МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

    доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при

    этом является использование электронной почты и телеконференций, а также

    аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии

    эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких

    средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и

    аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков,

    различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

    Виртуальные университеты

    Созданные университетами учебные сервера - это, в некотором роде,

    расширение стен самого университета. В его виртуальных аудиториях так же,

    как и в основных, можно будет со временем и лекцию послушать, и

    лабораторную на виртуальном стенде выполнить, и найти средства для

    проектирования, выполнения расчетов, моделирования спроектированного

    устройства и т. д. Но возможно, что все вышеперечисленное станет

    прерогативой специализированных виртуальных университетов - электронных

    открытых университетов без стен. Тем более, что ВУЗам, подключаемым к

    Internet на средства из фонда Сороса, не разрешено коммерческое

    использование доступа к Сети, поэтому средства для оплаты онлайновых услуг

    (и не только на подписку на энциклопедии) придется изыскивать

    дополнительно. Есть и много других проблем, препятствующих созданию

    виртуальных университетов в традиционных университетах со стенами. Сведения

    о проектах и первых попытках создания виртуальных университетов можно найти

    в сети Internet.

    Дешевле ли обучать по Internet?

    Эксперты считают, что телекоммуникационное интерактивное преподавание

    обходится на 20-25% дешевле традиционного. Microsoft считает, что стоимость

    сетевого обучения может снизиться как минимум вдвое против традиционного,

    поскольку преподаватель в состоянии давать уроки, находясь в любой точке

    земного шара; да и особого компьютерного оборудования при этом не

    требуется. Экономия может быть достигнута и за счет других факторов. Взяв

    на вооружение СДО, учебный отдел может быть уверен, что все учащиеся

    пользуются одними и теми же и, кроме того, самыми свежими учебно-

    методическими материалами. Ведь обновлять учебные пособия с помощью

    Internet гораздо легче. Интересное наблюдение, но оказалось, что при

    обучении в СДО проще производить отсев малоспособных учеников. Пассивно

    вести себя на обычных семинарах - легко, а на электронных - невозможно. В

    результате на СДО-курсах отсеивается большее число учеников, чем на

    традиционных. Разберем более подробно.

    ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ

    Термин "дистанционное обучение" означает такую организацию учебного

    процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу,

    главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая

    среда обучения характеризуется тем, учащийся в основном, а зачастую и

    совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же

    время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между

    собой с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение позволяет

    учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной

    подготовки или получения качественного высшего образования, нет

    университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня

    квалификации.

    С середины 70-х годов во многих странах стали появляться учебные

    заведения нового типа, называемые "открытый", "дистанционный" университет;

    "электронный", "виртуальный" колледж. Они имеют оригинальную

    организационную структуру, используют своеобразный набор педагогических

    приемов, экономических механизмов функционирования.

    Цель этой работы - проанализировать возникающий на наших глазах спектр

    новых учебных заведений и выделить их базовые модели. Важно не просто

    рассмотреть существующие модели образовательных учреждений, функционирующих

    на основе использования дистанционных методов обучения и информационных

    технологий, но и понять, какие новые формы могут появиться в будущем, что

    определяет их разнообразие.

    На данном этапе исследования представляется целесообразным рассмотреть

    три интегрированных фактора:

    1. технологический,

    2. педагогический,

    3. организационный.

    Характер первого из них определяется информационными технологиями,

    используемыми для разработки, доставки, поддержки учебных курсов и учебного

    процесса в целом.

    Значение второго фактора определяется набором методов и приемов,

    применяемых в ходе учебного процесса.

    Третий фактор, организационный, характеризует специфику организационной

    структуры образовательного учреждения дистанционного обучения.

    "Идеальная модель" дистанционного обучения включает в себя

    интегрированную учебную среду, с вариантным определением роли различных

    компонент - технологических, педагогических, организационно-методических.

    1.Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа.

    В качестве первого фактора (интегрированной характеристики)

    университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в

    учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть

    два важных аспекта.

    Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает

    присвоение наивысшего приоритета технологии в организации учебного

    процесса. Как бы мощны и совершенны ни были технологические применения, они

    должны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но с

    другой стороны, нельзя и недооценивать роль новых информационных

    технологий, которые зачастую предлагают качественно новые возможности

    реализации образовательного процесса.

    Во-вторых, приведенный ниже перечень основных технологий, применяемых

    в университетах дистанционного обучения, конечно же не означает, что какая-

    то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь одной из

    них. Мультимедиа-подход, основанный на использовании нескольких

    взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее

    эффективным в области образования.

    Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно

    разделить на три большие категории:

    > неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители),

    > средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное

    тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа),

    > видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам,

    видеоканалам и компьютерным сетям.

    Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям

    придали качественно новые возможности дистанционному обучению. В Российской

    высшей школе они активно развиваются в виде применения электронных

    учебников и технологии обмена текстовой информацией с помощью асинхронной

    электронной почты.

    Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов

    связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только

    совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования. Это

    связано с отсутствием развитой инфраструктуры связи, высокой стоимостью

    каналов связи и используемого оборудования.

    Видеокассеты - это уникальное средство для дистанционного обучения

    практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на

    тиражирование учебных видеоматериалов, видеомагнитофон получил широкое

    распространение во всех странах. Видеокассеты используются обычно как

    компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные

    лекции.

    Электронная почта экономически и технологически является наиболее

    эффективной технологией, которая может быть использована в процессе

    обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения

    обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет

    ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации "диалога"

    между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения.

    Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с

    модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать

    гибкий и интенсивный процесс консультаций.

    Оперативный доступ к разделяемым информационным ресурсам позволяет

    получить интерактивный доступ к удаленным базам данным, информационно-

    справочным системам, библиотекам при изучении конкретной дисциплины. Данный

    режим доступа ON-LINE позволяет в течение секунд осуществить передачу

    необходимого учебного материала, компьютерных программ при помощи таких

    компьютерных систем как GOPHER, WWW, VERONICA из крупных научно-

    педагогических центров, и из локальных узлов сети Internet, общее

    количество которых в мире превышает 1.25 миллиона.

    Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют

    возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный

    тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в

    небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения

    отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и

    видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность

    совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на

    расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.

    Видеоконференции по цифровому спутниковому каналу с использованием

    видеокомпрессии совмещают высокое качество передаваемого видеоизображения и

    низкую стоимость проведения видеоконференции (более чем на два порядка

    меньше, чем при использовании обычного аналогового телевизионного сигнала).

    Эта технология может оказаться эффективными при относительно небольшом

    объеме лекций (100-300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000-5000

    студентов) для проведения обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов

    курсов и образовательных программ.

    В конце восьмидесятых годов в России технологии необходимые для

    дистанционного обучения были либо не развиты, либо отсутствовали вообще.

    Преподавание в институтах основывалось на печатных изданиях, для развития

    тематики использовались заранее записанные программы, реже, телевизионные

    передачи в прямом эфире. Сегодня некоторые из новых информационных

    технологий становятся доступны для налаживания дистанционного обучения.

    Практически все они основаны на цифровых методах обработки информации и

    охватывают спектр от программ гипермедиа, которые позволяют студенту самому

    управлять используемой информацией, до разнообразных систем баз данных

    доступных через глобальные компьютерные сети.

    Основным фактором при выборе информационных технологий как средств

    обучения должен быть их образовательный потенциал. Однако проведенные

    исследования показывают, что это не так даже в наиболее технологически

    развитых странах (США, Канада, Великобритания, Германия и Япония). В России

    экономическая и технологическая ситуация такова, что выборе средств зависит

    не от их педагогического потенциала и даже не от их стоимости, а от их

    распространенности.

