МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дидактические свойства глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет

    объясняются правила и способы подписки и она приступает к работе. Каждое

    сообщение, посланное в дискуссионную группу любым ее участником,

    автоматически рассылается лист-сервером всем участникам. Одним из

    участников является преподаватель.

    Таким образом, ЭП может быть использована для невербального общения

    участников учебного процесса. Кроме того, ЭП можно использовать для

    пересылки файлов, баз данных, документов. Важное свойство, привлекательное

    для СДО то, что в процессе применения почты абоненты не обязательно должны

    находиться на месте в момент связи, т.е. реализуется асинхронный обмен

    информацией. Чтобы использовать электронную почту достаточно овладеть

    простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и

    манипуляции с информацией. Так что при реализации обмена возникает больше

    психолого-педагогических проблем, чем технических. Дело в том, что

    человеческое общение сводится не только к речи, в данном случае письменной

    речи. Устная речь, как известно, составляет 7% из множества сторон общения

    : мимика, жесты и т.д. Конечно, для компенсации эмоционального

    человеческого общения можно использовать при переписке «смайлики» для

    передачи эмоций, например, для радости и грусти соответственно :-) и

    :-( . Но это не решает в полной мере проблемы, и здесь остается много

    работы для психологов. Тем не менее, как показал опыт, психологические

    аспекты, перехода к письменной речи в E-mail похожи на те, которые

    наблюдаются при переходе от работы с помощью ручки и бумаги к пишущей

    машинке. К тому же письменная речь воспитывает такие положительные моменты

    как точность и краткость выражения мысли, аккуратность и т.п.

    Преподавателем электронная почта может использоваться при подготовке к

    занятиям, для консультации с коллегами и поиска материала в Интернет

    через FTP серверы. Обучающиеся при дистанционном обучении могут

    использовать режим электронной почты для получения необходимой учебной

    информации из Интернет, для консультации с преподавателем, для

    взаимообучения при обмене информацией друг с другом.

    Кроме того, применение ЭП можно с успехом использовать при проведении

    семинара не только по классической схеме, а также по схеме семинар-

    взаимообучение, семинар-дискуссия.

    Целесообразно также использование ЭП для проведения электронной лекции,

    когда обучающимся с помощью электронной почты пересылаются текст лекции

    в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем

    проводятся консультации по электронной почте.

    Таким образом, ЭП может найти широкое распространение в образовательном

    процессе на различных в различных ипостасях.

    Электронные конференции.

    Электронные конференции (ЭК), или, как их часто называют, компьютерными

    конференциями, позволяют получать на мониторе компьютера

    пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками

    "конференции", находящимися на различных расстояниях друг от друга.

    Аппаратное оснащение рабочих мест такое же, как в режиме ЭП. Программное

    обеспечение зависит от режима использования ЭК.

    Таким образом, ЭК объединяет заинтересованный круг пользователей в составе

    учебной группы, которые могут быть разделены в пространстве и во времени.

    Особенностью режима ЭК является то, что сообщение, посланное абонентом в

    ЭК, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и

    каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство

    состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку

    для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик.

    Применение режима при организации учебных занятий требует модерирования

    преподавателем конференции. Работа возможна в режиме реального времени,

    например, при использование системы IRC (Internet Relay Chat) и

    произвольного во времени доступа (по необходимости и возможности).

    Сеть предоставляет все эти описанные возможности, и они могут с успехом

    использоваться в образовательном процессе. Например, в режиме (USENET

    newsgroups), на сервере устанавливается программное обеспечение,

    обслуживающее группы новостей. В отличие от списков рассылки, основанных на

    применении электронной почты, группы новостей работают в режиме реального

    времени, требуя от пользователей онлайнового подключения. Работа с ними

    аналогична спискам рассылки, т.е. участники читают сообщения, посланные в

    группу другими участниками, посылают туда же свои ответы, обсуждают

    проблемы и т. д., но все происходит "сейчас и сразу", не требуется времени

    для рассылки писем. Разница заключается в том, что в случае со списком

    рассылки пользователь шлет серверу письмо, тот его рассылает участникам,

    они читают, шлют ответы, которые, в свою очередь, снова рассылают всем, и

    т.д. Сервер же новостей никому ничего не рассылает, но показывает в

    реальном времени всем желающим сообщения в дискуссионной группе и принимает

    новые сообщения от желающих высказаться.

