МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История развития детско-юношеского туризма

    проведенных на учебной скамье», утверждал он. «Отечествоведение» - так

    определил эту отрасль знаний известный методист географии и русского языка

    Д.Д. Семенов. «...Преподавание географии начинается с географии

    окрестностей, с изучения плана того класса, в котором дети сидят». А.Я.

    Герд ввёл в практику преподавания естествознания экскурсию, как метод

    обучения. Он считал, что задача учителя заключается в том, чтобы поставить

    учащегося в положение маленького исследователя. Но дети не могут

    исследовать то, что недоступно их непосредственному наблюдению или

    переживанию.

    Основатель русской физической культуры П. Ф. Лесгафт настоятельно

    рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы, как способ

    оздоровления и закалки. В отношении преподавания, использующего

    краеведческий подход он писал «Вообще все, что преподается в школе, должно

    быть непременно связано с жизнью; необходимо всегда исходить из наблюдения

    над жизнью, насколько это возможно». Н.Ф. Бунаков и В.П. Вахтеров

    разработали методику широкого применения краеведческих знаний в обучении.

    П.Ф.Каптерев в 1885 году в своей работе «Дидактические очерки» писал:

    «...Несомненно, придёт время, когда кругосветное путешествие, в видах

    учебно-воспитательных, будет необходимым элементом серьёзного общего

    образования, ...педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по

    возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были

    приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности

    и твёрдости в знаниях».

    2. История развития детско-юношеского туризма в 19 веке.

    Первые массовые ученические экскурсии были проведены в 1892 г.

    Крымским горным клубом для учеников одесских реальных училищ. В начале XX

    века в стране по некоторым подсчётам существовало около 100 организаций,

    которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей

    России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель

    которых - знакомство и изучение родного края, организация познавательно-

    образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны.

    При этом участники экскурсий занимались не только созерцанием красот

    природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические

    наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и

    публиковались в печатных изданиях учебных заведений.

    В числе наиболее известных обществ созданных в этот период и

    оставивших о себе добрую память можно назвать: Кавказский альпийский клуб в

    Тифлисе, Крымско-Кавказский горный клуб в Одессе, Владикавказский горный

    клуб, Московское общество грамотности, Тверское общество внешкольного

    развития учащихся. Общество содействия экскурсиям учеников, созданное при

    Курском реальном училище, общество организации путешествий учеников при

    Тверской женской гимназии Л.А. Римской-Корсаковой, физико-математический

    кружок при Ярославской мужской гимназии, научное общество при Тенищевском

    училище в Санкт-Петегбурге и др. Тематика и направления деятельности этих

    обществ были весьма разнообразны.

    К концу XIX века было многое сделано для того, чтобы вовлечь

    учительство в туристско-экскурсионную работу. Были намечены многодневные

    маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по

    Урал. Эти районы и сегодня являются популярными в детском туризме. Близ

    Пятигорска в 1907 г. P.P. Лейцингером был создан так называемый Ученический

    приют, через который только в 1909 г. прошли 119 групп.

    Подобная активная работа учителей не осталась незамеченной властями.

    Так, Министерство Народного просвещения в 1910 году рекомендовало к

    включению в учебные программы экскурсии, как вид оздоровительно-

    исследовательской деятельности. Идя навстречу многочисленным просьбам

    руководителей ученических обществ, Министерство путей сообщения ввело в

    1899 году общий льготный тариф для всех железных дорог на летний период. По

    этому тарифу было предоставлено право бесплатного проезда на расстояния до

    50 верст ученикам и ученицам низших учебных заведений в сопровождении лиц

    воспитательного персонала в отдельных вагонах по тарифу 3 класса. Позже

    льготный тариф для ученических экскурсий стал действовать на большее

    расстояние, но со скидкой в 75% со стоимости билетов. А с 1906 года льготы

    были сокращены до 50%, зато доехать по нему можно было даже от Санкт-

    Петербурга до Кавказа.

    В начале XX века издавались специализированные туристско-экскурсионные

    журналы: «Русский турист» в Санкт-Петербурге, «Экскурсионный вестник» в

    Москве, «Записки Крымско-Кавказского Горного клуба» в Одессе, где каждое

    общество стремилось на страницах печати поделиться своим опытом. Еще в 1899

    г на страницах журнала «Русский турист» была учреждена специальная рубрика

    «О школьных путешествиях и образовательных прогулках». Здесь приводился

    опыт проведения экскурсий в школах России.

    Одним из первых, кто в начале XX века обосновал значение

    дальних экскурсий, их воспитательно-образовательный смысл, был И.М. Гревс.

