МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ феномена культуры в философских воззрениях

    условий и механизмов своего, но и невозможна помимо творчества, ибо она

    есть его объектированная форма, его предметное бытие» /48/. А. Болдырь

    также неоднократно подчеркивает неразрывную связь культуры и творчества:

    «Всякая культура жива особого рода деятельностью – творчеством. А

    творчество-это высшее напряжение духовных сил, это уникальное состояние

    сознания, где его сущность проявляется более отчетливо» /31/.

    При творческо-деятельностном подходе культура рассматривается как

    воплощение сущностных сил человека, как диалектическое единство процесса и

    результата, нормы и творчества. Если не брать во внимание сущность в

    диалектической взаимосвязи ее результативного... выражения и

    процессуальности, предполагающей освоение людьми уже имеющихся результатов

    творчества, т.е. превращение богатства опыта человеческой истории во

    внутреннее богатства индивидов, вновь воплощающих содержание этого

    богатства в своей социальной деятельности, направленной на преобразование

    действительности и самого человека /63/.

    Обобщая подходы ученых в русле такого понимания культуры, И.Ф. Исаев

    пишет: «Первая проблема культуры – это взаимодействие людей, при котором

    происходит взаимообразное их формирование. Вторая проблема – культура имеет

    личностно-твореческую природу. Социальное взаимодействие обеспечивает

    актуализацию культуры. т.к. вне его культура выступает лишь потенциальной

    возможностью культурной деятельности» /67/.

    Фиксируя итоги общественной практики людей, культура отражает

    проблемы взаимодействия культуры и личности, культуры и творчества,

    развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности. При этом

    следует отметить, что процесс творческого развития личности, как процесс

    распредмечивания культуры, обусловлен не усилиями отдельных

    «интеллектуальных групп общества», а собственной общественно-

    преобразовательной деятельностью личности.

    Концепция культуры как творческой деятельности открывает пути в

    практику воспитания людей, формирования творческой личности. Концепция

    культуры как специфического способа деятельности человека ориентирует на

    индивидуально-личностную сторону культуры. Обе эти концепции взаимно

    обобщают и, естественно, дополняют одна другую. «Общеметодическим

    основанием их, является стремление объяснить культуру, исходя из сущности

    человеческой деятельности» - подчеркивает В.В. Журавлев. Активное,

    сознательное творческое воздействие на окружающий мир, по его мнению,

    является специфической характеристикой человека /57/. Каждый из

    рассматриваемых подходов к Культуре имеет свою определенную

    методологическую ценность в зависимости от тех конкретных исследовательских

    задач, которые будет ставить перед собой тот или иной ученый.

    Для нас большую ценность представляют собой второй и третий подходы к

    пониманию культуры, т.к. нами исследуется личность учителя, которая

    проявляется в его профессиональной деятельности.

    В едином понятии культуры можно выделить две ее стороны: материальную

    и духовную. Материальная сторона охватывает сферу материальной

    деятельности, ее результаты, все то, что создает материальные условия жизни

    общества и физического существования человека. Определяемая уровнем

    развития производительных, сил, она служит базой становления и развития

    духовной культуры.

    Под духовной культурой понимается производство, распределение

    духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии,

    морали и т.д.

    Она включает в себя все виды и формы общественного сознания, систему

    образования и воспитания, смену учреждений культуры. В силу многообразия

    воздействия духовной культуры на жизнь общества ее справедливо определяют

    как ядро «духовной жизни общества». /18/.

    Духовная культура выступает как способ самостроительства личности,

    конструируется в виде призвания ее носителя. Она связана с выбором своего

    собственного образа, своей судьбы и роли. Это особенно, мы считаем, в наше

    время, когда феномен личности выдвигается на авансцену истории. «Не идея

    человека вообще, ни его ролевые структуры и человечность сама по себе, но

    их преломление через индивидуальные качества личности определяет сейчас

    действительность гуманистического сознания. Общечеловеческие ценности

    становятся таковыми не в силу обращения к среднесогласованным предметам

    человеческих обязанностей, но через обогащение их и идей личностью» /90/.

