МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формы организации процесса обучения: традиции и новации

    возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической

    инструментовки подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств.

    Адаптация школьников к специфике той или иной формы дает им возможность

    заранее готовиться к деятельности, быстро вырабатывать установку на труд в

    определенных условиях. Психологическая функция форм обучения состоит в

    выработке у учащихся определенного деятельностного биоритма, привычки к

    работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных

    занятий порождают в детях психическое состояние раскрепощенности, свободы,

    оптимального напряжения духовных сил. Создается обстановка увлекательного и

    вдохновенного труда. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с

    активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она

    реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется

    многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство

    условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет

    включать в работу весь комплекс психических процессов.Формы организации

    учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность

    детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс,

    реализуемый в разнообразных формах, в основе своей процесс коллективной

    познавательной деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией

    в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем

    обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма

    коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации

    деятельности школьников, обеспечивать работу по продвинутым программам

    одних и подтягиванию до средне обязательного уровня других.

    Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения

    состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям

    и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для

    каждого занятия.

    По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять

    комплексирующую и координирующую функции. В целях повышения эффективности

    усвоения материала детьми, на основе какой-либо формы обучения могут быть

    объединены и использованы составные части других форм. Так, во время

    экскурсии прочитывается небольшая лекция, организуется беседа и дети

    принимают участие в практической работе. При изучении целой темы одна

    форма, например, урок, может исполнять роль основной, базовой, ведущей по

    отношению к другим — семинарам, бригадным занятиям, дающим дополнительный

    или вспомогательный материал. Наконец, стимулирующая функция формы

    организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда

    соответствует особенностям возраста детей, специфике развития их психики и

    организма. Так, лекционная форма своей монотонностью способна подавить в

    младших школьниках всякую познавательную активность. Между тем как урок —

    драматизация рассказа, включающая в действие воображение, речь, мышление,

    организм в целом, стимулирует их бурную деятельность. Самостоятельная

    работа старшеклассников интенсифицирует процесс усвоения знаний, а

    «разжевывание» текста учебника учителем превращает любую форму в скучное и

    бесполезное времяпрепровождение. Таковы основные функции форм организации

    учебного процесса.

    2.4 Урок - основная форма организации процесса обучения

    С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо

    рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются

    все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна

    эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других

    развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в последние

    годы широкое распространение получили уроки культуры, труда, поэзии и т.п.

    Преимущества урока как формы организации педагогического процесса [9]:

    Он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и

    индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно

    излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и

    формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды

    деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке

    ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими

    методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать

    воспитательные задачи через содержание и методы педагогической

    деятельности.

    Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой

    педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной

    познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с

    учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы

    работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики

    овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе

    обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и

    духовных сил школьников (по А. А. Бударному).

    В приведенном определении можно выделить специфические признаки,

    отличающие урок от других организационных форм: это постоянная группа

    учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей

    каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти

    признаки отражают не только специфику, но и сущность урока. В зависимости

    от дидактических целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке,

    можно выделить 9 типов уроков [12.15]:

    формирования знаний

    закрепления и совершенствования знаний

    формирования и совершенствования знаний

    формирования умений и навыков

    совершенствования знаний, умений и навыков

    применения знаний на практике

    повторения и систематизации знаний

    проверки знаний

    комбинированный урок

    Внутри указанных типов уроков существуют видовые отличия. Так, уроки

    формирования знаний могут проходить в виде киноуроков, а также быть

    построенными на проблемной ситуации. К. урокам формирования знаний

    относятся вводные уроки, уроки первичного усвоения материала, вступительные

    уроки при изучении новых тем. Разновидностью уроков формирования и

    совершенствования знаний, совершенствования знаний, умений и навыков

    являются синтетические уроки. Уроки проверки знаний подразделяются на уроки

    устной, письменной проверки знаний.

    При рассмотрении структуры урока в зависимости от его типа целесообразно

    выделить перечень структурных элементов учебного занятия (урока),

    комбинирование которых может представить множество вариантов (по Шамовой Т.

    И. см. таблица №4).

    Таблица №4. Структура урока

    |Организация начала занятия |

    |Проверка выполнения домашнего задания |

    |Подготовка к основному этапу занятия усвоение новых знаний и способов |

    |действий |

    |Первичная проверка понимания |

    |Закрепление знаний и способов действий |

    |Обобщение и систематизация знаний |

    |Контроль и самопроверка знаний |

    |Подведение итогов занятия |

    |Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |

    Раскрывая понятия типологии и структуры, следует обратить внимание на

    неисчерпаемость резервов урока как формы и как системы для

    совершенствования в обозримом будущем. Примером этому могут служить системы

    С. Н. Лысенковой, И. И. Гузика, И. Унт, В. К. Дьяченко и других новаторов,

    которые дают эффективные результаты в рамках существующей классно-урочной

    системы.

    Среди общих требований, которым должен отвечать современный качественный

    урок, И. П. Подласый выделяет следующие:

    1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической

    практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-

    воспитательного процесса.

    2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических

    принципов и правил.

    3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной

    деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и

    потребностей.

