МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гуманистические идеи в Российской педагогике 18-20 веков

    самым он подготовил почву для развития отечественного образования.

    И он же выступил инициатором и создателем национального образования

    [см.: 61, его просветительская деятельность отражена в работах 26, 56 и

    др.]. М. В. Ломоносов совершенствовал работу Петербургской Академии наук,

    которая была не только важным центром науки, но и важным центром

    просвещения; совершенствовал работу Петербургского университета при

    Академии наук, ставшего рассадником русской культуры; сыграл главную роль в

    открытии Московского университета.

    М.В. Ломоносовым и по его проектам были открыты первые жизненные

    русские гимназии — со временем они стали главной формой подготовки к

    университету. Он же разработал уставы гимназий и университета.

    Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова нашла свое продолжение в

    работе многих его соратников и учеников.

    Важнейшим событием для нашего образования стало правление Екатерины

    II, которая знала педагогику, хорошо разбиралась в вопросах образования и

    воспитания. Коротко ее роль в развитии русского воспитания и образования —

    если брать ее педагогическое наследие от ее указов до ее литературных

    сочинений — можно представить так: выдвижение вопросов воспитания и

    просвещения на первое место в общественном (по крайней мере,

    официальном) сознании, провозглашение новых целей воспитания — воспитание

    гражданина и человека, воспитание русского человека на основе

    отечественной культуры, традиций русского воспитания и образования

    (пьесы Екатерины, высмеивающие слепое копирование заграничной

    культуры); забота о развитии всех форм просвещения и воспитания от театра и

    Академии наук до народных училищ. При этом все начинания и преобразования в

    этой сфере проходили либо под ее руководством, либо при ее согласии. И

    именно она привлекла к реформированию образования многих выдающихся людей

    Европы и России, в том числе И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича.

    И.И. Бецкой (1704—1795). Подготовил доклад «Генеральное

    учреждение о воспитании обоего пола юношества» [18], который в 1764 году

    получил силу закона. В духе идей Просвещения Бецкой сформулировал новую

    идеологию русского Просвещения — воспитание «новой породы людей», согласно

    которой для преобразования несовершенного общества необходимо организовать

    правильное воспитание детей, которые затем смогут правильно воспитывать

    детей.

    В соответствии с этими идеями Бецкой реформирует кадетский корпус

    [19], создает Смольный институт благородных девиц, положивший начало

    созданию аналогичных женских учебно-воспитательных заведений в России.

    Бецкой открывает сиротские учреждения, училище при Академии художеств и

    Коммерческое училище, усовершенствовал работу ряда других учебных

    заведений.

    Ф.И. Янкович (1744 — 1814) сыграл видную роль в подготовке «Устава

    народным училищам в Российской империи», в соответствии с которым в России

    создавались малые и главные народные училища с двух-пяти - летним сроком

    обучения. Малые училища давали элементарное образование, главные — более

    широкое чтение, письмо, счет, краткий катехизис, история, арифметика,

    география, грамматика и т.д. В 1782 году Янковичем было открыто

    Петербургское главное народное училище, которое стало готовить учителей для

    народных училищ.

    В конце XVIII века в России было открыто 315 народных училищ, в

    которых училось около 20 тыс. человек.

    Большую роль в развитии общественно-педагогического движения в этот

    период сыграл Н.И. Новиков (1744 — 1818), который попытался организовать

    народное просвещение независимо от государства, избрав основным средством

    для этого печать. Он издавал детские журналы, газеты (благодаря его

    стараниям резко возросла роль газеты в общественной жизни России),

    просветительскую литературу, учебники для народных школ. В Петербурге, на

    пожертвованные деньги, им были открыты училища для народа. [О его

    деятельности см. 101].

    Начало XIX в. стало временем проведения крупных реформ в образовании.

    В 1802 г. создано Министерство народного просвещения, которое приступило к

    разработке реформы образования в России. В 1804 г. опубликован «Устав

    учебных заведений, подведомственных университетам», который определил

    строение и функционирование российского образования.

