МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Активизация познавательного интереса на уроках биологии

    доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это - стимул

    для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для

    напряжения ума, для исследовательской активности.

    ВЫВОД: Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов,

    самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников

    умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует

    активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает

    развитие познавательного интереса к биологии.

    Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления

    изучаемого материала.

    Учебная работа по закреплению и более глубокому осмыслению знаний

    заключается в том, что после изложения нового материала и формулирования

    выводов и обобщений (понятий) учитель ведет учащихся к новым фактам и

    примерам, но уже в плане более широкого подкрепления сделанных обобщений,

    их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый материал

    на практике. Закрепление материала в известной мере связано с тем явлением,

    которое в психологии называется переносом знаний. Суть его заключается в

    том, что в процессе учебной работы учащимся приходится усвоенные

    мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять

    в других условиях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, ибо он

    дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при

    усвоении нового материала, а с другой - вносит трудности, так как всякий

    перенос знаний осуществляется не механически, а требует внесения

    определенных корректив в усвоенные понятия, умения и навыки, некоторой

    ломки сложившегося стереотипа, то есть умственного и физического

    напряжения.

    Н.А. Мечинсткая указывала на то, что учащиеся сравнительно быстро

    забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо

    прочнее в их памяти удерживаются логические доказательства, а также

    обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в

    процессе практических упражнений. Только разумно поставленная система

    тренировочных упражнений, требующих от учащихся разнообразного подхода к

    усвоению учебного материала и высокого умственного напряжения, позволяет

    добиваться глубоких и прочных знаний.

    На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются

    следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному

    предмету:

    1) Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.

    Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с

    использованием которого на уроке выполняют следующие задания:

    • Рассмотрите растения засушливых районов Ставрополья и найдите

    признаки приспособленности к недостатку влаги.

    • Розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи).

    Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое

    строение эритроцитов крови человека?

    2) Прием моделирования.

    В качестве примера можно привести следующее задание:

    • Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на

    определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все

    возможные пищевые цепи.

    3) Составление схем, таблиц:

    Развитию познавательного интереса способствует использование на

    уроках биологии заданий по построению схем, работе с таблицами:

    Заполните таблицу:

    Лягушка - земноводное животное.

    Укажите, какие особенности лягушки указывают на то, что она

    земноводное животное.

    |Черты приспособленности к |Черты приспособленности к |

    |водной среде |наземной среде |

    | | |

    На основании изученного материала составьте таблицу:

    Основные признаки классов.

    |Признаки |Класс |Класс |

    | |двудольчатые |однодольчатые |

    | | | |

    4) Использование символов для выполнения заданий

    При выполнении учебных заданий учащимся могут быть

    предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект

    изучения.

    В Ы В О Д: Процесс овладения новыми знаниями не сводится к обычному

    заучиванию правил, выводов и обобщений. Он основывается на улучшении

    самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того

    фактического материала, который лежит в основе формирования научных

    понятий. На основе полученных результатов были сделаны выводы о том, что

    использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к

    самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью

    произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше.

    Использование натуральных объектов, символов вызывают у школьников

    эмоциональные проявления, что в целом характерно для развития

    познавательного интереса.

    Использование биологических задач при развитии познавательного

    интереса к биологии.

    Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи,

    нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в

    процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление,

    ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят

    доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной

    деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной

    самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного

    интереса к биологии. В практике работы школы используются следующие типы

    задач:

    а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

    Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое

    значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

    Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями,

    дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на

    растениях.

    б) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

    Задача 1. Весной на учебно-опытном участке посеяли семена спаржи.

    Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На

    следующий год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались

    цветки, но плодов не было. В последующие года наблюдалось такое же явление.

    Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю?

    в) Задачи на распознавание натуральных объектов.

    Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани.

    Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид

    ткани, укажите местоположение этой ткани в растении.

    г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

    Задача 1. Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед

    грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её

    поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на дне водоёма

    или плавают в толще воды.

    - Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.

    - Какие из них кажутся наиболее вероятными?

    Задача 2. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют

    дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на

    деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои

    гипотезы, объясняющие данное явление.

    д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

    Задача 1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов.

    Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра.

    - Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий?

    - Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления?

    е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с

    практическими.

    Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает

    жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены

    набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?

    ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.

    Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером,

    перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в

    течение дня.

    Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки -

    это вены.

    з) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

    Задача 1. Летучие мыши чемпионы по непостоянству температуры тела.

    Амплитуда изменения температуры - 56°! Когда зверек летит, температура

    бывает около 40°, а зимой она снижается до 7,5°. Летом сердце сокращается у

    них 420 раз в минуту, а в спячке - всего 8 раз. Какое значение имеют эти

    биологические явления в жизни летучих мышей?

    В Ы В О Д: Биологические задачи различного характера вызывают у

    школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они

    способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию

    логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге

    формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У учащихся в

    ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной

    активности, о стремлении узнать больше, что является показателем

    развивающегося познавательного интереса к биологии.

    Познавательные игры как средство развития познавательного интереса

    к биологии.

    Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали

    во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед

    детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не

    может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.

    К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

    • Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна

    быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

    • Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность

    к участию в игре.

    • Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия

    учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость,

    организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

    • Содержание игры должно быть интересно и значимо для её

    участников; игра завершается получением результатов, представляющих

    ценность для них.

    - Игровые действия опираются на знания, умения и навыки,

    приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать

    рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

    - Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в

    целесообразности её использования.

    Учебная игра выполняет несколько функций:

    - обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность

    обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

    - ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и

    применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

    - мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует

    познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного

    интереса. Приведем примеры познавательных игр, которые применяют на

    практике учителя.

    а) Игры - упражнения.

    Игровая деятельность может быть организована в коллективных и

    групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при

    закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

    Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе

    названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно

    попавшее в этот список.

    б) Игра-поиск.

    Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения

    семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других

    семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не

    требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают

    хорошие результаты.

    в) Игры - соревнование.

    Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных

    .конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во

    внеклассной работе.

    г) Сюжетно -ролевые игры.

    Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры

    наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным

    задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и

    др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства,

    рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят

    учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели,

    но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются

    благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний,

    запросов, творческих устремлений учащихся.

    д) Познавательные игры - путешествия.

    В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на

    континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В

    игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже

    имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы

    или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За

    каждую «станцию» выставляются отметки.

    Пример игры - путешествия.

    Условия игры:

    1) К следующей станции можно двигаться, лишь ответив на вопросы.

    2) За ответы на каждой станции получаете 5 баллов.

    Станция 1 «Муравейник»

    Вопросы:

    1) Могут ли муравьи предсказывать погоду?

    2) Что такое мирликология?

    3) Какие муравьи строят гнёзда в грибах?

    .Станция 2 «Айболит»

    Вопросы:

    1) Какие насекомые могут быть лекарями?

    2) Какие продукты насекомых оказывают лечебное действие?

    3) Что такое «муравьиный спирт» и где он применяется?

    Станция 3 «Природоохранная»

    Вопросы:

    1) Как можно защитить муравьев?

    2) Какие ещё членистоногие нуждаются в защите?

    3) Как защ «даются членистоногие?

    Станция 4 «Летающие цветы»

    Вопросы:

    1) Какое значение имеет окраска бабочек?

    2) Почему некоторые виды самок бабочек бескрылы?

    3) Чем пахнут бабочки репницы, брюквенницы, капустницы?

    4) Почему птицы не нападают на бабочку большую тополёвку?

    Станция 5 «Жуки»

    Вопросы:

    1) Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих

    и почему?

    2) Какие жуки пахнут розами?

    3) Как красива жужелица. Почему же её неприятно брать в руки?

    4) Какого водного жука опасно держать в аквариуме вместе с рыбками?

    Почему?

    Из бесед с учителями мы установили, что большинство из них считают

    игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к

    предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин,

    объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок,

    неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание

    тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся.

    ВЫВОД: включение в учебный процесс познавательных игр способствует

    раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности

    ребенка.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и

    повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения,

    можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

    2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся,

    как сильных по успеваемости, так и слабых;

    3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе

    способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся

    по курсу биология;

    4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда,

    когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это

    мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации

    познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении

    каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.