    4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

    5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый

    уровень развития учащихся.

    6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

    7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной

    деятельности.

    8. Эффективное использование педагогических средств.

    9. Сязь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.

    10. Формирование прктически необходимых знаний, умений, навыков,

    рациональных приёмов мышления и деятельности.

    11. Формирование умения учиться, потребности постоянно поплнять объём

    знаний.

    12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и

    планирование каждого урока.[8.374]

    §3. Инновации в формах обучения

    3.1 Инновационные формы

    Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной

    деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения,

    анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются

    результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных

    учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он

    нуждается в управлении.

    С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий

    учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика,

    воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической

    подготовки, так как профессиональной деятельности учителя реализуются не

    только специальные, предметные знания, но и современные знания в области

    педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе

    формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических

    инноваций.

    В. А. Сластёнин пишет «понятие "инновация" означает новшество,

    новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение

    чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация

    означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и

    воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося»

    [9.492].

    Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются

    традиционными, а коллективные – принципиально новыми в современном

    образовании.В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему

    в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск

    инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных

    уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков наиболее

    распространённые: деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки-

    конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции,

    уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.

    В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две

    важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и

    распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения

    достижений психолого-педагогической науки в практику. Необходимость в

    инновационной направленности педагогической деятельности в современных

    условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом

    обстоятельств.

    Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили

    необходимость коренного обновления системы образования, методологии и

    технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях

    различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и

    воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование

    педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной

    политики.

    Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образова-

    ния, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин,

    введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска

    новых организационных форм обучения. В данной

    ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогическо-

    го знания в учительской среде.

    В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения

    и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации

    содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только

    в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании

    новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше

    инновационная деятельность сводилась в основном к использованию

    рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более

    избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным

    направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием

    становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций,

    создание условий для их успешной разработки и применения.

    В процессе изучения темы «Формы организации процесса обучения» особое

    внимание следует обратить на эффективность отдельных форм. Небезынтересна

    так называемая «пирамида обучаемости учащихся», предложенная журналом

    «Директор школы» [4.45] по результатам американских исследований:

    Лекция-монолог

    5%

    Чтение (самостоятельное)

    10%

    Аудио-видеообучение

    20%

    Показ (демонстрация)

    30%

    Дискуссионная группа

    (обсуждение учебного

    материала в малой группе)

    50%

    Практика в процессе деятельности

    75%

    Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%

    Последняя форма является коллективной. Учебная работа имеет специфику:

    это работа с людьми. Нет учителя без учеников и каждый ученик у кого-то

    учится. А это значит, что при всяком обучении, особенно если каким-то

    образом обучаемые объединяются, всегда имеют место какие-то элементы

    сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется

    самостоятельность, инициативность учеников – устроняются основные

    недостатки традиционных форм организации процесса обучения.

    3.2 Социальная активность учащихся

    Обычно при рассмотрении методов или форм обучения принято писать о

    познавательной активности учащихся. Разработаны и приемы активизации

    познавательной деятельности, но все это нисколько не изменило традиционное

    обучение, которое уже веками в своей основе остается неизменным, а,

    следовательно, и его эффективность, если и повысилась, то весьма

    незначительно. Педагоги считают (В. К. Дьяченко, И. М. Чередов), что при

    рассмотрении процесса обучения и форм его организации нужно раскрывать

    прежде всего социальную активность учащихся в процессе обучения, т. е.

    ученик в процессе обучения воздействует на окружающих его людей и

    преобразует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий уровень.

    Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной (общественной) пассивности

    большинства современных школьников. Анализ форм организации процесса

    обучения показывает, чем обусловлена эта массовая общественная пассивность

    школьников.[3.27]

    I. Индивидуально-обособленные учебные занятия. Ученик читает книгу,

    выполняет письменное задание, работает с каким-нибудь прибором, не вступая

    в живое непосредственное общение с другими людьми. На такую учебную

    деятельность у школьников уходит 30—50 процентов учебного времени.

    Социальная активность при индивидуально-обособленной учебной работе равна

    нулю. Она может проявиться в будущем, когда ученик что-то выучит, напишет

    сочинение, усвоит содержание книги (статьи), но, как правило, в подавляющем

    большинстве случаев этого тоже не происходит, так как для этого оказывается

    нет объективной возможности, что видно из анализа других форм обучения.

    II. Парная форма учебной работы, если учитель занимается с отдельным

    учеником (учитель—ученик), как это имеет место при репетиторстве или

    дополнительных занятиях с отстающими, то возможности проявления социальной

    активности у ученика ничтожно малы. Цель такой работы — изменить сознание и

    поведение отстающего ученика, помочь ему догнать своих товарищей.

    Если же преуспевающий ученик занимается с отстающим учеником, то он при

    этом проявляет социальную активность, но такая работа - явление

    исключительное; пока здесь системы нет. Напротив, это отклонение от

    установившейся системы.

    III. Групповое обучение.

    1. Лекция преподавателя является образцом социальной активности

    преподавателя и полного отсутствия социальной активности тех, кто

    оказывается ее слушателем.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.