    По Уставу в России установилась единая система образования, к

    сожалению, это законодательное решение было отменено через год. Страна была

    разбита на шесть учебных округов по числу университетов, в их подчинение

    переходили все учебные заведения, подведомственные Министерству народного

    просвещения. Согласно этому уставу в России устанавливалось четыре типа

    школ: приходские, уездные училища, гимназии и университеты.

    Первые годы XIX в. известны быстрым ростом числа всех учебных

    заведений. В это время открывались принципиально новые учебные заведения, в

    том числе и знаменитый лицей в Царском Селе.

    После Отечественной Войны 1812 года в образовании начинается

    усиливаться консерватизм, особенно во второй четверти XIX века с принятием

    Устава 1828 года, который еще более жестко изолировал разные ступени

    образования друг от друга, жестко связав их с определенными сословиями.

    Однако в это время наблюдается рост числа разных школ. Наиболее видную роль

    в организации начальных школ сыграл В.Ф. Одоевский (1804-1869) [79]. В этот

    же период открываются разные профессиональные школы: сельскохозяйственные,

    технические, коммерческие, в том числе и высшие, например, технологический

    институт, институт гражданских инженеров и др.

    Таким образом, в XVIII — середине XIX в. в России сформировалась

    идеология и философия нового образования; утвердилось понимание в широком

    общественном сознании важности научного образования в судьбе государства и

    каждого человека, по существу, сложилась определенная система образования,

    состоящая из разных, хотя и не связанных друг с другом учреждений,

    начиная с малых народных училищ, а затем приходских, и кончая университетом

    и Академией. Вместе с тем новое образование (и воспитание) во многом

    оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной

    культуры, что нередко вело к пренебрежению отечественной культурой,

    отчуждению образованных и необразованных людей и даже к перекосам во всем

    строе русской жизни, особенно в нравственной и духовной области.

    Середина XIX в. — время коренных реформ всех сфер жизни России, в том

    числе и образования. Несколько лет после 1855 г. вопросы образования

    находились в центре внимания общества и государства. Результатом широкого

    обсуждения стала серия Уставов, принятых в 60-е гг., которые определили

    дальнейшее развитие школы России. В эти же годы сложилось мощное

    общественно-педагогическое движение, которое, несмотря на периоды

    затухания, начинает играть все возрастающую в судьбе образования России.

    В образовании эти перемены выражались в быстрых темпах появления

    разных школ, от начальных до высших, появлении массовых форм такого

    образования, как народное, женское.

    Начальная школа. Создаются разные типы начальных школ — в начале XX в.

    их было в России до 60-ти. Главными становятся государственные, земские и

    церковно-приходские школы. В 1912 г. в России учреждаются высшие народные

    школы с 3-х летним сроком обучения. С 70-х гг. XIX в. стали открываться

    учительские семинарии.

    Средняя школа. В 60-е годы в России не только совершенствуется

    классическая гимназия, но и создается реальная школа, хотя она и не

    получает прав классической, реформируются средние школы разных ведомств,

    духовного и т.д.

    60-е гг. стали временем создания новой системы женского образования.

    Ранее существовавшие, как светские, так и духовные женские заведения,

    целиком реформируются, наиболее яркий пример – Смольный институт. Создается

    новый тип женского учебного заведения – женская гимназия. Первую женскую

    гимназию в России в 1856 году в Петербурге открыл В.И. Вышнеградский.

    Особенно плодотворным в развитии средней школы России было начало XX

    века. В этот период в стране функционировали самые различные школы:

    государственные — гимназии, коммерческие училища, военные школы (кадетские

    корпуса) и т.д.; общественные — реальные гимназии, женские гимназии и т.д.;

    частные – гимназии, особенно женские, школы, училища. И практически все эти

    школы дают высокий уровень образования.

    В 60-е годы продолжается рост разных профессиональных учебных

    заведений, в том числе и высших.

    Заметный подъем в этот период переживали национальные школы во всех

    районах России.

