Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного
контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех
этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть
с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении
звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти.
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия
происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава
речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь,
способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким
образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают
решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить
детей к усвоению грамоты.
В целях подготовки детей к обучению грамоте проводятся также следующие
упражнения: различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и
согласных; выделение любых звуков из состава слова; членение слова на
слоги, а слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова;
определение последовательности звуков в слова; членение предложений на
слова.
Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач,
то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же
звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового
состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.
Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую
задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного
обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и
уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.
Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям
слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки в
стадии закрепления.
К концу обучения дети должны правильно произносить и различать все
фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и
синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова,
предложения и небольшие тексты.
1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР
у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической
группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:
1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического
восприятия;
2) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при
устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение
артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного
аппарата;
3) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом
звуков;
4) закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом
лексического материала на занятиях по развитию речи, других
занятиях, в режимных моментах;
5) закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
6) формирование диалогической и монологической форм связной речи;
7) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
8) закрепление навыка чтения;
9) подготовка детей к письму, формирование графических навыков;
10) развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя
устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в
целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при
этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы
системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию
содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям,
предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия.
Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как
системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в
определённой последовательности.
При устранении фонетико-фонематического недоразвития это относится
преимущественно к овладению детьми правильным произношением и развитием у
них фонематического восприятия. Учитывая последовательность овладениями
этими сторонами речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для
своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже
усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.
В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы
работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают
наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с
нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.
Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых
особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и
тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на
логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип подхода требует от
воспитателя:
- глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого
ребёнка и уровне его актуального речевого развития;
- использование этих знаний в своей работе.
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в
логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих,
воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.
Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях
логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он
включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.
Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо
успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с
воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.
Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для
здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.
Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой
занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно
планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию
во второй половине дня.
Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в
играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу,
значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики
речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их
жизнедеятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности
и речевого общения детей:
организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне
занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в
содержание высказываний;
создавать ситуацию общения;
формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и
месту звуков в слове;
проводить работу по развитию слухового и речевого внимания,
слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;
привлекать внимание к интонационной стороне речи.
1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию
фонематического слуха и фонематического восприятия
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить
следующие этапы:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале
одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития
слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь
окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью
окружающих и контролировать своё произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале
осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и
упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые
звуки.
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса,
вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже
– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков
элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в
слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;
выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и
формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по
продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Рассмотрим основные отличия:
|Логопед исправляет нарушения речи |Воспитатель под руководством |
| |логопеда активно участвует в |
| |коррекционной работе |
Подготовительный этап
|Логопед в зависимости от характера |Воспитатель по заданию логопеда в |
|нарушения звука вырабатывает и |игровой форме закрепляет у детей |
|тренирует движения органов |движения и положения органов |
|артикуляционного аппарата, которые |артикуляционного аппарата. |
|были неправильными или совсем | |
|отсутствовали. | |
Этап появления звука
|Логопед ставит звуки, вырабатывая |Воспитатель закрепляет произнесение |
|артикуляцию нужного звука, при этом |поставленного логопедом звука, |
|используются специальные приёмы и |фиксируя внимание ребёнка на его |
|отработанные на предыдущем этапе |звучание и артикуляции, используя |
|движения органов артикуляционного |картинки – символы и звукоподражания.|
|аппарата. | |
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
|Логопед автоматизирует звук, |Воспитатель по заданию логопеда с |
|последовательно вводя его в речь: |отдельными детьми закрепляет |
|слог, слово, предложение, потешки, |поставленный логопедом звук, подбирая|
|рассказы. |соответствующий программный материал.|
Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного
звукопроизношения:
1) для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков,
принадлежащих к разным фонетическим группам;
2) при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на
кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;
3) отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно
и распределена во времени;
4) закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех
близких звуков;
материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким
образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка
звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению
словаря, выработке грамматически правильной связной речи.
1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во
время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с
15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час.
Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед
записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь
заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные
тетради тех детей, с которыми он занимался утром.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с
ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми.
Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А
если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого
ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если
у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать
мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью –
сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.
Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном
логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором
могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь
же желательно иметь изобразительный материал для закрепления звуков [Р],
[РЬ], [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.
Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание
всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным
выделения закреплённого звука голосом – произноситься утрированно.
Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической
ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как
ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен
проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от малыша.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их
ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов.
Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем
корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка, высмеивать
его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть
до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение малыша
к воспитателю, к обучению в целом.
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий
отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не
следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это
делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят
говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель,
используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и
предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов
(«всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель»). А затем
спрашивает: «Как лучше сказать?». И только потом просит повторить
правильную фразу.
Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно
реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я
не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено
время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны
воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи
отвечающего и незаметно, исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И,
в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого
ребёнком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания
отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться
воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К
исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же
воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда
большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу
ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [P], воспитатель
может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [P], слова: стРоить,
гоРка, собиРать, игРать».
Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а
воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово
(милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесёт и это вызовет
у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на
ухо, а затем похвалить малыша за старание.
Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с
наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень
чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон.
Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны
только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей
собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения,
такта, собранности и постоянной изобретательности.
Глава II. Практическая часть
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|