МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

    трава, цветы, мелкие кустарники; выше - деревья, лес, по бокам – дома и

    постройки. Горизонтальную плоскость ребёнок мыслит в её реальной

    протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения

    заставляет ребёнка избегать передачи пространственных отношений, при

    которых один предмет закрывает часть другого.

    Ребёнку очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших

    дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за

    мышью, вытянувшись как стрела и расправив когти; дует сильный ветер,

    раскачивая деревья и срывая осенний лист. Рисуя, ребёнок использует и такое

    средство, как агглютинация,- склеивание, комбинирование в фантастическом

    образе каких-то частей, качеств разных предметов (курица с человеческим

    лицом и головой, солнышко с глазами и ртом, цветок с глазами и ртом,

    руками вместо листьев).

    В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера

    образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством

    изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур.

    Мальчик увидел в море дельфинов, и они так поразили его воображение, что он

    нарисовал двух больших дельфинов, тщательно прорисовывая их, давая

    изгибающийся хвост (“чтобы они плавали”). В данном случае дельфины явились

    центральными “фигурами” рисунка.

    Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают,

    что у детей 6-7 лет наблюдается уже сознательное использование цвета,

    формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного

    образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению

    с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют

    найденные выразительные приёмы, распространяя их на большое количество

    изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники

    прочнее усваивают эти приёмы, закрепляя их в своём сознании.

    Глава III. Содержание, формы и методы работы с детьми по

    изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.

    Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы,

    следует рассматривать как творческую.

    Познание ребёнком-дошкольником окружающей природы должно

    осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам

    чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.

    Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться

    ею, вглядываться, вслушиваться. В Японии, например, принято проводить так

    называемые “уроки созерцания”, позволяющие развивать восприятие детей.

    В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с

    временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь,

    снег, иней и другие, с животными и растительным миром. И предложение

    изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный

    отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют

    закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают

    детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и

    положительное отношение к ней. В своих рисунках дети изображают родную

    природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”,

    “Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром” (С.

    Есенин), “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто

    встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по

    замыслу самих детей.

    Также дети вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные

    композиции из цветов, листьев и веток. Они лепят рыбок, птиц, зверей. А

    чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них

    отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим

    целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы, учитывая и задачи их

    последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс

    естественнонаучного и эстетического познания. Детям при ознакомлении с

    природой следует давать правильные представления о жизни животных,

    растений, о красоте их внешнего вида, в интересной, часто своеобразной

    форме, повадках (у животных). Вместе с тем следует подчеркнуть красоту

    явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и

    изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца,

    волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней

    только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых

    весенних цветов и т. п.

    Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей

    положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает

    интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём

    творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Изображая

    природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует

    повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми,

    делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче,

    вызывает у них желание сохранить красоту природы.

    Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н. А.

    Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного

    явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение

    изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот наступила

    золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные

    листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, стремятся

    обратить на них внимание взрослых. В этом случае нужно поддержать интерес

    детей, поиграть в собранные ими листья (“Найди такой же - по форме, по

    цвету ”), предложить из собранных листочков составить изображение. Пусть

    дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. При этом

    не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотрите

    вместе со всеми детьми, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся

    детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят.

    Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними

    можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети

    могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Нужно предупредить

    детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию

    пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы

    организующих рисунок пластины.

    Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение

    воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них

    вызывает предложение воспитателя изобразить живые существа: бабочек, разных

    жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают

    внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с

    человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы,

    иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки. Так, Е. Чарушин

    изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость

    пушистого ворса детёнышей и плотный, более жёсткий ворс взрослых животных.

    В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно-

    декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам

    придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило,

    вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол,

    пилят дрова и т. п.) и орнаментированные детали костюмов: у кота –

    украшенные сапожки, у курицы – фартук и др.

    Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им

    радость оттого, что им удалось нарисовать, необходимо организовать

    восприятие детьми животных. Дети могут видеть животных и наблюдать за ними

    при посещении зоопарка, в цирке, на улице. Но живой объект находится в

    движении, что увлекает ребёнка и не всегда позволяет вынести из такого

    наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине,

    месте расположения. Поэтому для уточнения образа можно использовать

    игрушечных животных, их изображения на фотографиях, иллюстрациях, картинах.

    Тогда дети могут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит

    изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать

    животное. Научится изображать животное для детей очень важно, потому что

    это поможет им создавать иллюстрации к сказкам, которые дети любят и,

    изображая которые, они испытывают чувство радости, удовольствия.

    Таким образом, работа по ознакомлению детей с явлениями и объектами

    природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет

    нравственно-эстетические чувства.

    Так, Т. С. Комарова, в своей книге “Дети в мире творчества”

    представила содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной

    деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой в обобщенной

    таблице, которую она разработала специально для дошкольных учреждений:

    (мы полагаем, что ей следует воспользоваться на практике)

    |Задачи |Содержание, формы и методы работы |

    |Развитие |Используя объекты и явления природы, развивать у детей |

    |ощущений, |восприятие. Знакомить детей с формой плодов, листьев, |

    |восприятия |цветов, обводя их по контуру формы рукой, пальцем. Знакомить|

    |детей, |детей с насекомыми, птицами, животными, также выделяя и |

    |обогащение их |называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки.|

    |сенсорного | |

    |опыта. | |

    |Развивать |Вместе с детьми рассматривать объекты природы и замечать их |

    |способность |изменчивость по сезонам (изменение цвета растений и плодов),|

    |воспринимать, |по мере созревания (плодов по цвету, величине), по мере |

    |наблюдать, |роста животных (изменение пропорций тела), изменение |

    |фиксировать |положения тела животных и птиц при движении и разных позах.|

    |форму, цвет, | |

    |строение, |При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами обращать |

