Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы
Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Библиотечно-информационный факультет
Специальность: менеджер информационных систем
Очное отделение
… курс, … группа
РЕФЕРАТ
по курсу
«Педагогика»
тема
«Домашнее воспитание за рубежом.
История. Традиции. Перспективы»
Выполнил:
Санкт-Петербург
2004
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика семьи
. Семья и брак . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
. Традиции семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
История педагогики как науки. Домашнее воспитание в Древнем Мире
. К вопросу об источниках изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
. Зарождение воспитания как особого вида деятельности. Возникновение
семьи. Воспитание детей в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций древнего востока: общее
и особенное в генезисе воспитания и школы . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
. Воспитание в Древнем Египте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
. Воспитание в Древней Индии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
. Воспитание в Древнем Риме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
В заключении
. Зарубежный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
. Современный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
СЕМЬЯ И БРАК
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных
человечеством за всю историю своего существования, Ни одна нация, ни одна
культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии,
сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство, в прочной
надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки
сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон,
Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их
объединить, выделив самые существенные? Наиболее часто о семье говорят как
об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в
биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все
чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой,
подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных
отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами,
нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как
совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.
Итак, семья – это малая социально-психологическая группа, члены
которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и
взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой
обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве
населения.
Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два
основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и
женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми;
родственниками).
В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные
отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних
семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот,
радости; для других – своего рода поле брани, где все ее члены бьются за
собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным
поведением. Однако понятие счастья большинство живущих на земле связывают,
прежде всего, с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем
доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам хорошую
семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко
переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравнению с
теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или
является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических
исследований, проведенных в разных странах.
Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет
на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все
социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность
от общественно-экономических отношений, выступая одни из самых традиционных
и устойчивых социальных институтов.
В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья»
часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия по сути
дела имеющие общее, не являются синонимами.
Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы
социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль)
сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на
поддержание непрерывности жизни. Цель брака заключается в создании семьи и
рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские
права и обязанности.
Следует иметь в виду, что
- брак и семья возникли в разные исторические периоды;
- семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак,
поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их
детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых
им людей.
ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Современные ученые к числу важных субъективных условий, оказывающих
заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные
традиции.
Слово «традиция» (от лат. tratitio - передача) означает исторически
сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки,
правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует,
воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без
которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы
жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с
различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением
семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские
отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А
поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение
культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности
может служить основой для возникновения традиций в семье. Так, например, во
многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного
малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу,
передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение
семейной фотолетописи (а сегодня - видеолетописи) и т.д. Передаваясь из
поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни,
не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их
назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-
родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов
передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь,
доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому
человеку.
В специальной литературе, равно как и в практике воспитания, часто понятия
«традиция» и «обычай» используются как синонимы. Ответ на вопрос о том,
насколько правомерно такое отождествление, дается в исследовании
И.В.Суханова. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие
социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации
утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих
отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции
осуществляют разными путями. Обычаи непосредственно, путем детальных
предписаний определенных действий в конкретных ситуациях, стабилизируют те
или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности
новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в
общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и
многие другие. Каждый обычай, естественно, имеет свой смысл, но он не
выражается в форме идеала. Обычай весьма подробно предписывает то, что
следует или не следует делать в данной обстановке, и не указывает, каким
нужно быть.
В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, которая
определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается
детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к
определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой
придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то
делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем,
необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему
таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады».
В силу указанного выше различия, существующего между традициями и
обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании
ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки - стереотипно
повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма
(например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного
аппетита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого
человека, в том числе и незнакомого).
Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные
отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколение в
поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи, как средство
воспитания, недостаточно эффективны. Другое дело - традиции, которые
отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на
требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций
значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют
становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой
он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки
дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые
сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в
утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают
неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Если,
например, ребенка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим,
то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в
общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей («Почему
мальчик плачет? Давай поможем ему!»), животных («Бедная кошка - она
бездомная, дай ей мое молоко»), литературных героев («Карлсон - совсем не
друг Малышу: Малышу из-за Карлсона все время попадает»).
Таким образом, традиции и обычаи - два канала социализации ребенка,
причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции
многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне
социальное развитие ребенка идет более успешно.
В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные
особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе
традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь
многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и
разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от
ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно
говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и
неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых
традициях.
В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка
реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками,
веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором
сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех
присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка - повод для
очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями
отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его
потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго
сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция
- основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует
элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних
бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и
родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и
жестоким.
Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной
организации жизнедеятельности семьи как социально института, обеспечивает
рост взаимопонимания между ее членами особенно между родителями и детьми,
помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания. Несмотря на суету и
спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция
общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых
контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и
заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями,
обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи.
Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода
символом семейственности.
В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в
отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны
официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались
сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного
чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр
взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического
древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях,
камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие
другие. Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в
современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в
традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение
семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест,
памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения
досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев,
домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. С другой
стороны, нуждаются в обогащении содержания, а, следовательно, и в усилении
развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование
Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь
детей. Как показывают результаты исследований, эти традиции самые
распространенные в современной семье. Однако, к сожалению, основное
внимание в них уделяется порядку действования (приобретение елки, подарков,
угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и
т. п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация
деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей.
Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье
- елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект
красочности, необычности, целостности от восприятия украшенной елки.
Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день
рассматривают с ними игрушки, вызывают эмоциональное восхищение, любование.
С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение
елки - это целый ритуал огромного комплексного воздействия на ум, чувства,
волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка - старая знакомая, с которой
связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю.
Оказывается, что елочные игрушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье
достаточно долго, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно
узнать, что маленький зеленый шарик, чуть-чуть потускневший от времени,
давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Александре, а картонного слона
дедушка Саша купил на деньги, сэкономленные от школьных завтраков, когда
ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был
подарок, полученный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. А
этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, - самая любимая
елочная игрушка бабушки Тани, но, когда папа был маленький, он уронил его,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|