Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания
Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания
Предлагаемая работа содержит теоретический материал, основанный на
научных данных о педагогических условиях развития музыкальных способностей
детей в ДМШ, общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. Эти
закономерности были выявлены в результате многолетних психолого-
педагогических исследований. Также работа содержит методический материал,
раскрывающий своеобразие музыкально- эстетического воспитания. Показано
значение искусства как способа отражения действительности и его роль в
формировании личности человека, а также влияние различных видов музыкальной
деятельности на всестороннее развитие ребёнка. Работа опирается также на
личные наблюдения, отражающие практику педагогической работы в ДМШ,
общеобразовательной школе и в клубе.
Главная задача работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на
формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и
гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной
работы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
|Введение |Стр. |
|Глава 1 . Значение эстетического, нравственного и |Стр. |
|музыкального воспитания личности. | |
|§ 1 Основные понятия |Стр. |
|§ 2 Музыкальное воспитание как средство эстетических|Стр. |
|и нравственных качеств личности. | |
|Глава 2. Воспитание личности в различных формах |Стр. |
|музыкальной деятельности в ДМШ. | |
| § 1 Слушание музыки |Стр. |
|§ 2 Исполнительство |Стр. |
|§ 3 Музыкально-познавательная деятельность |Стр. |
|Выводы |Стр. |
|Литература |Стр. |
ВВЕДЕНИЕ
В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена
недостаточным уровнем культуры молодёжи. Думаю, что это не что иное, как
результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании
подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения
музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной
школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.
Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике
обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания
ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески
преобразовывать действительность.
Наблюдая за детьми, обучающимися в ДМШ, и сравнивая их с обычными
учениками общеобразовательной школы, я пришла к выводу, что дети,
обучающиеся в ДМШ, более развиты во всех отношениях. В процессе
всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль.
« Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в
которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд, но жизнь без
искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и
гармонично развитого».[1] Мысли обо всём этом и привели меня к тому, чтобы
проанализировать эту ситуацию, выявить, какие же личностные качества
приобретает человек в процессе музыкального воспитания, как музыкальное
воспитание влияет на его мир чувств, поведение.
Для написания работы использовалась литература Свердловской областной
библиотеки им. В.Г.Белинского, библиотеки ДШИ, методических кабинетов
дошкольных учреждений, а также личной библиотеки. Изучая различную
литературу, я получила возможность познакомиться с научными работами
известных музыкантов – педагогов, и все они указывают на то, что особое
место в процессе формирования гуманистического мировоззрения, нравственных
и эстетических идеалов принадлежит искусству.
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как
неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом
которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране
музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь
избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития
всего подрастающего поколения. « Выдающийся советский педагог
В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания.
«Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков
эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного
воспитания»,- писал он. В своих книгах, рассказывающих о методах воспитания
детей в Павлышской средней школе, где он проработал учителем и директором
около 35-ти лет, Сухомлинский неоднократно касается проблем музыкального
воспитания. Вот некоторые его высказывания о музыке: «Музыка - могучий
источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное
умственное развитие ребёнка (…). Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы
облагораживаем его мысли, стремления».[2]
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно
раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать
и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет
на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в
детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, -
предупреждал В.А.Сухомлинский. -… Если в раннем детстве донести до сердца
красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует
многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку
культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную
красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».[3] Широко известны
слова К.Маркса о том, что «для немузыкального уха самая прекрасная музыка
лишена смысла». Поэтому необходимо создавать условия для повышения
музыкальной культуры детей.
ЦЕЛЬ данной работы состоит в том, чтобы через определение эстетических,
нравственных и музыкальных целей воспитания раскрыть значение музыкального
воспитания в жизни человека.
В первой главе обозначим эстетические, нравственные и музыкальные цели
воспитания личности, используя научную литературу. Во второй главе
рассмотрим различные формы музыкальной деятельности и определим, какие
личностные качества они воспитывают в человеке.
ГЛАВА 1
Значение эстетического. Нравственного и музыкального воспитания
личности
§ 1 Основные понятия
Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в
форме физиологического, психического и социального становления человека и
определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными
условиями.
« Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит
главным образом под влиянием воспитания. Воспитание « проектирует»
личность, преднамеренно и планомерно поднимает её на новую ступень, движет
её в заданном направлении»,- писал Л.С.Выготский.
В общей педагогике воспитание рассматривается. Как специально
организованный процесс, направленный на развитие личности воспитанника. В
ней изучаются цели, содержание, средства и методы воспитания. Воспитывая
необходимо найти способы и средства педагогического воздействия, наиболее
соответствующие данному возрасту детей. Методика воспитания изучает вопросы
образования, обучения и развития.
В самом общем виде формирование личности ребёнка можно определить как
процесс социализации, т.е. усвоение человека социального опыта. Человек на
основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-
психологическую систему. «Личность в полном смысле этого слова начинается
тогда, когда из всего социально- психологического материала, ставшего
личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная
система, которая обладает индивидуальностью, способностью к саморегуляции,
избирательным отношением к социальной среде».[4]
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Человек живёт в обществе и не может быть
свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую
очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения.
Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и
произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения,
принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих
требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу,
к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных
убеждений, мировоззрения;
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со
сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам,
тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде,
трудолюбия;
- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять
свои личные интересы общественным;
- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в
убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к
труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;
- формирование навыков культуры поведения и др.
«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция,
сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела
становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию –
главная цель нравственного воспитания».[5]
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Развитие у детей способности воспринимать
прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в
природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от
безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать
это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.
Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и
практической деятельностью человека.
Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
- формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно
понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,
формирование навыков использования средств искусства для познания жизни
людей, самой природы;
- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту
красоту;
- вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в
области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования,
художественного слова, драматизации;
- развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и
создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
- развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и
умение вносить красоту в быт.
Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего
прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы
субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.
Особенности этого отражения носят конкретно - чувственных характер и
составляют специфику эстетического сознания.
Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не
только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся
гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь
предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль
играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий
мир.
Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в жизни.
Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать
наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с
безобразным).
Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе,
обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость
нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные
поступки.
Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе
комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно
разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.
§ 2 Музыкальное воспитание
как средство эстетических и нравственных качество личности
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЖНО ПОНИМАТЬ В ШИРОКОМ ИЛИ В БОЛЕЕ УЗКОМ
СМЫСЛЕ.
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных
потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития
идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В
таком понимании – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности
к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной
деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей
человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и
глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное
воспитание – это формирование музыкальной культуры человека».[6]
Как уже было отмечено, искусство всегда оперирует художественными
образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то,
что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах.
«Музыкальный образ произведения – это комплекс выразительных средств,
воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием».[7] Особо важную
роль играют мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства.
Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи – ладогармоническим
складом произведения, его темповыми и динамическим нюансами приемами
изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения.
Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный
образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями
человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом
(например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в
спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в
человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в
подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные
эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом
особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.
Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной
культуры, чувств, нравственности.
Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет
художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и
всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное,
творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.
Выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским были намечены
основные пути осуществления воспитания:
а) развитие способности воспринимать музыку (слушание);
б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений
способностей и умений (пение, игра на инструментах);
в) усвоение нужных знаний (грамотность).
Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие
музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.
Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как
первоочередная задача воспитания.
Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели,
как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и
музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу
музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические
принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный
материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться
на музыку.
ГЛАВА 2
Воспитание личности в различных формах музыкальной деятельности
в детской музыкальной школе (ДМШ)
§ 1 Слушание МУЗЫКИ
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая
роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее
восприятие и анализ.
Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей
активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее
особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со
значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами
исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные,
инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание
дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в
исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание
музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию
Страницы: 1, 2
|