МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского

    Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского

    Голицынский военный институт ФПС РФ

    кафедра психологии и педагогики

    Факультет заочного обучения

    отделение психологии

    Реферат студентки 3 курса Котовой Е.М.

    Тема: “Гуманистическое направление в воспитании и

    образовании в деятельности В.А. Сухомлинского”.

    Научный руководитель: Гребенькова Н.Л.

    Голицыно – 2001 год

    План

    Введение. 3

    I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А. Сухомлинского.

    4

    II. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. 7

    1. Отношение к ребенку. 7

    2. К прекрасному через прекрасное. 11

    3. Научные знания и знания человеческие. 15

    4. Трудовое воспитание 17

    Заключение. 19

    Список литературы 20

    Введение.

    «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова

    одного из самых замечательных педагогических деятелей современности -

    Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко

    всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской

    практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его

    в том, что “сила и возможности воспитания неисчерпаемы”. “Воспитание точно

    отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим,

    тогда оно имеет силу. “[4 стр. - 16]

    В реферате на тему “Гуманистическое направление в воспитании и

    образовании в деятельности В.А. Сухомлинского” рассмотрены такие вопросы:

    что было главным в деятельности Сухомлинского, какие силы позволили сыну

    крестьянина, рядовому сельскому учителю подняться к вершинам педагогической

    науки? И многие другие.

    Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 4

    вопроса и заключения. В первом вопросе описана биография педагога и

    рассмотрены ведущие направления партийно-государственной образовательной

    политики 50 – 70 гг.

    Во втором вопросе раскрываются основные педагогические взгляды В.А.

    Сухомлинского.

    В заключении сделаны выводы.

    Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А.

    Сухомлинского.

    Школьная система, которая функционировала в то время, приспосабливалась

    к современным социально-политическим, экономическим, идеологическим

    реалиям.

    Направления образовательной политики определялись партийными съездами и

    постановлениями ЦК КПСС. Каждый из «государственных планов», согласно

    которым жила страна, включал систему мероприятий в сфере образования,

    «увязанных» с решением народнохозяйственных и культурных задач очередного

    «этапа строительства социализма и коммунизма».

    Одним из ведущих направлений партийно-государственной образовательной

    политики оставалась «борьба за всеобуч». Полвека осуществления всеобуча

    это, действительно, борьба: за финансирование образовательной системы,

    строительство школьных зданий, подготовка педагогических кадров, выпуск

    учебной и методической литературы и т.д.

    Создание системы учебных заведений, которая гарантировала конституционное

    право гражданина на получение среднего образования — большое достижение

    советского общества. В официальной идеологии оно связывалось с руководящей

    ролью коммунистической партии, с ее заботой о подрастающем поколении и

    молодежи.

    В обосновании очередного «социального заказа» к образовательной сфере на

    «данном этапе строительства социализма (коммунизма)», включая всеобуч,

    неизменным оставался тезис о «воспитании нового человека» как цели партийно-

    государственной политики. При этом в «модели» «нового человека»

    акцентировалась официальная установка на формирование единой идеологии

    («основ марксизма-ленинизма», «диалектико-материалистического

    мировоззрения», «научного мировоззрения»), которая обеспечивала бы

    «морально-политическое единство советского народа». Под таким углом зрения

    происходил отбор знаний из отечественной и мировой культуры, осуществлялось

    конструирование содержания общего образования, содержание учебных дисциплин

    «достраивалось» задачами «текущего момента»: планами «коммунистического

    строительства». Таким образом, каждый из этапов осуществления всеобуча был

    вместе с тем этапом дальнейшей идеологизации и политизации сознания

    подрастающего поколения и школьной молодежи.

    Следующая реформа готовилась по указанию брежневского ЦК не только

    Академией педагогических наук, были подключены ведущие ученые Академии

    наук, возглавившие предметные комиссии по естественным и гуманитарным

    учебным дисциплинам, которые разрабатывали новые учебные программы.

    Концепция Центральной Комиссии по подготовке реформы предполагала, наряду с

    существенными принципиальными изменениями научного содержания учебных

    предметов, сохранение того ценного, что удалось достигнуть на предыдущем

    этапе реформирования школы. Однако трудный переход на новые учебные

    программы (1966-1975 гг.) вытеснил проблемы связи обучения с жизнью, с

    производительным трудом новыми актуальными задачами переобучения сотен

    тысяч учителей-предметников, подготовки и издания миллионов новых

    учебников, методической литературы и мн. др. Идеал школы, где труд и

    обучение соединены, признавался и обосновывался идеологически и тогда,

    когда принимался Закон 1958 г., и тогда, когда реформировалось содержание

    общего образования — школы в массе своей возвращались к типичной школе

    «книжного обучения», а значит и к хроническим ее проблемам неуспеваемости,

    второгодничества, перегрузки обязательным для усвоения материалом, в

    конечном итоге, к тому, что задачи «воспитания нового человека»,

    «подготовки к жизни, к труду» вытеснялись установкой на «качество знаний,

    умений, навыков».

