МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне)

    такие темы, как "Звери и птицы" (1 класс), "Растения леса и огорода" (2

    класс), "Профессии" (3 класс) и др. Как происходит толкование слов, покажем

    на примере одного из вариантов работы со словом "сорока", проведенной на

    внеурочном занятии в 1 классе (см. практическую часть).

    Работа над словом предполагает "количественное" и "качественное"

    обогащение словаря учащихся и его активизацию. Так, при изучении любого

    слова учитель может создать у детей первое представление о лексико-

    семантической парадигме, образующей семантическое поле изучаемого слова.

    Такое представление дается без соответствующих терминов и не на одном

    уроке, а в процессе постепенного выполнения лексико-орфографических

    упражнений на уроках грамматики и правописания и во внеклассной работе по

    русскому языку. Например, при разборе слова "мороз" определяются его связи

    по значению и сочетаемость слова с другими словами.

    -----> РОДО-ВИДОВЫЕ СВЯЗИ: 1) мороз-холод; 2) мороз-холодная зимняя

    погода.

    РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: мороз, морозец,морозный, СИНОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз, холод, стужа.

    -----> АНТОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз-жара, мороз-зной.

    МОРОЗ -----> СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ: Сильные, жестокие, лютые,

    январские.морозы; Мороз ударил, усиливается, крепчает, трещит.;На мороз

    выйти, на морозе стоять, в мороз гулять...

    -----> ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ: Мороз по коже (по спине<-) дерет

    (идет) - возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха.

    Слово "мороз" является первым словом с непроверяемым написанием, с

    которым знакомятся первоклассники (программа 1-3).На уроке на основе

    выполнения упражнения N3 в учебнике дети осознают первое значение данного

    слова (мороз - это низкая температура воздуха, холод) и возможность

    синонимической замены слова "мороз" словом "холод".На последующих уроках в

    1-3 классах при изучении грамматико-орфографического материала учитель

    через систему упражнений (имеющихся в учебнике и дополнительных) знакомит

    детей с другими связями по значению слова "мороз" и сочетаемостью этого

    слова с другими словами в предложении и словосочетании

    Проведение подобных упражнений обогатит память ребенка пониманием

    лексического значения уже не одного слова "мороз", а многих слов

    (однокоренных слов, слов-синонимов, антонимов, сочетаний слов) и позволит

    ему правильно использовать эти слова при построении собственного речевого

    высказывания.

    Считаем, что лексико-семантическая работа в начальных классах должна

    широко применяться, ибо она готовит учащихся к восприятию систематического

    курса в среднем звене школы, способствует развитию у детей лексико-

    семантического взгляда на слово, обогащает речь детей, вызывает у школьника

    познавательный интерес к русскому языку, формирует орфографическую зоркость

    и помогает запомнить правописание "словарных слов".

    Методисты: Гордеев Э. В., Дмитрюк М. В., Рыжикова Г. И. для

    закрепления правописания трудных слов советуют использовать игры, т.к.

    именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника,

    представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности.

    Игру можно построить так, чтобы ведущим началом была наглядность, столь

    необходимая для формирования орфографического навыка. И наконец, что так же

    немаловажно, игру можно вывести за рамки урока.

    Игры, предназначенные для запоминания слов с непроверяемым написанием,

    нетрудно сделать и самим. Одним из возможных вариантов является лото,

    которым целесообразно пользоваться не только на дополнительных занятиях, но

    и в группе продленного дня [31, с.15-16].

    В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на

    клетки, в каждой из которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым

    написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове было каким-

    либо образом выделено), например:

    +----------------+-------------------+

    | к _а .пуста | к _а .ртоф _е .ль |

    +----------------+-------------------+

    | _о .гурец | п _о .м _и .дор |

    +----------------+-------------------+

    На маленьких карточках, совпадающих по размерам с клеткой большого

    листа, записываются загадки, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в

    клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему

    количеству клеток на больших листах.

    Правила игры аналогичны другим играм подобного рода. Участники получают

    одинаковое количество больших листов (1-2). Ведущий берет себе маленькие

    карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова-отгадки.

    Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и

    закрывает ею соответствующую клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым

    закроет карточками все слова своего листа. Цель такого лото - зрительное

    восприятие и запоминание слов с непроверяемым написанием.

