МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ

    Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ

    Глава 2. Исследование роли руководителя в повышении качества результатов

    деятельности ОУ.

    2.1. Организация исследования.

    В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного

    качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере

    образования, когда происходит переход от единообразной системы образования

    к разнообразной. Эта потребность определяется запросами общества и

    потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи.

    Ориентация на высокие конечные результаты деятельности ОУ предъявляет

    новые требования к качественному уровню управления.

    Руководитель должен уметь устанавливать цели ОУ и свои собственные,

    предвидеть миссию школы, разрабатывать планы, принимать управленческие

    решения, мотивировать коллектив на их реализацию, осуществлять руководство

    педагогическим коллективом; обладать способностью осуществлять мониторинг

    деятельности.

    Повышение «качества образования» во многом зависит от того, насколько

    руководитель ОУ осознает необходимость обновления образования, улавливает

    специфику ситуации и своевременно вносит коррективы в управленческую

    деятельность.

    Ориентация на качественное образование побуждают руководителей

    принимать нестандартные управленческие решения, по иному строить отношения

    с участниками образовательного процесса.

    Задачи практической части дипломной работы были следующие:

    - провести исследование по данной проблеме на базе ПУ-18 и ПУ-33

    города Тюмени;

    - выявить роль руководителя в повышении качества образовательного

    процесса;

    - разработать рекомендации руководителям ОУ.

    При исследовании были использованы следующие методы:

    - анкетирование;

    - анализ внутришкольных документов;

    - интервьюрование;

    - экспертная оценка.

    В качестве объектов были выбраны учащиеся ПУ-18, в количестве 41

    человек (из них 20 учащихся первого курса, 21 учащийся – второго курса) и

    учащиеся ПУ-33, в количестве 48 человек (из них 25 учащихся первого курса и

    23 учащихся второго курса).

    2.2. Планирование исследования.

    Первый блок характеристик описывает факторы эффективности

    образовательных учреждений. Руководителям ПУ-18 и ПУ-33 были предложены

    нижеперечисленные факторы, каждый из которых предлагалось оценить (+). Если

    присутствует в работе ОУ; (-), если отсутствует.

    |№№ | |ПУ-18 |ПУ-33 |

    |1 |Изучение социального заказа | | |

    |2 |Доступная система приема | | |

    |3 |Большой прием учащихся | | |

    |4 |Методы обучения, соответствующие запросам | | |

    | |обучаемых | | |

    |5 |Дополнительные образовательные услуги | | |

    |6 |Дифференцированная и индивидуализированная | | |

    | |работа с учащимися | | |

    |7 |Эффективная взаимосвязь с родителями и учащимися| | |

    |8 |Четкая организационная структура | | |

    |9 |Творческая управленческая команда | | |

    |10 |Делегирование полномочий | | |

    |11 |Текучка кадров | | |

    |12 |Высокий уровень подготовки педагогов как | | |

    | |предметников | | |

    |13 |Постоянное повышение квалификации педагогов | | |

    |14 |Стремление педагогов к творческой, инновационной| | |

    | |деятельности | | |

    |15 |Обобщение и распространение передового | | |

    | |педагогического опыта | | |

    |16 |Педагоги с большим стажем, квалификационным | | |

    | |разрядом | | |

    |17 |Наличие собственных авторских методик | | |

    |18 |Разработка программ развития ОУ | | |

    |19 |Высокие результаты экзаменов | | |

    |20 |Осуществление мониторинга и оценки деятельности | | |

    |21 |Психолого-педагогическая диагностика учащихся | | |

    |22 |Благоприятный морально-психологический климат в | | |

    | |коллективе | | |

    |23 |Престиж ОУ | | |

    |24 |Внедрение новых педагогических технологий | | |

    То, мы видим, что все эти факторы в разной степени присутствуют в

    работе руководителя, но их необходимо учитывать для перевода

    образовательного учреждения из режима функционирования, в режим развития,

    тем самым, обеспечивая качество образования.

