
Формат команды:
Dir [дисковод:] [путь\]
В имени файла можно употреблять символы * и ?. Если имя файла не
задано, то выводится всё оглавление каталога, иначе выводятся только
сведения о данном файле или группе файлов.
Если в команде не указаны дисковод или путь, то подразумеваются
текущий дисковод и текущий каталог.
Выполнение команды. По умолчанию (если не задано иных режимов) команда
Dir для каждого файла сообщает его имя, расширение имени, размер файла в
байтах, дату и время создания или последнего обновления файла. Подкаталоги
отмечаются .
2. Создадим на диске С: каталог (папку) РЗ:
С: \ >MD РЗ (
Приглашение ОС МS MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид С:\>
3. Посмотрим постранично содержимое диска С: и убедимся что каталог РЗ
создан:
С: \ >DIR (
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид С:\>
4. Сделаем текущим каталог РЗ:
С: \ >CD РЗ (
Приглашение MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид С:\ Р3>
5. Создадим в каталоге РЗ Текстовый документ «a.txt»: Создадим документ
a.txt следующего содержания: «Операционная система»:
С: \ P3>COPY CON a.txt (
— введем текст «MS-DOS»;
— наберем ^z;
— нажмем клавишу Enter.
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид С:\ Р3>
6. Просмотрим содержимое каталога РЗ и убедимся, что в нем находится
текстовый документ «a.txt»:
С: \ P3>DIR (
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид: С: \ Р3>
7. Просмотрим содержимое текстового документа a.txt:
С: \ РЗ >TYPE a.txt (
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид: С:\РЗ>
8. Просмотрим содержимое каталога РЗ и убедимся, что он пустой:
С: \ РЗ > DIR (
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь
вид: С: \РЗ>
9. Удалим каталог РЗ:
— выйдем из каталога РЗ;
С: \РЗ> CD.. (
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид: С: \>
— удалим каталог РЗ
С: \>RD P3 (
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид: С:\>
10. Просмотрим содержимое диска С:
С: \> DIR (
Убедимся, что удален каталог РЗ.
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид: С:\>
11. Вернемся к работе с операционной системой MS Windows:
С: \> EXIT (
Задание 2. Творческое задание. Создайте свое дерево каталогов так, чтобы
получилось ваше генеалогическое дерево. Подумайте, как это можно
организовать.
.
Заключение
В данной курсовой работе были выполнены задачи исследования, предложенные
во введении. Нам удалось разработать содержание изучения темы «Файловой
системы». Учитывая сложность данной темы для среднего ученика, мы пришли к
тому, что лучше ее изучать в рамках профильного курса. С учетом того, что
для этого нужно более углубленное изучение физики, математики и информатики
профиль выпускника будет технический, а знание темы пригодится ему для
поступление в высшее учебное заведение.
Литература
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика,
1989. – 192 с.
2. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие. – М.:
Высшая школа, 1998. – 431 с.
3. Веретенникова Е. Г., Патрушина С. М., Савельева Н. Г. Информатика:
Учебное пособие. Серия «Учебный курс». – Ростов на Дону: Издательский
центр «МарТ», 2002. – 416 с.
4. Волович М. Б. Не мучить, а учить / О пользе педагогической психологии.
– М., изд. Российского открытого университета, 1992. – 232 с.
5. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические
проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогика, 1972. – 424
с.
6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
// Вестник образования. – 2002. – 12. – с. 5-7, 11-16, 80-82.
7. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: учеб. Пособие для
студ. Пед. Вузов. /М. П. Лапчик, И. Р. Семакин, Е. К. Хеннер; под
общей редакцией М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр Академия,
2001. – 624 с.
8. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – 382
с.
9. Олифер В. Г., Олифер Н. А. Сетевые операционные системы. – СПб.:
Питер, 2002. – 544 с.
10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: пер. с фр. – М.: Педагогика – Пресс,
1994. – 528 с.
11. Поспелов Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций
старшеклассников. – М.: Педагогика, 1989, - 152 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720
с.
13. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.:
Педагогика, 1990. – 192 с.
14. Фигурнов В. Э.: IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: «Инфра –
М», 1998.
