МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века

    педагогического воздействия и при обучении. Нравственное воспитание -

    осознание ребенком окружающего мира и общественной среды, превращение

    добрых инстинктов в сознательную тягу к идеалам добра и правды,

    формирование характера и убеждений». Н.И. Пирогов видел двойственность

    человека в его социальной и биологической природе. И воспитание -

    единственный приемлемый способ привести в гармонию природное и общественное

    в человеке. Он полагал, что общечеловеческое воспитание должно быть

    согласовано с идеей национального воспитания. «Все мы ... можем сделаться

    через воспитание настоящими людьми ... нисколько не переставая быть

    гражданином своего отечества».

    Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взгляда Пирогова на

    принцип школьной системы. Он был за создание внесословного, бесплатного и

    обязательного образования на начальной его ступени. Такая система должна

    сочетать общечеловеческое воспитание и образование. Вершина

    общечеловеческого воспитания - классицизм в неогуманной форме (древние

    языки, родной язык, история, математика). Предлагается отказ от ранней

    специализации.

    Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин:

    # Закон Божий

    # чтение

    # письмо

    # счет.

    Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использовать

    наглядность и соединение обучения с ремесленным трудом. Далее две ветви

    среднего образования - реальная и классическая. Каждая ветвь состоит из

    двух звеньев: прогимназия и гимназия. Срок обучения в реальной прогимназии

    составлял четыре года. Преподавалось:

    # Закон Божий

    # русский язык

    # алгебра

    # арифметика

    # геометрия

    # два новых языка

    # история

    # география

    # естествознание

    # черчение.

    Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в реальной

    гимназии, классической прогимназии.

    Классические прогимназии состояли из четырех классов. К программе реальной

    прогимназии добавляли:

    # древние языки. Эти прогимназии готовили к поступлению в классическую

    гимназию и университет.

    Реальная гимназия предлагала выбор дисциплин сообразно местным

    потребностям. Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения.

    Классические гимназии предлагали наибольшее число, тщательно и глубоко

    изучаемых предметов. Выпускники могли поступать в университеты.

    Пирогов выступал за расширение женского образования, но с применением

    ограничений масштабов такого образования. Он заявил о необходимости реформ

    университетского образования. Предполагалась подготовка педагогов,

    профессуры, научных работников. Преподавание в университете должно иметь

    общечеловеческую направленность (быть узкоспециализированным). Пирогов

    настаивал на необходимости автономии университетов, уменьшения платы за

    обучение, семестровой системы обучения и пр. «Воспитание позволяет при

    решении роковых вопросов самопознания созреть и окрепнуть внутреннему

    человеку». Пирогов представляет либерально-буржуазное направление, но

    укрепил революционно-демократическое направление.

    Константин Дмитриевич Ушинский

    (1824 – 1870)

    Константин Дмитриевич Ушинский - крупнейшим представителем русской

    педагогики XIX столетия. Что это за человек? какова его судьба? Не дав

    ответы на эти вопросы, мы не можем объективно оценить его вклад в

    отечественную педагогику.

    Один из способных учеников гимназии, он «проваливается» на выпускном

    экзамене и не получает аттестата; в двадцать лет окончив первым кандидатом

    юридический факультет Московского университета, он назначается профессором

    лицея, а через три года его лишают профессорской кафедры. Приехав с

    Петербург, он тщетно ищет место учителя, а через несколько лет русская

    императрица беседует с К.Д.Ушинским как с авторитетным педагогом. Перед

    ним открылась карьера ученого. Выдающаяся роль К. Д.Ушинского как создателя

    русской народной школы и основоположника педагогической науки особенно ясно

    стала осознаваться после его смерти, когда с каждым годом возрастал интерес

    к его педагогической системе, а вместе с тем и к его личности.

