МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История развития педагогики

    История развития педагогики

    |Имена |Даты |Идеи |

    |Демокрит |460 – 370 до|Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя|

    | |н.э. |дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо |

    | | |делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и |

    | | |изменяет человека, тем не менее, его руками действует |

    | | |природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он |

    | | |отмечал важность необходимости родителям посвятить себя|

    | | |воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не |

    | | |желавших тратить средства на обучение детей. Процесс |

    | | |воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, |

    | | |который преобразует природу человека, утверждал |

    | | |Демокрит. Он полагал, что главное не количество |

    | | |полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит |

    | | |предлагал использовать метод принуждения в процессе |

    | | |воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды |

    | | |учёных-софистов. (V-IV до н. э.) |

    |Сократ, |469 – 399 до|Софисты «мудрецы» расширили программу образования за |

    |Платон, |н.э. |счёт изучения грамматики, диалектики, обучению |

    |Аристотель |427 – 347 до|искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: |

    | |н.э. |арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что |

    | |384 – 322 до|составляло в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу» |

    | |н.э. |(энциклопедию), которая оказалась предтечей программы |

    | | |«семи свободных искусств», являвшейся символом |

    | | |образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты|

    | | |считали своим основным призванием преподавание |

    | | |красноречие – риторики. По их суждениям, овладевая |

    | | |искусством риторики, человек приобретает умение |

    | | |завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. |

    | | |угадывать смысл общего блага. Крупнейшим |

    | | |представителем философии софистов являлся Сократ. Его |

    | | |главное дидактическое достижение – майэвтика |

    | | |«повивальное искусство» - диалектический спор, |

    | | |подводящий к истине посредством продуманных наставником|

    | | |вопросов. Суть педагогических суждений Сократа |

    | | |составляет тезис о том, что главной среди жизненных |

    | | |целей должно быть нравственное самосовершенствование. |

    | | |По Сократу, человек является обладателем разумного |

    | | |сознания, направленного на добро и истину. Он один из |

    | | |основоположников учения о доброй природе человека. |

    | | |Природные способности человека Сократ связывал с правом|

    | | |на образование. Сократ – родоначальник диалектики как |

    | | |метода отыскания истины путем постановки наводящих |

    | | |вопросов – так называемого сократического метода. |

    | | |Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение |

    | | |мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были |

    | | |направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины |

    | | |в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник|

    | | |должны находиться в равном положении, руководствуясь |

    | | |тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». |

    | | |Согласно Платону, достижение знания и истины, - |

    | | |мучительный труд избавления от привычных пут и |

    | | |предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и |

    | | |общественным устройством. Педагогическая проблематика |

    | | |присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», |

    | | |«Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – |

    | | |Академия – просуществовало более 1000 лет. |

    | | |Педагогические суждения Платона выросли из его |

    | | |философского видения человека и мира. По Платону, |

    | | |земная жизнь – преходящий этап движения человека к |

    | | |«истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным |

    | | |идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию|

    | | |человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, |

    | | |следовательно, является процессом воспоминания о |

    | | |бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый|

    | | |человек. Платон оценивал воспитание как важнейший |

    | | |фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто|

    | | |был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий|

    | | |путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так|

    | | |как «во всяком деле самое главное – это начало, в |

    | | |особенности, если это касается чего-то юного и |

    | | |нежного». По мысли Платона, воспитание должно |

    | | |обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.|

    | | |Осуществлять подобное воспитание способен, прежде |

    | | |всего, наставник преклонных лет. В трактате |

    | | |«Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 |

    | | |и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически |

    | | |пожизненном воспитании. В программу включались: |

    | | |риторика, геометрия, астрономия, музыка. В трактате |

    | | |«Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, |

    | | |особенно выделив социальный функции воспитания – |