    Телекоммуникации добавляют новую размерность к дистанционному обучению

    и очень быстро развиваются в России в виде применения асинхронной

    электронной почты. Проведенный анализ позволил выделить базовые параметры,

    которые являются существенными при выборе информационных технологий для

    применения в программах дистанционного обучения в российских вузах (Таблица

    1).

    |Технология |Характеристики |

    |Аудио-визуальные носители (печатные | Низкая коммуникационная |

    |материалы, аудио-, видеокассеты) |интерактивность |

    | |Стоимость производства линейно |

    | |зависит от числа обучаемых. |

    | |Хорошо известны методики |

    | |разработки учебных материалов. |

    | |Высокая долговечность. |

    |Компьютерное обучение, асинхронная | Средняя степень |

    |электронная почта |интерактивности. |

    | |Наиболее развитая |

    | |инфраструктура в России. |

    | |Низкая стоимость |

    |Видеоконференции по компьютерной сети|Высокая степень интерактивности|

    |Internet в режиме реального времени | |

    | |Наиболее развитая в мире |

    | |инфраструктура сети |

    | |Использование широко |

    | |распространенных платформ |

    | |компьютеров |

    | |Низкая стоимость |

    |Видеоконференции по цифровому |Высокая степень интерактивности|

    |выделенному спутниковому каналу с |Хорошее качество передачи |

    |использованием видеокомпрессии |изображения, |

    | |Снижение более чем на два |

    | |порядка |

    | |требований к пропускной |

    | |способности канала по сравнению|

    | |с аналоговым телевизионным |

    | |сигналом |

    | |Высокая стоимость |

    |Видеоконференции по аналоговому |Высокая степень интерактивности|

    |спутниковому каналу | |

    | |Максимально возможное качество |

    | |передачи изображенияс |

    | |минимальной технологической |

    | |задержкой передачи изображения |

    | |и звука |

    | |Высокая стоимость |

    Таблица 1. Сравнительные характеристики информационных технологий

    2. Методы дистанционного университетского образования

    Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов

    является совокупность используемых в учебном процессе педагогических

    методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации

    преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать

    следующим образом:

    1)Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными

    ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых

    (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход,

    когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы:

    печатные, аудио-, видео-материалы, и что особенно важно для электронных

    университетов - учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это

    прежде всего:

    > интерактивные базы данных

    > электронные журналы

    > компьютерные обучающие программы (электронные учебники).

    В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые

    могут быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя эти ресурсы

    разработчики курсов, например, могут поддерживать локальные базы данных как

    для студентов, так и для преподавателей. Другим решением является

    предоставление доступа к внешним базам данных. Число баз данных, доступных

    через компьютерные сети быстро растет.

    Так, в Murdoch University каталог библиотечных услуг, которые доступны

    через Internet, насчитывает более 70 страниц. Студенты и преподаватели

    Государственного университета Огайо имеют доступ по крайнем мере к 9

    главным библиотекам и целому ряду баз данных через Internet. Пользователи

    CompuServe имеют доступ к таким базам данных, как Academic American

    Encyclopedia, Dissertation Abstracts, ERIC, Magazine Database Plus,

    Peterson's College Database.

    Электронные журналы представляют собой периодические издания, которые

    распространяются среди подписчиков через компьютерные сети. Они становятся

    все более важным источником получения информации и обучения. Как

    утверждалось в U.S.News & World Report (1994), более 2700 газет в 1994 году

    предпринимали ту или иную попытку издания электронных версий, в то время

    как в 1989 году таких газет было лишь 42. Strangelove составил в 1992 году

    справочник, который включал 35 электронных журнала и 90 информационных

    бюллетеней, доступных через Internet. Студенты подписываются на такие

    журналы с целью использования их как неотъемлемой части курса или как

    дополнения к работе.

    Компьютерные обучающие программы представляют собой программное

    обеспечение, которое может использоваться на удаленном компьютере через

    компьютерную сеть. Сеанс связи с удаленным компьютером может осуществляться

    при помощи, например, модемной связи или Telnet услуг в Internet.

    2)Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых

    характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или

    одного студента с другим студентом (обучение "один к одному"). Эти методы

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.