    Дидактические свойства определяются возможностью обмена текстово-

    графической информацией между участниками образовательного процесса.

    Телеконференции и видеотелефон.

    Эти средства обеспечивают возможность двухсторонней связи между

    преподавателем и обучающимися. При этом происходит одновременная

    двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций.

    Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого

    монитора абонентов (преподавателей и обучающихся). При групповых занятиях

    в большой аудитории имеется возможность проецировать изображение монитора

    компьютера на большой экран с помощью, например, жидкокристаллического или

    иного проекционного устройства. Аппаратно-программное оборудование

    одного рабочего места включает в себя: компьютер, монитор, принтер,

    видеокамеру, соответствующее программное оборудование, клавиатуру,

    манипулятор мышь, модем.

    Видеотелефон отличается от видеоконференцсвязи ограниченностью размеров и

    качества представления визуальной информации и невозможностью использовать

    в реальном времени компьютерные приложения.

    Дидактические свойства НИТ этого класса включают в себя возможность

    передачи в реальном времени изображения, звука, графики и их представления

    обучающимся для учебных целей. Эти свойства позволяют в полной мере

    применить в учебном процессе такие хорошо оправдавшие себя в традиционном

    обучении формы, как лекции, семинары и контрольные мероприятия.

    Электронные библиотеки.

    Уровень и перспектива библиотечного обслуживания во многом зависит от тех

    возможностей, которыми библиотека располагает в сфере предоставления

    пользователям различных услуг.

    В настоящее время основные фонды не полностью соответствуют задачам

    школьной библиотеки. В связи с этим особую остроту приобретает проблема

    использования ресурсов Интернет.

    Специфика читательского контингента школьных библиотек обуславливает

    необходимость изучения отношения к Интернет и читателей, и библиотекарей.

    Модернизация образования происходит на фоне становления книжного рынка,

    рынка образовательных и информационно-библиотечных услуг, и поэтому функции

    библиотек образовательных учреждений (в первую очередь, школьных) резко

    расширяются и усложняются. В контексте модернизации содержания образования

    меняется миссия библиотеки. Библиотека образовательного учреждения как

    социальный институт должна совершить в настоящее время скачок через

    несколько эволюционных ступеней развития. В современных условиях библиотеки

    образовательных учреждений выступают в новом качестве – они преобразуются в

    медиацентры (медиатеки). Наряду с традиционным книжным фондом в такой

    библиотеке теперь действуют новые рабочие зоны: видеотеки, фонотеки,

    диатеки, игротеки. С появлением электронных учебников (CD-ROM)

    необходимостью в библиотеке становится наличие компьютера с доступом в

    Интернет, электронного каталога, а также ксерокопировальной техники.

    Рассмотрим использование ресурсов школьной библиотеки на примере работы с

    Интернет.

    Появление Всемирной телекоммуникационной Сети, информатизация многих сфер

    общественной жизни не могли не сказаться на развитии образования и

    образовательных технологий.

    Помимо использования средств Интернет в учебном процессе, учащиеся

    общеобразовательных учреждений получают возможность работы с ресурсами Сети

    и в детских библиотеках, становящихся, таким образом, неотъемлемой частью

    процесса непрерывного образования.

    Можно выделить три главные цели организации общественного доступа к

    Интернет-ресурсам в библиотеках:

    - обучение компьютерной грамотности, в первую очередь, навыкам поиска

    информации;

    - предоставление сетевых информационных ресурсов пользователям библиотек;

    - предоставление информационных продуктов и услуг Интернет (электронная

    почта, телеконференции, группы новостей).

    Прогнозируемые цели, с которыми читатели будут обращаться в Интернет, можно

    сформулировать следующим образом:

    - образовательные;

    - приобретение навыков работы в сети;

    - развлекательные.

    Действительно, по данным опроса сотрудников библиотек от 30% до 40%

    пользователей заинтересованы в обучении работе с Интернет в библиотеке,

    образовательные сайты Интернет в рейтинге популярности находятся на третьем

    месте. По обращениям к Интернет-развлечениям данных нет.

