МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта

    связано с отражением явлений материального мира и определяется им. Эта

    закономерность достаточно ясно проявляется в области непосредственно

    чувственного отражения, то есть, в области ощущений и восприятий.

    Временные особенности динамики ощущений оказались неотъемлемыми чертами

    ощущений как элементарных чувственных знаний о внешнем мире. Время

    психических реакций (как простых, так и реакций выбора) стало

    оцениваться как постоянный компонент ощущений и восприятий, связанный с

    их модальностью подобно качеству и интенсивности. Стало общепринятым

    считать, что все модальности без исключения существуют во времени и

    являются каналом информации о временных характеристиках внешних

    раздражителей.

    С совершенствованием средств отражения пространства и времени возрастают

    возможности более точного и глубокого познания предметной

    действительности.

    Дифференцировка этих отношений влияет на развитие восприятия. В

    процессе обучения детей пространственно-временная ориентировка является

    важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления.

    В какой бы среде человек не находился, каким бы видом деятельности не

    занимался, для него жизненно необходимым является правильное отражение

    изменений, происходящих в пространстве и времени (Л. Н. Люблинская).

    Различение и обобщение пространственных и временных отношений между

    воспринимаемыми объектами среды является, по существу, двусторонним

    процессом. Одна из сторон является собственно перцептивной,

    непосредственно чувственным отражением определенных связей между

    объектами. Другая сторона связана с мышлением. Это единство чувственного

    и логического в отражении пространственных, временных и количественных

    отношений определяет готовность ребенка к отражению других, более

    сложных отношений и взаимозависимостей между явлениями внешнего мира.

    Дифференцировка пространственных, временных и количественных отношений

    между объектами предшествует образованию знаний о функциональных,

    структурных и причинно-следственных отношений между вещами, составляющих

    сущность логического мышления. Все эти виды отражаемых отношений между

    объектами тесно связаны в чувственном и логическом познании.

    Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок стремится активно

    ориентироваться во времени и пространстве. Это необходимо ему для

    освоения и изучения окружающего его мира. Раньше и легче дается человеку

    ощущение пространства. Что такое «здесь» и «там», становится понятным

    довольно скоро. ЗДЕСЬ - это то, что доступно, что можно разглядеть,

    потрогать, попробовать на вкус. ТАМ – непосредственно недоступно, но,

    если приложить усилия, постараться дотянуться или переместиться, то

    можно превратить ТАМ в ЗДЕСЬ. К году или полутора годам ребенок

    начинает понимать, что такое «сейчас» - оно похоже на «здесь». Чуть

    позднее выясняется и что такое «скоро»- оно похоже на «там», «недалеко».

    К трем годам становится ясным, что бывает «сегодня», «завтра», «вчера».

    Только к 7-8 годам складывается наше обычное интуитивное представление о

    времени: как о равномерно и повсеместно текущем потоке мгновений.

    В своем развитии ребенок, вероятно, повторяет - в очень ускоренном темпе

    - тот долгий и давний путь, которым человечество, развиваясь от

    первобытного состояния, пришло к нашему современному понятию времени.

    Это тоже был путь ощущения, восприятия, исследования и освоения мира. На

    самых первых порах источником ощущения и переживания времени было,

    наверное, стремление превратить желаемое в доступное. Как говорил еще

    сто лет назад французский психолог М.Гюйо: « Время закрыло доступ к себе

    существу, которое ничего не желало бы, ни к чему не стремилось…. Будущее-

    это не то, что идет к нам, а то, к чему мы идем.» Цель- действие-

    достижение. По этому образцу в сознании людей возникла цепочка «будущее

    - скоро - сейчас», которая превратилась потом в представление о

    последовательности мгновений, сменяющих друг друга в общем, потоке

    времени.

    Восприятие времени человеком подготовлено всем ходом развития

    животного мира. Сознательное восприятие времени у человека складывалось

    в процессе социально-производственной практики. Различного рода орудия

    измерения времени, временные понятия и т.д. - это отсутствует у

    животных, для которых восприятие времени - явление чисто биологическое.

    У человека ориентировка во времени состоят из двух форм отражения

    времени. Одна из них - непосредственное ощущение длительности,

    обусловленное висцеральной чувствительностью, на базе чего образуются

    условные рефлексы. Другая - собственно восприятие времени, которая,

    развиваясь на органической основе, связана с обобщающей функцией второй

    сигнальной системы. Непосредственное восприятие временной длительности

    выражается в нашей способности чувствовать ее, непосредственно оценивать

    и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Эту

    способность называют «чувством времени». В разных видах деятельности

    «чувство времени» выступает как чувство темпа, то, как чувство ритма,

    то, как чувство скорости. В формировании этого чувства определенную роль

    играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности

    многих анализаторов. Так, чувство времени наряду с чувственным

    восприятием включает и логические компоненты: знание мер времени. Таким

    образом, «чувство времени» опирается на взаимодействие первой и второй

    сигнальных систем.