    Использовав эту игру продолжительное время, учитель делает другие

    варианты лото, более сложные. На больших листах вместо выделенных букв

    делаются пропуски, которые школьник будет заполнять простым карандашом или

    накладывать букву из разрезной азбуки, например:

    +-------------+------------------+

    | к.пуста | к.ртоф.ль |

    | +------------------+

    | .гурец | п.м.дор. |

    +-------------+------------------+

    Наконец, можно сделать и так: на маленьких карточках с загадками

    следует начертить схемы слов-отгадок, например:

    +--------------------------------------------+

    | Лежит меж грядок +---+---+---+---+---+---+ |

    | | | | | | | | |

    | зелен и сладок. +---+---+---+---+---+---+ |

    +--------------------------------------------+

    Игрок в таком случае должен не только правильно закрыть маленькими

    карточками клетки большого листа, но и вписать простым карандашом отгадку в

    заданную схему.

    Чтобы не наступило такого момента, когда учащиеся потеряют интерес к

    игре (потому что выучили все загадки), надо своевременно обновлять

    содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же слова другие

    загадки, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности класса.

    Загадка не должна быть очень простой или, наоборот, очень сложной.

    Отбирая слова для заполнения больших листов, следует по мере

    возможности группировать их по тематическим группам: овощи-фрукты-ягоды,

    животные-птицы и т.п. Лото лучше сделать красочным: рисунки, вырезки из

    журналов, открытки украсят игру, сделают ее более привлекательной и

    интересной.

    С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они учатся

    читать слова "корова", "ворона", "ворота" и др., написанные в виде ребусов.

    Вот, например, кроссворд, где зашифровано слово "молоко". К такому

    кроссворду обычно дается загадка.

    +----+----+----+----+----+----+

    | | О | | О | | О |

    +----+----+----+----+----+----+

    Хочешь бегать далеко,

    Хочешь прыгать высоко,

    Пей почаще ...(молоко).

    Дети хором подсказывают отгадку.

    Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но и

    способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить ее написание в

    памяти.

    +----+----+----+----+----+----+----+

    | | А | | У | | | А |

    +----+----+----+----+----+----+----+

    Две гласных "а" и "у" одна.

    Угадайте-ка, друзья,

    Очень много хруста

    Издает ... (капуста).

    +----+----+----+----+----+----+----+

    | | | Е | | И | Ц | |

    +----+----+----+----+----+----+----+

    В поле выросла она,

    Колосом своим горда.

    Может колосом гордиться

    Лишь хорошая ... (пшеница)

    +----+----+----+----+----+

    | | О | Р | О | |

    +----+----+----+----+----+

    Прошу вас все слова назвать,

    Где -оро- надо написать.

    К этому кроссворду можно предложить игру "Подскажи словечко".

    На жарком солнышке подсох

    И рвется из стручков ... (горох).

    (Е.Благинина.)

    Дедушка Рох посеял ... (горох).

    - Уродился я неплох,-

    С грядки хвастался ... (горох).

    Привезли во двор песок-

    Золотую гору:

    Без гвоздей и без досок

    Можно строить ... (город).

    (И.Кононов.)

    Берегите уши, нос,

    Здесь ведь прячется ... (мороз).

    Для правильного закрепления написания "словарного" слова можно

    использовать шуточные вопросы, загадки, например:

    1. В каких словах живет рак?

    (ЗавтРАК, РАКета.)

    2. В каких словах спрятались ноты?

    (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

    3. Назовите слова, в которых спрятались числа?

    (Родина(1), сорока(4О) )

    4. Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж".

    (дЕЖурный, УЖин.)

    5. Какие слова любит ворона?

    (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)

    А лягушка?

    (КВАртира, МосКВА.)

    6. В каких словах ель растет?

    (КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)

    Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

    Мой первый слог - крик птицы.

    Два других на дне пруда,

    А целое в музее

    Найдите без труда.

    (Картина)

    Или:

    Прибавьте сорок к единице длины,

    И вмиг она преобразится.

    А как? Подумать вы должны.

    Скажу лишь: под землей помчится.

    (метро)

    После того как написание слова хорошо усвоено и дети не делают ошибок,

    можно использовать загадки, где отгадка-словарное слово. Например: игра

    "Подскажи словечко".

    1. Рано утром всех на луг

    Собирает нас пастух.

    А к вечеру всем молока

    Я людям дать готова.

    Угадали, кто же я?

    Конечно же ...(корова).

    2. Дремучий лес к стеклу прирос -

    Нарисовал его ...(мороз).

    (Г.Соколов.)

    3. Трещала с самого утра:

    "Пора! Пор-р-ра!"

    А что - пора? Такая с ней морока,

    Когда трещит... (сорока).

    (Е.Серова.)