    К.Д.Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле, в небольшой

    дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным

    человеком, участником Отечественной войны 1812 года. Первоначальным

    воспитанием и образованием великого педагога руководила мать, Любовь

    Степановна. Она умерла, когда сыну еще не исполнилось и двенадцати лет. В

    семье мальчик получил первоначальное обучение в таком объеме, что в 11 лет

    он смог поступить 3 класс гимназии. Новгород-Северская гимназия во многих

    отношениях отличалась от большинства школ. В ней царил дух демократизма и

    товарищества, движения к науке и бескорыстного стремления к знаниям, что

    определялось преподавательским составом гимназии. Любимым учителем

    Ушинского был Илья Федорович Тимковский. В первые годы обучения Кости

    Ушинского Тимковский был директором гимназии. Так же общим любимцем

    гимназистов был учитель истории Михаил Григорьевич Ерофеев. Но они были

    уволены с должности. Очень важное обстоятельство, следует отметить, для

    формирования личности будущего педагога - природное окружение Новгород -

    Северского. Позднее об этом скажет сам Ушинский. «... Воля, а простор,

    природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги, а розовая

    весна, а золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня

    варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей жизни глубокое

    убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное

    влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию

    педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его

    голова занята каким-то туманом, в теплой влаге которого раскрывается все

    его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в

    себя мысли и зародыши мыслей, потоком идущих из природы - что такой день

    стоит многих недель, проведенных на школьной скамье».

    III. Классики педагогики западных стран.

    Иоганн Генрих Песталоцци

    (1746-1827 гг.)

    Родился в Цюрихе 12 января 1746 года. Отец был хирургом и принадлежал к

    дворянской фамилии. В пять лет Песталоцци лишился отца. Желая найти

    семейное счастье у мирного сельского очага, Песталоцци в 1769 году женился

    и поселился в деревне. Он считал земледелие, домашнее хозяйство,

    промышленную деятельность единственными средствами для развития.

    Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под влиянием идей Ж.-

    Ж.Руссо. В его планы входило обучение крестьянских детей рациональным

    приемам сельскохозяйственного труда. В 1775 году была открыта. Нейгофская

    школа. Воспитанники работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они

    также приобретали минимальное общее образование: чтение, письмо, счет,

    пение. В сущности, это была попытка соединения обучения с производственной

    деятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта (идея

    содержания приюта за счет производительного детского труда потерпела крах).

    Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет

    педагогический роман «Лингард и Гертруда», который принес ему громкую

    славу. «Еще при колыбели ребенка надо стараться оторвать воспитание из рук

    слепой причудливой природы и передать его в руки лучшей, разумной силы,

    которая опытом тысячелетий училась размышлять о сущности и принадлежности,

    действующих в ней законов…» В труде определяются методы воспитания. Метод

    должен быть естественным. «Сама жизнь во всем объеме, как она действовала

    на детей, как она поражала их, как они пользовались ею - вот источник их

    учения, а это есть метода Гертруды».

    В 1782 г. Песталоцци начал издавать газету «Швейцарский листок», в котором

    помещались его рассказы. В 1798 году открывается приют в городе Станце, и

    Песталоцци вновь приступает к практической педагогической деятельности. Тут

    организуется и исследуется воспитательный труд, развивающее обучение. Идет

    исследовательская работа по этим вопросам.

    У Песталоцци сформулирована идея элементарного умственного, нравственного и

    физического воспитания. Но и этот приют просуществовал недолго. В 1799 году

    Песталоцци переезжает в Люцерн, а затем в Берн. В 1800 году открывает

    учебное заведение в Бургдорфе. Изучали: отечественный и французский языки,

    геометрию, арифметику, музыку, отечественную историю. Было шесть классов.

    Каждый день по семь часовых уроков, а день начинался в семь часов утра.

    Наиболее известное его сочинение «Лебединая песня»

    Иоганн Фридрих Гербарт

    (1746-1841 гг.)

    Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и

    Реттингене.

    Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г.

    Песталоцци Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по

    педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью.

    Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический

    инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисов

    основоположений», а также основных условий эффективности учебно-

    воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так

    и философской педагогики. Он настаивал на суверенности педагогической

    науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этика и

    психология. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью

    психологии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания

    ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале

    должен соответствовать пяти главным критериям:

    # внутренняя свобода

    # совершенствование

    # благожелательность

    # законность

    # справедливость.

    Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного

    человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека. По

    Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и

    выработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачи

    воспитания):

    Управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную,

    первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной

    человеческой свободы. Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не

    оставалось свободного времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет.

    Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном

    способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение -

    преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений,

    составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.

    Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на

    характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к

    нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из

    сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переход желания в

    дело. Нравственно развивать характер - значит предоставлять право самому

    питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через

    деятельность возвышаться до самосознающей личности.

    Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал

    некую "естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных

    ступеней. Были определены четыре ступени:

    # Ясность (активность учителя - преподнесение учебного материала)

    # Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся)

    # Система (приведение знаний в систему - активность учителя)

    # Метод (применение знаний на практике - активность учащихся).

    Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал

    в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус

    закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не

    более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» и

    постепенно изучались элементы грамматики. Затем ученикам предлагались

    исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим

    ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали.

    Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику,

    механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением

    учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать

    добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими

    идеалами и выработкой многосторонних интересов.

    Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

    (1790-1866 гг.)

    Родился в городе Зиген в Вестфалии в семье судебного служащего. Учился

    сначала в обычной народной школе, а потом в латинской школе, которые

    практически не дали ему нужного образования и оставили самые тяжелые

    воспоминания: формализм и схоластика обучения, ничтожный круг сообщаемых

    знаний, подавление интереса к самостоятельности. Эти детские и юношеские

    впечатления явились первым толчком к пробуждению у него интереса к

    проблемам народной школы.

    С недостаточной подготовкой, но с большим стремлением к знаниям в 1808 году

    Ф.А.В.Дистервег поступил в Гернборнский университет, в котором некогда

    учился и Я.А.Коменский. Через год он перешел в Тюбингенский университет.

    Окончил его в 1811 году, защитив докторскую диссертацию. Нужно заметить,

    что занятия в университете по своей организации и методам преподавания мало

    отличались от школьных и поэтому у Ф.А.В.Дистервега выработалось стойкое

    негативное отношение к постановке образования в Германии. После окончания

    университета началась практическая деятельность Дистервега. Некоторое время

    он был домашним учителем, работал учителем гимназии. Будучи учителем во

    Франкфурте на Майне, он знакомится с рядом педагогов - песталоццианцев,

    общение с которыми определило направление всей его жизни - забота о

    народной школе как школе развития у детей самостоятельного мышления,

    активности, а также стремление найти пути подготовки учителей для такой

    школы.

    Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в

    Германии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три

    десятилетия он был директором учительских семинаров - в Мерее, в Рейнской

    области (1820-1832гг.), в Берлине (1832 - 1847 гг.), где он одновременно

    преподавал педагогику, математику, немецкий язык. За эти годы им

    подготовлено более 20 учебников и руководств по математике, астрономии,

    естествознанию, географии, родному языку и др. В 1827 году Дистервег

    основал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал

    «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе». С

    1851 года он издавал также «Педагогические ежегодники».

    Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропагандировал эти

    идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных

    объединений учительства, выступив в 30-х - начале 40-х годов инициатором

    создания ряда учительских союзов. В 1848 году был избран председателем

    Всегерманского учительского союза. Летом 1848 года в числе депутатов

    прусского национального собрания Дистервег поставил свою подпись под

    нашумевшим «Письмом 23-х», авторы которого требовали организации единой

    народной школы для всех детей нации. В 1848 году он был отстранен от

    должности, а в 1850 году - уволен в отставку. Но и после этого продолжалась

    его активная общественно-педагогическая деятельность: в качестве редактора

    педагогических изданий, в качестве организатора профессионального движения

    учителей.

    В 1858 году он был избран берлинским учительством в прусскую палату

    депутатов, и начал свою парламентскую деятельность, защищая материальные и

    социальные права народных учителей, выступая против введенных в 1854 году

    правительством

    «Регуляторов», которые регламентировали деятельность народной школы.

    Согласно этому документу главное место в учебном плане занимала религия в

    её догматической форме. Общее образование ограничивалось обучением чтению,

    письму и начаткам арифметики, Элементы реальных знаний, которые только,

    только стали проникать в народную школу, были изъяты из программ.

    IV. Заключение.

    Во второй половине XIX века как в России, так и ряде западных стран,

    наблюдается интенсивное развитие педагогической мысли.

    В России с отменой крепостного права издаются различные законы о бесплатном

    образовании крестьян и социальных элементов низшего класса. Помимо этого

    идет развитие правил обучения в школах и университетах, о правах учеников,

    студентов и преподавателей. Так же принимается ряд законов относительно

    власти управления учебными заведениями. Ряд усовершенствований в системе

    образования позволяет нам судить о высокой развитости ведущих педагогов,

    которые и разрабатывали данные совершенствования.

    Развитие педагогической мысли в западных странах во второй половине XIX

    века достигает своего пика. Ряд мастеров своего дела доводят процесс

    обучения и образования до совершенства, разрабатывая основные правила

    педагогики. Именно эти правила стали классическими для всех педагогов всего

    мира.

    Список литературы.

    Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-

    началоХХ в): Уч.пособие – М.:ИД «Форум».1998.

    Шабаева М.Ф. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов -

    М.:Просвещение.1981.

    Интернет: www.acmeo.rus.net

    www.rusreferat.ru/pedagogika

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.