МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Автоматизированная система распределения мест и оценок качества олимпиадных заданий

    все участники без исключения. В решении «недоступной» задачи ни один из

    участников не способен сделать даже одного оцениваемого шага.

    Возможен еще один интересный вариант задачи. Такую задачу условно

    назовем «нулевой». Она соответствует равновероятному распределению

    участников по набираемым баллам. «Нулевую» задачу можно одновременно

    считать как творческой, так и типовой.

    Сама шкала сложности, согласно теории, имеет вид, представленный

    на рис. 1:

    [pic]

    Рис. 1. Вид шкалы сложности.

    Крайне интересным представляется расположение на этой шкале

    «очевидной», «недоступной» и «нулевой» задач. Очевидно, исходя из

    определения задач, видно, что «очевидная» задача – это есть предельный

    случай самой простой типовой задачи, то есть располагается она на оси

    ординат в -?. «Недоступная» задача – есть предельный самый сложный случай

    творческих задач, располагается на оси абсцисс в +?. «Нулевая» же задача, в

    силу своей двойственности, располагается на шкале в единственно пригодном

    месте – точке (0,0). Данная шкала недаром называется шкалой сложности, ведь

    видно, что усложнение творческих задач выражается перемещением точек,

    соответствующих задачам, вправо, вдоль оси абсцисс, а усложнение типовых

    задач – вверх, вдоль оси ординат.

    Возникает вопрос: как же отображается на шкале сбалансированный

    комплект задач? Ответ вполне очевиден – сбалансированный комплект

    отображается направленными отрезками прямых, проходящих перпендикулярно к

    биссектрисе главного координатного угла (см. рис. 1), и, как следствие,

    пересекающих координатные оси под углом в 45°. При этом направление этих

    отрезков указывает увеличение сложности от задачи к задаче во всем

    комплекте. Если привести простой пример с комплектом из 2-х задач, то

    получим следующую шкалу:

    [pic]

    Рис. 2. Шкала сложности для двух комплектов из 2-х задач.

    Для данного примера: комплект задач 1 и 2 считаем сбалансированным (задача

    2 сложнее задачи 1), а комплект 3 и 4 считаем несбалансированным (задача 4

    сложнее задачи 3).

    Данная шкала имеет огромное практическое значение, так как

    позволяет с большой точностью определить, является ли данный комплект задач

    сбалансированным или нет. Поэтому она используется в разработанной

    программе в качестве одного из показателей качества задач.

    §5. Требования к олимпиадным заданиям. Основные показатели качества.

    Введенное в §4 понятие сбалансированного комплекта олимпиадных заданий

    является краеугольным, и на его основе строятся основные требования к

    составителям этих заданий. Из данного понятия следуют следующие требования:

    1. Все задания, которые предлагаются участникам олимпиады, должны быть

    разноуровневыми. Это необходимое условие для проведения олимпиад. При

    полной реализации этого требования осуществляется первый шаг к

    возможности дифференцированного подхода. Задачи должны быть разной

    сложности. При этом необязательно различие максимального балла за

    сложные и простые задачи. На мой взгляд, это является отпугивающим

    фактором для слабых учеников (эта задача сложная, я ее все равно не

    решу, а поэтому решать не буду) и заманивающим для сильных (за эту

    задачу дают большой балл, поэтому лучше решить две задачи по 10

    баллов, чем четыре по 5). Учащиеся заранее видят сложность (или

    простоту) задачи, что крайне нежелательно. Если же все задачи имеют

    одинаковую балльную стоимость, то есть вариант, что потенциально

    слабый участник додумается до сложной задачи, а это поднимет его

    самооценку. В этом выражается гуманистический подход к олимпиаде.

    2. Второе требование к олимпиадным заданиям – они должны быть максимально

    приближены к идеальному сбалансированному комплекту, то есть должны в

    равной степени затрагивать продуктивную и репродуктивную деятельность

    школьников. Это выражается симметрией точек на шкале сложности (см.

