МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Информатика

    Информатика

    Марийский государственный педагогический

    институт им. Н.К. Крупской.

    кафедра алгебры и геометрии

    Методика

    изложения темы

    “Введение в информатику”.

    творческая работа

    | |Выполнила: |

    | |выпускница ФМФ |

    | |Голомидова Т.В. |

    | |Научный руководитель: |

    | |старший преподаватель |

    | |кафедры алгебры и геометрии |

    | |Гусарова Г.П. |

    г. Йошкар-Ола, 1998

    Тема “Введение в информатику” представляет, по-моему, особый интерес,

    т.к. именно на первых уроках мы должны заинтересовать школьников новым

    учебным предметом. Методическая система обучения информатике претерпевает в

    настоящее время существенные изменения. Если вначале курс учебной

    информатики был ориентирован на изучение алгоритмов, программирования и

    информационных технологий, то теперь важнейшим моментом становится

    формирование мировоззрения, основанного на системно-информационном подходе.

    Требуется создание развернутой методики, центральной проблемой которой

    является формирование системно-информационной картины мира. Именно тема

    “Введение в информатику” позволяет как нельзя лучше рассказать об

    информации, как об одном основополагающем понятии современной научной

    картины мира, т.е. сформировать основы научного мировоззрения, что

    относится к первой педагогической функции образовательной области

    информатики.

    В обязательный минимум содержания образования по информатике по темам

    “Информация и информационные процессы” и ”Представление информации” входит:

    n Понятие информации. Информационная деятельность человека. Информационные

    процессы: получение, передача, преобразование и использование информации.

    Единство информационных процессов в живой природе, обществе и технике.

    n Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная система

    счисления. Количество и единицы измерения информации. Хранение и передача

    информации и ее носители.

    Я рассмотрела три учебника: Каймина, Кушнеренко и Ершова. На мой

    взгляд, ни один учебник не содержит обязательный минимум. Самый ранний -

    это учебник Ершова, в нем очень хорошо рассматривается роль ЭВМ в

    современном обществе, но думаю, при изложении этой темы данный учебник

    можно не использовать. У Каймина под тему “Введение в информатику” отведена

    целая глава, для рассмотрения порекомендовала бы первые три параграфа:

    Информация и мы; Информация и ее виды; Количество информации. Этот учебник

    используется и в методике “Пермская версия, которую подробнее рассмотрим

    чуть позже. У Кушнеренко мне понравилось то, что в (1 “Информация” есть

    пункт “Вещество, энергия, информация - важнейшие сущности нашего мира”,

    кроме того: информация и информационные процессы; информация в истории

    общества; двоичное кодирование информации, бит, байт; единицы измерения

    информации и т.д. в этом учебнике все перечисленное дается довольно кратко.

    В журнале “Информатика и образование” приводится базовый курс основ

    информатики и ВТ “Пермская версия”, мне понравилась методика, поэтому

    предлагаю ознакомиться подробнее.

    Программа предназначена для 8-9 классов общеобразовательных средних

    школ. В итог первого года обучения по этой программе входит знание о роли

    информации в окружающем мире и компьютерной информации. Построение курса

    исходит из трех принципов, которые основываются на трех понятиях :

    информация - ЭВМ - алгоритм. Видим, что понятие информации - стержень всего

    курса. До появления ЭВМ информационная деятельность была сугубо

    человеческой функцией. Поэтому отправным методическим моментом к изучению

    информатики должен стать разбор информационной функции человека. Отсюда

    знакомство с устройством и работой компьютера должно исходить из следующих

    позиций: по своему назначению ЭВМ - это универсальный инструмент для работы

    информацией; по принципу своего устройства ЭВМ - это модель информационной

    функции человека. Дан тематический план по программе из расчета 34 часа в

    год (1 урок в неделю, по стандарту 2 урока в неделю).

    Фрагмент плана:

    |№ |Тема |Содержание (8 класс) |Количество часов |

    |1 |Введение в предмет|Место информатики в научном | |

    | |ОИВТ |мировоззрении. Основные темы |1 |

    | | |курса ОИВТ. История развития | |

    | | |ВТ. | |

    |2 |Человек и |Сущность информационной | |

    | |информация |функции человека. Обмен |1-2 |

    | | |информацией, хранение и | |

    | | |обработка информации | |

    | | |человеком. | |

    |3 |Как измерить |Субъективный и объективный | |

    | |информацию |подходы к измерению |1-2 |

    | | |информации. Единицы количества| |

    | | |информации. Скорость передачи | |

    | | |информации. | |

    По-моему, 3-5 часов на тему “Введение в информатику” вполне хватит.