    К важнейшим показателям, характеризующим качество образования, мы

    отнесли уровень успеваемости учащихся. Мы взяли средний оценочный балл за I

    полугодие.

    | | |Средний оценочный балл |

    | | |Рус.яз|Литер|Алгебр|Геом|Истор|Физ.|Хим.|Ин.я|Информ|

    | | |. | |а |. |. | | |з. |. |

    |ПУ-18 |1 курс| | | | | | | | | |

    |ПУ-33 |1 курс| | | | | | | | | |

    | | |Средний оценочный балл |

    | | |Рус.яз|Литер|Алгебр|Геом|Истор|Физ.|Хим.|Ин.я|Информ|

    | | |. | |а |. |. | | |з. |. |

    |ПУ-18 |2 курс| | | | | | | | | |

    |ПУ-33 |2 курс| | | | | | | | | |

    Из данных графиков видно, что уровень успеваемости учащихся в разных

    образовательных учреждениях, и на разных курсах, различен. Причину можно

    искать в качестве преподавания предметов, в уровне овладения учащимися

    знаний по предмету, организации учебного процесса и многих других факторах.

    Следующим этапом нашего исследования стал анкетный опрос среди

    учащихся, классных руководителей и родителей, с целью выявить степень

    осведомленности между участниками образовательного процесса.

    Анкеты заполнили учащиеся (в количестве 41 человек), 2 классных

    руководителя и 39 родителей ПУ-18. И, учащиеся ( в количестве 48 человек),

    2 классных руководителя и 43 родителя – ПУ-33.

    Анкеты, заполненные учащимися, дали нам представление о личностных

    потребностях, запросах в области образования; самооценки; взаимоотношений в

    семье и т.п.

    Анкеты, заполненные родителями, дали нам представление о социальном

    положении семьи, степени осведомленности учебной жизни ребенка, запросы в

    области образования и т.п.

    Анкеты, заполненные классными руководителями, дали нам представление о

    личностных потребностях и возможностях учащихся, степени осведомленности

    семейного положения и степени влияния родителей на образовательный процесс.

    Мы получили следующие результаты по ПУ-18:

    |Степень |Учащиеся |Родители |Классные |

    |осведомленности | | |руководители |

    | | | | |

    По ПУ-33:

    |Степень |Учащиеся |Родители |Классные |

    |осведомленности | | |руководители |

    | | | | |

    Данные исследования показали, что степень осведомленности между

    участниками образовательного процесса в ПУ-33 – высокая. То есть, родители

    принимают активное участие в школьной жизни детей, адекватно оценивают

    личностные качества и возможности детей. классные руководители

    информированы о семейной ситуации, активно сотрудничают с родителями.

    Результаты по ПУ-18 менее утешительные и заставляют руководство

    образовательным учреждением задуматься над степенью информированности между

    участниками образовательного процесса.

    Все сказанное в этой части главы было посвящено результатам

    деятельности ОУ. Немаловажную роль играет личность руководителя: его

    личностные качества и стиль руководства.

    Психологи подразделяют всех руководителей по трем уровням:

    1. Руководители первичного уровня: такие руководители обладают

    преимущественно сложившимися знаниями и навыками по специальности,

    т.е. четкое знание своих функций, обязаностей и полномочий.

    2. Руководители среднего уровня проявляют гармоничное сочетание

    профессиональных и социально-коммуникативных качеств;

    3. Руководитель верхнего уровня должен обладать преимущественно

    коммуникативно-концептуальными навыками.

    Именно руководитель верхнего уровня должен возглавлять ОУ, т.е.

    человек, способный грамотно разработать концепцию развития школы,

    обладдающий высокими коммуникативными навыками.

    В настоящее время в связи с повышением уровня требовательности к

    качеству образования, требования к руководителям возросли. Свойства

    личности, которыми, как нам кажется, должны обладать руководители, условно

    можно разделить на три группы.

    |Наименование группы |Свойства личности |Значение в работе |

    |1. |Понятийное мышление, |Умение сформулировать |

    |Интеллектуально-личност|умение обобщать, |проблему, вопросы, |

    |ные свойства |различать, |выделить главное умение|

    | |классифицировать. |и опыт прогнозирования |

    | |Склонность к |событий, динамики |

    | |продуманному риску. | |

    |2. Эмоционально-волевые|Позитивный настрой к |Умение устанавливать, |

    |свойства |окружающим, |поддерживать и |

    | |контактность и |регулировать социальные|

    | |гибкость. Способность |контакты. |

    | |привлекать к себе | |

    | |людей. | |

    |3. Социально- групповые|Достижение поставленных|Умение распорядиться |

    |качества |задач, |властью и |

    | |мировоззренческая |ответственностью, |

    | |убежденность, |авторская концепция |

    | |ответственность |управления, решения |

    | | |проблем. |

    В процессе данного исследования руководителям ОУ была предоставлена

    методика, позволяющая проанализировать свои возможности и личные

    ограничения в управленческой деятельности. Были получены следующие

    результаты (по десятибалльной системе) руководителя ПУ-18.

