Гуманизм учителя как условие нравственного воспитания
Гуманизм учителя как условие нравственного воспитания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
подрастающего поколения 5
1.1. Нравственное воспитание: сущностная характеристика 5
1.2. Основные источники нравственного опыта 11
Глава 2. Гуманизм личности педагога как условие результативности процесса
духовно-нравственного воспитания 16
Заключение 34
Литература 36
Введение
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие
социально-экономические преобразования, происходящие в современном
обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В
настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно
обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность
проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя
положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных,
высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными
чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается,
окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него
как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно
обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только
формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности,
определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям
на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский
писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (29,
с.431).
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они
не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в
современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм
или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Основной функцией воспитания является формирование интеллектуальных,
эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно -
деятельностному взаимодействию с окружающим миром.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах
А.М.Архангельского (3), Н.М.Болдырева (6), Н.К.Крупской (17), А.С.Макаренко
(18), И.Ф.Харламова (30) и др., в которых выявляется сущность основных
понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего
развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки
будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей,
А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Проблемой нашего исследования является влияние личности педагога на
создание условий для нравственного воспитания детей школьного возраста.
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование влияния
гуманизма педагога на воспитательный процесс.
Объект исследования – педагогический процесс.
Предмет исследования – влияние личности педагога на нравственное
воспитание детей.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: гуманизм
личности педагога является необходимым условием нравственного воспитания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены
следующие задачи:
1) выявить условия нравственного воспитания ребенка;
2) дать анализ состояния проблемы настоящего исследования в
теоретической литературе.
3) выявить роль личности педагога в процессе нравственного
воспитания.
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания подрастающего
поколения
1 Нравственное воспитание: сущностная характеристика
Прежде чем говорить о нравственном воспитании рассмотрим некоторые
смежные понятия.
Нравственная культура – систематический, интегральный результат всего
духовного развития личности. Она характеризуется как уровнем усвоенных
моральных ценностей, как и участием человека в их создании.
Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры,
необходимо выяснить такие узловые понятия, как культура, мораль,
нравственность.
Культура рассматривается как способ человеческой деятельности, как
синтетическая характеристика развития человека. Она выражает степень его
овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе. Культура не
только совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом,
она – специфический способ человеческой деятельности, определённое качество
этой деятельности, которое охватывает как мотивацию и стимуляцию социальной
активности, так и механизмы социальной регуляции и саморегуляции.
Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая
важная. Воспитание имеет две основные цели. Во-первых, задача его состоит в
передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в
индивидуализации их. Во-вторых, немаловажной задачей воспитания является
создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических
ценностей.
Социальная функция морали связана с преодолением имеющихся или
возможных противоречий между интересами социального единства и личной
заинтересованностью отдельного члена общества. Но это вовсе не означает,
что моральные санкции связаны с какой-то «жертвой» индивидуума во имя
общего. Наоборот, ограничения и самоограничения индивидуального поведения,
его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности.
Диалектика морального регулирования такова, что «защита» общего есть
необходимое условие свободы каждого, а ограничение свободы каждого является
необходимым условием свободы всех.
Свобода – это возможность поступать так, как ты желаешь. К сожалению,
и в сознании некоторых людей истинная свобода связывается именно с полной с
неограниченной реализацией всех личных желаний, капризов и стремлений.
Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и
страсти, он достигает противоположного результата – свобода превращается в
несвободу. Необузданные желания ведут к закрепощению личности. И наоборот,
определённое разумное ограничение желаний и потребностей, которое внешне
выглядит как уменьшение свободы, в действительности же является её
существенной предпосылкой.
Известная триада – истина, красота и добро – обычно возглавляется
добром, ибо считается, что оно – наивысшее проявление гуманизации человека.
Нравственность – это не любование другим человеком, не абстрактная
вежливость и обмен комплиментами, а «воинствующее» добро, преобразующее и
очеловечивающее социальные условия жизни. Добро – не только желание добра,
а действие, созидание добра.
Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и
добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое
целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим
соответствием личных и общественных интересов.
Важнейшими элементами, образующими «ядро» нравственной свободы,
являются:
1. Осознание требований нравственных норм.
2. Принятие этих требований в качестве внутренней потребности, в качестве
системы самообязанностей.
3. Самостоятельный выбор одного из возможных вариантов действия, то есть
принятие решения, сделанного не под внешним давлением (правовым или
авторитарным), а по внутреннему убеждению.
4. Волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающегося
эмоциональным удовлетворением достигнутым результатом (намерением).
5. Ответственность за мотивы и последствия действия.
Нравственно воспитанная личность активно борется против зла. Не
мирится с ним и стремится непрерывно «возвышать» своё и чужое поведение до
требований идеала. Нравственно-свободный человек – не просто носитель
моральных достоинств, а их неутомимый созидатель. Нравственные качества
людей является таким «снаряжением», которое нельзя выковать без их
активного участия.
Уровни нравственной культуры.
Нравственная культура – это качественная характеристика морального
развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся на трёх уровнях.
Во-первых, как культура нравственного сознания, выражающаяся в знании
моральных требований общества, в способности человека сознательно
обосновать цели и средства деятельности.
Но ещё Сократ был поражён тем, что многие люди, знающие что есть
добро, делают зло. Поэтому, во-вторых, исключительно важным уровнем,
обеспечивающим внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю
готовность их реализации, есть культура нравственных чувств.
В-третьих, культура поведения, посредством которой реализуются
поставленные и приинятые нравственные цели, превращаются в активную
жизненную позицию.
В зависимости от зрелости этих специфических компонентов существует
несколько уровней индивидуальной нравственной культуры: низкий уровень
нравственной культуры, когда человек не обладает элементарными моральными
знаниями и часто нарушает общепринятые нравственные нормы; «мозаичная
культура», когда отрывистые моральные знания соседствуют с нравственными
поступками, совершёнными под воздействием общественного мнения, традиций в
семье и т.д.; рациональный тип нравственной культуры, характеризующийся
чисто вербальным усвоением моральных норм без внутренней убеждённости в их
правомерности и необходимости; эмоционально-экспрессивная культура, когда
человек приобретает обострённое нравственное чувство добра и зла,
справедливого и несправедливого, но ему не хватает знаний и чаще всего воли
для их материализации, и, наконец, высокая зрелость нравственной культуры,
когда глубокие и научно обоснованные знания находятся в единстве с
богатством чувств и практическим действием.
Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления,
воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор
нравственных решений. Т.о. он переводит внимание ребят с общих
представлений о нравственности и моральных понятий на действительность.
Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов
периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к
понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила
поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,
результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается
нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым
(коллективом, классом, народом, обществом).» (16, с.191-192).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для
воли, совести человека». (9, с. 345) Он считал: «Нравственный —
противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт
человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине
духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним
духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному -
добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с
совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и
чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,
безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок
нравственный, доброй нравственности, доблести». (9, с. 558).
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим:
«Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые
этими качествами». (23, с. 414).
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке
говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного
достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:
нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и
вообще обладающего всеми добродетелями человека». (2, с. 360).
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит
оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» (22, с.
289). «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». (22, с .735).
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития
общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая
деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по
отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль
выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными
нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою
очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем
самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от
права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но
опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой
общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль
оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует
поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку
порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив
лицом в грязь».
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что
необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению
чувствовать человека». (26, с. 120)
Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь
свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного
воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво,
требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и
так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет
зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения
закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и
бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка
лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что
он видит, делает, наблюдает» (26, с. 170).
В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое
внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен.
Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе
школы и классных руководителей.
Система нравственного воспитания включает в себя:
Во-первых, актуализацию всех источников нравственного опыта
воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная,
общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения
воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир
природы, искусства.
Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на
разных возрастных этапах.
В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без
исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.
Остановимся более подробно на характеристике основных источников
нравственного опыта детей.
2 Основные источники нравственного опыта
К источникам нравственного опыта детей школьного возраста, прежде
всего, относится учебная деятельность. Педагогу важно знать, что
нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через
содержание программного и дидактического материала, самой организацией
урока, личностью учителя.
Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о
нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе,
общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков
положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал
прекрасного человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением
героической личности. Учебный материал способен глубоко затронуть
эмоциональную сферу, стимулировать развитие нравственных чувств школьников.
Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на
школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём
содержится большое количество морально-этических суждений, нравственных
коллизий. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление
отношений к человеку и обществу.
Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников
в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик
педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и
общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти
отношения являются для воспитуемых убедительным комментарием к тем
нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры
увлечённого, ответственного отношения к своему делу, бескомпромиссности,
Страницы: 1, 2, 3
|