МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Информатизация учебного процесса

    Информатизация учебного процесса

    Якутский Государственный Университет

    Институт Математики и Информатики

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    на тему «Информатизация учебного процесса»

    Выполнил: студент 3 курса ЯГУ ИМИ

    гр. ИНФ-00 Федотов Кэскил

    проверил:

    Якутск 2003 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ВВЕДЕНИЕ

    1. Информационная культура, цивилизация, общество

    2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    2. Проблема информатизации учебного процесса и школ.

    3. Результаты исследования школ

    4. Слово о классно-урочной модели использования компьютера

    5. Проектно-групповая и индивидуальная модели взаимодействия

    компьютера и учащихся

    3. Заключительное слово

    1.

    1.1 Вся обозримая история человечества характеризуется сменой государств,

    империй, цивилизаций; сменой способов производства и орудий труда, культур,

    технологий и систем образования; использованием различных видов энергии и

    средств коммуникации.

    XX век, в особенности его вторая половина, прошел под знаком научно-

    технической революции — коренных изменений и преобразований способов

    производства на основе превращения достижений науки в ведущий фактор

    развития общественного производства, в непосредственную производительную

    силу.

    Современная стадия научно-технической революции отличается тем, что, во-

    первых, технология переработки естественных материалов дополнилась

    технологиями создания принципиально новых материалов на атомно-молекулярном

    уровне, когда осуществляется опора на практическое использование законов

    атомной и ядерной физики, квантовой механики и релятивистской механики,

    законов молекулярной генетики, оптоэлектроники, нанотехнологий,

    информологии и др., т. е. опора на представления, концепции, теории и

    законы, составляющие преимущественно квантово-полевую картину мира. Во-

    вторых, если главной отраслью в начальной стадии научно-технической

    революции определялось машиностроение, автоматизированное на базе

    микроэлектроники и вычислительной техники, то теперь это сама

    микроэлектроника и вычислительная техника во всех ее разновидностях:

    компьютеры, компьютерные сети и системы, глобальные международные сети и

    другие средства информатики, телематики и теленетики. В-третьих, резко

    возросла информатизация общества, появились индустрия информатики, новые

    информационные технологии. В-четвертых, произошла интеграция науки и

    производства, наука стала непосредственной производительной силой, а в

    информационной парадигме она ныне рассматривается как система накопления,

    хранения и переработки информации, ее анализа с выработкой норм и правил

    отбора; как система создания методик и методологий моделирования. Наука

    ныне рассматривается как одна из коммуникативных систем и моделей.

    С развитием науки, технологий развивается интеллект, растет

    энерговооруженность, повышается уровень информационного обмена между

    людьми. Человек отличается от своих предшественников прямой по-: ходкой,

    творческим интеллектом, позволяющим создавать все более и

    более совершенные орудия физического и умственного труда, знаковой и устной

    речью, письмом и печатью (рис. 1) и, наконец, вооружением электронно-

    вычислительной техникой, выходами из реального мира в миры виртуальные с

    помощью книг и компьютеров (рис. 2).

    С количественной стороны функционирующая в человеческом сообществе

    информация растет экспоненциально, со скачками (см. рис. 2), что связано с

    появлением все более и более новых способов распространения и хранения

    информации. Так, например, английский ученый Д. Робертсон полагает, что в

    истории было три крупнейшие информационные революции: возникновение речи,

    письменности и книгопечатания. Возникновение языка ассоциируется с

    зарождением человечества, как такового, возникновение письма — с истоками

    цивилизации, а развитие печатного дела — с началом современной цивилизации.

    Цивилизация и есть информация. Большинство факторов, характеризующих

    цивилизацию, — этика и законы технологии, философия и религия, литература и

    искусство суть не что иное, как формы информации.

    Язык отличает человека от предшествующих млекопитающих, письменность

    вывела человечество из варварства, печатное дело определило решающие для

    современной цивилизации события в позднем Возрождении (революция Коперника,

    открытие Нового Света, Реформация).

    Информационный взрыв определяется увеличением объема информации на два и

    более порядка от исходной величины.

    Общий объем (оценка по Д. Робертсону) информации на различных

    уровнях цивилизации следующий:

    предъязыковой уровень — 107 бит;

    языковой уровень — 109 бит;

    письменный уровень — 1011 бит;

    печатный уровень — 1017 бит;

    компьютерный уровень — 1025 бит.

    Согласно оценкам, одна буква 26-значного алфавита содержит несколько

    меньше пяти бит информации.

    На языковом уровне каждый индивид обладает собственной памятью,

    информацией своего селения, клана или племени, т. е. информацией, в 50—1000

    раз большей, чем на предъязыковом уровне. На письменном уровне прибавляется

    информация, содержащаяся в рукописях манускриптах. На печатном уровне

    прибавляются сотни библиотек. Утверждается, что среди ученых Г. Лейбниц был

    последним, кто мог воспринять и уяснить всю информацию своего времени. Уже

    в 1950 г. только в США ежегодно выходило 10 000 новых книг, содержащих в

    среднем 10 бит, без учета периодических изданий. Появление Интернета

    современный итальянский писатель, один из основателей семиотики, Умберто

    Эко ставит в один ряд с книгопечатанием по его влиянию на цивилизацию.