    | | |«сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо |

    | | |подчиняться или начальствовать». Платон провозглашает |

    | | |принцип всеобщего обязательного (min трехлетнего) |

    | | |образования. Была сделана попытка объединить |

    | | |достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон|

    | | |полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу |

    | | |призвания», т.е. учитывать личные склонности |

    | | |(дифференциация образования сообразно призвания |

    | | |человека). Программа подобного обучения была |

    | | |предназначена лишь для свободных граждан общества. |

    | | |Ближайший ученик Платона Аристотель в своих |

    | | |педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с |

    | | |тем во много занял противоположную точку зрения |

    | | |(«Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в |

    | | |Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12|

    | | |лет. Ликей – символ всей последующей деятельности |

    | | |Аристотеля. Он полагал, что человек обладает |

    | | |одновременно душой растительной, и нуждается в питании |

    | | |и обречена на разложение, душой животной (чувства, |

    | | |ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, |

    | | |универсальной и бессмертной. Наиболее системно он |

    | | |изложил свои взгляды на воспитание в трактате |

    | | |«Политика». Аристотель придавал первостепенное значение|

    | | |государственному воспитанию. Он допускал домашнее |

    | | |воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. |

    | | |Однако, настаивал о необходимости государственного |

    | | |контроля за домашним воспитанием (педономы). |

    | | |Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься |

    | | |государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние |

    | | |на педагогику. Его трактаты служили в течение многих |

    | | |столетий. |

    |Марк Квинтилиан |35 – 96 |Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из|

    | | |его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем |

    | | |воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы|

    | | |достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, |

    | | |необходимо соединить природную доброту человека и |

    | | |воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что |

    | | |воспитание должно формировать свободного человека. |

    | | |Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо |

    | | |обращаться бережно и уважительно. Цель воспитания он |

    | | |видел в подготовке молодого человека к исполнению его |

    | | |гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он|

    | | |отдавал предпочтение организованному школьному обучению|

    | | |перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал|

    | | |овладение искусством оратора. |

    |Тертуллиан, |160 – 222 |Идеологи раннего христианства иначе, чем представители |

    |Августин, |354 – 430 |Античной мысли, трактовали сущность человека и его |

    |Аквинат |1225 – 1274 |воспитание. Если одной из основных идей Античности |

    | | |являлся постулат «Что полезно для человека, то должно |

    | | |быть сделано», то христианское учение исходило из иного|

    | | |императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». |

    | | |Таким образом, Античность ставила в центр земное |

    | | |существование, а христианство – вечные общечеловеческие|

    | | |ценности. Августин проявлял интерес к психологии |

    | | |ребёнка. Он утверждал, что античная традиция |

    | | |образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но |

    | | |не «вещей». Главное место в образовании должно занимать|

    | | |изучение Библии. |

    |Эразм |1466 – 1536 |Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, |

    |Роттердамский, |1378 – 1446 |что наилучший путь воспитания – освоение классической |

    |Витторино де |1494 – 1553 |греко-римской культуры. В качестве образца |

    |Фельтрэ, |1533 – 1592 |педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана. |

    |Франсуа Рабле, | |Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека |

    |Мишель Монтень | |как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает |

    | | |первозданной чистотой, которую потом «разъедает» |

    | | |общество. Ребёнок превращается в личность не столько |

    | | |благодаря полученным знаниям, сколько развив |

    | | |способность к критическим суждениям. Монтень осуждал |

    | | |гипертрофированное словесное обучение. |

    | | |В своём главном труде Э.Роттердамский – «О |

    | | |первоначальном воспитании детей» - заявил о |

    | | |необходимости сочетании античной и христианской |

    | | |традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул|

    | | |принцип активности воспитанника (врожденные способности|

    | | |могут быть реализованы лишь через напряженный труд). |

    | | |Определенным шагом вперед были его взгляды на женское |

    | | |образование. |

    | | |Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового |

    | | |воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал |

    | | |гуманистического воспитания, в центре которого – |

    | | |духовное и телесное развитие личности. |

    |Я.А. Коменский |1592 – 1670 |Отец современной педагогики. «Великая дидактика», |