    И последним, завершающим этапом изучения словарного слова является

    самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать

    изученное слово в письменной работе. С этой целью можно давать такие

    работы, как:

    1) написать все словарные слова, используя сюжетную картинку;

    2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания

    должны записать все "словарные" слова, например:

    Однажды, в студеную зимнюю пору,

    Я из лесу вышел; был сильный мороз.

    (однажды, мороз.)

    Формой контроля сформированности умений писать "словарные" слова

    являются диктанты. Гордеев Э. В. и Дмитрюк М. В. обобщили и

    систематизировали материал по работе над "словарными" словами, и составили

    схему-классификацию словарных диктантов [3,с.16-18].

    Все словарные диктанты классифицированы:

    а) по форме работы (простые и творческие);

    б) по виду восприятия (слуховые и зрительные).

    Эта схема полезна учителям, т.к. она позволит им творчески подойти к

    проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подборе материала и

    написании плана урока, разнообразить работу над словами, сделать ее более

    эффективной.Методика проведения словарных диктантов, таких, как выборочный,

    картинный, кратковременный, с использованием загадок, с подбором синонимов

    и антонимов, по перфокартам, хорошо известна учителям.

    1. На доске записаны слова. Учитель предлагает детям внимательно их

    прочитать. Затем слова закрываются и учитель говорит:

    "Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображенного на

    картинке предмета совпало с записью слова на доске, то это слово

    записывайте в тетрадь, если не совпало-не записывайте".После каждого показа

    картинки дается проверка и подведение итогов.

    2. На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель

    предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.

    Не велик ... , да краснеет нос. (мороз)

    ... любит чистоту. (посуда)

    Чужбина - калина, родина - ... . (малина)

    3. Запись слов с аналогичной орфограммой (по принципу "забегания

    вперед".)

    На доске помещены слова, например: д.журный, т.традь, уч.ник, учит.ль,

    р.бята, м.дведь. Учитель говорит: "Все слова подобраны по одному

    орфографическому признаку. Догадайтесь, какой это признак? Запишите слова,

    вставляя пропущенные буквы".

    Первые 2-3 слова нужно обязательно записать полностью, т.к. ученики, не

    успевавшие на предыдущих уроках написание этих слов, могут и в других

    словах допустить ошибку и написать их с буквой "и".

    4. Подбор слова с общим признаком.

    Учитель диктует или записывает на доске слова, предлагая детям

    подобрать и записать еще одно.

    Капуста, морковь ... , картофель - ОВОЩИ (общий признак.)

    СХЕМА - КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ.

    +----------------------------+ +--------------------------+

    | -предупредительный | | -предупредительный |

    | -объяснительный | | -объяснительный |

    | - выборочный | | -выборочный |

    | -по памяти | | -картинный |

    | -по загадкам | | -кратковременный |

    | -по описательному обороту | | -по памяти |

    | -с использованием сигналь- | | -по загадкам |

    | ных карточек. | | -по описательному обороту|

    +-------------+--------------+ | -по перфокартам |

    | | -с использованием сиг- |

    | | нальных карточек |

    | | -с пропущенными буквами |

    | +---------------+----------+

    | |

    | |

    +------+----+ +----+-------+

    | слуховые | | зрительные |

    +------+----+ +----+-------+

    | |

    +------+--------------------------------+----------+

    | простые |

    +--------------------------+-----------------------+

    |

    +--------------------------+-----------------------+

    | словарные диктанты |

    +--------------------------+-----------------------+

    |

    +--------------------------+-----------------------+

    | творческие |

    +------+------------------------------------+------+

    | |

    +------+---+ +-----+------+

    | слуховые | | зрительные |

    +-----+----+ +-----+------+

    | |

    +------------+--------------+ +-------------------+-------+

    |-группировка по орфографи- | |-группировка по орфографи- |

    | ческим признакам. | | ческим признакам. |

    |-подбор родственных слов. | |-подбор родственных слов. |

    |-подбор слов с общим приз- | |-подбор слов с общим при- |

    | наком. | | знаком. |

    |-подбор синонимов,антонимов| |-подбор синонимов, анто- |

    |-запись цепочкой слов. | | нимов. |

    +---------------------------+ |-запись цепочкой слов. |

    |-запись по алфавиту. |

    |-запись с исправлением |

    | ошибок. |

    |-работа с деформированными |

    | словами. |

    |-запись слов с аналогичной |

    | орфограммой. |

    |-составление словосочета- |

    | ний. |

    |-использование ребусов. |

    |-использование школьного |

    | словаря |

    |-использование кроссвордов |

    |-по пословицам. |

    |-по перфокартам. |

    |-составление рассказа |

    | по опорным словам. |

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.