    В приведенные количественные оценки объема информации современная

    информационная действительность вносит свои коррективы. Например, физик-

    эколог В. Г. Горшков оценивает верхний предел запаса культурной информации

    современности величиной порядка 10 бит — произведение числа людей на Земле

    (6-10 человек) на запас информации памяти каждого человека (6-10 бит).

    Объем памяти современных компьютеров имеет порядок 109 бит и примерно

    совпадает с запас< генетической и культурной информации одного человека.

    Все информационные потоки компьютеров земного шара имеют пор 10 ' бит/с

    (если на 100 человек приходится один компьютер).

    К последовательности Д. Робертсона следует, по-видимому, добавить еще

    один современный этап — этап лавинообразного нарастания мощности глобальных

    компьютерных сетей, глобально-космических средств телекоммуникаций, т. е.

    таких компонентов глобальных информационных средств, как телематика и

    теленетика, которые породили новые, самые последние научно-технические

    отрасли информологии и привели к появлению нового виртуального мира

    человека — киберпространства.

    Возможности усвоения информационных потоков компьютерами в миллион раз

    превосходят возможности людей. При этом уникальная информация культуры

    содержится в умах специалистов-профессионалов, составляющих примерно 1% от

    всего населения Земли.

    Цивилизации сменяют одна другую не только по причине скачкообразного

    роста количества циркулирующей в обществе информации (запаса культурной

    информации), но и в результате изменения интеллекта, миропонимания и

    менталитета, стиля мышления, сознания. Существует несколько типологий

    сознания людей, приведших к построению информационного общества.

    Ныне принято выделять технологический и экологический типы сознания при

    необходимой смене первого вторым. Эта проблема тесно смыкается с проблемой

    гуманизма и гуманитаризации, сохранения биосферы Земли, с одной стороны, и

    с проблемой технократизма как стиля мышления — с другой.

    Внесение в школу идей технологизации учебно-воспитательного процесса

    сводится по форме к переработке «сырья» в «конечный продукт», однако

    педагог должен понять и осознать процесс, поставить задачу, описать

    алгоритм ее решения, составить программы на естественном и формальном

    (алгоритмическом) языках, т. е. решить задачу-проблему учебно-

    воспитательного процесса.

    Задача — это модель проблемы. По сути своей вся жизнь человека цель его

    деятельности есть адаптация к среде, к обществу: постановка и изучение,

    выявление и решение мелких и крупных, личных и общественных, семейных и

    производственных проблем, т. е. задач, возникающих во взаимоотношениях

    человека и природы, людей между собой, стран, коллективов, народов.

    Традиционно в информатике понятие «задача» подразумевает преобразование

    (обработку) информации, систему информационных процессов, несогласование

    которых или противоречие между которыми требует их переустройства. В

    современных условиях в большинстве случаев задача сводится к разработке и

    исследованию информационных моделей развития науки и решения проблем самой

    науки, общества, природы, а также предвидению глобальных опасностей

    развития техники и связанных с ним экологических катастроф.

    В этом смысле информационная культура требует отхода от технократизма в

    развитии мышления обучаемых при использовании компьютера.

    Технократизм как форма мышления порожден иллюзиями успехов научно-

    технического прогресса, иллюзиями потому, что всякий рост, прогресс,

    развитие в окружающем нас мире способствуют, с одной стороны, возрастанию

    материальных благ, развитию культурных ценностей, беспрецедентным

    достижениям науки и техники, а с другой — загрязнению среды, истощению

    мировых ресурсов, угрозе ядерной катастрофы, массовым химическим

    поражениям, эпидемиям невиданных болезней и т. д.

    Современная цивилизация в форме научно-технического прогресса подводит

    мир в его развитии к непредсказуемой по времени и последствиям точке

    бифуркации со случайным выбором траектории дальнейшего развития, к новому

    процветанию или к гибели современной цивилизации, а то и всей Земли, биоты

    на ней. Эти обстоятельства выдвигают проблему использования закона

    техногуманитариого баланса: общество живет нормально до тех пор, пока его

    технологии уравниваются адекватными силами сдерживания.

    Представления о содержании и смысле культуры сливаются с представлениями

    об инвайроментальной экологии. Еще в 60—70-х гг. французский ученый Ф. Сен-

    Марк писал: «Отнять у планеты природу — значит отнять у нее культуру». По

    мнению ученого, жизненная среда может предложить человеку три категории

    нематериальных благ: биологическую, художественную, научную. Человек же

    обращается с ними весьма небрежно. А по всей совокупности «человечество

    столь близко бездне, что ему необходимо под страхом исчезновения в ней

    ответь за каждый шаг на своем пути». В решении задач исчезновения причин

    страха большая роль принадлежит педагогам и работникам образования —

    ученым, познающим не только законы природы, но и законы образования в

    информационном обществе, передающим эти законы школьникам.