    Исходя из целей обращения можно предположить, что среди пользователей

    Интернет большую часть будут составлять студенты и учащиеся. Специфика

    читательского контингента школьных библиотек обуславливает необходимость

    изучения отношения к Интернет и читателей, и библиотекарей. С этой целью в

    2000 г. в библиотеках четырех районов Санкт-Петербурга (Выборгского,

    Красногвардейского, Красносельского и Московского районов) был проведен

    опрос библиотекарей и читателей-школьников.

    В анкетировании приняли участие 260 читателей. Все они обучаются в

    различных типах учебных заведений: общеобразовательной школе (26%), школе

    углубленного изучения какого-либо предмета (19%), школе – экспериментальной

    площадке (18%), школе-комплексе (14%), частной школе (8%), авторской школе

    (8%) и гимназии-лицее (7%).

    Среди опрошенных читателей представители разных возрастных групп, 68%

    опрошенных составляют старшие подростки и 32% – младшие подростки.

    Более 53% учащихся, принявших участие в исследовании, имеют компьютеры

    дома, 82% из числа опрошенных имеют представление об Интернет.

    В различных библиотеках Санкт-Петербурга школьники чаще всего встречаются

    со следующими компьютерными услугами:

    доступ в Интернет – 84, 6%; компьютерные игры – 81%; правовые базы данных –

    13%; электронный каталог – 81%.

    Как видно из перечня, наиболее часто в детских библиотеках встречается

    такая услуга как доступ к ресурсам Интернет. Интересно, что с точки зрения

    библиотекарей, в библиотеках компьютерные игры составляют лишь 16%

    предлагаемых услуг.

    Школьные библиотеки выполняют функцию социального информационного

    института, что связано с использованием не только традиционных типов

    носителей информации, но и новых – электронных. Среди последних Интернет

    рассматривается как основа развития новых форм обслуживания читателей.

    Уровень и перспектива библиотечного обслуживания во многом зависит от тех

    возможностей, которыми библиотека располагает в сфере предоставления

    пользователям различных услуг.

    В библиотеке среди учащихся, обращающихся к ресурсам Интернет, наибольшей

    популярностью пользуются игры и образовательные ресурсы; в случае обращения

    к Интернет вне библиотеки – игры и электронная почта. При этом,

    образовательные ресурсы, конференции используются только в условиях

    библиотек, а компьютерные игры используются с одинаковой интенсивностью как

    в библиотеке, так и вне ее, занимая первое место в рейтинге популярности.

    Таким образом, библиотека для учащихся является, в первую очередь,

    информационно-образовательным и досуговым учреждением.

    Кроме того, следует отметить, что перечень услуг, к которым обращаются дети-

    пользователи Интернет, в библиотеках несколько шире, чем вне их.

    Несколько иначе определены школьниками приоритеты при ответе на вопрос:

    “Если бы у библиотеки была возможность предоставить Вам неограниченное

    использование Интернет, чем бы Вы стали пользоваться постоянно?”

    Ответы распределились следующим образом:

    распечатка материалов из Интернет – 81%;

    e-mail – 80, 7%; игры – 75%; чаты – 30, 4%; сайты, серверы – 21, 5%.

    В этом перечне услуг в качестве доминанты в сознании читателей учащихся

    впервые появляется распечатка материалов.

    Ответы на вопрос об использовании читателями услуг Интернет в библиотеках

    целесообразно сопоставить с ответом на вопрос о возможностях использования

    Интернет, вызывающих наибольший интерес. Оказалось, что в качестве

    приоритетных названы игры – 81%, различные образовательные программы – 43%,

    чаты – 35, 8%, сайты и серверы – 29%. Эти ответы повторяют данные по

    реально используемым школьниками ресурсам Интернет. Однако появились новые

    услуги, вызывающие интерес читателей-детей: мультимедийные ресурсы (23, 5%)

    и коммерческая информация (7,3%). Вполне закономерен интерес учащихся к

    мультимедийным технологиям, так как они открывают принципиально новые

    возможности комплексного использования текстовой, звуковой информации,

    видеоряда, монтажа и т. д.

    Интерес к коммерческой информации, пусть и у незначительной части

    школьников, связан, в первую очередь, с социально-экономическими условиями

    современного общества.

    Одной из наиболее значимых характеристик любой деятельности является

    наличие тех или иных мотивов. Они рассматриваются как внутренние

    побуждения, которые проявляются в желаниях, стремлениях, интересах.

