Этнопедагогика
благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь,
гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое.
Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы,
живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние
музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В
совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.
Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания
(русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские
частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое
произведение музыкального фольклора представлено целой системой
стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих
изменения народной музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её
жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь
крестьянина:
. календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки,
масленичные, купальские песни);
. полевые работы (покосные, жатвенные песни);
. рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);
. смерть (похоронные плачи-причитания).
Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры,
где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и
эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и
подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская
протяжная песня) и инструментальные.
Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного
творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не
притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная
песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с
самыми разными ситуациями.
Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные,
заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но
общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние
содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.
4 Народный театр
Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным
народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх,
сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы
перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и
семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе развития
в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают
игры и представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия
«Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития
народного театра и драмы.
В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто
называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в
Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру
Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообразие
форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем
их управления (тростевые куклы, марионетки — куклы на нитках — и др.).
Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды,
инсценировали «бродячие сюжеты».
К народному театру относят также балаганные представления и так
называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении
драматизированного текста).
Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще
фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита,
движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с
публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие,
направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором
исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах).
Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной
интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих
лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.
Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором,
развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки
людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных
постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь
перед публикой, преодолевать застенчивость.
5 Народный танец
Народный танец — один из древнейших видов народного творчества.
Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление
хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами
(славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения
венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий,
хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта.
Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения
над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки
зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель,
гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец
жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок,
молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух,
доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба,
казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве
занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное
отношение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).
В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое
подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие
танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые
танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы
исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер
исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает
длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском
мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.
Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений,
приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично,
общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).
6 Народные промыслы
К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство,
ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома),
ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.
В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и
быта, культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в
древности орнамент, который помогает достигать органичного единства
композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета,
пластичной формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в
народном промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или
рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его
индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее
рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В
силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные,
но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр.,
деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре;
позднее, сохраняя общую форму и образную основу, сочетают их с веками
выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным
использованием технических средств и материалов.
Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего
мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя
мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста
приобщались к работе, помощи родителям.
Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт
наставника (родителей), прививает трудолюбие.
Принципы народной педагогики
1 Закономерности народных педагогических систем
К числу общих закономерностей и характеристик народных педагогических
систем, дающих возможность осуществлять "перенос" знаний из одной
этнической педагогики в другую, относятся:
. наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и
других источниках народной духовной культуры и представляющего систему
общечеловеческих ценностей;
. единство естественного механизма развития народных педагогик,
выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и
народности;
. общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в
реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);
. общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и
воспитания.
Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро
народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных
характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-
географические условия и исторические особенности развития народов,
определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов,
содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и
народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей
природе.
В основу построения методики учебно-воспитательного процесса,
базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как
цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему
современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-
воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия
эффективности данного процесса.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный
учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция
выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она
и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции,
что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и
отмирает, если теряет свою социально значимую основу.
2 Народная педагогика и этнопедагогика
Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем
исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально
передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем
зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического
эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д.
Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая
педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в
своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же
объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса,
история народа в целом.
А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания
народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и
представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой
создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа
его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два
понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика
— наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и
вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в
связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных
явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в
современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической
системообразующей части.
Заключение
В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды
деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми.
Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла
ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед
церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися
народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием
целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде
заповедей, народной мудрости.
Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его
непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не
может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще
обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и
воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные
вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только
взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом
осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.
Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна
стать основой современных учебно-воспитательных систем.
Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень
богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт
характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой
личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой
своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему
общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что
надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без
изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые
работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и
общечеловеческих ценностях.
Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами,
способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его
взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов,
наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не
воруй", "не лжесвидетельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в
число библейских заповедей.
Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое место всегда
отводила заповедям — целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой
системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний
своего народа. Она выражается не только в описаний героизма людей, но и в
поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении
предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На
примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и
другие защитники Отечества.
Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к
людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как
самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть
скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим
других.
Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал
лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заповедь выражена в
народных пословицах: "Деревья смотри в плодах, а людей — в делах", "Под
лежачий камень вода не течет".
Но одним из важнейших условий воспитания в народной педагогике
считается доброе, уважительное отношение к ребенку.
Литература:
1. Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958.
2. Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.,
1992.
3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М:
Педагогика, 1987.
4. Попова А. Н. Народные художественные промыслы. — М.: Прогресс,
1993.
5. Народная мудрость: Энциклопедия. — М., 1995.
6. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов
России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.
7. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.:
Школа-Пресс, 1996.
-----------------------
[1] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М:
Педагогика, 1987. — с. 218.
[2] Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.,
1992.– с. 49.
[3] Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958. — с. 123.
Страницы: 1, 2
|