    Содержание урока по первой теме: Место информатики в системе научного

    мировоззрения. Кибернетическая точка зрения на информацию как научную

    абстракцию. Традиционный взгляд на информацию. Информатика как наука о

    способах представления, хранения и переработки информации. ЭВМ как

    инструмент информационной деятельности человека. Краткая история

    возникновения и развития ВТ. Основные объекты изучения ОИВТ.

    На первом занятии важно показать какое место занимает информация в

    жизни людей, что в наш век информационного бума успех сопутствует тому, кто

    владеет информацией. Нужно подбирать яркие примеры. Можно рассказать об

    информационных системах и какую важную роль для функционирования систем

    играет управление, а суть управления заключается в том, что на основе

    информации вырабатывается управляющее воздействие. Очень может помочь

    лекция Г.П. Гусаровой “Общая характеристика образовательной области

    (Информатика(” и книга Вершинина О.Е. “За страницами учебника информатики”.

    Урок проводится в форме лекции-беседы.

    Тема 2. На первом уроке следует провести беседу на тему “Информация

    вокруг нас”. Нужно обсудить примеры информационной деятельности человека в

    быту, в учебе, на производстве, обратить внимание на инструментальные

    средства, которыми пользуется человек в этой деятельности.

    На втором уроке идет формальное обсуждение темы “Человек и

    информация” по предлагаемой методической схеме .

    Информация - фундаментальное понятие, поэтому определить его

    исчерпывающим образом через какие-то более простые понятия невозможно.

    Каждый вариант определения информации обладает некоторой неполнотой.

    Предлагается одна из возможных методических схем раскрытия понятия

    информации. Изложение ведется в тезисной форме. Учителю следует

    проиллюстрировать этот материал примерами.

    Информация - предмет интеллектуальной деятельности человека, продукт

    этой деятельности. Иначе говоря, с позиции конкретного человека, информация

    - это его знания.

    Знания можно разделить на две категории: знание фактов и знание

    правил. Вот некоторые примеры знания фактов: я знаю, что

    . Москва - столица России;

    . сумма углов треугольника равна 180 градусам.

    Примеры знания правил: я знаю как

    . добраться от Перми до Москвы;

    . перемножить две простые дроби.

    Какие действия человек выполняет с информацией ? Их три: обмен,

    хранение, обработка.

    Обмен содержит два момента: прием информации и передача информации.

    Следует пояснить, в каких формах могут происходить прием и передача

    информации. Точно также нужно подробнее рассказать про хранение и обработку

    информации.

    Эти и другие положения иллюстрируются схемой, приведенной на рис.1.

    Удобно подготовить эту схему на плакате и рассказывать материал, ссылаясь

    на нее. При объяснении схему следует иллюстрировать примерами. При

    опросе ученики могут пояснять отдельные узлы и связи схемы. Учитель должен

    ясно понимать, что любое схематическое описание какой-либо стороны

    человеческой деятельности является неполным, модельным. Однако наиболее

    существенные моменты информационной функции человека эта схема отражает.

    В дальнейшем данная схема послужит отправной точкой для раскрытия

    принципов организации и функционирования ЭВМ.

    Тема 3. На первом уроке обсуждается субъективный подход к определению

    информационности сообщения. Количественная мера информации. Алфавитный

    подход.

    Второй урок посвящен таким вопросам как передача информации,

    скорость передачи информации. Обсуждение пройденного материала в форме

    ответов на контрольные вопросы и выполнения заданий.

    Примерное изложение темы “Как измерить информацию?”

    Уже было сказано, что в окружающем нас мире есть три глобальные

    субстанции: вещество, энергия, информация. Всем известны меры, которые

    применяются для измерения количества вещества и энергии. Интерес

    представляет определение единицы измерения количества вещества. К

    определению меры информации может быть два подхода: субъективный и

    объективный. Субъективный подход связан с данным выше определением

    информации по отношению к человеку: как знаний человека. Информация может

    быть разных видов и имеет вполне определенные свойства, которые приводятся

    почти во всех учебниках информатики.

    В теории информации существует следующее определение: сообщение,

    уменьшающее неопределенность знаний в два раза несет один бит информации.

    Бит - название единицы информации.

    Сообщение о том, что произошло одно из двух равновесных событий,

    несет 1 бит информации. Например, играя в “орлянку” , каждый раз после

    падения монеты на пол мы получаем 1 бит информации (орел или решка).