    Выявлены следующие мотивы обращения читателей-детей к ресурсам Интернет

    Наличие такого мотива как “любопытство” у 77% читателей-детей характерно

    для подростков и юношества вообще и, в частности, по отношению к сети

    Интернет, которая не может не вызывать удивления и восхищения.

    Достаточно яркое проявление получил другой мотив – общение. Он характерен

    для 69% респондентов. Потребность в общении является одной из психических

    особенностей подросткового возраста. К тому же глобальная сеть

    предоставляет возможность исполнения ролей, отличных от социальной роли в

    реальном мире. Однако, может возникнуть опасность ухода в виртуальное

    общение и вытеснения реального общения из круга интересов подростка.

    Представляется интересным сопоставить мотивы обращения школьников к

    Интернет по мнению читателей и библиотекарей. У читателей мотивы более

    разнообразны. Они назвали 6 мотивов, тогда как библиотекари – 4. По

    существу, можно говорить о совпадении только двух мотивов – общения и

    развлечения. Нам представляется, что в суждениях библиотекарей имеет место

    негативный оттенок в формулировке мотивов, например: доступ к готовой

    информации (85%), возможность бесконтрольного общения в чатах (72%).

    Вероятно, у библиотекарей недостаточно хорошее знание своих читателей как

    пользователей Интернет. Два вопроса анкеты были направлены на выявление

    установок респондентов в получении помощи от библиотекаря и использования

    путеводителя по ресурсам Интернет. Оказалось, что в помощи библиотекаря

    нуждаются только 24, 6% респондентов, а в путеводителях – около 49%. Эти

    данные, с одной стороны, свидетельствуют, что в силу психологических

    особенностей возраста читателей, респонденты стремятся к самостоятельности

    и самоутверждению. С другой стороны – могут означать недоверие к знаниям и

    умениям библиотекарей в области компьютерных технологий. В исследование был

    включен еще один вопрос, без ответа на который картина взаимоотношений

    школьников-пользователей Интернет и библиотекарей остается неполной.

    В практике встречаются ситуации, когда библиотекарь авторитарно навязывает

    или запрещает те или иные книги, услуги и т. п. В связи с этим участникам

    опроса был предложен вопрос: “Приходилось ли Вам сталкиваться с

    ограничениями в выборе ресурсов Интернет со стороны библиотекарей?” Только

    15% опрошенных ответили “никогда”. 85% респондентов сталкивались с

    ограничениями: редко – 21, 5%, часто – 18, 1%, всегда – 45, 4%. Подобное

    поведение библиотекарей может быть объяснено тем, что в сознании

    библиотекарей доминируют негативные представления о мотивах обращения

    школьников к Интернет, стремление определять “полезные” и “бесполезные” для

    подростка информационные ресурсы. Безусловно, в условиях нерегулируемого

    потока информации, предоставляемого Интернет, существует реальная опасность

    получения в ответ на запрос неимоверно большого количества источников

    низкой информационной ценности, и бесконтрольное постоянное общение

    отрицательно влияет на здоровье и учебу. Однако Интернет является таким же

    инструментом познания, как и книга, а бесконтрольное чтение таит в себе

    такие же опасности. Использованию ресурсов надо учить и здесь главную роль

    должен играть библиотекарь.

    Основные формы использования Интернет в школе и во внеклассной работе.

    Интернет может применятся ограниченно, как вспомогательное средство в ходе

    урока, но могут быть организованны и целые Интернет – уроки в компьютерных

    классах, а среди последних достижений информационных технологий и целые

    виртуальные школы – информационно-коммуникационные комплексы, позволяющие

    взаимодействовать учителю и ученику опосредованно, через глобальную сеть,

    когда все преимущества информационной технологии проявляются в полной мере,

    а недостатки классно-урочной системы и личного контакта с педагогом

    сглаживаются.

    Так, одним из перспективных направлений в работе учителей могут стать

    Интернет - уроки. Что привлекает учителя в этих уроках?

    - структура уроков, несмотря на различие тем и разный подход к подаче

    материала, узнаваема и общепризнанна сегодня преподавателями английского

    языка во всём мире.

    - представленный материал можно использовать как самостоятельный, например,

    на уроках по переводу, страноведению, так и вспомогательный при изучении

    плановых тем и составлении сообщений по темам устной речи.