    Чтобы осмыслить и построить картину мира, человек должен принять от

    Вселенной совокупность сигналов, преобразовать, проанализировать и

    упорядочить их, выстроить в определенной системе миропонимания в

    соответствующей парадигме и по принятым методолого-гносеологическим

    принципам. Он, обмениваясь с природой сигналами, вступая с ней в

    информационные связи, ведет непрерывный диалог в системе «человек—природа»,

    «человек—Космос».

    Освоение информационной картины мира человеком дает ему возможность, как

    уже указывалось выше, ориентироваться в меняющемся мире, в окружающем его

    информационном пространстве и личной информационной сфере, по возможности

    сознательно формируя эту сферу и через нее же влияя на социально-

    политическую, экономическую, экологическую и информационную структуры

    природы и общества.

    Понимание информационной картины мира, разумный анализ и использование

    информационных потоков, прямых и обратных информационных связей (с целью

    адаптации к окружающему миру и влияния на него) выступают необходимым

    компонентом современной не только информационной культуры, но и культуры

    вообще как коллективной памяти человечества: свода правил поведения

    человека в информационном обществе, критерия уровня понимания и восприятия

    мира, адекватного определению человеком своего места в нем.

    Информационная культура непрерывно развивалась на протяжении всей истории

    человечества, а за последние несколько тысячелетий прошла в своем развитии

    несколько периодов, связанных со способом распространения информации

    (наскальный, рукописный, полиграфический и электронный).

    Информационная культура директора и учителя связана с овладением ими

    электронно-коммуникативными системами, средствами и технологиями

    образования населения (ЭКСС и ТОН), обучения школьников (ЭКССТО), поиска

    информации. Она может быть рассмотрена на трех уровнях. На информологически-

    методологическом уровне предполагается знание научных основ инфоноосферной

    эдукологии и информационной педагогики, а также педагогической информатики;

    понимание роли социально-экономических, научно-технических, психолого-

    педагогических и физиолого-медицинских факторов использования ЭКССТО;

    сравнительный анализ научно обоснованных моделей информатизации школы в

    стране и за рубежом. На теоретическом уровне требуется знание дидактических

    принципов компьютерно-информационного обучения, закономерностей

    функционирования информационной среды учения, вопросов логического

    построения курсов основ информационного моделирования, основ теленетики. На

    прикладном уровне требуется формирование понятий, знаний, умений и навыков

    в области ЭКССТО; освоение конкретных новых информационных технологий

    обучения.

    Понятие информационной грамотности включает в себя следующие компоненты:

    • знание системы услуг для получения текущей и ретроспективной информации

    и регулярного обращения к ней, например к реферативному журналу

    «Информатика», к мировой сети Интернет;

    • способность оценить ценность, эффективность и надежность информации,

    полученной из разных источников, для удовлетворения различных

    информационных потребностей;

    • владение основными навыками приобретения информации в автоматизированных

    системах и хранения собственной информации.

    Информационная культура требует прежде всего от директора и от учащегося

    новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им

    необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное

    место в информационном обществе. Она выпол

    от следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающе воздействие

    на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как

    непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его

    обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является

    неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо

    информационная культура активно участвует в освоении человеком всей

    культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами,

    формировании его поведения.

    Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой —

    культурой общения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов,

    человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога,

    мысленного диалога писателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и

    обучающего и др. Сергей Аверинцев, которому присуждена итальянская премия

    «Диалог между культурами», полагает: «Диалог — это то, что постоянно

    находится в опасности, но без чего на самом деле обойтись невозможно».

    (Известия, 21 января 2001 г.)

    Культура и цивилизация относятся к полисемантическим многозначным понятиям;

    они строго не различимы и сводятся к материальным благам и текстам ,

    накопленным народами, странами, человечеством.

    Когда-то М. Горький определил: «Культура — это наука и искусство,

    цивилизация — техника и экономика». Информация в форме информационной

    культуры интегрирует культуру и цивилизацию, естествознание и искусство,

    реальный мир и виртуальный. В античной гуманистической парадигме мир — это

    единство реального и духовного миров, познание мира и умом и сердцем.

    Образование через передачу информации, достижение ее понимания и усвоение

    субъектом образования — один из основных способов передачи культуры и

    развития цивилизации. Настоящее образование всегда гуманно и гуманитарно,

    каков бы ни был набор учебных дисциплин, — все определяет учитель, его

    личность, опыт, совесть и страсть.

    К основным чертам информационной цивилизации относят следующие процессы:

    • сокращение числа людей, занятых в промышленном производстве и сельском

    хозяйстве;

    • нарастание интенсификации информационного обеспечения производства, что

    способствует снижению потребностей в сырье, природе-сбережению и решению

    экологических проблем;

    • внедрение наукоемких производств, что выдвигает в первые ряды даже

    малые государства;

    • развитие в государстве взаимодействия пяти независимых ветвей власти:

    законодательной, исполнительной, судебной, власти интеллекта и власти

    информации, причем две последние пронизывают все ветви;

    • стремительное возрастание динамизма экономики;

    • стирание старых границ между социальными категориями и возникновение

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.