    Если N- общее количество равновероятных событий, то сообщение о том,

    что произошло одно из них, несет Х бит информации. Значение Х определяется

    из уравнения

    2Х= N, Х=log2N.

    В технических устройствах хранение, передача и обработка информации

    производятся и использованием алфавитов, содержащих два различных знака. С

    математической точки зрения эти знаки можно отождествить с 0 и 1. Слово бит

    происходит от сокращения английского слова binary digit - двоичный знак.

    Алфавит из двух символов называют двоичным. Тут можно рассказать о двоичном

    кодировании информации.

    Эта методика предназначена для преподавания в классах, где у детей

    достаточно высокий уровень знаний. Может быть стоит дополнить эту методику

    двоичным кодированием. Хотя следует оговориться, что если полностью давать

    уроки по методике “Пермская версия”, а не только тему “Введение в

    информатику”, то в этой методике двоичная арифметика дается в теме “Как

    работает компьютер” на втором году обучения.

    После каждой темы приведены контрольные вопросы и задания, что тоже

    очень удобно.

    В классах, где у учеников знания послабее, в классах выравнивания

    лучше ограничиться общими сведениями, закрепляя их на примерах.

    Для одаренных учащихся можно выбрать по какой-нибудь теме доклад.

    При изложении материала в основном используют метод беседы;

    обобщения, абстрагирования, конкретизации; сравнения и аналогии.

    Учителя информатики по-разному подходят к изложению темы “Введение в

    информатику”. Остановимся на опыте работы учителя информатики высшей

    категории средней школы №11 Кондратьевой Ольги Григорьевны. На изучение

    данной темы отводится 2 часа. Учитель ставит перед собой целью ввести

    понятие информатики как науки и информации, как одного из основных понятий

    этой науки. Выделяет три базовых понятия информатики: информация - алгоритм

    - компьютер; и приводит схему:

    ИНФОРМАТИКА

    информатика

    компьютер

    алгоритм

    Большое внимание уделяется свойствам и видам информации. На примерах

    раскрывается ее значимость.

    В кабинете информатики средней школы №9 развитие понятия информации,

    пути ее передачи очень подробно и наглядно представлены на стендах, которые

    удачно дополняют оформление кабинета.

    Приведу вопросы, на которые должны смочь ответить учащиеся, если

    выберут среди выпускных экзаменов информатику.

    Билеты выпускного экзамена по информатике (базовый курс):

    Билет №7. Вопрос1. Информационные процессы в природе, обществе, технике.

    Информационная деятельность человека.

    Билет №8. Вопрос1. Информация и управление. Замкнутые и разомкнутые системы

    управления, назначение обратной связи.

    Билет №18. Вопрос2. Решение задачи на определение объема информации,

    преобразование единиц измерения количества информации.

    Билет №19. Вопрос1. Передача информации. Организация и структура

    телекоммуникационных компьютерных сетей.

    Для школ, где после базового курса (8-9 класс) изучение информатики

    продолжается в 10-11 классах в билетах добавляются следующие вопросы:

    Билет №12. Вопрос2. Информация. Вероятностный подход к измерению количества

    информации.

    Билет №19. Вопрос2. Информатизация общества. Основные этапы развития

    вычислительной техники.

    В заключение еще раз обращаю внимание учителей на то, что после

    изучения данной темы учащиеся должны быть подготовленными к работе с

    информацией, должны понимать огромное значение информации в жизни людей.

    Литература.

    1. Ершов А.П., Монахов В.М. и др. Основы информатики и вычислительной

    техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч. Ч. 1.

    -М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

    2. Каймин В.А., Щеголев А.Г., Ерохина Е.А., Федюшин Д.О. Основы информатики

    и вычислительной техники. -М.: Просвещение, 1989.

    3. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основы информатики и

    вычислительной техники: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений. - М.:

    Просвещение, 1990. - 224 с.

    4. Вершинин О.Е. За страницами учебника информатики: Кн. Для учащихся 10-11

    кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991. -352 с.

    5. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Базовый курс ОИВТ: “Пермская версия” (часть1)

    //ИНФО. - № 5. -1994. -С.3-8.

    6. Семакин И.Г. Базовый курс ОИВТ: “Пермская версия” (часть2) //ИНФО. - №

    5. -1994. -С.9-19.

    7. Обязательный минимум содержания образования по информатике. //ИНФО. - №

    6. -1997. -С.3-4.

    8. Билеты выпускного экзамена по информатике. //ИНФО. - № 1. -1998. -С.13-

    16.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.