    |изменение |внимание на общие признаки и различия в форме тела, частей |

    |роста и |животного. Такое рассматривание поможет затем изобразить |

    |развития, |объекты природы в рисунке (и др. видах изобразительной |

    |сходство и |деятельности). |

    |различие. |В процессе наблюдений в природе, которые следует |

    | |осуществлять каждый день, необходимо развивать у детей |

    | |разнообразные ощущения: тактильные при ощупывании, |

    | |поглаживании поверхности листа, стебля, ствола дерева, меха |

    | |животного (разумеется, если это не опасно), установление их |

    | |качества (гладкости, меховатости, теплоты, холодности); |

    | |кинестезические при обведении предмета рукой по контуру |

    | |основной формы, частей; обонятельные с целью установления |

    | |запаха; зрительные при рассмотрении объектов природы, |

    | |наблюдении за явлениями природы, животными, насекомыми и т. |

    | |п. |

    | |Всё это будет способствовать накоплению сенсорного опыта. |

    | Развивать |На прогулках рассматривание листьев, кустарников и деревьев,|

    |эстетическое |обведение формы пластины листа по контуру, определение |

    |восприятие |окраски листа: основных цветов и оттенков при разном |

    |объектов и |освещении (для детей старшего возраста). |

    |явлений |При рассматривании листьев (особенно они красивы осенью) и |

    |природы. |других объектов природы: красота (цельность, ажурность, |

    | |изящество и другие) формы, строения, цвета, сочетание |

    | |цветов, мягкие или, наоборот, неожиданные переходы одного |

    | |цвета в другой. |

    |Развивать |Собирание, рассматривание разнообразных природных |

    |образное |материалов, составление разнообразных изображений путём |

    |мышление и |комбинирования разных природных материалов. Складывание из |

    |воображение. |листьев разнообразных предметных, сюжетных и декоративных |

    | |композиций, составление букетов. Рисование (лепка, |

    | |вырезывание) фруктов, овощей, веток, цветов, птиц, животных |

    | |и других природных объектов. С детьми старших и |

    | |подготовительных групп создание дидактических игр: “Парные |

    | |картинки”, “Найди такой же”, «С какой ветки детки?» (листья,|

    | |семена), “Домино” и др. |

    | |Можно предложить детям нарисовать контуры разных по форме |

    | |листьев, а затем заполнить пластину листа внутри контура |

    | |штрихами различной конфигурации или мазками. Поощрять |

    | |разнообразие и варианты, придуманные детьми. |

    |Развивать |В старшей и подготовительных группах - рисование осенних |

    |детское |листьев с натуры. На прогулке дети вместе с воспитателем |

    |творчество. |собирают осенние листья. Рассматривают их, а затем рисуют с |

    | |натуры. Детям можно предложить вырезать и наклеить, |

    | |красивые осенние листья, составить реальную или декоративную|

    | |композицию, например, осенний ковёр, осеннюю корзину и т. п.|

    | |Характеризуя природные явления, следует широко привлекать |

    | |художественное слово. |

    | |Предлагая детям изображать картины природы, необходимо как |

    | |можно больше разнообразить изобразительные материалы, |

    | |стимулировать использование детьми различных способов |

    | |изображения. |

    |Замечать |Сбор природного материала для поделок из него, |

    |изменения в |рассматривание, сравнение, складывание изображений. Создание|

    |природе. |красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций. |

    | |Наблюдение за изменениями в природе: погода, появление |

    | |(исчезновение) бабочек, жуков, червяков, цвет листвы, |

    | |деревьев и др. |

    | |Наблюдение неба: цвет, облачность, движение, превращение |

    | |облаков в разную погоду, в разное время дня. |

    |Формирование у|Знакомить детей с жизнью растений в разные времена года, с |

    |детей знаний о|характерными изменениями в эти периоды времени |

    |предметах и |(расцвечивание листьев, распускание почек, увядание травы, |

    |явлениях |цветение цветов и др.). |

    |природы, о |Знакомство с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях.|

    |животных, | |

    |рыбах, птицах,|Разговоры с детьми об увиденном (индивидуальные, групповые, |

    |их общих и |с подгруппами). |

    |характерных |Развитие детского творчества в процессе изображения объектов|

    |признаках. |животного мира. |

    | |Учить детей изображать животных в рисунках (лепке, |

    | |аппликациях). С этой целью выделять общие и конкретные |

    | |признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их |

    | |величину и место положения по отношению к главной части. |

    |Учить детей |Подобрать иллюстрации в детских книгах разных художников, в |

    |рассказывать |которых изображены объекты природы, пейзажи. |

    |об объектах |Обратить внимание детей на разнообразие образного решения |

    |природы. |изображения. Выделить с детьми разнообразные приёмы создания|

    | |изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать |

    | |манеру и отдельные средства выразительности разных |

    | |художников. |

    | |Задание детям рассказать о том, что интересное, красивое, |

    | |необычное увидел в природе. |

    | |Чтение книг Н. Скребицкого, Б. Бианки, Е. Чарушина, К. |

    | |Чуковского, произведений А. С. Пушкина, С. Есенина и др. |

    | |Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Учить |

    | |выделять сходство и различие. Рассматривание репродукций. |

    | |Рассматривание скульптуры мелких форм. |

    | |Рисование (лапка) животных и птиц. Вырезывание и наклеивание|

    | |индивидуальных и коллективных композиций |

    | |(реальных, декоративных, сказочных). Составление рассказов о|

    | |животных. |

    |Воспитание |Показать детям связь человека с природой: труд в природе, |

    |бражного |раскрыть влияние человека на природу (использование |

    |отношения к |природных ресурсов), положительное и отрицательное отношение|

    |природе. |к природе (примеры из художественной литературы). |

    | |Подобрать стихотворения о природе. |

    | |Подобрать музыку на тему природы. |

    | |Воспитателем подобрать материал и |

    | |сделать краткие сообщения о русских художниках-пейзажистах. |

    | |Организовать выставку детских работ по изображению природы и|

    | |поделок из природного материала. |

    Вывод: в главе III была представлена примерная работа с детьми по

    изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.