    Высшая школа. В результате реформ 60-х гг. увеличиваются расходы на

    высшую школу, возросло число университетов и институтов. Университеты

    получили автономию. Серьезные изменения претерпело содержание образования.

    В целом высшее образование развивалось достаточно быстрыми темпами,

    особенно в начале XX в. По своему качеству оно соответствовало высшим

    мировым достижениям. В ней работают десятки ученых с мировыми именами.

    В целом, несмотря на разнообразие школ, основной тенденцией в

    образовании становилась тенденция создания единой национальной системы

    образования. Это особенно ярко проявилось в проекте реформы образования

    министра П.Н. Игнатьева, который предполагал мягкий вариант единой школы.

    (Деятельность Игнатьева на посту министра поразительна: несмотря на военное

    время, наблюдается быстрый рост числа всех видов школ, переход к массовому

    осуществлению всеобщего народного образования, осуществлялось сочетание

    усилий государства и общества в делах образования, был подготовлен целый

    ряд новых учебных планов, учебных пособий.)

    В этот период сложилось достаточно мощное общественное движение,

    которое, несмотря на периоды затухания, начинает играть все возрастающую

    роль в судьбе российского образования.

    Конец XIX – начало XX вв. были временем, с одной стороны, расцвета

    российского образования, а с другой, - временем его больших потрясений. О

    неблагополучии в образовании свидетельствует уже то, что за этот период

    сменилось более 10, министров просвещения, причем нередко новый министр

    проводил политику прямо противоположную своему предшественнику, что

    лихорадило всю систему образования.

    Таким образом, время с середины XIX в. по начало XX в. стало временем

    быстрого и качественного развития образования, всех его ступеней от

    начальной школы до университетов. Октябрьская революция стала новым этапом

    развития российского образования. Важнейшую роль в его становлении и

    определении магистральных путей его развития сыграл В.И. Ленин (1870 –

    1924) [67]. Встав после революции во главе государства, он прилагает

    громадные усилия по развитию культуры, науки, техники и новых технологий, а

    также образования, расширению сети учебных заведений всех уровней,

    быстрейшей ликвидации неграмотности в стране, созданию разных форм

    внешкольного образования и воспитания. В.И. Ленин постоянно думает о судьбе

    народного учителя, стремясь, чтобы народный учитель в России стоял выше,

    чем в Западной Европе. Важно и то, что уже в годы гражданской войны В.И.

    Ленин добился приоритетного финансирования образования — так на нужды

    образования в 1920 г. из госбюджета тратилось почти 11% всех средств. В.И.

    Ленин неоднократно выступал по вопросам воспитания и образования, доказывая

    что они могут быть построены только на базе всей предшествующей культуры,

    на основе единства школы и жизни, соединения обучения с производительным

    трудом, формирования коммунистической нравственности и мировоззрения.

    Были и громадные недостатки ленинской школьной политики, обусловленные

    и конкретными условиями. Так расширение образования привело к ухудшению его

    качества. В ходе гражданской войны погибли, либо выехали из страны сотни

    тысяч интеллигентов, что прямо сказалось и на культуре, и на образовании.

    При Ленине началась высылка интеллигенции из страны. Жесточайшие гонения на

    православную церковь привели к деформации или духовной жизни и духовного

    воспитания. Развитие советской школы в целом можно представить так:

    центральной идеей строительства советской школы стала идея создания единой

    общеобразовательной трудовой политехнической школы. К этой идее, как к

    основе, в стране возвращались каждый раз при всяком новом реформирования,

    совершенствовании школы вплоть до начала 80-х гг.

    Развитие всех форм учебно-воспитательных учреждений от детских садов

    до университетов с первых дней установления советской власти. Политика,

    направленная на максимальный охват всего населения образованием, на

    предоставление одинаковых прав и условий для получения образования всеми

    детьми. Государственная забота о поддержке и развитии образования

    (благодаря этой заботе удалось сохранить образование даже в годы

    Отечественной войны). Постоянное освоение новых рубежей всеобщего

    образования от начальной школы в 30-е гг. до среднего к 80-м. Внимание

    государства и общества не только к развитию образования, но и воспитания.

