МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега

    психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие

    детей. В психологии он видел «основу науки о воспитании». Как и Песталоцци,

    Дистервег полагал, что человек обладает врождёнными задатками, которым

    свойственно стремление к развитию. Задача воспитания - возбудить задатки,

    чтобы они могли самодеятельно развиваться. «Без возбуждения не может быть

    развития.. Воспитывать — значит возбуждать. Теория воспитания является

    теорией возбуждения» [4;748] Подобно Руссо и Песталоцци, Дистервег

    использовал принцип природосообразности в качестве одного из средств борьбы

    против феодальной педагогики. В противоположность схоластической

    педагогике, игнорировавшей природные возможности, склонности и интересы

    детей, он полагал, что школьное обучение должно опираться на естественные

    силы, заключенные в ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммой

    определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании

    развиваются, а при неумелом — могут заглохнуть. Чтобы способности ребенка

    не заглохли, учитель должен постоянно заботиться об их развитии,

    предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения на

    практике.

    Требование Дистервега относительно учета индивидуальных особенностей

    детей в процессе воспитания и обучения тесно связано с требованием

    одновременного изучения этого процесса. В работе «Принцип современной

    педагогики» он писал: «Ничто не совершается против природы вещей, то же

    самое в мире детей. Поэтому современная педагогика старается понять законы

    естественного развития ребенка, чтобы помогать этому развитию с самого

    начала, пусть даже эта помощь будет состоять только в устранении

    препятствий. Так как природа вещей не может быть выдумана из головы, может

    быть понята только эмпирическим, а не спекулятивным путем, то стремящаяся к

    разумности педагогика обращается к опыту и наблюдению, к людям, которые

    показали себя в этом деле мастерами»

    Таким образом, Дистервег приходит к выводу, что правильное, разумное

    воспитание детей должно строиться на основе знания законов естественного

    развития ребенка. Изучение этих законов — задача детской психологии,

    которой он придавал очень большое значение. Психологию он даже называл

    «основной наукой науки о воспитании», хотя и признавал, что в его время она

    еще не была подлинной наукой и делала лишь свои первые шаги. На основе

    изучения психологических особенностей детей и подростков [7;65]

    2. Принцип культуросообразности означает организацию

    учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней

    и общественной культуры. Он писал, что «... в воспитании необходимо

    принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек

    или предстоит ему жить, одним словом — всю современную культуру в широком и

    всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся

    родиной ученика». [4;748] Считая, что учитель и воспитатель всегда должны

    принимать во внимание потребности своего времени, своего народа, Дистервег

    указывал на очень большое значение преподавания отечественной истории и

    географии, родного языка и родной литературы. Однако к правильному

    пониманию общественного характера воспитания он прийти не мог.

    Идеалистически представляя себе взаимоотношение между человеком и

    обществом, Дистервег считал, что сущность человека определяется природными,

    внутренними качествами, присущими ему от рождения. Поэтому-то и принцип

    культуросообразности подчинен у него принципу природосообразности.

    Наиболее подробно свои взгляды по этому вопросу Дистервег изложил в

    статье «О культуре и культуросообразном воспитании», в которой делил

    культуру на три большие области: культура внешняя, культура внутренняя и

    культура общественная. К внешней культуре он относил способы удовлетворения

    физических потребностей: как человек питается, одевается, живет, каковы его

    нравы и обычаи. Внутренняя культура охватывает духовную жизнь человека, его

    познавательную, чувственную, волевую деятельность. Наконец, общественная

    культура включает в себя господство человека над силами природы и все формы

    его общественной жизни в их сочетании с культурой данного народа. Таким

    образом, общественная культура, по Дистервегу, занимает как бы

    промежуточное место между внешней и внутренней культурой. Обучение, по его

    мысли, становится развивающим и воспитывающим только тогда, когда оно

    строится с учетом данных внешней, внутренней и общественной культуры.

    [7;67]

    3. Принцип самодеятельности

    Самодеятельность, под которой он понимал активность, инициативу, Дистервег

    считал важнейшей чертой личности. «Быть человеком,— по его словам,— значит

    быть самодеятельным в стремлении к разумным целям…..Развитие и образование

    ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к

    ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,

    собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить

    только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно

    результат образования…» В развитии детской самодеятельности он видел и

    конечную цель, и непременное условие всякого образования: «Пробуждение

    самодеятельности как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижением

    его формального развития и воспитания». [2;249]

    Положение Дистервега о том, что «...ум наполнить ничем нельзя. Он

    должен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать», актуально и в

    наши дни. Этот принцип можно выделить, как самый важный: «Конечная цель

    всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством

    самодеятельности». Ум, воля, память, мышление, наблюдательность,

    свойственные всем людям, развиваются в процессе самодеятельности, о

    развитии которой у своих учеников учитель и должен заботиться.