    Сильные стороны управленца:

    1. Умение обучать (10 баллов): способность и желание помогать другим

    развивать и расширять свои возможности.

    2. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой

    деятельности (9) баллов: способность обеспечивать участие и помощь

    со стороны окружающих или влиять на их решение; понимание мотивации

    работников, современные представления о роли руководителя.

    3. Четкие ценности, умение наладить групповую работу (8 баллов):

    способность содействовать развитию и повышению эффективности

    коллектива, понимание своих личных ценностей, соответствующие

    условиям современной деловой жизни.

    Личные ограничения:

    1. Творческий подход (3 балла): отсутствие способности генерировать

    достаточно новые идеи и неумение их использовать.

    2. Способность управлять собой (5 баллов): неспособность в полной

    мере использовать свое время, энергию, умения.

    3. Способность руководить (6 баллов): не совсем развиты способности

    добиваться результата от работы подчиненных.

    Это субъективный взгляд руководителя на свою деятельность, но тем не

    менее, он говорит о многом. У этого руководителя развиты очень важные

    качества для управления ОУ. Однако, недостаток творческого начала мешает

    достижению намеченных целей. Хотя причиной этому может быть и недостаток

    финансирования и скудная материальная база для внедрения новых идей в

    образовательный процесс.

    На наш взгляд более важна экспертная оценка, сделанная педагогическим

    коллективом. В исследовании принимало участие 13 педагогов. 92% опрошенных

    считают, что руководитель требователен к людям, 85% отмечают трудолюбие,

    62% считают, что руководитель пропагандирует и внедряет достижения

    педагогической работы и передового опыта, 46% считают, что руководитель не

    обладает выдержанностью. Сравнительные результаты можно представить в

    следующей таблице:

    |Способности |Субъективное |Объективное |

    | |мнение |мнение |

    |Умение влиять на окружающих, понимание |Развито |Развито |

    |особенностей управленческой деятельности| | |

    |Творческий подход, пропаганда и |Не развит |развит |

    |внедрение достижений педагогической | | |

    |работы и передового опыта | | |

    |Способность управлять собой |Не развита |Не развита |

    |Умение обучать |Развит |Развито |

    Как видно, мнение совпадают, за исключением: учителя считают, что

    творческий потенциал в руководителе заложен, более того, такой подход им

    пропагандируется. Возможно такое противоречие возникает из-за разной

    степени вовлеченности в образовательный процесс.

    Сейчас рассмотрим результаты исследования, сделанные руководителем ПУ-

    33.

    Сильные стороны управления:

    1. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой

    деятельности (10 баллов);

    2. Умение обучать (9 баллов);

    3. Творческий подход (8 баллов);

    Личностные ограничения:

    1. Способность управлять собой (6 баллов);

    2. Способность руководить (5 баллов): не совсем развиты способности

    добиваться результата о работы подчиненных;

    3. Умение наладить групповую работу (4 балла): не способность в

    формировании эффективно работающей «команды».

    У этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ.

    Однако, неспособность сформировать эффективно работающий коллектив мешает

    достижению целей исследования.

    В ходе экспертной оценки принимали участие 13 педагогов: 92%

    опрошенных считают, что директор требователен к людям, 77% отмечают

    трудолюбие, 92% отмечают, что директор обладает способностью руководить;

    54% считают, что директору не хватает умения наладить групповую работу.

    Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице:

    |Способности |Субъективное |Объективное |

    | |мнение |мнение |

    |Умение влиять на окружающих, понимание |Развито |Развито |

    |особенностей управленческой деятельности| | |

    |Способность руководить |Не развито |развито |

    |Умение наладить групповую работу |Не развито |Не развито |

    |Умение обучать |Развито |Развито |

    Как видно, субъективное мнение руководителя совпадает с экспертной

    оценкой, сделанной педагогическим коллективом, за исключением: учителя

    считают, что директор обладает способностью руководить, более того,

    отмечают эффективность руководства. Возможно такое противоречие возникает

    из-за неумения наладить групповую работу.

    -----------------------

    [pic]

    [pic]


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.