    Он писал, что «главная, самая определяющая черта в природе экскурсии - это

    непосредственное соприкосновение человека с миром через активное

    путешествие к нему». А так же: «Путешествие - это один из величайших

    факторов развития культуры. В 1903 г. в Санкт-Петербурге издается книга

    «Образовательные прогулки по России». В 1910 году известными в

    дореволюционной России методистами естественнонаучных дисциплин Б.Е.

    Райковым и Г.И. Бочем была выпущена книга «Школьные экскурсии, их значение

    и организация». В 1921 году по рекомендации Н.К. Крупской эта работа была

    переиздана вновь.

    1.4. Развитие детско-юношеского туризма в революционный период и во время

    правления Советской власти.

    Туристско-краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы

    была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме

    многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так называемых «кочёвок».

    Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин,

    сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. Примечательно, что уже в

    1918 г. в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных экскурсий. По

    поручению наркома А.А Луначарского профессор И.И. Полянский организовал к

    маю 1919 г. 6 экскурсионных станций для экскурсионно-исследовательской

    работы с учащимися и учителями единой трудовой школы. Организационно-

    методическая сторона туризма и краеведения определялась в то время работами

    И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е Райкова, А.А. Яхонтова, Н. К. Крупской.

    Как писал И.М. Гревс в первом номере журнала «Экскурсионный вестник»:

    "Сделать экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей

    нового времени. Крупская определяла роль экскурсий так: «Экскурсия имеет

    громадное значение, но только в том случае, если она хорошо подготовлена.

    Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из неё черпать всё, что

    возможно».

    В конце 20-хгодов Обществом пролетарского туризма и экскурсий был

    объявлен Всесоюзный исследовательский поход «За сырьем для станков

    пятилетки», в котором приняли участие большое количество групп юных

    туристов. Академик А.Е. Ферсман, сразу оценивший возможную пользу походов,

    писал, что «от туризма мы переходим к целому ряду этапов нашей работы в

    области не только научных открытий, но и завоеваний большого хозяйственного

    значения».

    В тридцатые годы в практике многих советских педагогов значительное

    место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А.С.

    Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания.

    Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок

    коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской

    работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего

    метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы,

    ежегодно устраивая их для своих воспитанников.

    В предвоенные годы усилению туристско-краеведческой работы среди детей

    способствовал ряд мер. В 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР приняла

    постановление «Экскурсионно-туристическую работу среди детей на высшую

    ступень», к котором поручалось «краевым, областным и районным отделам

    народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями

    принять все меры к организации в городах, рабочих и важнейших колхозных

    районах детских экскурсионно-туристических станций и баз на них, проводя

    через последние методическую работу». В 1937 году был объявлен

    Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным сырьем.

    В 1940 году был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском

    туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. «Детский туризм и

    экскурсии, - заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, -

    это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены

    все учащиеся». Туризм и экскурсии преследуют прежде всего

    общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы

    физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 г. к участию в

    походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 года была

    объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам боевой

    славы гражданской войны и по изучению малых рек.

    В годы Великой Отечественной войны туристско-краеведческая

    деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети

    собирали дикорастущие полезные растения, записывали биографии героев

    Великой Отечественной войны, помогали семьям фронтовиков и инвалидов.

    В послевоенные и начале 50-х годов детский туризм стал массовым.

    Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам

    сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это

    время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство

    воспитания и обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Настоящее моральное

    воспитание невозможно без эмоционального общения с природой». Его

    многочисленные прогулки с детьми в лес, к реке, в поле носили

    познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40-х начале 50-х

    годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а

    позже - Всероссийские и Всесоюзные.

    24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об

    укреплении связи школы с жизнью». Были утверждены новые учебные планы,

    программы, в которых подчёркивалась особая роль краеведческого подхода к

    преподаванию школьных предметов значение экскурсий, наблюдений в природе.

    В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой

    славы отцов». Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам

    революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в

    крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов

    человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в

    порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в

    братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты

    проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове,

    Минске, Ереване, 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием.

    В 70-е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных

    экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя

    Родина - СССР».

    Экспедиция была посвящена 50-летию образования Советского Союза и 50-

    летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Основной целью

    являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях

    советского народа, на примерах дружбы и братства народов нашей

    многонациональной страны. В школах в каждом классе предполагалось создать

    экспедиционный отряд. Как впоследствии показали отчеты с мест, такие отряды

    удалось создать более чем в 20% классов. Проводились слёты лучших

    экспедиционных отрядов, конференции, выставки краеведческих материалов,

    создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами.

