МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Геометрический материал на уроках математики (наглядность)

    Геометрические фигуры используются при ознакомлении учащихся с долями.

    В указанных выше случаях открывается больше возможностей органически

    связать изучение геометрических объектов с арифметическим материалом,

    включенным в курс математики для 1-3 классов.

    Уже в 1-3 классах выполняются простейшие классификации углов (прямые и

    непрямые), многоугольников (по числу углов) и т.д. Изучение родовых и

    видовых понятий готовит детей к пониманию определений, построенных на

    указании рода и видовых отличий.

    Это дает, например, возможность построить методику ознакомление с

    прямоугольниками таким образом, что в дальнейшем ученики усваивают, что

    любой квадрат есть прямоугольник.

    Использование упражнений, в которых дети отмечают (выделяют) точки,

    принадлежащие или не принадлежащие фигуре или нескольким фигурам, помогает

    в дальнейшем трактовать геометрическую фигуру как множество точек. А это

    позволяет более осознанно выполнять операции деления фигуры на части или

    получение фигуры из других (складывание), т.е. выполнять по существу

    операции объединения, пересечения, добавления над точечными множествами.

    Важной общей методической линией осуществления связи в изучении

    геометрического материала с остальными вопросами курса начальной математики

    является, таким образом, неявная опора на теоретико-множественные и

    простейшие логико-математические представления в изучении фигур, их

    отношений, свойств.

    Общим методическим приемом, обеспечивающим прочные геометрические

    знания, является формирование пространственных представлений через

    непосредственное восприятие учащимися конкретных реальных вещей;

    материальных моделей геометрических образов. В 1 классе пространственные

    представления вырабатываются в процессе приобретения детьми практического

    опыта при изучении отношений взаимного положения предметов, выражаемых

    словами «выше», «ниже», «справа», «сверху», «спереди», «сзади» и т.д. Во 2-

    3 классах характер работы по формированию пространственных представлений

    усложняется. Например, представления об одной фигуре формируется с опорой

    на другую. Так, опираясь на представления о треугольнике вообще, можно

    получить представления о прямоугольном треугольнике.

    Учитель должен систематически проводить работу по формированию умений

    и навыков применения чертежных и измерительных инструментов, построению

    изображений геометрических фигур, умений описывать словесно процесс

    работы, выполняемой учеником, и ее результат, умений применять усвоенную

    символику и терминологию. Важным методическим условием реализации этой

    системы является сначала осознание выполнения действий и лишь за тем

    автоматизация этих действий.

    Результатом обучения в 1-3 классах должно быть формирование

    первоначальных представлений о точности построений и измерений.

    В 1 классе учащиеся овладевают навыками измерения и построения

    отрезков с помощью линейка (с точностью до 1 см). При этом детям

    предъявляется не меньшее требования, тем это обычно делается, например, в

    отношении навыков письма.

    Во 2-3т классах в практику измерений и построений постепенно вводятся

    новые инструменты: циркуль, циркуль – измеритель, чертежный треугольник,

    рулетка. Повышаются требования к точности построений и измерений, качеству

    чертежей и моделей, выполняемых детьми, к описанию хода и результатов

    проделанной работы.

    Работа по формированию навыков должна проводиться распределенно и

    постепенно, почти на каждом уроке (и не только на уроках математики). Это

    создает условие для более частого применения этих навыков в учебной и

    практической деятельности, обеспечивает необходимую их прочность.

    Для правильного выбора методики обучения младших школьников, учитель

    должен иметь общие представления о системе задач, предоставленных в

    учебниках. Эта система включает в каждом классе задачи:

    А) в которых геометрические фигуры используются как объекты для

    пересчитывания (круги, многоугольники, элементы многоугольников). При

    решении таких задач в основном усваивается необходимая терминология и

    образуется умение узнавать и различать фигуры;

    Б) связанные с формированием представлений о геометрических величинах

    (длине, площади) и навыков измерения отрезков, площадей, фигур;

    В) вычислительные, связанные с нахождением периметра многоугольников,

    площади прямоугольника;

    Г) на элементарное построения геометрических фигур на клетчатой

    бумаге, на гладкой нелинованной бумаги с помощью линейки, угольника,

    циркуля (без учета размеров);

    Д) на элементарное построение фигур заданными параметрами

    (треугольник с прямым углом, прямоугольник с заданными сторонами и т.д.);

    Е) на классификацию фигур;

    Ж) на деление фигур на части (в том числе на ровные части) и на

    составление фигур из других;

    З) связанные с формированием основных навыков чтения геометрических

    чертежей, использованием буквенных обозначений (формированием

    «геометрической зоркости»);

    И) на вычисление геометрической формы предметов или их частей.

    2.5. Методика изучения геометрического материала в начальной школе.

    Геометрический материал достаточно равномерно распределён по урокам.

    Первая единица измерения, с которой знакомится первоклассник –

    сантиметр.

    Важным этапом в формировании представлений отрезков является

    использования для этого модели одного сантиметра: узкую бумажную полоску

    длинной в 1 см., кусочек спички в 1 см., кубик из арифметического ящика с

    ребром 1 см. Подчеркнуть, что общие для всех рассмотренных предметов

    является то, что их длина равна 1 см.