    выше) относительно биссектрисы главного координатного угла. На

    распределении по суммарному баллу (S, ?1) приближение к

    сбалансированному комплекту выражается в колоколообразном виде этого

    распределения.

    [pic]

    Рис. 1. Идеальный вид распределения по ?1.

    3. Третье требование заключается в том, что после проверки заданий и

    распределения участников по местам должно иметь место однозначное

    расположение участников на местах. То есть не должно быть несколько

    мест одного «достоинства». Если это требование выполнено, то можно

    говорить о максимальной реализации дифференцированного подхода и

    сбалансированного комплекта заданий.

    Кроме вышеописанных требований, можно выделить еще достаточно много

    других, но мы ограничимся тем, что есть. Эти три требования в

    математическом виде реализованы в разработанной системе в виде трех

    параметров качества заданий.

    Очевидно, что заранее невозможно предугадать о том, как будет

    разворачиваться обстановка при решении тех или иных заданий. В итоге, мы

    оперируем с протоколом результатов олимпиады и поэтому не можем точно

    направить ее ход в нужное русло. Однако, при помощи системы, можно оценить

    прошедшую олимпиаду и сделать выводы относительно следующей. В этом нам

    помогают три парамера качества заданий, которые полностью базируются на 3-х

    основных требованиях. Параметры эти таковы.

    1) Процент реализации сложности задач. Этот параметр представляет собой

    математической выражение первого требования. Выражается он в процентах

    (%). В идеале должен быть, очевидно, равен 100%. Реально, такое

    значение получить крайне сложно, поэтому нормальным результатом можно

    считать 80-95%. Параметр зависит от количества блоков (для разного

    количества блоков – разный расчет). Если блок один, то параметр равен

    нулю и смысла, с точки зрения теории не имеет. Рассчитывается он

    следующим образом. В контексте данной теории этот параметр может быть

    использован применительно к каким-либо двум блокам заданий, то есть

    позволяет оценить, удалось ли реализовать большую сложность для одного

    блока задач относительно другого. Отсюда исходит принцип разного

    расчета для разного количества блоков. Практически, смысл расчета

    этого показателя сводится к следующему. При составлении олимпиадных

    заданий мы заранее знаем о том, какой блок является более сложным с

    точки зрения его решения, а какой – более легким. После решения этих

    блоков участниками, у нас есть реальные результаты для каждого блока.

    Далее, берется общий балл для более сложного блока (x1) и общий балл

    для более легкого блока (x2) (для каждого участника) и подсчитывается

    их разница (x1-x2). После проведения данных расчетов, строится

    гистограмма, подобная той, что изображена на рис. 2.

    [pic]

    Рис. 2. Надежность реализации неравенства x1?x2.

    После построения такой гистограммы необходимо подсчитать число

    участников, для которых эта разница оказалась положительной (для

    данной гистограммы: общее количество участников равно 32, и разница x1-

    x2 положительна для всех, то есть надежность реализации – 100%).

    Далее, берется процент этого количества от общего количества

    участников.

    2) Сбалансированность комплекта. Этот параметр представляет собой второе

    требование, выраженное в графической форме. В идеале, точки на графике

    должны быть максимально симметричны относительно биссектрисы угла (об

    этом читайте в §4). Расчет этого параметра требует дополнительных

    введений и кардинально отличается для комплектов с разным количеством

    блоков. Стоит заметить, что в случае, если все задания помещены в один

    блок, параметр не имеет смысла.

    3) Коэффициент распределения по местам. Данный параметр представляет

    собой, очевидно, третье требование. Диапазон значений параметра

    [0..1]. В идеальном случае должен быть равен 1 (каждый участник

    находится на своем заслуженном месте), в самом худшем случае равен 0

    (все участники заняли 1 место). Расчет этой величины прост: [pic], где

    ?N - количество мест, N – общее количество участников.

    Таким образом, рассчитав и визуализировав эти три параметра, можно с

    большой точностью сказать о реализации приведенных выше требований, а

    исходя из требований – сделать вывод об олимпиаде в целом.

    Этими двумя задачами (распределение мест и оценка качества) занимается

    специальная программа, которая будет полностью описана в следующей главе.