    В раннем возрасте «чувство времени» формируется на основе

    чувственного опыта без опоры на знание эталонов времени. Младенец

    кричит, значит, настало время кормления. Ребенок сыт - он спокойно

    лежит, улыбается. У него нет еще обобщения «чувства времени», оно

    остается связанным только с той конкретной деятельностью, в которой оно

    сформировалось, то есть, имеет сравнительно узкую сферу применения.

    Овладение же единицами времени, и применение их дает возможность

    пользоваться «чувством времени» более широко.

    Чувство времени развивается и совершенствуется в процессе

    практической деятельности человека, в результате специально

    организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких

    случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности. С одной

    стороны, развивающееся восприятие времени опирается на чувственную

    основу, а с другой - на освоение общепринятых эталонов оценки времени.

    Чувственному восприятию времени способствуют все основные процессы нашей

    органической жизни, обладающие строгой периодичностью (ритм дыхания,

    биение сердца и т. д.). Точно так же ежедневный ритм жизни человека

    способствует выработке условных рефлексов на время.

    Время-объект познания - является чрезвычайно многогранной стороной

    окружающей реальности. Восприятие времени - это отражение в мозгу

    объективной длительности, скорости, последовательности явлений

    действительности (Д. Б. Эльконин).

    По мнению Д. Б. Эльконина, для познания различных сторон времени нужна

    функция разных корковых структур мозга.

    Процесс восприятия и отражения времени у детей образуется с большим

    трудом и характеризуется крайней неустойчивостью.

    Восприятие детьми тягучести, текучести времени, его необратимости, и

    периодичности весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно

    для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в

    силу их относительного характера.

    На ранних этапах развития ребенок ориентируется во времени на

    основе вневременности, качественных признаков. Например, «спокойной

    ночи» говорят, когда ложатся спать, вечером уже темно и солнца нет.

    Дети дошкольного возраста уже относительно точно определяют небольшие

    промежутки времени, о содержании которых имеют определенное

    представление на основе личного опыта. Если жизнь детей строго подчинена

    определенному режиму, то есть, распределена во времени, то ребенок

    уверенно отмечает утро («Мы еще не завтракали») или вечер. Он различает

    день («Скоро обед») или ночь («Все спят»).

    Но им очень трудно выделить время в давно прошедших событиях,

    представить себе его длительность, его значение и разместить в

    последовательном порядке давно минувшие события. У младших школьников

    есть лишь знание настоящего и смутное представление о прошлом времени: «

    Это было давно».

    Развитию способности к более точной локализации и пониманию

    последовательности событий во времени может способствовать осознание

    причинных зависимостей этих событий, а также - развитие умений

    пользоваться различными временными эталонами, что позволяет выразить

    временные отношения в качественных показателях.

    В формировании представления о времени большую роль играет слово: в

    нем абстрагируются и обобщаются различные отрезки времени по их

    длительности: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год и другие.

    Точность использования детьми этих специальных обозначений зависит о

    того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных

    эталонов, какими основными признаками будет он характеризоваться. Но

    конкретные признаки, характеризующие те или иные отрезки времени, будут

    весьма локальны, поскольку определяются разными географическими,

    экономическими и бытовыми условиями жизни людей.

    Как же практически отражаются категории времени в речи детей

    дошкольного и младшего школьного возраста? Очень часто, передавая

    содержание прослушанного рассказа, дети связывают его эпизоды словами «

    потом», «еще», «после». Употребляя эти слова, они не всегда обозначают

    ими определенную последовательность событий.

    Наоборот, не видя возникающей логической несообразности, они часто

    нарушают эту последовательность. Такое нарушение временной

    последовательности говорит о том, что дети еще не видят логики временных

    отношений, которая вскрывается труднее, чем логика пространственных

    отношений.

    В разных видах практики у детей складываются более реалистические

    представления о времени и его единицах (час, день, сутки).

    В процессе обучения раскрывается значение наиболее трудных для детей

    временных наречий, уточняется их понимание. Однако тонкая

    дифференцировка временных представлений зависит от общего умственного

    и речевого развития детей.

    Необходимо отметить, что одним из важных условий продуктивности

    учебной деятельности является правильная ориентировка в текущем времени

    (В. В.Андриевская, С. В. Белохвостова, В. А. Ярощук и др.).

    Своевременное и адекватное формирование понятий о времени у ребенка

    чрезвычайно важно. В школе, в частности, оно составляет необходимую

    предпосылку развития причинно-следственного и теоретического мышления, а

    также условие, обеспечивающее познавательную деятельность в целом.

    Как уже отмечено, время не имеет наглядных форм, с ним нельзя

    совершать действия. Для восприятия времени у человека нет специального

    анализатора. Время познается опосредованно, через движение и ритм

    жизненных процессов или с помощью специального прибора. У взрослого

    человека- это результат деятельности ряда анализаторов, действующих в

    системе. У ребенка такой слаженности в работе анализаторов нет.

    Восприятие времени легко искажается субъективными факторами:

    заполненностью временного промежутка, его значимостью для субъекта,

    состоянием самого человека (ожидание, увлеченность).