    Очень образно и верно, с нашей точки зрения, дал определение духовной

    культуры и духовности С.Б. Крымский. Он пишет: «Духовность – это

    способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную

    личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир,

    благодаря, которому реализуется себе тождественность человека, его свобода

    от жестокой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями» / / .

    Духовное развитие начинается там и только там, где есть ориентация на

    «другого человека» как такового, где учитывается «другая жизнь» как такая

    же ценность, как твоя собственная. Человек есть мера духовности.

    Подходя к духовной культуре как к сложному, многогранному явлению в

    ней выделяют различные составные части и направления. Так различают

    философскую, нравственную, эстетическую, правовую культуру и другие. Одной

    из важнейших сфер духовной культуры является педагогическая культура.

    Выявление педагогической культуры учителя как явления, которое

    требует особого внимания, обусловлено спецификой педагогической

    деятельности и непрерывным повышением требования к личности педагога.

    Не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость

    подготовки будущих учителей, которые обладают общей и педагогической

    культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, инициативно и творчески

    решать профессиональные и жизненные вопросы.

    Понятие «Педагогическая культура» давно включено в практику

    педагогической деятельности, но нет специальных работ, посвященных

    целостному теоретическому изучению данного феномена. Как научное понятие

    «педагогическая культура» не раскрыта не в педагогическом словаре, не в

    педагогической энциклопедии, не в имеющейся педагогической литературе. Тем

    не менее, в связи с анализом собственной педагогической деятельности,

    изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителей,

    преподавателей ВУЗов данная проблема нашла отражение в работах С.И.

    Архангельского, А.А. Деркача, А.А. Исаева, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой,

    В.Г. Максилова, А.Т. Маинко, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевича, Г.И.

    Хозяинова и других. Анализ современной специальной литературы позволяет

    выделить несколько направлений в теоретическом обосновании феномена

    педагогической культуры.

    Впервые в отечественной педагогике проблема педагогической культуры

    как научная проблема была поставлена А.В. Барабанщиковым /18/. Понимая

    педагогическую культуру преподавателя как определенную степень овладения им

    педагогическим опытом человечеству степень его совершенства в

    педагогической деятельности, как достигнутый уровень развития его личности.

    автор выделяет слагаемые педагогической культуры. К ним он относит

    педагогическую эрудицию и интеллигентность, педагогическое мастерство,

    умение сочетать педагогическую и научную деятельность, систему

    профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение и поведение,

    требовательность, потребность в самосовершенствовании. В данном подходе

    определены перспективные направления изучения педагогической культуры как

    сложного системного образования. Вместе с тем, данная характеристика

    педагогической культуры послужила основой для дальнейшей разработки теории

    и практики педагогической культуры преподавателя различных типов учебных

    заведений.

    В частности, исследования последних лет (Е.Б. Гамаш, Т.В. Иванова,

    А.И. Лобач) построены в основном на концептуальных положения данного

    направления. Т.В. Иванова рассматривает педагогическую культуру учителя

    через такое личностное образование, как способности: способность общаться с

    культурой, способность к культурным суждениям и т.д. Е.Б. Гамаш в своем

    исследовании выделяет 3 группы качеств личности учителя как проявление его

    педагогической культуры: профессионально-этические, личностно-

    профессиональные и гражданские.

    Довольно часто среди исследований встречается подход к определению

    педагогической культуры как к определенному уровню развития личности

    педагога. Так А.И. Лобач, считает, что педагогическая культура – это

    интегральное динамическое образование, отражающее достигнутый уровень

    знаний и практических навыков, которые обеспечивают эффективность

    деятельности педагога /107/.

    Особый интерес для нас представляет исследование И.Ф. Исаева, в

    котором он рассматривает профессиональную педагогическую культуру, как меру

    и способ творческой самореализации личности преподавателя в разнообразных

    видах педагогической деятельности и общения, направленную на освоение,

    передачу и создание педагогических ценностей и технологий /67/.