    Так же они должны представить см. наглядно. Учитель говорит, что две

    клеточки в тетради = 1 см, ширина мизинца 1 см.

    С помощью модели сантиметра ученик должен научиться решать две задачи.

    Задача № 1. Измерить данных отрезок. При выполнении этого задание

    учитель следит, чтобы каждый научился:

    1) Точно приложил конец модели сантиметра к одному из концов измеряемого

    отрезка.

    2) С помощью карандаша на измеряемом отрезке, отметил другой конец модели

    сантиметра.

    3) Приложил снова к полученной отметке один из концов модели сантиметра и

    на отрезке сделал ещё одну отметку. Вторая отметка показывает то, что

    отсчитаны 2 см. Аналогично поступаем до тех пор, пока последняя из

    отметок совпадёт с другим концом измеряемого отрезка. В этом случае

    ученик, подсчитав число отложенных на отрезке сантиметров(число сделанных

    шагов), получит длину отрезка(в сантиметрах).

    Эту задачу можно решить и с помощью укладывания вдоль измеряемого

    отрезка нескольких моделей сантиметра.

    Задача № 2. С помощью модели сантиметра построить отрезок заданной

    длины.

    При выполнении этой задачи необходимо следить за тем, чтобы каждый из

    учащихся:

    1) Вначале провёл по линейке прямую линию или выбрал какую-нибудь линию на

    листе тетради.

    2) Отметил на прямой точку(один из концов отрезка) и в каком – ни будь

    направлении от неё последовательно отложил (каждый раз отмечал

    карандашом) нужное количество сантиметров.

    3) Отмерил карандашом второй конец отрезка.

    Опыт показывает, что выполнение этих операций, особенно на первых

    порах, связанно с большими трудностями для учащихся. Это объясняется

    отсутствием у них навыков владения карандашом и небольшой моделью

    сантиметра (мышцы пальцев ещё недостаточно тренированы).

    Именно поэтому с целью получения важных для дальнейшей работы навыков

    необходимо достаточно долго и систематически повторять указанные

    упражнения. Процесс откладывания модели сантиметра «прошагивание» от

    одного конца до другого конца отрезка – создаётся у детей те

    представления, которые в дальнейшем предотвратят многие ошибки,

    встречающихся при измерениях.

    На следующем этапе формирования навыков измерения отрезков упомянутых

    выше две задачи решаются с помощью масштабной линейки, на которой не

    нанесены цифры. Построение отрезков следует связать с приобретением

    навыков обращения с чертёжными инструментами (линейка, угольник, циркуль).

    Чертёж – это язык техники. В начале при вычерчивание отрезков в тетради

    концы отрезков могут совпадать с точками пересечения линии листа тетради.

    Ученики отмечают две точки, прикладывают линейку, в зависимости от

    расположения точек. Позднее точки, обозначающие концы отрезков, могут быть

    поставлены вне линий листа тетради. Это готовит детей к вычерчиванию

    отрезков на нелинованной бумаге.

    Знакомство школьников с новой единицей измерения длины – дециметром –

    начинается в связи с изучением чисел второго десятка в 1 классе.

    Естественно, что необходимость введения новой единицы должна быть

    обоснована. С этой целью учащимся предлагается отрезок длиной 90 см., для

    измерения которого обычная ученическая линейка длиной 20 см., коротка.

    Воспользовавшись затруднением, учитель знакомит детей с дециметром. Он

    показывает полоску ( палочку) длиной в 1 дм. и, прикладывая ее к шкале

    линейки, говорит, что 1 дм = 10 см. Учащиеся знакомятся с сокращенной

    записью 1 дециметр – 1 дм, учатся читать записи: 3 дм, 5 дм, 15 дм и т.д.

    Затем рассматривается случай, когда длина отрезка равна, например, 12

    см; она больше 1 дециметра, но меньше 2 дециметров. Учитель объясняет в

    таком случае и говорит: «длина отрезка равна одному дециметру и двум

    сантиметрам». Он показывает, что это записывается так 1 дм 2 см.

    Научившись, практикуются и вычерчивании отрезков длиной в 1 дм 5 см, 1 дм

    9 см. одновременно ставят вопрос: «А сколько это будет см?»

    По аналогии с тем, как вводился дециметр, ставится задача, которая

    вводится в необходимости ввести ещё одну, более крупную единицу измерения

    – метр. Показывается деревянный метр, различные отрезки длиной в 1 метр.

    После решения задач, связанных с измерением отрезков метром, можно

    установить соотношение между метром и дециметром, метром и сантиметром.