    Глава 3. Автоматизированная система распределения мест и оценки уровня

    качества олимпиадных заданий.

    §1. Общее описание. Системные требования.

    Программа OLYMPS разработана для ускорения процесса распределения мест

    на олимпиадах разных уровней, а также для оценки уровня качества

    олимпиадных заданий, предлагаемых на этих олимпиадах. Как уже отмечено выше

    (см. Глава 1), данный программный продукт имеет определенную теоретическую

    и математическую базу, которая кратко написана в Главе 2. Теперь, когда

    основные теоретические понятия, которыми оперирует ситема, были введены,

    приступим к описанию принципа ее работы. Первый вопрос, к которому мы

    обратимся – что необходимо для работы с продуктом.

    Для ответа на данный вопрос ниже приведены две таблицы. Первая

    характеризует аппаратное обеспечение вычислительной машины, пригодной для

    работы с программой, вторая – программное обеспечение, которое строго

    необходимо для корректной работы.

    Таблица 1. Аппаратное обеспечение.

    | |Минимальное |Рекомендуемое |

    |Процессор (CPU) |500MHz-1GHz |1,3GHz и выше |

    |Оперативная память |64Mb-128Mb |256Mb |

    |(RAM) | | |

    |Видеокарта (SVGA) |Любая, поддерживающая |– |

    | |16-32bpp и 800х600@75Hz| |

    |Свободное место на ЖД |20Mb |50Mb |

    Таблица 2. Программное обеспечение.

    |Операционная система |Windows 98SE |

    | |Windows 2000 (+SP3) |

    |Дополнительное ПО |Borland Database Engine (BDE) v. |

    | |5.01 |

    Приведенные в Таблице 1 требования не являются строго обязательными.

    Однако чем мощнее установлен процессор и больше оперативной памяти, тем

    быстрее будет работать программа. Приведенная в Таблице 1 рекомендуемая

    конфигурация будет работать относительно быстро со средним набором данных

    (до 150 человек). Если количество участников исчисляется сотнями (200-500),

    то возможно общее снижение производительности системы. Для решения проблемы

    необходим мощный процессор с большим объемом внутренней кэш-памяти

    (например, Intel Pentium 4) и 512Mb ОЗУ.

    Наличие BDE является обязательным условием для работы программы.

    Установить его можно, например, вместе с Borland Delphi 6, при помощи

    которой была написана вся система.

    Опишем комплект данного программного продукта. При установке данной

    системы в папку, которую выберет пользователь, будут скопированы следующие

    файлы: OLYMPS.EXE (это выполняемый файл программы), CONFIG.INI (это

    конфигурационный файл программы). Кроме этого, в директории программы будет

    создана папка BASES, в которой хранятся все созданные БД и файлы-описания к

    ним. Эти файлы имеют имя как у БД и расширение .OLP.

    §2. Описание главного окна программы.

    Теперь, после того как изложены основные требования, рассмотрим

    главное окно программы. Оно имеет вид, представленный на рис. 1.

    [pic]

    Рис. 1. Главное окно программы.

    Как видно на рисунке, главное окно состоит из 6 частей.

    Первая часть – это главное меню программы. Рассмотрим его

    содержание. Первая опция меню – «Файл». При наведении указателя мыши на эту

    опцию всплывает меню, представленное на рис. 2:

    [pic]

    Рис. 2. Меню «Файл».

    Опция «Создать базу данных» ответственна за вызов диалогового окна создания

    локальной базы данных (далее БД). Может быть создано любое количество БД.

    Опция «Открыть базу данных» отвечает за вызов стандартного диалогового окна

    открытия файла. При помощи этой опции осуществляется открытие существующей

    локальной БД. Опция «Выход» отвечает за окончание работы с программой.

    Вторая опция главного меню – «Конфигурирование». Опции этого пункта

    меню представлены на рис. 3:

    [pic]

    Рис. 3. Меню «Конфигурирование».