    - уроки можно распечатывать и использовать бесплатно, что немаловажно

    сегодня при высоких ценах на все аутентичные пособия.

    Обмен индивидуальными письмами по электронной почте даёт уникальную

    возможность вести реальный диалог с читателем, проверить свою письменную

    речь, умение выразить себя, проверить, правильно ли понял партнёра,

    запросить дополнительную информацию. Создаётся положительный эмоциональный

    фон в ходе общения, учащиеся знакомятся с мнением своих сверстников за

    рубежом, появляется возможность с новыми людьми, приобретается опыт работы

    с представителями другой культуры.

    В связи со средним уровнем оснащённости компьютерами в нашей школе занятия

    проводятся в малых группах и индивидуально с учащимися, занимающимися

    научной деятельностью. Планируя занятия, мы стараемся выполнить следующие

    задачи: дать учащимся представление об Интернете и его возможностях,

    научить их ориентироваться в сети, познакомить учащихся с наиболее

    посещаемыми сайтами в области образования и на практике показать ценность

    телекоммуникационных средств в изучении иностранных языков. Вот примерные

    темы занятий, которые проводились с учащимися 10х классов:

    - Из истории Интернета.

    - Азбука работы в Интернете.

    - Поисковые системы.

    - Знакомство с сайтом www.study.ru.

    - Электронная почта. Порядок работы.

    - Оформление писем через электронную почту.

    Проект «Виртуальная школа» – попытка (и пока единственная для Российской

    Федерации) решить вышеназванные задачи, используя достижения современных

    информационных технологий. При определении функций Виртуальной школы (то

    есть школы, существующей в Интернет) мы исходим, прежде всего, из тех

    дидактических свойств и функций Интернет \ Интранет технологий, которые

    могут быть использованы в образовательном процессе.

    В основу учебных курсов Виртуальной школы положены методики ведущих

    специалистов и учителей-практиков. Учебные курсы состоят из ряда

    интерактивных Уроков, которые разбиты на несколько частей, и включают

    объяснение нового материала, вопросы для закрепления материала (вопросы для

    самоконтроля), задачи и выводы к уроку.

    Регистрация учащихся позволяет вести учет их успеваемости. Данный сервис

    существенно облегчает Учителю процесс корректировки обучения, так как в

    наглядной форме показывается степень «прохождения» той или иной темы

    Учеником. Ознакомившись с результатами, Учителю будет нетрудно выделить

    тематический материал, который требует дополнительной проработки с

    конкретным Учеником.

    Наличие большого набора Медиаобъектов в значительной степени способствует

    эффективному усвоению учебного материала, делает процесс обучения и

    разнообразным и увлекательным.

    В Виртуальной школе создан режим «диалога» Учителя с Учеником. В течение

    урока, после объяснения нового понятия, интерактивный курс ставит перед

    Учеником вопросы, которые призваны оценить степень усвоения пройденного

    материала. После изучения теоретической части Ученику предстоит выполнить

    ряд задач и проверочных упражнений.

    Дополнительные сервисы при выполнении тестовых упражнений: и

    помогут учащемуся лучше разобраться в материале, но это отразится

    на итоговой оценке за Урок.

    В разделе Выводы собраны все основные понятия по теме Урока, что с одной

    стороны закрепляет пройденный материал, а с другой облегчает повторение

    материала и подготовку к контрольным работам. В разделе СПРАВОЧНИКИ ученик

    может найти определения, законы, теоремы и аксиомы, справочные таблицы.

    Использование Виртуальной школы не только даст возможность школьнику

    объективно оценить свои знания, но и научит самостоятельности и

    ответственности по отношению к учебе.

    С помощью Виртуальной школы Учитель может отслеживать в режиме реального

    времени этапы прохождения урока, проводить тестирование группы учащихся по

    учебным предметам с отражением объективных результатов на компьютере

    преподавателя.

    Все результаты тестирования, контрольных занятий хранятся в индивидуальных

    Дневниках успеваемости учеников. В руководстве пользователя приведена

    таблица соответствия заработанных учеником баллов и школьных отметок, что

    облегчает работу учителя по выставлению оценок за сделанную Учеником работу

    в классный журнал.

