МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания

    Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания

    Предлагаемая работа содержит теоретический материал, основанный на

    научных данных о педагогических условиях развития музыкальных способностей

    детей в ДМШ, общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. Эти

    закономерности были выявлены в результате многолетних психолого-

    педагогических исследований. Также работа содержит методический материал,

    раскрывающий своеобразие музыкально- эстетического воспитания. Показано

    значение искусства как способа отражения действительности и его роль в

    формировании личности человека, а также влияние различных видов музыкальной

    деятельности на всестороннее развитие ребёнка. Работа опирается также на

    личные наблюдения, отражающие практику педагогической работы в ДМШ,

    общеобразовательной школе и в клубе.

    Главная задача работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на

    формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и

    гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной

    работы.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    |Введение |Стр. |

    |Глава 1 . Значение эстетического, нравственного и |Стр. |

    |музыкального воспитания личности. | |

    |§ 1 Основные понятия |Стр. |

    |§ 2 Музыкальное воспитание как средство эстетических|Стр. |

    |и нравственных качеств личности. | |

    |Глава 2. Воспитание личности в различных формах |Стр. |

    |музыкальной деятельности в ДМШ. | |

    | § 1 Слушание музыки |Стр. |

    |§ 2 Исполнительство |Стр. |

    |§ 3 Музыкально-познавательная деятельность |Стр. |

    |Выводы |Стр. |

    |Литература |Стр. |

    ВВЕДЕНИЕ

    В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена

    недостаточным уровнем культуры молодёжи. Думаю, что это не что иное, как

    результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании

    подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения

    музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной

    школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.

    Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике

    обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания

    ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески

    преобразовывать действительность.

    Наблюдая за детьми, обучающимися в ДМШ, и сравнивая их с обычными

    учениками общеобразовательной школы, я пришла к выводу, что дети,

    обучающиеся в ДМШ, более развиты во всех отношениях. В процессе

    всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль.

    « Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в

    которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд, но жизнь без

    искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и

    гармонично развитого».[1] Мысли обо всём этом и привели меня к тому, чтобы

    проанализировать эту ситуацию, выявить, какие же личностные качества

    приобретает человек в процессе музыкального воспитания, как музыкальное

    воспитание влияет на его мир чувств, поведение.

    Для написания работы использовалась литература Свердловской областной

    библиотеки им. В.Г.Белинского, библиотеки ДШИ, методических кабинетов

    дошкольных учреждений, а также личной библиотеки. Изучая различную

    литературу, я получила возможность познакомиться с научными работами

    известных музыкантов – педагогов, и все они указывают на то, что особое

    место в процессе формирования гуманистического мировоззрения, нравственных

    и эстетических идеалов принадлежит искусству.

    Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как

    неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом

    которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране

    музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь

    избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития

    всего подрастающего поколения. « Выдающийся советский педагог

    В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания.

    «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков

    эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного

    воспитания»,- писал он. В своих книгах, рассказывающих о методах воспитания

    детей в Павлышской средней школе, где он проработал учителем и директором

    около 35-ти лет, Сухомлинский неоднократно касается проблем музыкального

    воспитания. Вот некоторые его высказывания о музыке: «Музыка - могучий

    источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное

    умственное развитие ребёнка (…). Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы

    облагораживаем его мысли, стремления».[2]

    Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно

    раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать

    и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет

    на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в

    детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, -

    предупреждал В.А.Сухомлинский. -… Если в раннем детстве донести до сердца

    красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует

    многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку

    культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.

    Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную

    красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».[3] Широко известны

    слова К.Маркса о том, что «для немузыкального уха самая прекрасная музыка

    лишена смысла». Поэтому необходимо создавать условия для повышения

    музыкальной культуры детей.

    ЦЕЛЬ данной работы состоит в том, чтобы через определение эстетических,

    нравственных и музыкальных целей воспитания раскрыть значение музыкального

    воспитания в жизни человека.

    В первой главе обозначим эстетические, нравственные и музыкальные цели

    воспитания личности, используя научную литературу. Во второй главе

    рассмотрим различные формы музыкальной деятельности и определим, какие

    личностные качества они воспитывают в человеке.

    ГЛАВА 1

    Значение эстетического. Нравственного и музыкального воспитания

    личности

    § 1 Основные понятия

    Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в

    форме физиологического, психического и социального становления человека и

    определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными

    условиями.

    « Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит

    главным образом под влиянием воспитания. Воспитание « проектирует»

    личность, преднамеренно и планомерно поднимает её на новую ступень, движет

    её в заданном направлении»,- писал Л.С.Выготский.

    В общей педагогике воспитание рассматривается. Как специально

    организованный процесс, направленный на развитие личности воспитанника. В

    ней изучаются цели, содержание, средства и методы воспитания. Воспитывая

    необходимо найти способы и средства педагогического воздействия, наиболее

    соответствующие данному возрасту детей. Методика воспитания изучает вопросы

    образования, обучения и развития.

    В самом общем виде формирование личности ребёнка можно определить как

    процесс социализации, т.е. усвоение человека социального опыта. Человек на

    основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-

    психологическую систему. «Личность в полном смысле этого слова начинается

    тогда, когда из всего социально- психологического материала, ставшего

    личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная

    система, которая обладает индивидуальностью, способностью к саморегуляции,

    избирательным отношением к социальной среде».[4]

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Человек живёт в обществе и не может быть

    свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую

    очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения.

    Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и

    произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения,

    принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих

    требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу,

    к другим людям, к самому себе.

    Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:

    - осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных

    убеждений, мировоззрения;

    - развитие у детей чувства патриотизма;

    - развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со

    сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;

    - выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

    - формирование ответственного отношения к своим трудовым делам,

    тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде,

    трудолюбия;

    - формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять

    свои личные интересы общественным;

    - формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в

    убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к

    труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;

    - формирование навыков культуры поведения и др.

    «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция,

    сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела

    становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию –

    главная цель нравственного воспитания».[5]

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Развитие у детей способности воспринимать

    прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в

    природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от

    безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать

    это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.

    Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и

    практической деятельностью человека.

    Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

    - формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно

    понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

    формирование навыков использования средств искусства для познания жизни

    людей, самой природы;

    - развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту

    красоту;

    - вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в

    области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования,

    художественного слова, драматизации;

    - развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и

    создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

    - развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и

    умение вносить красоту в быт.

    Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего

    прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы

    субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.

    Особенности этого отражения носят конкретно - чувственных характер и

    составляют специфику эстетического сознания.

    Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не

    только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся

    гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь

    предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль

    играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий

    мир.

    Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в жизни.

    Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать

    наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с

    безобразным).

    Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе,

    обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость

    нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные

    поступки.

    Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе

    комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно

    разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.

    § 2 Музыкальное воспитание

    как средство эстетических и нравственных качество личности

    «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЖНО ПОНИМАТЬ В ШИРОКОМ ИЛИ В БОЛЕЕ УЗКОМ

    СМЫСЛЕ.

    В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных

    потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития

    идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В

    таком понимании – это воспитание Человека.

    В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности

    к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной

    деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей

    человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и

    глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное

    воспитание – это формирование музыкальной культуры человека».[6]

    Как уже было отмечено, искусство всегда оперирует художественными

    образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то,

    что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах.

    «Музыкальный образ произведения – это комплекс выразительных средств,

    воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием».[7] Особо важную

    роль играют мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства.

    Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи – ладогармоническим

    складом произведения, его темповыми и динамическим нюансами приемами

    изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения.

    Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный

    образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями

    человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом

    (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в

    спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

    Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в

    человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в

    подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные

    эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом

    особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.

    Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной

    культуры, чувств, нравственности.

    Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет

    художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и

    всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное,

    творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

    Выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским были намечены

    основные пути осуществления воспитания:

    а) развитие способности воспринимать музыку (слушание);

    б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений

    способностей и умений (пение, игра на инструментах);

    в) усвоение нужных знаний (грамотность).

    Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие

    музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.

    Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как

    первоочередная задача воспитания.

    Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели,

    как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и

    музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу

    музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические

    принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный

    материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться

    на музыку.

    ГЛАВА 2

    Воспитание личности в различных формах музыкальной деятельности

    в детской музыкальной школе (ДМШ)

    § 1 Слушание МУЗЫКИ

    Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая

    роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее

    восприятие и анализ.

    Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей

    активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее

    особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со

    значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами

    исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные,

    инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание

    дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в

    исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание

    музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.