    Знакомство с углами удобно провести на шарнирной модели. Можно сначала

    дать образ прямого угла. Путём двойного перегибания листа бумаги ученики

    получают модель прямого угла, пользуясь которой выполняют различные

    упражнения: накладывают эту модель на углы, тетради, книги и убеждаются,

    что эти углы прямые; строят прямые углы на клетчатой и нелинованной

    бумаге. Ученики находят прямые углы на различных предметах. Необходимо

    строить прямые углы в различном положении на плоскости. Для этого

    раздаются листочки с начерченными на них лучами и предлагается провести

    ровные лучи так, чтобы образовались прямые углы. Учащиеся строят их при

    помощи модели прямого угла и при помощи чертёжного треугольника. Раздвигая

    или сдвигая стороны прямого угла, переходят к тупому, острому. Вводится

    понятие о сторонах угла, об его вершинах.На основе предварительной работы

    по ознакомлению учащихся с прямым углом уточняются представление о

    прямоугольнике – многоугольнике, у которого все углы прямые.

    Эту работу целесообразно начать с рассмотрения различных

    многоугольников, у которых один, два, три и т.д. угла – прямые.

    Для построения многоугольников, содержащих прямые углы, в 1 классе

    следует использовать линии клетчатой бумаги, образующие прямые углы.

    Наблюдение и построение различных многоугольников наглядно убеждает

    детей в том, что только у четырёхугольника все углы могут быть прямыми.

    Такие четырёхугольники называются прямоугольниками.

    В результате измерений сторон прямоугольников выясняется, что есть

    прямоугольники, у которых все стороны равны между собой.

    Такие прямоугольники называют квадратами. Большое значение при этом

    имеют упражнения, в которых по заданным точкам – вершинам, нужно построить

    прямоугольник (квадрат). В начале задаются все четыре вершины, затем три –

    в этих случаях задача имеет единственное решение.

    Учащимся рассказывают, что для вычерчивания окружности есть

    специальный инструмент – циркуль. В момент показа работы циркуля, когда

    ещё не вся окружность начерчена, полезно заметить, что одна ножка

    циркуля(с силой) стоит на одном месте, неподвижна. Эту точку называют

    центром окружности. Другая ножка циркуля движется, и её конец вычерчивает

    линию. Эту линию называют окружность. Полезно показать учащимся, как можно

    вычертить окружность с помощью планки (картонной полоски, кусочка

    шпагата). Полоска прибивается гвоздиком к доске. К другому концу

    прикладывается мел. Затем учащиеся знакомятся с радиусом окружности. Для

    этого на окружности отмечают, какую – ни будь точку, и соединяют эту точку

    отрезком с центром. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром

    называют радиусом.

    Методика работы над площадью имеет много общего с работой над длиной

    отрезка. Прежде всего, площадь является как свойство плоских предметов.

    Дети до школы могут сравнить, какой каток больше на стадионе или во дворе.

    На доске прикрепляются следующие фигуры: 2 квадрата разного размера и

    2 одинаковых треугольника. Задаём вопрос? “Какая из этих фигур занимает

    больше места на доске”. Если они равны, надо снять эти треугольники с

    доски и приложить друг на друга.

    На следующем уроке дети знакомятся с палеткой, при помощи, которой,

    дети могут находить площади фигур на разделённые см. кв. Палетка – это

    прозрачная пластина, разбитая на ровные квадраты.

    III. Заключение.

    Учитывая задачи, намеченные программой, при изучении геометрического

    материала, следует широко использовать разнообразные наглядные пособия.

    Это демонстрационные, обще классные модели геометрических фигур,

    изготовленных из цветного картона или плотной бумаги, плакаты с

    изображением фигур, с диаграммами, чертежи на доске, диафильмы. Кроме

    того, требуется наглядные пособия – такой раздаточный материал, как

    полоски бумаги, палочки различной длины, вырезанные из бумаги фигуры и

    части фигур.

    При изучении отдельных тел, полезно с детьми изготовить наглядные

    самодельные пособия.

    Раскрывая геометрический материал учащимся 1 – 3 классов, надо

    учитывать, что первые представления о форме, размерах и взаимном положении

    предметов в пространстве, дети накапливают ещё в дошкольных период. В

    процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами,

    рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно

    вычленяют среди других свойств их форму. К 6 – 7 годам многие дошкольники

    правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата,

    треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий ещё

    невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам

    предмет не встречался в их опыте. Ребёнка приводят в замешательство

    непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда,

    расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры

    фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют названиями

    предметов.

    Характеризуя положение предметов в пространстве, дошкольники более

    свободно устанавливают пространственные отношения, если “началом отсчёта”

    является сам ребенок (слева – справа, впереди – позади, вверху – внизу,

    ближе – дальше и т.д. по отношению к нему). Гораздо труднее ребенок

    устанавливает положение предметов на плоскости или в пространстве

    относительно друг друга или по отношению к другому человеку.

    При обучении в школе необходимо опираться на имеющийся опыт детей,

    уточнять и обогащать их представления.

    IV. Список литературы

    1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в

    начальных классах. М.: Просвещение, 1973 г.

    2. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. М.:

    Академия, 2001г.

    3. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах.

    М.: Просвещение, 1975г.

    4. Пчелко А.С. Основы методики начального обучения математики. М.:

    Просвещение, 1965г.

    5. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место,

    история возникновения. - Журнал «Начальная школа» №4, 2000г.

    -----------------------

    11

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.