    Однако, отдельные педагогические коллективы, благодаря все более

    последовательному и многоаспектному осмыслению особенностей «природного

    материала», с которым работает педагог, сумели создать школы — истинные

    образцы гуманистической педагогики. Одна из них — средняя школа украинского

    села Павлыш, которую возглавлял Василий Александрович Сухомлинский, —

    приобрела не только всесоюзную, но и мировую известность.

    Внешне биография В.А. Сухомлинского мало чем отличается от биографий

    многих его сверстников и современников.

    В.А. Сухомлинский – педагог, полностью сформировавшийся в условиях

    советской действительности - ему не пришлось, как известным советским

    педагогам старшего поколения, перестраивать свое мировоззрение. Родился

    Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине

    (теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли

    его детство и юность.

    Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в

    1933 году окончил семилетку.

    Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг.

    Сначала Сухомлинский подался в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда,

    поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический

    институт.

    С 1935 г. начинается долгий и славный педагогический путь В.А.

    Сухомлинского. В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного

    села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1938

    году.

    Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает

    преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

    В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года младший

    политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом

    остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого

    лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла

    признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы

    в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и

    стал заведующим РАЙНО.

    Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948

    году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и

    бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году

    это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы

    войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.

    Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать

    его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие

    годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило

    время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и

    В.А. Сухомлинского не стало.

    За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина,

    многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент

    Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 г. Заслуженный учитель УССР. В

    1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же

    году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук

    СССР. В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей,

    1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн.

    Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970

    года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности»

    - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ.

    Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о

    разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности

    всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из

    которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого

    сплава.

    Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

    1. Отношение к ребенку.

    Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и

    многопланово. Вся система деятельности павлышского учителя проникнута

    высокими принципами коммунистического гуманизма, глубоким уважением к

    личности ребенка.

    Когда его спрашивали: ”Что самое главное было в его жизни? ”, он

    отвечал: ”Любовь к детям!”

    Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по

    Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь

    дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него

    воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

    “Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена

    благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце

    ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся,

    ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что

    учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их

    товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в

    потемках.”[3, стр. - 21]

    В.А. Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В

    Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим

    принципом всего педагогического коллектива. В подходе к проблеме наказаний

    в школе имела место определенная эволюция его взглядов. Вначале он

    признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в

    определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного

    воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал

    следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел

    ввиду такие виды наказаний, как грубое отчитывание, высмеивание,

    выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для

    выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике учителя.

    Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал

    гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко

    услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное

    поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка».

    [5, стр. - 12]

    “Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир

    ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в

    зависимости от того, учат или не учат дети уроки”. [5, стр. 9].

    В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом

    оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть

    для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя,

    взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что

    необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно

    из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная

    доброта с мудрой строгостью родителей.

    Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым

    ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных

    классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит,

    оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в

    самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял

    веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные,

    внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и

    аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый

    класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание -

    хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей.

    Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за

    труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода,

    год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться».

    Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою

    скорость.

    Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей

    обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя

    счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство

    неполноценности».

    Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по

    поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он

    совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый

    поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно

    написать в дневнике.

    Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных

    результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению

    «трудных» подростков.

    В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги,

    рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания.

    Сухомлинский считал, что коллектив – это всегда идейное объединение,

    которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему

    взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности,

    дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. “Детский

    коллектив – сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо

    пользоваться с известной осторожностью. Дети – не взрослые, они легко

    возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не

    крайность. В детском коллективе всему мера, все в осторожностью;

    воспитатель никогда не должен выпускать из – под контроля детские страсти.

    И коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости, может стать

    причиной неисправимых душевных травм у детей”. [3, стр. - 190].

    Как видно из этого высказывания Сухомлинского, он справедливо опасался

    силы общественного мнения в осуждении личности коллективом,

    противопоставлял коллективному осуждению, тем более наказанию - проявления

    чуткости, заботливости, чтобы ребенок переживал чувство благодарности

    коллективу, приобретал в этом нравственный опыт поддержки и помощи тем, кто

    в них нуждается.

    “Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой

    морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок

    «ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее

    страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех.” [3, стр. - 199]

    На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А.

    Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив

    может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский,

    - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде,

    доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально,

    развивающем интересы и способности. И при этом надо помнить, что подлинный

    коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. В

    атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать

    лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней

    потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего

    достоинства.”[4, стр. 15].

    Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспитания

    коллектива зиждилась не на «организационных зависимостях», а на развитии

    духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в

    коллектив плоды своей «индивидуальной духовной деятельности» и обогащаться

    в духовном общении. Как закономерность воспитания личности в коллективе

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.