    В тридцатых - начале пятидесятых годов создаются детские экскурсионно-

    туристские станции (ДЭТС), которые становятся инструктивно-методическими и

    организационными центрами туристской, краеведческой и экскурсионной работы

    на местах. В их кружках получает широкое развитие исследовательский метод в

    туристско-краеведческой деятельности учащихся.

    Анализируя работу кружков станций юных туристов и Домов пионеров С.

    Истомин писал: "Формы и метода поисково-исследовательской работы в школьном

    туризме настолько многогранны, что позволяют удовлетворить

    всевозрастающие интересы школьников".

    С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется программа туристско-

    краеведческого движения «Отечество», пришедшая на смену экспедиции «Моя

    Родина - СССР».

    1.5. Развитие детско-юношеского туризма в Республтке Адыгея.

    Рассматривая историю зарождения детского туризма в Адыгее мы

    вновь обращаемся к самым интересным и познавательным местам республики.

    Хаджох в прошлом веке горский аул, где жили адыги, которые занимались

    садоводством, охотой, скотоводством и различными ремеслами уже в то время

    удивлял своей первозданной красотой.

    В Кавказскую войну он превратился в непреступную

    крепость, стал центром сопротивления горцев. После падения аула Гуниб в

    Дагестане сподвижник Шамиля Мухамед Эмин возглавил 4-х тысячное войско в

    Хаджохе. Впервые о красотах этих мест узнало правительство России из

    докладов царских офицеров воевавших в этих местах. Уже тогда предполагалось

    Адыгею развивать как туристскую территорию.

    Детский туризм в Республике Адыгея имеет давнюю историю. Еще в

    прошлом веке ущелья и горы Адыгеи посещали с туристской целью передовая

    интелегенция и офицеры царской армии. В начале 20 века в район поселка

    Гузерипль, окрестности станицы Хаджох, на высокогорное пастбище Лагонаки

    отправлялись школьники Адыгеи в свои первые путешествия. Конечно, первые

    природно-познавательные прогулки, делались в окрестностях сел, аулов,

    станиц г. Майкопа.

    Как и по всей стране в первые годы изучалась природа

    своего родного края, посещались и описывались объекты природного комплекса

    (леса, луга, реки, ручьи, пруды), изучались почвы, растительный и животный

    мир. Большую роль в изучении родного края играла краеведческая работа.

    В 1936 г. в горной части Адыгеи был организован 30-й

    Всесоюзный туристский маршрут и построена первая туристская база Хаджохская

    турбаза «Горная». В 1940 была построен филиал турбазы приют «Кавказ» в

    поселке лесорубов Гузерипль. Маршрут начинался в Хаджохе с турбазы

    «Горная», а оттуда шли пешком вдоль живописного ущелья реки Белой в

    поселок Гузерипль, а затем по хребтам и перевалам Главного Кавказского

    хребта к Черному морю.

    Открытие этого туристского маршрута для взрослых

    активизировало и детский туризм. Вместе с походами выходного дня,

    экскурсиями в предгорья и низко-среднегорную часть республики ребята стали

    совершать и многодневные походы, используя тропы 30-го маршрута, ночуя на

    оборудованных приютах и в балаганах.

    Большое внимание уделялось и краеведческой работе. Эту

    работу проводили в школьных туристских кружках организуемых Адыгейской

    областной станцией юных туристов и финансируемых за счет бюджета по линии

    образования.

    В школах создавались краеведческие кружки, ведь столько интересного

    надо было изучить - древние дольмены, стоянки древнего человека,

    геологические обнажения реки Белой, природные комплексы высокогорья,

    карстовые пещеры плато Лаго-Наки, ледники горной группы Фишта. Детям всегда

    интересна история тех мест, где проходит их маршрут.

    Часть 2. Роль детского туризма в гармоничном развитии подростков и

    юношей.

    2.1. Основные принципы и подходы в воспитании детей в туризме.

    Детско-юношеский туризм - это средство гармоничного развития

    подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной

    деятельности, характерным компонентом которого является путешествие

    (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение прежде всего

    указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны

    воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая,

    патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое

    образования и др. Исходя из истории развития туристской деятельности,

    познавательная функция в той или иной мере присуща любому туристскому

    мероприятию, поэтому познание для детей нового и необычного на экскурсиях,

    в походах, экспедициях, полевых лагерях базируется на одной из основных

    составляющих туристской деятельности.

    Данная форма организации учебно-воспитательного процесса в детском

    туризме базируется, кроме вышеназванного, на теоретических основах

    исследовательского метода обучения в походах, который определяет

    деятельность руководителя детской группы при подготовке и проведении

    учебных мероприятий и участников похода.

    Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебно-

    воспитательного процесса используется личностно-ориентированная

    педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.