    | | |вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно|

    | | |– педагогических книг. Она является как бы своеобразным|

    | | |сплавом педагогических идей Нового времени. В ней |

    | | |сформулированы сенсуалистические педагогические |

    | | |принципы. Коменский призывает обогащать сознание |

    | | |ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно |

    | | |воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о |

    | | |необходимости поставить знания закономерностей |

    | | |педагогического процесса на службу педагогической |

    | | |практике. Взгляды Коменского противоречили догматам |

    | | |Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное |

    | | |творение природы, отстаивал право человека на развитие |

    | | |всех его возможностей. Коменский был первым из |

    | | |педагогов, последовательно обосновавшим принцип |

    | | |природосообразности в воспитании. Природосообразность в|

    | | |воспитании означала для чешского ученого признание |

    | | |природного равенства людей. Фундаментальной идеей |

    | | |педагогики Коменского является пансофизм, т.е. |

    | | |обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение |

    | | |этого обобщенного знания через школу на родном языке до|

    | | |всех людей, независимо от общественной, расовой, |

    | | |религиозной принадлежности. У него человек – |

    | | |«микрокосм» |

    | | |Он определил понимание, волю и деятельность |

    | | |воспитанника как основные составляющие педагогического |

    | | |процесса. Классно – урочная система. Выделение из |

    | | |состава философии. |

    |Джон Локк |1632 – 1704 |В его трудах – «Мысли о воспитании» и «Об управлении |

    | | |разумом» – ярко выражены важные передовые |

    | | |педагогические устремления того времени. Локк |

    | | |утверждал, что человеческое знания является следствием |

    | | |внешнего чувственного опыта. По его теории у человека |

    | | |нет врожденных представлений и идей. Конечную цель |

    | | |воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в |

    | | |здоровом теле. Он был убежден в целесообразности |

    | | |социальной детерминации школьного образования. |

    |Ж.Ж. Руссо |1712 – 1778 |В основе педагогических воззрений Руссо лежит его |

    | | |дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение |

    | | |мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ |

    | | |предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего.|

    | | |Центральный пункт педагогической программы Руссо – |

    | | |естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о |

    | | |происхождении и основаниях неравенства между людьми» |

    | | |доказывалось, что человек создан на началах |

    | | |удивительной гармонии, но общество разрушило эту |

    | | |гармонию. Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем |

    | | |он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и |

    | | |наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не|

    | | |делать с учеником. По Руссо на человека действуют три |

    | | |фактора: природа, люди, общество. Составной частью |

    | | |естественного воспитания является отрицательное |

    | | |воспитание. |

    |Иоганн Генрих |1746 – 1827 |Воспитание униженных и оскорбленных. Он предлагал при |

    |Песталоцци | |определении основ образования опираться на знание |

    | | |человеческой психологии. Песталоцци разработал метод |

    | | |элементного образования. Суть метода заключается в |

    | | |том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые |

    | | |заложены в каждом ребенке. |

    |И.Ф. Гербарт |1776 – 1841 |«Общая педагогика». Работал в сфере гимназического |

    | | |образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – |

    | | |формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о |

    | | |гармоническом развитии всех способностей. Воспитание |

    | | |должно создавать гармонию между волеизъявлением и |

    | | |выработкой многосторонних интересов. Пути достижения |

    | | |такой гармонии – управление, обучение и нравственное |

    | | |воспитание. Им определены три универсальных метода |

    | | |обучения – описательный, аналитический и синтетический.|

    |А. Дистервег |1790 – 1886 |Работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор.|

    | | |Основной педагогический труд – «Руководство к |

    | | |образованию немецких учителей». В нем сформулированы |

    | | |два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – |

    | | |природосообразность и культуросообразность. Он |

    | | |предлагал в воспитании и обучении следовать природе |

    | | |человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка |

    | | |(принцип природосообразности). Принцип |

    | | |культуросообразности означал организация |

    | | |учебно-воспитательного процесса на основе определенной |

    | | |внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя |

    | | |культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя |

    | | |– духовная жизнь человека. Общественная культура – |

    | | |социальные отношения национальная культура. |

    |В.Г. Белинский, |1811 – 1848 |Белинский определил гуманистические и демократические |

    |А.И. Герцен, |1812 – 1870 |подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею |

    |Н.А. Добролюбов,|1836 – 1861 |народного воспитания. |

    | |1828 – 1889 |Герцен с демократических позиций критиковал официозную |

    |Н.Г. | |школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью |

    |Чернышевский | |педагогических преобразований в России должно стать |

    | | |развитие у народа чести, права и гражданства. |

    | | |Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между |

    | | |политическим режимом, материальным достатком и |

    | | |образованием. Он руководствовался антропологическим |

    | | |подходом к человеку и воспитанию. |

    | | |Добролюбов критиковал ущемления права на образование по|

    | | |сословному, религиозному и национальному признакам. |

    | | |Видел идеальное воспитание в удовлетворении |

    | | |«естественных стремлений» человека. |

    |Л.Н. Толстой, |1828 – 1910 |В педагогическом наследии Пирогова особое место |

    |Н.И. Пирогов |1810 – 1881 |занимает идеи самопознания посредством воспитания и |

    | | |общечеловеческого воспитания, общечеловеческого |

    | | |образования. Идеал нравственного воспитания в |

    | | |христианской религии. Он выделял два вида воспитания: |

    | | |общечеловеческое и специальное. Разработал проект |

    | | |школьной системы. Являлся сторонником женского |

    | | |образования, но вместе с тем ограничивал сферу |

    | | |применения женского воспитания. |

    | | |Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея |

    | | |«свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание |

    | | |есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо |

    | | |высказывал убеждение, что в совершенстве детской |

    | | |природе, которой воспитание лишь вредит. В |

    | | |дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета|

    | | |особенностей ребенка и его интересов. |

    |К.Д. Ушинский |1824 – 1871 |Ушинский основатель научной педагогики в России. |

    | | |Стержень его педагогической концепции – принцип |

    | | |народности. Этот принцип должен был реализовываться |

    | | |через приоритет родного языка как предмета школьного |

    | | |образования. Не менее важное место он отводил идее |

    | | |труда как ведущего фактора развития личности. |

    | | |Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на |

    | | |фундаменте обширного круга «антропологических наук». |

    | | |Процесс обучения должен строиться на основополагающих |

    | | |принципах: 1) сознательность и активность,2) |

    | | |наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) |

    | | |прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой |

    | | |дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис |

    | | |Ушинского – двуединство обучения и воспитания. |

    |Д. Дьюи, |1859 – 1952 |Д. Дьюи - лидер педагогики прагматизма в США. Им был |

    |Э. Торндайк |1874 – 1949 |разработан метод учения посредством делания. |

    | | |Торндайк – один из создателей экспериментальной |

    | | |педагогики. Он стремился к освобождению воспитания от |

    | | |умозрительности, и опереться на изучение ребенка и его |

    | | |поведения. |

    |П.П. Блонский |1884 – 1941 |Он стремился превратить педагогику в строго нормативную|

    | | |науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные |

    | | |связи в воспитании и обучении. Согласно концепции |

    | | |трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся|

    | | |должны приобретать знания не через отдельные учебные |

    | | |дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений |

    | | |людей, а также окружающего мира. |

    |С.Т. Шацкий |1878 – 1934 |Он считал, что главное влияние на ребенка имеют не |

    | | |генетические задатки, а социально-экономическая среда. |

    | | |Главными факторами деятельности ребенка в процессе |

    | | |воспитания и обучения Шацкий называл творчество и |

    | | |самостоятельность. |

    |Н.К. Крупская |1869 – 1939 |Она являлась проводником идей коммунистического |

    | | |воспитания человека. Она провозглашала право всех |

    | | |граждан на образование независимо от расовой, |

    | | |национальной принадлежности и социального положения, |

    | | |равенство в образовании женщины и мужчины, школа на |

    | | |родном языке. |

    |Макаренко А.С. |1888 – 1939 |Макаренко разработал стройную педагогическую систему, |

    | | |методологической основой которой является |

    | | |педагогическая логика, трактующая педагогику как |

    | | |«прежде всего практически целесообразную науку». |

    | | |Узловой пункт его теории – тезис параллельного |

    | | |действия., т.е. органического единства воспитания и |

    | | |жизни общества. Квинтэссенцией методики системы |

    | | |воспитания является идея воспитательного коллектива. |

    |В.А. |1918 – 1970 |Занимался вопросами теории и методики коммунистического|

    |Сухомлинский | |воспитания детей: «Формирование коммунистических |

    | | |убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в |

    | | |советской школе». |

    Responses: chingis_k@mail.ru


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.