    Сознание и совершенствование достаточно эффективной системы подготовки

    учителя, позволяющей готовить высококвалифицированные кадры учителей, не

    только профессионалов, но высоконравственных и высокообразованных людей.

    Все его позволило создать достаточно стройную, эффективную, одну из

    лучших в мире систему образования.

    Вместе с тем в работе советской школы был целый ряд недостатков:

    формализм, чиновничий подход к решению многих школьных проблем,

    неоправданный разрыв с историческими корнями, потеря многих духовных и

    гуманистических ценностей.

    С середины 80-х гг. в стране началось новое реформирование

    образования. С одной стороны, оно позволило открыть ряд новых, как

    общественных, так и частных школ, дало право государственным школам

    работать по индивидуальным и альтернативным программам; в определенной

    мере позволило освободить учителя от формальных моментов в работе и т.д.

    К сожалению, выявился и ряд негативных моментов, которые грозят самому

    существованию отечественного образования: отказ государства от всеобщего

    бесплатного среднего образования, потеря интереса общества к школе, падение

    общественного престижа образования, сокращение расходов на образование и

    т.п. Самое же страшное состоит в том, что распад государства, многих

    общественных институтов, моральное разложение и экономический кризис

    привели к неопределенности самого существования образования, даже его

    бессмысленности для общества и каждого человека.

    Таким образом, российская школа пережила целый ряд этапов своего

    развития. Важнейшими из них являются: XI в., когда с принятием христианства

    началось становление русского образования; вторая половина XIV в. — подъем

    образования, утверждение духовной и нравственной основы его; XVIII в. —

    становление современной национальной школы; середина XIX и. — создание

    современной организации образования; начало XX в. (после Октябрьской

    революции) – построение единой общеобразовательной школы.

    Глава 4. Лев Толстой

    ...Что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? ...как мне

    жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что

    всегда и при всех возможных условиях дурным?

    Л.Толстой

    Проблема осмысления жизни как основа полноценного духовного,

    психологического развития человека, понимание педагогом условий,

    способствующих или препятствующих этому, — стержневая процесса формирования

    профессионального педагогического сознания. К сожалению, это проблема

    наиболее избегаемая в педагогике. Однако именно ее решение связано с

    привнесением психотерапевтического компонента в образовательные системы и

    этизацией педагогического пространства.

    [pic]

    В наши дни открытая модель образования и педагогическая наука, как в

    глотке свежей воды, нуждаются в образе духовного и нравственного человека.

    Как утверждают ученые, возникла необходимость собирания гуманитарного

    мировоззрения. Происходит переворот в ориентации в педагогической науке от

    естественнонаучной парадигмы к гуманитарной. Ведутся исследования в области

    нравственной и христианской психологии. При этом учитываются разработки

    широко известного на Западе движения гуманистической педагогики. Сама

    логика развития педагогики приводит к утверждению гуманитарной парадигмы, к

    обоснованию принципиально новой модели человеческой психики и мира

    субъективного как психологической реальности (Слободчиков В.И., Исаев Е.И.

    Психология человека. М., 1995).

    Если гуманитарная парадигма исходит из образа человека духовного,

    нравственного, каково тогда понимание целей и задач, принципов, условий,

    результатов обучения и воспитания? Преодолимы ли ложные смысловые установки

    в педагогической культуре? Какова роль историко-педагогических исследований

    при уточнении понятия «гуманистические идеи в педагогике», которое априори

    воспринимается как прогрессивное, передовое, хотя при этом не учитывается,

    какое понимание сущности человека, целостное или частично рациональное,

    является основой той или иной антропологии?

    У истоков осознания этих проблем стоял наш великий соотечественник

    Л.Н. Толстой, к которому ни педагоги, ни психологи не прислушались (А.В.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.