    Такой подход к пониманию педагогической культуры, с нашей точки

    зрения, дает возможность представить ее как условие и предпосылку

    эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель

    профессиональной компетентности преподавателя и как цель профессионального

    самосовершенствования.

    Таким образом, существуют многообразные подходы к этому сложному

    явлению. Сравнительный анализ различных подходов к определению сущности и

    структуры педагогической культуры даст возможность исследователю этой

    проблемы раскрыть свою научную позицию и обосновать ее на базе того

    теоретического и практического материала, который был заложен

    предшествующими работами. сохраняя определенную преемственность их научных

    идей и концепций.

    Одна из особенностей современной науки состоит в переходе от

    аспектного исследования, которое обхватывает одну сторону, и комплексному

    изучению объекта как многомерного целого. Вопросы развития педагогической

    культуры необходимо рассматривать как комплексную проблему, которая

    включает соотношение общей и педагогической культуры, взаимодействие ее

    структурных компонентов, выявление закономерностей и условий ее развития.

    Исходя из этого, педагогическая культура как элемент педагогической

    системы рассматривается нами в единстве ее взаимодействующих структурных

    компонентов. Необходимо отметить, что выделение педагогической культуры в

    структуры общей культуры личности и определение ее содержания, до известной

    степени, носит условный характер, и возможно лишь теоретически, с целью

    раскрытия ее сущности, структуры взаимосвязи компонентов, выявление

    критериев и уровней его сформированности. Такой подход необходим для того,

    чтобы увидеть данное явление глубже, полнее. Являясь целостной системой,

    педагогическая культура обладает свойствами целого, не сводимыми к

    свойствам отдельных ее компонентов. «Отражая диалектическую, многоуровневую

    природу педагогической культуры, ее целостной, развивающий характер, -

    пишет И.Ф. Исаев, - компоненты этой системы должны быть представлены как

    необходимые и достаточные для ее исследования, сохранения и развития» /67/.

    В своем исследовании мы остановились на тех компонентах

    педагогической культуры, которые, с нашей точки зрения, являются базовыми,

    системообразующими, позволяющими судить об уровне развития педагогической

    культуры, обладая которыми учитель может реализовать себя как личность и

    как специалист.

    Кроме этого, выбор компонентов педагогической культуры обусловлен

    рамками предмета «иностранный язык», средствами которыми мы будем развивать

    общую и педагогическую культуру студентов. Как показало социальное изучение

    психолого-педагогической литературы сущность педагогической культуры

    рассматривается в различных аспектах.

    Такие педагоги, как Я.А. Каменский, А. Дистервег, А.В. Луначарский,

    А.Г. Макаренко, О.З. Краснова, А.И. Лобач, И.А. Невский и многие другие

    рассматривают педагогическую культуру как интергративное качество личности,

    проекцию его общей культуры в сферу профессии.

    Определяя культуру, как сквозную характеристику всего общества А.В.

    Барабанщиков считает, что исходным началом педагогической культуры служит

    общая культура. Связи между ними настолько непосредственны, что с полным

    основанием можно утверждать: педагогическая культура является специфическим

    проявлением общей культуры в условиях педагогического процесса. /19/.

    В монографии «Трудный успех» И.А. Невский так характеризует

    педагогическую культуру учителя: «Будучи частью общей культуры и отражением

    и проявлением, педагогическая культура является системой духовных

    ценностей, выполняющих регулятивные функции, направляющих деятельность

    учителя, определяющих его влияние на окружающих» /124/.

    По мнению Н.Е. Воробьева, педагогическая культура – это мера

    творческого присвоения и преобразования накопленного культурного

    человеческого опыта. Исходным началом, фундаментом педагогической культуры

    служит общая культура личности педагога» /37/.

