Формирование интереса к урокам математики
Формирование интереса к урокам математики
Министерство образования Российской Федерации
Главное управление общего и профессионального образования
Администрации Иркутской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Братский педагогический колледж №2
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Формирование интереса к урокам математики»
Выполнил:
Студент 3 курса В группы
Никулин Антон Юрьевич
Специализация:
0301 «Математика»
Руководитель:
Пащук Анна Григорьевна
Преподаватель высшей квалификационной категории
г. Братск, 2001
Оглавление
1. Введение
2. Историко-педагогический аспект проблемы
формирования познавательного интереса
3. Понятие "познавательный интерес"
4. Необходимые условия формирования познавательного интереса
5. Формирование познавательных интересов в обучении.
6. Страницы истории на уроках математики
7. Мотивационная функция задач в обучении математике
8. Разминки
9. Игровое обучение
9.1 Игры
9.2 Кроссворд
12. Заключение
13. Библиография
13. Приложение 1
Введение
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической
наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и
осуществление её практикой обучения.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не
нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия
педагогов.
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая
потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а
результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного,
очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство
педагогического воздействия, в частности, в средство формирования
познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности
учиться, получать знания.
Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана тема исследования
«формирование познавательного интереса на уроках математики».
Объект исследования: познавательный интерес.
Предмет исследования: роль творческих заданий в формировании
познавательных интересов школьников.
Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих
познавательный интерес учащихся на уроках математики.
Задачи исследования:
Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных
интересов учащихся на уроках математики.
Определить критерии сформированности познавательных интересов.
В исследовании мы исходим из гипотезы, что эффективность формирования
познавательных интересов школьников на уроках математики достигается через
использование творческих заданий:
а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении
умениям и навыкам;
б) направленных на формирование понятий.
Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что её
результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и
студентов.
Историко-педагогический аспект проблемы
формирования познавательного интереса
Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в
практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований
жизни. Социально-экономические изменения в России начиная со второй
половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития
просвещения.
К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний,
пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом,
однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие
для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики,
— И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.
Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них
«новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу
ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить
детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя
перестройкой образования в России, Бецкой доказывал это в уставных
документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось.
Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И.
Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов
занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса
к учению с нравственностью.
Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во
взглядах Н.И. Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в
учении. Условием развития любопытства Н.И. Новиков считал знание
воспитателя сил и способностей, которые дают наблюдения за занятиями
ребёнка «по натуральному побуждению», выражающему интерес, внимание к
изучаемому.
Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно.
В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных
Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, побои, и дети стремились убегать с
уроков, пропускали занятия по несколько месяцев.
В первой половине XIX в. общественно-экономическое развитие России всё
же привело к созданию в стране системы образования, требовавшей новой
дидактической теории, которой в России в начале века ещё не было.
Появляются отдельные, правда переводные, работы по педагогике.
Впервые любопытство от любознательности отграничил
В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при
надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к
познанию, развивающую умственную самостоятельность.
В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность
детей следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук,
книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут
заинтересовать детей, так как природа близка им.
Для педагогических воззрений В.Г. Белинского и А.И. Герцена характерна
связь интереса к познанию с интересом социальным. Но эта идея не могла
найти своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский писал в подцензурной
России, а работы А.И. Герцена вообще были запрещены.
И тем не менее передовая педагогическая мысль 60–70-х гг. XIX в. в
решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему
интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой
проблеме всё ещё не было.
Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса
рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал
интерес в обучении.
Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д.
Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному
развитию детей.
Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно-
педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему
миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих
педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес
ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его
способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого
является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления
интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы,
которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.
Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем
оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.
Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание,
опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и
любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов
высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали
интерес детей к учению.
Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было
много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы,
консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное
положение народного учителя.
В начале XX в. отдельным изданием вышла работа по интересу в обучении
А.И. Анастасиева. В этом исследовании весь процесс обучения раскрывался
через призму интереса.
После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-
воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных
строить коммунистическое общество.
С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская.
Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в
обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.
С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в
обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он
считал, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального
опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к
окружающей среде.
А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и
развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного
вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций,
наталкивающих на вопросы, и т.д.
Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны
интересом, что содержание образовательной работы определяется детским
интересом.
В диалектике воспитательного процесса А.С. Макаренко показал единство
содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного
процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами
детского коллектива и интересами отдельной личности.
Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на
классно-урочную систему обучения.
Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток.
Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника:
неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес,
который ещё очень хрупок. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ
педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили разработаны психолого-
педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток,
накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей
(преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство
сказок, задачи на сравнение и т.д.).
Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте
разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим
учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся,
обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Понятие «познавательный интерес»
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на
предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность
характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и
глубоким знаниям . Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный
интерес становится основой положительного отношения к учению.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у
человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и
активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с
увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат
деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления,
воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного
интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения
школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного
интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации
деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной
деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и
оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство
обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех
учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он
доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с
охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной
деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только
трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения
необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный
интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и
как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на
результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией
ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В
интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие
организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют
все важнейшие проявления личности.
Необходимые условия формирования познавательного интереса
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и
практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых
способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса
учащихся:
Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной
почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для
развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения
познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления,
ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений,
столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому,
принять решение, встать на определённую точку зрения.
Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и
личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном
уровне развития учащихся.
Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном
процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный
путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать
оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей,
которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в
освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому
уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень
развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и
углубление познавательного интереса на основе того, что обучение
систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её
способов, её умений.
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы
постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.
При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми
учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения,
такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать
и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять
единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и
т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных
процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые
позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за
счёт прежних приобретать новые.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус
учебного процесса — третье важное условие.
Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с
двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением,
которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения
ученика.
Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время
переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от
них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и
интерес к знаниям, другие — опосредованно.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о
которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно
желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика
Страницы: 1, 2, 3, 4
|