    Воспитание, по существу, заканчивается тогда, когда человек начинает

    проявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу по

    самообразованию, когда он начинает видеть пути и методы этого

    самообразования. Задачу учителя Дистервег ограничивал заботой о развитии

    природных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика — математик,

    техник или музыкант, — это уже дело не учителя.

    Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному,

    самостоятельному познанию. В противовес догматизму и авторитаризму

    феодальной педагогики он защищал право каждого человека на развитие

    самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мышления должна

    вести к сознательной деятельности в жизни.

    В «Руководстве для немецких учителей» Дистервег писал: «Собственно

    человеческим в человеке является его самодеятельность. Все человеческое,

    свободное, оригинальное исходит из этой самодеятельности... Воспитание

    простирается лишь настолько, насколько позволяет самодеятельность; только

    настолько, насколько ее хватает, возможно как образование человека другими,

    так и его самообразование. Главной заботой воспитателя, следовательно,

    должно быть развитие самодеятельности, которая поможет человеку позднее

    сделаться господином, руководителем своей жизни» [7;66]

    2.2. Дидактические правила

    Формально дидактика (от греческого didasko — учить, доказывать,

    объяснять) определяется как отрасль педагогики, исследующая научные основы

    обучения и образования. Другое определение дидактики — теория обучения —

    также характеризует ее как науку о способах и методах целенаправленного

    процесса приобретения или/и передачи знаний. Важным моментом в этом

    определении является указание на необходимость организации специальных

    условий для передачи знаний. Эти условия реализуются в ходе

    функционирования системы образования, элементами которой являются семья,

    дошкольные и школьные учреждения, вузы и другие институты образования.

    Одна из важнейших заслуг Дистервега в том, что он создал дидактику

    развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах. В его книге

    “Руководство к образованию немецких учителей”, вышедшей в 1835 г.,

    приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на

    обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности

    усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе

    обучения.

    I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.

    1.Обучай природосообразно,

    2.Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития

    подрастающего человека

    3.Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай

    его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

    4.Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не

    учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно.

    5.Обучай наглядно.

    6.Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более

    легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

    7.Веди обучение не научным, а элементарным способом.

    8.Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и

    материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета,

    по возможности разносторонне, и именно: связывай знание с умением и

    заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается

    достоянием подсознательного течения его мыслей.

    9.Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить.

    10.Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.

    11.Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая,

    а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального

    образования.

    12.Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу,

    но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой.

    13.Считайся с индивидуальностью твоих учеников.

    II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.

    1.Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с

    уровнем развития и законами развития ученика.

    2.Задерживайся, главным образом, на изучении основ.

    3.При обосновании производных положений возвращайся почаще к

    первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.

    4.Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие

    законченные части.

    5.Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала

    и, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные,

    чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в

    полной мере.

    6.Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только

    возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось

    предыдущее.

    7.Связывай родственные по содержанию предметы.

    8.Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.

    9.Считайся при выборе метода обучения с природой предмета.

    10.Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий,

    общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне.

    11.Выводи последующие положения не посредством общих действий, но

    развивай их из природы предмета.

    12.Содержание обучения должно соответствовать уровню современной

    науки.

    III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем,

    местом, положением и т.д.

    1.Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем

    одновременно.

    2.Считайся с (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника.

    3.Обучай культуросообразно.

    IV. Правила обучения, касающиеся учителя

    1.Старайся сделать обучение увлекательным (интересным).

    2.Обучай энергично.

    3.Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи

    всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и

    логическим построением речи.

    4.Никогда не останавливайся.

    В развитии умственных сил, логического мышления Дистервег придавал

    большое значение приучению учащихся к логически последовательной речи.

    Важно, чтобы они умели последовательно изложить ход мыслей, обосновать

    основные положения. Учитель должен наблюдать за ясностью их изложения и

    логичностью его построения, за отчетливостью их дикции. Нужно дать им

    больше возможностей упражняться в такой речи, приучать к ней (это гораздо

    труднее, чем говорить самому учителю). Вредная привычка — превращать уроки

    в лекции, заставлять учащихся больше слушать, чем говорить

    Дистервег горячо популяризировал профессию учителя и признавал, что

    учитель играет решающую роль в воспитании и обучении детей. Его девиз:

    «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!»

    Строги те требования, с которыми Дистервег обращается к учителю.