    Исходя из вышесказанного, мы считаем, что педагогическая культура

    есть некоторая целостность, характеризующаяся наличием свойств, качеств,

    ориентаций, учителя, позволяющая развиваться ему в гармонии с общей

    культурой, причем не только не вступая с ней в конфликт, но и внося в ее

    развитие посильный вклад.

    Но было бы неверно полагать, что каждый человек, который

    характеризуется высокой общей культурой, обладает профессиональной

    педагогической культурой. Последняя имеет свои аспекты, характеристики,

    компоненты.

    Если в отношении взаимосвязи общей и педагогической культуры

    наблюдается единство мнений, то в плане определения содержания

    педагогической культуры, выявления ее структурных компонентов существуют

    различные точки зрения. В понятии педагогическая культура «выделяют такие

    компоненты, как педагогическое мастерство (Н.М. Бавченко, А.В.

    Барабанщиков, С.Б. Елканов, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Левков, А.И. Лобач, Г.Н.

    Оботурова, и др.); педагогические знания (Т.Ф. Белоусова, В.М. Галузинский,

    В.В. Запевина, Е.Ф. Логинова, И.Н. Невский, А.Н. Растрыгина и др.);

    педагогические умения (В.В. Гаврилюк, О.З. Краснова, А.И. Лобач, И.А.

    Нейштатд, В.И. Писаренко и др.); личностные качества учителя (Н.М.

    Бавченков, С.Б. Елканов, С.В. Захаров, М.Н. Скаткин и др.); стремление к

    самосовершенствованию (В.М. Галузинский, С.Б. Елканов, Н.В. Воробьев, Т.В.

    Иванова, и др.); педагогическое творчество (Т.Ф. Белоусова, Н.Е. Воробьев,

    В.К. Суховецева, Л.А. Нейштатд, и др.); педагогический опыт (А.В.

    Барабанщиков, Л.М. Герасимов, В.А. Мартынов, В.П. Фоменко и др.) и другие

    компоненты.

    Анализ различных определений понятия педагогической культуры

    личности, которые встречаются в психологической педагогической литературе,

    позволяет нам утверждать, что среди структурных компонентов педагогической

    культуры чаще всего называются личностные качества. /70%/.

    Придавая важное значение педагогической культуре учителя, К.Д.

    Ушинский указывал: «... многое зависит от личности непосредственного

    воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником, влияние личности

    воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую

    нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой

    наказаний и поощрений...»

    В основу успешной педагогической деятельности А.С. Макаренко положены

    личностные качества учителя, такие как: ответственность, работоспособность,

    отвага, педагогический оптимум и другие. По мнению А.С. Макаренко, учитель

    должен быть таким, «чтобы они в вашем слове почувствовали вашу любовь, вашу

    волю, вашу культуру, вашу личность» /112/.

    А.И. Лобач отличает, что определенный уровень сформированности

    личностных качеств педагога способствует конкретизации других элементов

    педагогической культуры и является базой для развития процесса становления

    студентов как педагогов. /107/.

    По мнению Т.В. Ивановой, формирование педагогической культуры будет

    проходить успешно в том случае, когда у учителя будет выработана готовность

    педагога жить по законам культуры. Эта готовность обусловлена наличием

    личностных качеств педагога.

    Действительно, нельзя не согласиться с педагогами, которые ратуют за

    то, что учитель должен быть, прежде всего, личностью, чтобы все качества

    его души были направлены на содействие становлению личности ученика.

    Анализ психолого-педагогической литературы, которая посвящена

    качествам личности специалиста, учителя, преподавателя вуза, показали, что

    исследователи в основном акцентируют внимание на одной стороне

    взаимоотношений профессионала и действительности. На построении качеств

    личности, исходя из объективных требований профессиональной деятельности.

    Проблема качеств личности специалиста нашла отражение в

    исследованиях, которые посвящены вопросам организации учебно-

    воспитательного процесса, построению моделей подготовки специалиста высокой

    квалификации (Л.Л. Афанасьев, Л.Б. Дехтеринский, Е.Э. Смирнова, Фатхуллин и

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.