    Знакомство со временем может начаться только с усвоения обозначений и

    мер времени, выработанных людьми. Усвоение таких обозначений дается

    нелегко, так как они носят условный и относительный характер. То, что

    было «завтра», становится после ночи «сегодня», а через сутки - «вчера».

    Эта текучесть времени, его незримость крайне затрудняет его вычленение и

    познание.

    В младшем школьном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени.

    Формирование временных представлений у детей начинается позднее и

    имеет свою специфику. Освоение времени осуществляется через практическую

    деятельность детей. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами

    времени, которыми можно измерять и определять длительность,

    последовательность различных видов деятельности. В ходе деятельности на

    ребенка воздействует сложный комплекс раздражителей, в котором

    временные отношения играют второстепенную роль. Поэтому в ходе

    специального обучения нужно организовать соответствующую деятельность,

    направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих

    те или иные промежутки времени и их взаимосвязь, то есть время должно

    быть предметом специального внимания детей. В ходе такой деятельности

    создаются условия для формирования более четких представлений о времени.

    Легче дается детям ориентировка во времени, чем освоение временных

    представлений и понятий. Это связано с процессом становления речи, со

    спецификой словарного запаса и грамматического строя речи ребенка.

    Особая роль в этом процессе отводится освоению специальной терминологии.

    Ее формирование очень тесно связано с усвоением тех обозначений и

    измерений мер времени, которые существуют у человека (времена года,

    время суток, месяц, год, неделя, час, минута).

    Развитие временных представлений и ориентировка во времени связаны с

    повседневной жизнью и деятельностью детей. В дошкольном учреждении

    основными ориентирами оказываются режимные моменты, эмоционально

    значимые события, темп деятельности. Если не проводить специальную

    работу по формированию временных представлений, то это приведет к тому,

    что получаемые детьми сведения об отдельных временных обозначениях

    остаются на поверхности детского сознания, не раскрывают временных

    отношений. Так, многие дети шести-семи лет не могут назвать

    последовательность дней недели, не соотносят месяцы с сезонами года и

    датами знакомых им праздников, не знают причинной зависимости времен

    года.

    Специально организованное обучение ведет к тому, что представление о

    времени у детей быстро совершенствуются, становятся более

    систематичными, осознанными, развивается чувство времени.

    При переходе в школу из дошкольного учреждения дети должны уметь

    различать и называть части суток, знать их последовательность.

    Последовательно называть дни недели, называть, какой день был вчера,

    какой будет завтра. Дети должны знать название текущего месяца и их

    последовательность.

    Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения

    способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий,

    причинно-следственных связей между ними. Ориентирование во времени

    должно базироваться на чувственной основе, то есть переживании

    длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности,

    которая по-разному окрашена эмоционально, а также наблюдениями за

    явлениями и событиями окружающей жиз

    3. Особенности формирования временных представлений у детей младшего

    школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

    В результате органических изменений центральной нервной системы, у

    детей с умственной отсталостью отмечаются нарушения в работе всех

    анализаторов. Недоразвитие мозга и связанные с этим нарушения динамики

    нервных процессов приводят к тому, что корковый анализ и синтез

    раздражителей, воздействующих на ребенка, в той или иной степени

    нарушаются (Шиф Ж. И.)

    Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной

    деятельности. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе

    овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать

    полноценным членом общества.

    Диффузный характер олигофрении приводит к нарушению личности ребенка

    в целом. Признаки недоразвития обнаруживаются в особенностях речи: такие

    дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые выражают

    качества, свойства и отношения предметов, то есть сенсорных эталонов

    (С.Д. Забрамная, С. Я. Рубинштейн и другие).

    Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный

    запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична.

    Поражение мозга затрагивает мыслительный процесс, а также такие

    процессы, как активное восприятие, произвольное внимание, память,

    отмечаются также нарушения моторной сферы и работоспособности.

    Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью плохо

    фиксируется, легко рассеивается. Все новое усваивают очень медленно и

    только после многократного повторения, больше всего страдает смысловая

    память, недостаточно и логически опосредованное запоминание. Однако

    хорошо развита механическая память.

    В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они

    несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности,

    могут длительный срок заниматься одним и тем же делом.

    Нарушение интеллекта обуславливает особенности восприятий и ощущений

    умственно отсталых детей. У детей с пораженной нервной системой ощущения

    и восприятия формируются замедленно и с большим количеством недостатков.

    Ощущение и восприятие- первая ступень познания окружающего мира.

    Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно

    отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их

    психического развития.

    Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей детально

    изучены многими психологами (И. Н. Соловьев, К. И. Вересотская и

    другие).

    Эксперименты доказывают, что темп восприятий у умственно отсталых

    детей замедлен.

    Замедленность темпа восприятий сочетается со значительным

    сужением объема воспринимаемого материала (дети-олигофрены замечают

    значительно меньше предметов, попадающих в их поле зрения, чем их

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.