    Интернет-школа позволяет решить следующие дидактические задачи:

    · Оказание учебно-методической помощи и информационной поддержки учащихся

    в самостоятельной работе над учебным материалом при использовании учителем

    таких педагогических технологий как: метод проектов, исследовательский

    метод, разноуровневая технология организации учебного процесса и т.д. или

    при желании учащегося углубить свои знания по отдельным предметам,

    разделам, вопросам программы, либо ликвидировать пробелы в знаниях, с

    целью формирования ключевой компетентности в сфере самостоятельной

    познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения

    знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

    · Предоставление возможности получения образования людям с ограниченными

    физическими возможностями и отбывающим сроки в местах лишения свободы, то

    есть обучаться дистанционно, если в силу субъективных или объективных

    причин нет возможности посещать очную школу в какой-то период жизни, и

    таким образом получить общее среднее образование;

    · Предоставление возможности получения образования людям, предпочитающим

    домашнее обучение по религиозным и этнокультурным соображениям или

    изучение одного или нескольких предметов базового учебного плана

    дистанционно в случае, например, отсутствия квалифицированного

    преподавателя в школе;

    · Оказание мультимедийной поддержки урока с целью реализации

    дидактического принципа наглядности (иллюстративный материал – интерактивы,

    лекции)

    · Оказание методической помощи учителю в учете и контроле усвоенного

    объема учебной информации, формировании отчетности;

    · Оказание методической поддержки молодых специалистов в конструировании

    плана урока, использовании мультимедийных средств обучения.

    Интернет-школа позволяет решить следующие методические задачи:

    - формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с

    большими объемами информации

    - формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с

    использованием НИТ

    - формировать навыки самообразования, развитие способности к академической

    мобильности обучающихся

    - формировать навыки работы в команде

    - развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить

    - формировать навыки самоконтроля

    - формировать мотивацию к учению в целом и к конкретному курсу в

    частности.

    Реализация дистанционного обучения через Интернет.

    В современных условиях общество ставит перед образованием задачу

    предоставить каждому человеку свободный открытый доступ к образованию на

    протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и

    потребностей. При этом нужно обеспечить его подготовку к жизни в условиях

    быстрой смены информационных потоков, к возможной смене профессии, к

    активной, самостоятельной деятельности, к общению с людьми, принадлежащими

    к различным социокультурным обществам, к быстрой адаптации в новых условиях

    деятельности.

    Необходимость обучения и переобучения уже в ближайшем будущем большого

    количества работников различных специальностей повлекла за собой появление

    такой новой формы образования как дистанционное обучение.

    Под дистанционным обучением мы понимаем разновидность заочного обучения,

    предусматривающую активный обмен информацией между всеми участниками

    обучения и использующую в максимальной степени современные средства новых

    информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.

    Дистанционное обучение, организованное на базе компьютерных

    телекоммуникаций, занимает все большее место как в российской, так и в

    зарубежной системе образования. Практически во всех ведущих вузах России

    уже существуют кафедры дистанционного обучения, с 1996 года действует

    общегосударственная программа развития системы дистанционного обучения. На

    реализацию этой программы выделено немало средств, создана материальная

    база - университетские телекоммуникационные центры с прямым выходом в

    Интернет, идет постепенное наполнение отечественных серверов информацией

    образовательного характера, создаются электронные архивы и библиотеки. За

    последние 1-2 года стали появляться различные дистанционные курсы для

    желающих получить среднее специальное, высшее образование или повысить свою

    квалификацию. Вместе с тем, широкое развитие дистанционного обучения

    пробуксовывает, что выражается прежде всего в том, что:

    большинство дистанционных курсов по сути своей ничем не отличаются от

    традиционного заочного обучения (отсутствуют постоянные контакты между

    преподавателями и обучающимися, проводятся обязательные очные сессии и

    т.п.;

    дистанционные курсы, как правило, не становятся экономически эффективными;

    практически отсутствуют подготовленные специалисты - кураторы учебных групп

    и координаторы дистанционных курсов, владеющие современной методикой

    организации работы с обучающимися в условиях Интернет;

    затруднена интеграция российской системы дистанционного обучения с другими

    подобными зарубежными системами поскольку отсутствуют специалисты, знакомые

    как с отечественной, так и с зарубежной (американской) системами

    образования.