Приложение 1
Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей
Естественно–математический профиль
|Учебные курсы |Число недельных учебных |
| |часов за два года |
| |обучения |
|I. Базовые общеобразовательные предметы |
|Русский язык и литература |6 |
|Иностранный язык |6 |
|История |4 |
|Обществоведение |4 |
|Физическая культура |6 |
|II. Профильные общеобразовательные предметы |
|Математика (базовый |12 |
|общеобразовательный и | |
|профильный курсы) | |
|Физика |8 |
|Химия |6 |
|География |4 |
|Биология |6 |
|III. Элективные курсы (3 курса на выбор) |
|5-6 курсов, предлагаемых |Всего 12 |
|школой | |
|Учебные практики, проекты |Не менее 70 учебных часов|
|исследовательская |за 2 года обучения |
|деятельность | |
Социально-экономический профиль
|Учебные курсы |Число недельных учебных |
| |часов за два года |
| |обучения |
|I. Базовые общеобразовательные предметы |
|Русский язык и литература |6 |
|Иностранный язык |6 |
|Естествознание |6 |
|Математика |8 |
|Физическая культура |6 |
| | |
|II. Профильные общеобразовательные предметы |
|История (базовый |10 |
|общеобразовательный и | |
|профильный курсы) | |
|Экономика |6 |
|Право |6 |
|Экономическая и социальная |4 |
|география | |
|Социология |4 |
|III. Элективные курсы (3 курса на выбор) |
|5-6 курсов, предлагаемых школой|Всего 12 |
|Учебные практики, проекты, |Не менее 70 учебных |
|исследовательская деятельность |часов за 2 года обучения|
Гуманитарный профиль
|Учебные курсы |Число недельных учебных |
| |часов за два года |
| |обучения |
|I. Базовые общеобразовательные предметы |
|Математика |6 |
|Естествознание |6 |
|Физическая культура |6 |
|II. Профильные общеобразовательные предметы |
|Русский язык и литература |12 |
|(базовый общеобразовательный и | |
|профильный курсы) | |
|Иностранный язык (базовый |10 |
|общеобразовательный и | |
|профильный курсы) | |
|История (базовый |8 |
|общеобразовательный и | |
|профильный курсы) | |
|Обществоведение (базовый |8 |
|общеобразовательный и | |
|профильный курсы) | |
|Искусство |6 |
|III. Элективные курсы (3 курса на выбор] |
|5-6 курсов, предлагаемых школой|Всего 12 |
|Учебные практики, проекты. |Не менее 70 учебных |
|исследовательская деятельность |часов за 2 года обучения|
Технологический профиль (специализация - информационные
технологии)
|Учебные курсы |Число недельных учебных|
| |часов за два года |
| |обучения |
|1. Базовые общеобразовательные предметы |
|Русский язык и |6 |
|литература | |
|История и |8 |
|обществоведение | |
|Естествознание |6 |
|Физическая культура |6 |
|II. Профильные общеобразовательные предметы |
|Информатика и ИКТ |10 |
|Математика (базовый |10 |
|общеобразовательный и | |
|профильный курсы) | |
|Физика |6 |
|Иностранный язык |8 |
|(базовый | |
|общеобразовательный и | |
|профильный курсы) | |
|III. Элективные курсы (3 курса на выбор] |
|5-6 курсов, |24 всего |
|предлагаемых школой | |
|Учебные практики, |Не менее 140 учебных |
|проекты, |часов за 2 года |
|исследовательская |обучения |
|деятельность | |
Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильные школы и
классы)
|Учебные курсы |Число недельных |
| |учебных часов за |
| |два годе обучения |
|1. Базовые общеобразовательные предметы |
|Русский язык и литература |8 |
|Математика |8 |
|Иностранный язык |6 |
|История |4 |
|Обществоведение (включая экономику |8 |
|и право) | |
|Естествознание |10 |
|Физическая культура |6 |
|Информатика |4 |
|Технология |4 |
|II. Элективные курсы |
|(4 курса на выбор и/или часы на углубление базовых |
|курсов) |
|5-6 курсов, предлагаемых школой |Всего 16 |
|Учебные практики, проекты, |Не менее 70 учебных|
|исследовательская деятельность |часов за 2 года |
| |обучения |
Приложение 2
-----------------------
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3
|