    Учитель нового времени, прежде всего, должен сам стоять на пути истинного

    развития. Он должен обладать смелостью мышления, никогда не преступаться

    против Лессингова “стремления к истине”, руководиться любовью к

    человечеству, серьезно и честно содействовать решению задач своего времени

    в пределах педагогической деятельности, должен, наконец, вдумываться в

    природу человека, в искусство воспитания и обучения, в котором ведь и

    мастер всегда остается учеником. Ни к чему другому не должен стремиться

    учитель, как быть воспитателем и учителем. Он не должен быть политиком,

    человеком клуба и партий, у которого бушующие в груди страсти затмевают

    ясность чувства и спокойствие духа. Но это не значит, чтобы учитель имел

    право отстраняться от интересов “целого”, быть равнодушным к ним. Сознавать

    свои государственные и гражданские обязанности — его долг. Только сам он не

    должен “браться за политику”. [3]

    Истинное преподавание, «касающееся самых глубоких корней духовной жизни

    ученика, действует на образование воли и характера». Одним из важнейших

    источников дидактической силы учителя является твердость его воли, энергия

    и решительность, сила его педагогического характера. «Когда такая

    решительная сила воли воздействует, на юную душу, эта последняя испытывает

    возбуждение и оживление в самой глубине своей духовной жизни». Постоянство

    воспитательной линии, твердое ее проведение, неуклонность требований к

    учащимся, настойчивость, уверенное движение по пути осуществления.

    «...Только человек решительный, энергичный, с твердым характером,

    знающий чего он хочет, почему он хочет и какие средства ведут к исполнению

    его воли,— только такой человек может воспитать решительных, энергичных,

    сильных характером людей». Дистервег справедливо указывал, что это

    свойство учителя делает излишними всякие ухищрения и специальные

    дисциплинарные средства. В дисциплине он видел не «сумму внешних приемов»,

    а результат воспитывающего обучения, (формирующего нравственные убеждения

    и характер учащихся. «Дисциплина является лишь следствием подобного

    обучения...».

    «Всякое истинное обучение обладает нравственной, развивающей характер

    силой». Эта мысль проходит у него красной нитью. «Познание истины

    отражается на образе мыслей, складе убеждений и поведении, на всех сторонах

    характера...Всё существо человека под влиянием обучения проникается

    умственным и нравственным развитием». [8;84]

    Заключение

    Можно сделать вывод, что гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега

    играет важную роль в системе образования. Стремление к гуманизации

    образования характерная особенность нашего времени, времени быстрых и

    резких изменений природной и социальной среды, идеологических систем,

    профессиональных требований и технологических возможностей. Современное

    образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие

    его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

    Необычайно важные идеи А. Дистервега, за которыми следуют педагоги и нашего

    времени, уже принято считать классическими и образцовыми.

    В Германии Дистервег пользуется признанием со стороны официальной

    педагогики. Во всём мире передовые педагогические взгляды Дистервега

    получили высокую оценку, в Германии учреждена медаль его имени, которой

    награждаются заслуженные учителя, издаётся полное собрание сочинений

    Дистервега. Педагогика ценит Дистервега как прогрессивного общественного

    деятеля, видного теоретика и практика педагогики.

    На кладбище Св. Матвея в Берлине, где покоятся его останки, ученики и

    почитатели соорудили ему прекрасный памятник. На доме, где он жил в

    последние годы и умер, столичное городское управление установило памятную

    доску. Такая же доска в Зигене указывает дом, где он родился. В новой

    берлинской ратуше и на внешнем фасаде у новой учительской семинарии

    пластикой увековечены его черты. В Вестфалии, родной его провинции,

    сооружен ему памятник рядом с тем великим человеком, благодаря которому

    взошла в начале этого века для Германии заря лучшего будущего, рядом с

    памятником Штейну. Самый памятник представляет бронзовый бюст, несколько

    больше натуральной величины. На высоком пьедестале (8 футов) из красного

    полированного гранита, впереди вырезаны слова: Адольф Дистервег, с

    боков—Морс 1820—1832 Берлин 1832—1866. [3]

    Список литературы

    1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. ПедВУЗов.

    – М.; Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 432с.

    2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей [Публ. фрагм

    из прудов нем. педагога, 1834г.] // Нар. Образование, 2001. - №1

    3. Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя, 1883. - № 5.

    Учитель.ru: Публикации: http://www.teacher.fio.ru/news

    4. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. – А.И. Каиров и Ф.Н. Петров.

    - М.; «Советская энциклопедия» 1964.

    5. Соколова Л.Б.. Совместное обсуждение образования философами и

    педагогами - состоялось! Хроника научной жизни

    http://www.credo.osu.ru.htm 1999.

    6. Болотова А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического

    образования в Германии. http://www. ntp.ed.gov.ru

    7. Пискунов А.И. Дидактические взгляды Адольфа Дистервега // Советская

    педагогика, 1956. - №1. – с. 63-70

    8. Фрумов С.А. Педагогическая деятельность Дистервега // Советская

    педагогика, 1951. - №7. – с. 79-85

    [pic]

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.