    Таким образом, существует противоречие между потребностью в ускоренном

    развитии российской системы дистанционного обучения и отсутствием

    специалистов, которые собственно и призваны развивать эту систему. До

    настоящего времени ни одна российская организация (вуз, образовательный

    центр, школа, институты повышения квалификации и т.п.) не занималась

    подготовкой специалистов для системы дистанционного обучения, компетентных

    одновременно в нескольких областях (что связано с комплексным характером

    этой формы обучения):

    - в своей предметной области;

    - в современных активных методах обучения (обучении в сотрудничестве,

    проектных, исследовательских методах и т.п.);

    - в технологиях Интернет, использующихся при дистанционном - обучении;

    - в вопросах психологии общения в условиях Интернет;

    - в вопросах организации, управления и мониторинга дистанционных курсов.

    Специалистов такого широкого профиля можно и нужно готовить в рамках

    системы повышения квалификации в форме дистанционного обучения на базе

    компьютерных телекоммуникаций. При этом возможен одновременный охват

    большого количества обучаемых.

    Заключение.

    Рассмотрены основные дидактические свойства Интернет и некоторые способы

    применения Интернет в учебном процессе. Но та конкретная специфика работы,

    с которой столкнется педагог в своей практике, организовывая Интернет-урок,

    или задумывая для своих учеников рассылку по факультативному предмету на

    время каникул остаётся за кадром. Ибо невозможно описать все нюансы

    внедрения нового средства, а порой и новой методики в учебную практику.

    Описанные достоинства, казалось бы, можно запросто нивелировать простым

    вопросом «зачем усложнять общение между учителем и учеником, ставя между

    ними компьютер, зачем вводить столько искусственности в процесс обучения?»

    Заменить нормальную коммуникацию Интернет никогда не сможет и не имеет

    своей целью. Убоги те, кто встрече под солнцем предпочитает встречу в чате.

    Но происходящие в личности изменения, связанные с включением в виртуальное

    общение порой очень полезны. Многие люди, в том числе дети и подростки

    реагируют на частичную деперсонализацию общения большим раскрепощением,

    открытостью, более спокойным отношением к критике. Замечание учителя,

    высказанное на весь и то же замечание, прочитанное на экране монитора – не

    одно и то же. Многолетние исследования виртуального общения показали, что

    безэмоциональность электронных писем кажущаяся, человек учится ловить

    нюансы слов, выражений, читать настроение пишущего между строк и самому

    вкладывать в сухие слова больше эмоций.

    Негативные последствия внедрения сети в нашу жизнь активно муссируются СМИ.

    Диагноз Интернет-зависимость стал встречаться не только «за бугром», но и в

    нашей стране. После нескольких месяцев подключения к сети врачи рекомендуют

    пройти тест на этот новый вид наркомании. Но разве мало человечество знает

    других примеров неуёмного использования новой технологии, разве только в

    сфере коммуникационных сетей впервые появились последствия злоупотребления?

    Негативные моменты общения детей и сети легко нивелировать умелой

    настройкой компьютера (таймеры времени в сети, программы-«няньки»,

    ограничивающие доступ к ресурсам негативной тематики), введением в

    программы по информатике обязательного курса компьютерной гигиены, мало чем

    в общих чертах отличающейся от обычной гигиены труда школьника.

    Преувеличивать значение Интернет - технологий в учебном процессе не стоит,

    так как перекос системы (в том числе и образовательной) в одном направлении

    уменьшает её стабильность, ухудшает эффективность. Мера и

    сбалансированность во всём – залог успешной Учебно-воспитательной работы.

    Использованная литература:

    1. Информатика для юристов и экономистов под редакцией С.В.Симоновича. СПб,

    Питер 2001

    2. Мэтьюз, Джонс и др. «Web – сервер». СПб, Символ, 1998

    3. Журнал «Учитель» №1 2003 год.

    4. Бухаркина М.Ю «Виртуальная школа», http://vschool.ru

    5. «Дидактические свойства сети Интернет в гуманитарном образовании

    школьников», http://college.biysk.secna.ru

    6. Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Российская школа и

    Интернет», материалы к

    7. «Дидактические свойства Интернет, используемые в сетевых курсах»,

    http://www.iet.mesi.ru/

    8. Л.В. Калацкая «Информатика и вычислительная техника.

    Конспект лекций для студентов специальностей

    «биология» – G 31 01 01, «биотехнология» – G 31 01 01-03, «биоэкология» – H

    33 01 01».

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.