МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование интереса к урокам математики

    Формирование интереса к урокам математики

    Министерство образования Российской Федерации

    Главное управление общего и профессионального образования

    Администрации Иркутской области

    Государственное образовательное учреждение

    Среднего профессионального образования

    Братский педагогический колледж №2

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Тема: «Формирование интереса к урокам математики»

    Выполнил:

    Студент 3 курса В группы

    Никулин Антон Юрьевич

    Специализация:

    0301 «Математика»

    Руководитель:

    Пащук Анна Григорьевна

    Преподаватель высшей квалификационной категории

    г. Братск, 2001

    Оглавление

    1. Введение

    2. Историко-педагогический аспект проблемы

    формирования познавательного интереса

    3. Понятие "познавательный интерес"

    4. Необходимые условия формирования познавательного интереса

    5. Формирование познавательных интересов в обучении.

    6. Страницы истории на уроках математики

    7. Мотивационная функция задач в обучении математике

    8. Разминки

    9. Игровое обучение

    9.1 Игры

    9.2 Кроссворд

    12. Заключение

    13. Библиография

    13. Приложение 1

    Введение

    Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической

    наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и

    осуществление её практикой обучения.

    Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не

    нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия

    педагогов.

    Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая

    потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а

    результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного,

    очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство

    педагогического воздействия, в частности, в средство формирования

    познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности

    учиться, получать знания.

    Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана тема исследования

    «формирование познавательного интереса на уроках математики».

    Объект исследования: познавательный интерес.

    Предмет исследования: роль творческих заданий в формировании

    познавательных интересов школьников.

    Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих

    познавательный интерес учащихся на уроках математики.

    Задачи исследования:

    Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных

    интересов учащихся на уроках математики.

    Определить критерии сформированности познавательных интересов.

    В исследовании мы исходим из гипотезы, что эффективность формирования

    познавательных интересов школьников на уроках математики достигается через

    использование творческих заданий:

    а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении

    умениям и навыкам;

    б) направленных на формирование понятий.

    Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что её

    результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и

    студентов.

    Историко-педагогический аспект проблемы

    формирования познавательного интереса

    Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в

    практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований

    жизни. Социально-экономические изменения в России начиная со второй

    половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития

    просвещения.

    К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний,

    пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом,

    однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие

    для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики,

    — И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.

    Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них

    «новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу

    ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить

    детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя

    перестройкой образования в России, Бецкой доказывал это в уставных

    документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось.

    Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И.

    Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов

    занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса

    к учению с нравственностью.

    Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во

    взглядах Н.И. Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в

    учении. Условием развития любопытства Н.И. Новиков считал знание

    воспитателя сил и способностей, которые дают наблюдения за занятиями

    ребёнка «по натуральному побуждению», выражающему интерес, внимание к

    изучаемому.

    Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно.

    В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных

    Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, побои, и дети стремились убегать с

    уроков, пропускали занятия по несколько месяцев.

    В первой половине XIX в. общественно-экономическое развитие России всё

    же привело к созданию в стране системы образования, требовавшей новой

    дидактической теории, которой в России в начале века ещё не было.

    Появляются отдельные, правда переводные, работы по педагогике.

    Впервые любопытство от любознательности отграничил

    В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при

    надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к

    познанию, развивающую умственную самостоятельность.

    В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность

    детей следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук,

    книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут

    заинтересовать детей, так как природа близка им.

    Для педагогических воззрений В.Г. Белинского и А.И. Герцена характерна

    связь интереса к познанию с интересом социальным. Но эта идея не могла

    найти своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский писал в подцензурной

    России, а работы А.И. Герцена вообще были запрещены.

    И тем не менее передовая педагогическая мысль 60–70-х гг. XIX в. в

    решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему

    интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой

    проблеме всё ещё не было.

    Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса

    рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал

    интерес в обучении.

    Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д.

    Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному

    развитию детей.

    Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно-

    педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему

    миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих

    педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес

    ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его

    способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого

    является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления

    интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы,

    которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.

    Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем

    оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.

    Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание,

    опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и

    любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов

    высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали

    интерес детей к учению.

    Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было

    много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы,

    консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное

    положение народного учителя.

    В начале XX в. отдельным изданием вышла работа по интересу в обучении

    А.И. Анастасиева. В этом исследовании весь процесс обучения раскрывался

    через призму интереса.

    После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-

    воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных

    строить коммунистическое общество.

    С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская.

    Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в

    обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

    С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в

    обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он

    считал, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального

    опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к

    окружающей среде.

    А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и

    развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного

    вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций,

    наталкивающих на вопросы, и т.д.

    Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны

    интересом, что содержание образовательной работы определяется детским

    интересом.

    В диалектике воспитательного процесса А.С. Макаренко показал единство

    содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного

    процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами

    детского коллектива и интересами отдельной личности.

    Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на

    классно-урочную систему обучения.

    Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток.

    Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника:

    неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес,

    который ещё очень хрупок. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ

    педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили разработаны психолого-

    педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток,

    накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей

    (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство

    сказок, задачи на сравнение и т.д.).

    Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте

    разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим

    учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся,

    обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

    Понятие «познавательный интерес»

    Познавательный интерес – избирательная направленность личности на

    предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность

    характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и

    глубоким знаниям . Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный

    интерес становится основой положительного отношения к учению.

    Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у

    человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и

    активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с

    увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

    Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат

    деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления,

    воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного

    интереса приобретают особую активность и направленность.

    Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения

    школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного

    интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

    Познавательный интерес при правильной педагогической организации

    деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной

    деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и

    оказывает сильное влияние на его развитие.

    Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство

    обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех

    учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он

    доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с

    охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной

    деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только

    трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения

    необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный

    интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и

    как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

    Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на

    результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией

    ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

    Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В

    интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие

    организации, протеканию и завершению деятельности.

    Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют

    все важнейшие проявления личности.

    Необходимые условия формирования познавательного интереса

    Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и

    практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых

    способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса

    учащихся:

    Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной

    почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для

    развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения

    познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления,

    ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений,

    столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому,

    принять решение, встать на определённую точку зрения.

    Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и

    личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном

    уровне развития учащихся.

    Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном

    процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный

    путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать

    оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей,

    которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в

    освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому

    уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень

    развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и

    углубление познавательного интереса на основе того, что обучение

    систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её

    способов, её умений.

    В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы

    постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.

    При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми

    учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения,

    такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать

    и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять

    единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и

    т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных

    процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые

    позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за

    счёт прежних приобретать новые.

    3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус

    учебного процесса — третье важное условие.

    Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с

    двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением,

    которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения

    ученика.

    Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время

    переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от

    них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и

    интерес к знаниям, другие — опосредованно.

    Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о

    которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно

    желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.