    Опция «Общие настройки» вызывает окно конфигурации программы. Опция «Вид

    БД» сохраняет текущее расположение колонок БД в конфигурационный файл. Если

    эти настройки сохранены, то далее отображение БД строится исходя из них.

    Если настройки вида БД не сохранялись, то она отображается по умолчанию.

    Следующий пункт главного меню – «Сервис». Опции этого пункта

    представлены на рис. 4:

    [pic]

    Рис. 4. Меню «Сервис».

    Опция «Распределение мест» отвечает за вызов окна, в котором

    осуществляется, собственно говоря, сам процесс распределения мест. Опция

    «Уровень качества» вызывает окно, в котором осуществляется оценка уровня

    качества заданий.

    И, наконец, последний пункт главного меню – «Помощь». Опции данного

    пункта представлены на рис. 5:

    [pic]

    Рис. 5. Меню «Помощь».

    Опция «О программе» вызывает стандартное окно ОС «О программе». Опция

    «Справка» загружает этот документ.

    На этом мы заканчиваем описание главного меню программы и переходим к

    описанию остальных пяти частей главного окна.

    Вторая часть окна – это, собственно говоря, то место, в котором

    отображается сама текущая БД. На рис. 6 представлено главное окно с

    открытой БД.

    [pic]

    Рис. 6. Главное окно с открытой БД.

    Следующие три части окна очень похожи друг на друга. Это так

    называемые панели инструментальных кнопок. Кнопки первой панели

    «Редактирование» отвечают за физическое редактирование записей в БД. Кнопка

    «Добавить участника» вызывает диалоговое окно добавления участника, а

    кнопка «Удалить участника» – окно удаления. Кнопки второй панели «Сервисы»

    по своим функциям аналогичны опциям главного меню «Сервис». Особенный

    интерес представляет кнопки группы «Отчеты». Эти кнопки ответственны за

    вызов окон построения печатной формы отчета и сохранения этого отчета в

    файл соответственно.

    Последняя, пятая часть главного окна – информационная панель. Она

    располагается под главным меню. На этой панели отображается дополнительная

    информация, а если точнее, то имя БД, количество (записей) и текущее

    системное время.

    После того, как мы рассмотрели главное окно программы, переходим к

    описанию основных действий в ней.

    §3. Основные действия в системе.

    В данном параграфе описаны основные действия, которые позволяет

    осуществлять программа.

    Создание новой базы данных.

    Разработанная система позволяет создавать сколь угодно много баз

    данных. Сразу необходимо отметить, что все базы, которые могут быть созданы

    при помощи данной программы, имеют одинаковую структуру, а отличаться могут

    лишь данными, которые в них находятся. Возможность создания нескольких баз

    введена не зря. Предполагается, что пользователь системы может вести

    накопительную статистику работы, создавая новую базу для новой олимпиады.

    Этим обеспечивается одно из главных правил разработки прикладного ПО –

    удобство пользователя.

    Создание базы данных в программе осуществляется при помощи пункта

    главного меню «Файл» «Создать базу данных». При выборе этого пункта на

    экране появляется диалоговое окно создания базы данных, представленное на

    рис. 1:

    [pic]

    Рис. 1. Диалоговое окно «Создание базы данных».

    В этом окне и осуществляется процесс подготовки к созданию базы. При этом

    необходимо заполнить два поля – «Имя БД» и «Комментарий». В поле «Имя БД»

    вводится произвольное имя базы, состоящее только из символов английского

    алфавита и цифр, причем цифра не может быть первым символом в имени базы.

    Такие жесткие требования к имени базы обусловлены тем, что введенный в поле

    «Имя БД» текст является физическим именем файла, который после создания

    будет располагаться в папке BASES. Поэтому рекомендуется не вкладывать

    большого смысла в это имя, называть базу просто (например, DBOLYMP1). Для

    более полного описания создаваемой базы предусмотрено поле «Комментарий». В

    этом поле может быть введен абсолютно произвольный текст, отражающий смысл

    базы. Текст может вводиться символами любого алфавита.

    Непосредственно создание базы данных осуществляется нажатием кнопки

    «Создать». При этом создается и открывается локальная БД, а также

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.